Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Европейский Союз. 
Международное торговое право и право ВТО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский Союз (ЕС) — наднациональная общеевропейская организация, ставшая правопреемницей ЕЭС, а впоследствии еще и Европейского объединения угля и стали. Была создана в результате подписания 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (на юго-востоке Нидерландов) Договора о Европейском Союзе (ДЕС), в настоящее время действующем в редакции Лиссабонского договора 2007 г. Интересно, что заключение… Читать ещё >

Европейский Союз. Международное торговое право и право ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейский Союз (ЕС) — наднациональная общеевропейская организация, ставшая правопреемницей ЕЭС, а впоследствии еще и Европейского объединения угля и стали. Была создана в результате подписания 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (на юго-востоке Нидерландов) Договора о Европейском Союзе (ДЕС), в настоящее время действующем в редакции Лиссабонского договора 2007 г. Интересно, что заключение договора о создании новой наднациональной организации не привело к потере юридической силы Римским договором 1957 г. — договором о создании организации-предшественницы. Он сохранил силу, но был существенно изменен и переименован — стал называться Договором об учреждении Европейского Союза, а с 2007 г. — Договором о функционировании Европейского Союза (ДФЕС или ДФС).

Основные задачи ЕС — в общем те же, что и у ЕЭС, но на качественно более глубоком уровне: это уже не создание общего рынка (со свободным движением людей, товаров, капиталов и услуг), но создание на базе этого самого (уже созданного организациейпредшественницей (ЕЭС)) общего рынка Союза государств с обособленными самостоятельными органами, обладающими исключительной, совместной и акцессорной (дополнительной) компетенцией в решении ряда вопросов общей внутренней и внешней политики государств-членов. В п. 2−4 ст. 3 ДЕС, в частности, говорится, что Европейский Союз «…предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц…» (п. 2); что Союз «…создает [единый] внутренний рынок… старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики… способствует научнотехническому прогрессу» (п. 3); и, наконец, что «…Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро» (п. 4).

Для достижения этих и других целей Европейский Союз, согласно п. 1 ст. 3 ДФС, «…располагает исключительной компетенцией в следующих сферах: (а) таможенный союз; (b) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; © денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро; (d) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства; (е) общая торговая политика». Кроме этого, «…Союз также располагает исключительной компетенцией по заключению международных соглашений, когда такое заключение предусмотрено в законодательных актах Союза, когда оно необходимо, чтобы обеспечить возможность Союзу реализовать спою внутреннюю компетенцию, либо в той мере, в какой оно способно затрагивать общие правила или изменять их действие» (п. 2 ст. 3). Сферы совместной (с государствамичленами) и акцессорной (по отношению к самостоятельно координированной деятельности государств-членов) компетенции Союза определяются, соответственно, ст. 4−6 Маастрихтского договора.

Документами, определяющими статус ЕС, на настоящий момент являются (1) Маастрихтский договор 7 февраля 1992 г. (Договор о Европейском Союзе (ДЕС)), рассматриваемый вместе с (2) Римским договором 25 марта 1957 г. (Договор об учреждении (с 2007 г. — о функционировании) Европейского Союза). Два этих документа, «сложенные» вместе, иногда называют договорами-основателями ЕС. Сходные их наименования нередко запутывают не только учащихся, но и преподавателей. Важно помнить, что речь идет о двух различных документах — Договоре о Европейском Союзе (ДЕС) и Договоре о функционировании Европейского Союза (ДФС):

ДЕС

(Договор о Европейском Союзе, «Маасгрихт-92»)

ДФС

(Договор о функционировании Европейского Союза, «Рим-57»)

В своей первоначальной редакции был заключен в 1992 г. в г. Маастрихте и всегда был непосредственно направлен на создание Европейского Союза. В нем эволюционировал только текст, но ос тавалось неизменным наименование.

Бывший Римский договор 1957 г. — Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), т. е. договор, изначально направленный на создание не самого ЕС, а организации — его предшественницы. Затем он был приспособлен под потребности Европейского Союза (ЕС) и в связи с этим дважды сменил наименование: в 1992 г. он стал называться Договором об учреждении Европейского Союза, а в 2007 г. — Договором о функционировании Европейского Союза.

И ДЕС, и ДФС действуют в редакциии Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г. (см. его ст. 1 и 2, а также приложения, А и В к нему — о поправках, вносимых, соответственно, в ДЕС и ДФС, а также сравнительные таблицы по нумерации статей ДЕС и ДФС до и после внесения в них поправок).

В ч. 3 ст. 1 ДЕС между прочим (неужели тоже во избежание путаницы?) подчеркивается, что Европейский Союз «…основывается на настоящем Договоре [т.е. на ДЕС] и на Договоре о функционировании Европейского Союза [ДФС] (далее именуемых „Договоры“). Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу. Союз [ЕС] заменяет собой Европейское сообщество [ЕЭС] и является его правопреемником» .

Договоры-основатели неоднократно пересматривались, а именно — (3) Амстердамским договором от 2 октября 1997 г., который предусмотрел условия вступления в ЕС, а также в так называемое Шенгенское соглашение; (4) Ниццким договором от 26 февраля 2001 г., реформировавшим все институты ЕС с целью обеспечения возможности вступления в Союз стран Восточной Европы и (5) Лиссабонским договором от 13 декабря 2007 г., несколько упростившим структуру и сделавшим более прозрачной работу органов ЕС, а также наделившим ЕС международной правосубъектностью и его органы — исключительной компетенцией по этим вопросам (включая уже упомянутое выше право заключать международные договоры)[1].

В момент создания Европейского Союза в число его странчленов вошли все страны, бывшие по состоянию на 1992 г. членами ЕЭС, т. е. Бельгия, Великобритания (с заморской территорией Гибралтар, но в ограниченном объеме), Германия (па тот момент уже объединенная), Греция, Дания (уже без Гренландии), Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция[2]. В самом скором времени в ЕС принимаются Австрия, Финляндия (с Аландскими островами, но в ограниченном объеме) и Швеция (1995). Следующий массовый прием в члены Союза последовал лишь без малого спустя 10 лет, а именно — 2004 г., когда ими стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония; затем, в 2007 г. ЕС расширился за счет Болгарии и Румынии, а с 1 июля 2013 г. — за счет Хорватии. Итого, в настоящее время число стран-членов ЕС достигло 28. Это, конечно, немало, но еще далеко не вся Европа.

Не являются членами ЕС такие страны, как Лихтенштейн и Норвегия, которые, однако, будучи членами Европейской экономической зоны (экономической организации, по своим принципам мало чем отличающейся от ЕС) и участницами Шенгенского соглашения, соблюдают основные нормы и правила ЕС и в этом смысле могут быть названы членами Союза de facto. В схожей ситуации находится Швейцария, которая, не будучи членом ЕС, de jure фактически в него входит через Европейскую ассоциацию свободной торговли, участие в Шенгенском соглашении и двусторонних соглашениях с государствами-членами. Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино вынуждены подчиняться правилам основополагающих документов ЕС для того, чтобы иметь возможность использования евро в качестве законного платежного средства. Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория являются странами-кандидатами в ЕС, а Исландия к тому же еще и входит в Шенген. Албания, Босния и Герцеговина, а также Косово входят в официальную программу расширения ЕС. И наконец, совсем никак не связаны с ЕС (помимо называвшейся уже Гренландии) Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, зависимые территории Великобритании (острова Гернси, Джерси и Мэн), Молдова, Россия, Украина[3] и Фарерские острова (автономная территория Дании).

Россию и ЕС связывает соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 24 июня 1994 г. на о. Корфу и вступившее в силу с 1 декабря 1997 г.[4] Оно предполагает систематическое взаимодействие своих сторон в формате так называемых саммитов «Россия — ЕС», проводимых в среднем один раз в полгода (исключение составили 1998,1999 и 2013 гг., когда было проведено только по одной такой встрече). Всего к настоящему времени прошло уже 32 саммита; последний имел место 28 января 2014 г. в Брюсселе, но и его программа была сокращена до одного дня вместо традиционных двух[5]. Причины, по-моему, очевидны: обе стороны слишком хорошо понимают, что в современных условиях Россия и ЕС никак не могут быть не только геополитическими, но и даже полноценными экономическими партнерами — они могут быть только соперниками. Европа хотела бы, конечно, видеть в России инструмент поддержки своих «отечественных» производителей (т.е. рынок сбыта продукции европейского происхождения[6]), а также получать российский газ, нефть и лес, но это и все. Присутствие России в ЕС в любом ином виде либо безразлично (ибо невозможно из-за низкой конкурентоспособности большинства наших товаров и услуг), либо вредно (ибо способно уничтожить ряд секторов серьезно больной европейскую экономики[7]). Россию же, ясное дело, такой расклад не устраивает. Поэтому можно проводить «саммиты» сколь угодно часто и долго (ближайший должен был состояться 3 июня 2014 г. в Сочи, но из-за событий на Украине был отменен), можно радоваться росту товарооборота (за счет увеличения цен на экспортируемый в Европу газ) и выдвигать красивые предложения (по созданию зоны свободной торговли с участием ЕС и ЕврАзЭс, по «третьему энергетическому пакету», новому «базовому соглашению», по отмене визового режима и т. д.) — объективная реальность пока такова, что любые переговоры по подобным инициативам станут заведомо бесполезной тратой времени.

  • [1] Как я уже говорил, все договоры ЕС на английском языке можно посмотреть на официальном сайте Союза: URL: europa. eu/about-eu/basicinformation/dccision-making/treaties/index_en.htm или URL: eur-lex.europa. eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2012:326:FULL:EN:PDF; русский перевод (не все, но ДЕС, ДФС и «Лиссабон» все-таки есть!) — см.: URL: eulaw.ru/trcaties#founding, а также в БД «КонсультантПлюс». В последнем источнике переводы ДЕС и ДФС смотреть предпочтительнее, так как в них наряду с современной нумерацией статей дается еще и та нумерация, которая была в предшествующих редакциях.
  • [2] Испании, Португалии и Франции принадлежит ряд внеевропейских островных территорий, также включаемых в ЕС.
  • [3] Русский перевод соглашения Украины с ЕС — см.: URL: glazev.ru/upload/iblock/Ukrain_EU (rus).pdf.
  • [4] Русский текст см.: URL: eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm.
  • [5] См.: URL: km.ru/world/2014/01/15/evropeiskii-soyuz-es/729 884- rossii-ne-o-chem-razgovarivat-s-evropoi, URL: vedomosti.ru/politics/news/21 899 441/eviosoyuz-sokratil-sammit-s-putinym-iz-za-ukrainy и др.
  • [6] Как это было в 1991 — 1994 гг. со странами бывшего СССР. На сайте URL: eur-lex.europa.eu/ каждый желающий может поискать акты ЕЭС и ЕС со словами «USSR» и «Soviet Union», дабы в полной мере оценить содержание и качество отношений Европы с постсоветскими странами.
  • [7] Можно искать там же (URL: eur-lex.europa.eu/) документы и на этот счет, например, по слову «Russi*» в заголовке — найдется много интересного, хотя и однообразного (сплошной dumping).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой