Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политический радикализм А. Н. Радищева

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это дерзкое по содержанию и форме произведение смогло увидеть свет, благодаря указу Екатерины II о вольных типографиях (1783), которым и воспользовался Радищев. В 1789 г. он завел свою типографию на дому и напечатал 650 экз. «Путешествия». Цензор пропустил работу, не читая, ведь автор был директором петербургской таможни, лицом в столице известным и влиятельным. Сочинение быстро дошло… Читать ещё >

Политический радикализм А. Н. Радищева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самым радикальным мыслителем екатерининских времен считается Александр Николаевич Радищев (1749−1802).

А. Н. Радищев происходил из богатой дворянской семьи, образование получил в Пажеском корпусе, служил пажом при царском дворе и был отправлен лично знавшей его Екатериной вместе с другими своими товарищами в Лейпцигский университет, где пять лет изучал юридические науки, медицину и литературу.

В 1771 г., вернувшись из-за границы, Радищев занял должность протоколиста в Сенате. Его работа состояла в составлении протоколов по судебным делам, слушавшимся в Сенате, в основном это были крестьянские бунты и волнения, стычки барина и крестьян, жалобы крестьян, случаи помещичьего произвола. Должность сенатского протоколиста, вероятно, не устраивала Радищева, и при первой возможности он перешел на военную службу, которую закончил в 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора. В 1778 г. Радищев был вновь определен на службу в государственную камерц-коллегию на асессорскую вакансию. Из коллегии Радищев в 1788 г. переведен был на службу в петербургскую таможню, помощником управляющего, а затем и управляющим.

Политические взгляды Радищева изложены в оде " Вольность" (около 1783); статье «Беседа о том, что есть сын отечества» (1789); сочинении «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789); но главный его труд — " Путешествие из Петербурга в Москву" (1790). В этой работе писатель последовательно и резко осудил крепостное право, самодержавие, выдвинул концепцию демократической революции.

Это дерзкое по содержанию и форме произведение смогло увидеть свет, благодаря указу Екатерины II о вольных типографиях (1783), которым и воспользовался Радищев. В 1789 г. он завел свою типографию на дому и напечатал 650 экз. «Путешествия». Цензор пропустил работу, не читая, ведь автор был директором петербургской таможни, лицом в столице известным и влиятельным. Сочинение быстро дошло до императрицы и вызвало ее понятное возмущение; потрясенная неблагодарностью с юных лет облагодетельствованного ею Радищева, Екатерина в гневе назвала автора бунтовщиком хуже Пугачева. Книга была уничтожена, а автор в 1790 г. посажен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни через отсечение головы. В именном указе Екатерины II от 4 сентября 1790 г. Радищев признавался виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти Царской»[1]. Вина Радищева, как гласит Указ, такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости», по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание» с лишением всех чинов, знака ордена Св. Владимира и дворянского достоинства. В 1798 г. новый император Павел I разрешил Радищеву вернуться в центр России, под Калугу. В 1801 г. после убийства Павла I и воцарения Александра I Радищев был полностью амнистирован. Однако его новые свободолюбивые сочинения привели к очередным угрозам ссылкой и тюрьмой, и надломленный несчастьями Радищев решил покончить жизнь самоубийством. 11 сентября 1802 г. он принял яд и умер в возрасте 53 лет. По другой версии, это было не самоубийство, а несчастный случай: Радищев нечаянно выпил стакан ядовитой жидкости, которой его сын чистил эполеты.

Мировоззренческой основой политико-правового учения Радищева была теория естественного права и общественного договора, а также наиболее радикальные концепции Просвещения.

Главным преступлением, первопричиной всех зол, вечной социальной язвой Российской империи Радищев называл крепостное право, из которого проистекают отсутствие вольности и повреждение нравов во всех сословиях.

Мыслитель предвидел неизбежный трагический исход многовековой борьбы между двумя главными общественными силами, скованными одной государственной цепью, — дворянством и крестьянством.

Радищев критиковал пороки, злоупотребления и преступления помещиков, государственных чиновников, представителей православной церкви, служащих правительству и помещикам. Всем им писатель вменял нравственную порчу: разврат, продажность, бескультурье и жестокость. Не избежали критики мыслителя и представители нового купечества, которые, по его мнению деспотичны, неграмотны и корыстны и совсем не похожи на европейское передовое «третье сословие», уже возглавившее американскую и французскую революции.

Радищев доказывал несоетоятельность крепостничества с позиций теории естественного права: «по природе все люди равны»; крепостное право противоестественно, и потому является не правом, а насилием, которому должно противостоять силой; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.

Крепостное право также не состоятельно экономически: подневольный труд имеет низкую производительность, поскольку крестьянин не заинтересован работать на земле, которая ему не принадлежит. «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан» .

И наконец, крепостничество безнравственно, обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай» .

Идеалом общественной жизни А. Н. Радищев вслед за Ж.-Ж. Руссо считал естественное и гражданское равенство всех людей и путь к этому идеалу видел в последовательном «умалении прав дворянства», которое давно уже не является передовым и служилым сословием, а живет угнетением крепостных, взятками и вымогательством подачек при дворе.

Радищев был противником самодержавия как формы правления, считая его наипротивнейшим человеческому естеству состоянием. Писатель отмечал, что все величие самодержца лишь затушевывает его подлинную деспотическую сущность, допускающую и молчаливо одобряющую рабское состояние и угнетение своих подданных. Радищев не разделяет идеи просветителей, возлагающих надежды на просвещенный абсолютизм, полагая, что удаленность монарха от народа не способствует его пониманию тягот и бедствий простого народа. Просвещенный монарх, прикрываясь заботой об общем благе, «в народе зрит лишь подлу тварь». Союзником монарха в угнетении и подавлении народа являются церковь и духовенство: «Власть царска веру охраняет, власть нареку вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую — рекут»[2].

Идеальной формой правления для мыслителя была республика — народное правление, основанное на идее народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, его неделимости и неотчуждаемости. Но Россия — большая страна, поэтому осуществление в ней непосредственной демократии затруднительно. Радищев считал, что в больших республиках во главе народного правления должны стать великие мужи, избранные народом.

В отличие от либеральных мыслителей А. Н. Радищев открыто оправдывает жестокую народную месть угнетателям, убийства помещиков и крестьянский бунт: «Руской народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость»[3]. Будучи сторонником теории естественного права и общественного договора, Радищев отстаивал право на восстание и даже убийство тех, кто нарушает естественные права человека. Правитель лишь слуга закона, правит по общему согласию народа и если он забыл о своем долге, потворствует преступлениям и злоупотреблениям своих вельмож, то народ имеет право не подчиняться такой власти.

Радищев открыто призывал крестьян к революционному бунту, он полагал, что насилие и жестокость, сопровождающие революцию, являются следствием беззакония и жестокости правящего класса, воспитавшего в народе ненависть и презрение к своим угнетателям. Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, «как могут мстить себя народы», и «Карла на суде казнил». Истребление дворянства, которое происходило в период Французской революции, по мнению Радищева, не принесло никакого ущерба обществу. Единственным негативным моментом является только то, что у революций, как правило, не бывает никакой взвешенной политической программы, которая стала бы идеологическим фундаментом радикальных преобразований общества.

А. Н. Радищев создал целую систему революционных идей: он выступал против практики государственной и военной службы несовершеннолетних дворян; против завоеваний и войны как преступного кровопролития; против насильственного набора в армию рекрутов; против государственной и церковной цензуры; против придворных тунеядцев и злоупотреблений священников; против всей системы беззакония и угнетения человека человеком, лежавшей в основе российского военно-феодального государства[4].

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» стала первым в России революционно-пропагандистским памфлетом против самодержавия и крепостничества, прямым призывом к народному восстанию, а ее автор считается первым российским революционным демократом, жаждущим добиться всеобщего равенства насильственным путем. Пушкин назвал его парадоксальные и «возмутительные» идеи «горькими полуистинами» и «дерзкими мечтаниями». Поражаясь гражданской и человеческой смелостью Радищева, великий поэт писал: «Не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию»[5].

  • [1] Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXIII. [СПб.], 1830. С. 168.
  • [2] Радищев А. Н. Вольность // Поли. собр. соч.: в 3 т. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1938. С. 4.
  • [3] Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Поли. собр. соч. Т. 1. С. 272.
  • [4] Сахаров В. И. Радищев, первый русский интеллигент. URL: http: // archives.narod.ru/Radischev.htm (дата обращения: 24.02.2013).
  • [5] Пушкин А. С. Александр Радищев // Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: в 17 т. Т. 12. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937−1959. Критика. Автобиография. 1949. С. 213.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой