Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление судебной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В правление Екатерины II судебная система подвергается более рациональному реформированию. В 1775 г. появилась система сословных органов правосудия. Каждое из трех сословий — дворянство, городские жители, государственные крестьяне — наделялось правом формировать судебные учреждения уездного масштаба в качестве первой ступени, соответственно уездный суд, нижний магистрат, нижняя расправа… Читать ещё >

Становление судебной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении XVIII — первой половины XIX вв. судебную систему неоднократно перестраивали. При этом ставилась неразрешимая задача: добиться объективного, справедливого правосудия без ослабления контроля администрации над судами.

Судебная система петровского времени

Высшая судебная власть принадлежала императору. Причем число подаваемых на высочайшее имя челобитных неуклонно росло. Поэтому периодически издавались указы, запрещающие подавать такие прошения в обход предусмотренного законом порядка апелляции. К центральным судебным учреждениям относились Сенат и коллегии. Сенату в качестве суда был подведомствен широкий круг уголовных, гражданских дел, а также дела о злоупотреблениях и уклонении от налогов. Коллегии выступали в качестве судебных учреждений в пределах своей компетенции. Так, Вотчинная коллегия, учрежденная среди прочих коллегий ввиду распространенности соответствующих профилю коллегии споров, была даже разделена на Петербургскую и Московскую. Судей этой коллегии предписывалось штрафовать за неправый суд из расчета «на каждом человеке за четверть земли по гривне». Соответствующие челобитные рассматривал Сенат. Интересно, что уличенные и наказанные судьи от должности не отрешались, а при повторном преступлении с них опять взимался штраф в том же размере. Специализированным судебным и судебно-административным учреждением выступала Юстиц-коллегия.

Попытки выделить судебную функцию или поставить суд под контроль общественности предпринимались при реформах местных судов. В марте 1702 г. уездным дворянам было предписано избирать своих представителей для заседания в приказных избах и вершить дела совместно с воеводами. Однако дворян, желающих избирать и быть избранными, не находилось в достаточном количестве, и с 1705 г. воеводы назначали своих помощников, практически принимая решения единолично.

С учреждением губерний в 1708 г. при губернаторах появляется должность ландрихтера для реализации судебных функций, но реально он ведал еще и административными делами. К тому же указом от 24 апреля ландрихтеры ставились в подчиненное положение к губернаторам и ландратским коллегиям. Судебные полномочия в основном закреплялись за ландратами, а ландрихтеров следовало посылать в основном для разрешения земельных споров. Централизация системы ландрихтеров состоялась под главенством Юстиц-коллегии в апреле 1719 г. В губернии назначались по одному обер-ландрихтеру, с подчинением ему ландрихтеров. Юрисдикция последних так и не была установлена.

Попытка сформировать независимые судебные органы была предпринята в январе 1719 г. с учреждением в губерниях надворных судов. Штат надворного суда включал президента, вице-президента, нескольких асессоров. Решения принимались коллегиально. Однако независимости их от администрации добиться не удалось, главным образом вследствие назначения на должности членов судов действующих военных и чиновников, подчиненных служебной дисциплине и соблюдающих субординацию. Наряду с десятью надворными судами в девяти главных городах формировались коллегиальные и единоличные нижние суды. В тех городах, где надворные и нижние суды не были учреждены, судебными полномочиями наделялись бургомистры, в этом случае называвшиеся президентами.

[1]. Губернаторы приобретали полномочия надзора за деятельностью судебных учреждений, пресекали волокиту и приостанавливали действие судебных решений.

В эпоху Петра Великого действовали и суды специальной юрисдикции — военные (полковые и генеральный кригсрехты). К компетенции генерального кригсрехта относились дела о преступлениях высших армейских чинов, больших войсковых подразделений, апелляции на решения полковых судов и т. д. Для городского населения с петровских времен в качестве судебно-административных учреждений существовали Главный и городовые магистраты. На какое-то время их упраздняли с передачей дел ратушам и Коммерц-коллегии, однако в 1743 г. Главный и городовые магистраты были восстановлены на прежних основаниях и даже получили независимость от губернаторов. Для словесного разрешения споров между купцами существовали таможенные суды, которые в течение века расширяли подведомственность, получив даже такие дополнительные полномочия, как рассмотрение вексельных споров и конфликтов, возникающих между купцами на ярмарках. Такие суды действовали под ведением магистратов и ратуш и включали, как правило, двух членов, избираемых от купеческого сословия и ежегодно сменяемых. Во времена Екатерины II преемниками этих судов стали суды словесные.

Церковные суды в городах являлись единоличными и рассматривали духовные дела мирян и споры духовенства. Суды второй инстанции устанавливались при епархиальных архиереях и имели различные названия (с 1744 г. — консистории). Высшим судом по церковным делам выступал Синод.

После смерти Петра под предлогом упрощения и удешевления правосудия большинство преобразований, связанных с попыткой учредить в государстве отделенную от управления судебную организацию, очень быстро сходит на пег. В 1727 г. судебные полномочия упраздненных местных судов передавались в ведение воевод и губернаторов.

Реформы Екатерины II

В правление Екатерины II судебная система подвергается более рациональному реформированию. В 1775 г. появилась система сословных органов правосудия[2]. Каждое из трех сословий — дворянство, городские жители, государственные крестьяне — наделялось правом формировать судебные учреждения уездного масштаба в качестве первой ступени, соответственно уездный суд, нижний магистрат, нижняя расправа, и губернские, как апелляционные инстанции — верхний земский суд, верхний магистрат, верхняя расправа. Первые, уездные инстанции, рассматривали все дела в рамках одного состава (один председатель и восемь заседателей), апелляционные судебные учреждения делились на два департамента: по гражданским и по уголовным делам (по одному председателю и пять заседателей в каждом). Судебные должности замещались по выборам сроком на три года, а председатели верхних судов назначались монархом по предложению Сената (список из двух кандидатов предоставлялся главе государства). Обжалование решения суда первой инстанции в вышестоящий орган допускалось лишь в случае внесения неудовлетворенной стороной 25-рублевого залога при условии, что сумма иска превышает сумму залога. Оставление без изменения решения суда первой ступени вышестоящей инстанцией влекло обращение залога в доход государства. Решения нижних судов по делам на сумму менее 25 руб. пересмотру не подлежали.

Одновременно с сословными судами в губерниях учреждались коронные суды — палаты по уголовным и гражданским делам. Состав каждой палаты включал председателя, назначаемого самодержцем, двух советников и двух асессоров, назначаемых Сенатом по спискам Юстиц-коллегии. В порядке ревизии палаты имели право по своему усмотрению или по обращению сторон пересматривать решения верхних сословных судов. Залоговая сумма устанавливалась в размере 100 руб. Обязательному утверждению уголовной палаты подлежали решения верхних сословных судов на дела по преступлениям, за которые следовало назначить наказание в виде смертной казни, лишения чести, торговой казни (нижние сословные суды вершить такие дела не имели права). Обжалование решения палат в Сенат сопровождалось обязательным залогом в 200 руб.

Особым элементом судебной системы был совестный суд, учреждавшийся один на губернию в составе председателя и шести заседателей (по два от каждого сословия). В компетенцию совестного суда включались гражданские дела, разрешаемые в примирительном порядке, и мелкие уголовные дела со смягчающими обстоятельствами.

С учреждением органов городской полиции — управ благочиния с 1782 г. приставы гражданских и уголовных дел наделяются правом рассматривать споры на сумму иска менее 20 руб.[3]

В правление Павла I местная судебная система подверглась изменениям. Попытка нового преобразования губерний закончилась упразднением верхних сословных судов: Верхней расправы, Губернского магистрата, Верхнего земского суда. Таким образом, судебная система Российской империи приобрела трехзвенную структуру: Сенат в еголице, палаты уголовного и гражданского суда в губерниях, уездный суд, магистрат, расправа в уездах и городах. Александр 1 предпринял меры к восстановлению государственных и правовых институтов, некогда упраздненных отцом, в том числе и судов. В 1801 г. вновь появляются Верхняя расправа, Верхний земский суд, Губернский магистрат.

Органы по борьбе с государственными преступлениями

Преображенский приказ, руководимый князем Ф. Ю. Ромодановским, первоначально осуществлял функции канцелярии царя, но с 1696 г. ведал расследованием дел в рамках процедуры «слова и дела государева». В феврале 1718 г. в Москве учреждается Тайная розыскная канцелярия для расследования дела царевича Алексея. В 1729 г. Преображенская канцелярия прекратила свое существование, дела ее передавались в Верховный тайный совет. В апреле 1731 г. возникло новое ведомство, которое получило официальное название Канцелярия тайных дел. В 1732 г. Канцелярия переехала в северную столицу, в Москве оставалась ее контора. Жесткие методы работы Канцелярии, где всем способам следствия предпочиталась пытка, внушали страх и были непопулярны у населения. Петр III в феврале 1762 г. упразднил Канцелярию, но за полторы недели до этого события учредил Тайную экспедицию при Сенате и Московскую Тайную экспедицию при сенатской конторе в Москве, которые сохранялись и в царствование Екатерины II.

  • [1] «Регламент или Устав Главного Магистрата» от 16 января

    1721 г. // ПСЗРИ-1. Т. VI. № 3708.

  • [2] «Учреждения для управления губерний Всероссийский империи» от 7 ноября 1775 г. // Законодательство Екатерины II: сб. документов. М., 2000. Т. 1. С. 380−469.
  • [3] «Устав благочиния или Полицейской» от 8 апреля 1782 г. // Законодательство Екатерины II: сб. документов. С. 557−605.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой