Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История патентного права в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До воцарения Петра I в России не существовало ничего похожего на современные привилегии. Петр Великий с самого начала своего царствования убедился в том, что прочным основанием для всех его реформ может быть лишь поднятие благосостояния населения, основанное на всестороннем развитии «мануфактур и промышленности». В числе прочего был им позаимствован у французов и шведов и институт привилегий… Читать ещё >

История патентного права в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До воцарения Петра I в России не существовало ничего похожего на современные привилегии. Петр Великий с самого начала своего царствования убедился в том, что прочным основанием для всех его реформ может быть лишь поднятие благосостояния населения, основанное на всестороннем развитии «мануфактур и промышленности». В числе прочего был им позаимствован у французов и шведов и институт привилегий. Подобно зарубежным первые российские привилегии обладали свойством факультативности. Они выдавались в связи с осуществлением субъектами некой полезной для государства деятельности. При этом выданные привилегии приводились в зависимость от оказанной государству услуги.

Период с 1812—1870 гг. ознаменован исследовательской и законотворческой деятельностью М. Сперанского. 8 мая 1812 г. в Государственный совет им была внесена докладная записка и приложенный к ней проект общего закона о привилегиях на изобретения. «Всякое изобретение есть собственность изобретателя, — говорит автор записки. — К удостоверению этой собственности есть два только способа: 1) тайна и 2) покровительство Правительства. Часто первый способ бывает недостаточен, а потому прибегают ко второму. Отсюда возникли привилегии… Главные пользы привилегий состоят в следующем: 1) (они) служат весьма важным поощрением;

2) они освобождают изобретателя от хранения тайны, всегда трудного… и 3) они удостоверяют общество, по истечении известного срока, к пользованию изобретением".

Первый Патентный закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия» был принят 17 июня 1812 г. Выдача этих привилегий стала обязанностью Министерства внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете. Срок ее действия мог составлять 3, 5 или 10 лет, в зависимости от размера выплачиваемой пошлины. По данным В. Д. Каткова, с момента принятия данного Закона до 1833 г. было выдано 72 таких привилегии[1].

Устанавливалась выдача привилегии на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет по явочной системе через министра внутренних дел.

В 1830-е гг. в министерстве финансов был составлен новый проект закона о привилегиях. Как было обозначено в объяснительной записке: «не отрицая пользы привилегий вообще, совет не может, однако, не признать, что поскольку всякая привилегия есть некоторый род монополии, то и нужно соответствующими постановлениями отвратить вредные следствия оной, дабы извлечь из самой монополии, возможно, большую выгоду для общества и сохранить полную свободу изобретательным умам». В развитие этой мысли проектов вводился ряд ограничений: 1) привилегии выдаются на возможно более краткие сроки; 2) пошлины за них взимаются высокие;

3) привилегии не могут быть переуступаемы компаниям на акциях; 4) вводится обязательное эксплуатирование привилегий; 5) вводится предварительное рассмотрение изобретений. Окончательное утверждение проект получил 22 ноября 1833 г.

Были установлены случаи, при которых привилегии не должны были выдаваться: 1) на основные начала без применения их к какому-нибудь искусственному предмету; 2) на незначительные открытия, доказывающие единственно остроту ума, но не обладающие существенной пользой;

3) на изобретения и усовершенствования, относящиеся до боевых потребностей государства; 4) если на один и тот же предмет два лица подадут прошение о выдачи привилегии. Как было при этом установлено, предварительная административная проверка изобретений не отменяет возможности оспаривать выдачу привилегии в суде.

В 1870 г. положения Закона были вновь подвергнуты пересмотру. Выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого момента она окончательно превратилась в документ, признающий права за любым лицом, кто создал отвечающее требованию закона техническое новшество.

В 1896 г. был принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования. Данный акт более четко определил признаки изобретения: техническое новшество должно относиться к области промышленности и обладать новизной. Срок привилегии был определен в 15 лет. Было предусмотрено право обладателя привилегии отчуждать ее, выдавать лицензии иным лицам, передавать привилегии по наследству. Обязанность использования привилегии при этом сохранялась.

Положение действовало вплоть до 1919 г. Первым декретом советской власти, касающимся изобретений, стало Положение об изобретениях, подписанное 30 июня 1919 г. В. И. Лениным. Этим документом отменялись все привилегии, выданные до вступления в силу Декрета. Изобретения стали считаться достоянием всего народа и отдавались ему в свободное пользование. Государству предоставлялось право отчуждать любое изобретение, которое могло быть признано полезным Комитетом по делам изобретений. За изобретателем сохранялось право авторства, удостоверяемое специальным документом — авторским свидетельством, и право на вознаграждение, устанавливаемое оценочной комиссией Комитета.

В период нэпа патентная охрана изобретений восстановилась. 12 сентября 1924 г. ЦИК и СНК СССР было принято Постановление о патентах на изобретения. В соответствии с данным актом правовую охрану получали технические новшества, отвечающие условиям новизны и промышленного.

использования. Был определен 15 лет срок действия патента. Патент мог свободно отчуждаться иным лицам. Закрепление получили институт принудительного лицензирования и преждепользования.

В 1931 г. было принято Положение об изобретениях и технических усовершенствования. Было установлено, что автор нового изобретения может требовать, чтобы было признано только его авторство или чтобы ему было предоставлено исключительное право на изобретение. Для первого случая предусматривалась выдача авторского свидетельства. Для второго — патента. На практике основным документом стало авторское свидетельство. В таком случае изобретатель переуступал свое право на разработку государству, что позволяло ему рассчитывать в случае, если его изобретение признано полезным для народного хозяйства СССР, как на выплату вознаграждения, так и получение ряда льгот. Учитывая, что реальных возможностей по самостоятельной коммерциализации изобретения у авторов на рассматриваемом периоде не было, подобный вариант оказался для них предпочтительным. В случае, если изобретение было сделано в связи с работой изобретателя в научно-исследовательских, конструкторских бюро, цехах, лабораториях и тому подобных органах общественного сектора по изысканию, разработке и испытанию изобретений; по специальному заданию государственного органа или организации общественного сектора или если изобретатель получил от них материальную помощь, права на изобретения в любом случае переходили к государству. Была установлена специальная процедура отбора полезных изобретений и технических усовершенствований.

В 1959 г. было принято новое Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. За автором была сохранена возможность выбирать между патентом или авторским свидетельством. Последнее по-прежнему выдавалось в преобладающем большинстве случаев. Были обозначены признаки изобретения. К таким объектам были отнесены решения технической задачи в любой области народного хозяйства, культуры, здравоохранения или обороны страны, отличающиеся существенной новизной и дающие положительный эффект.

Рассматриваемая система авторских свидетельств сохранилась до 1991 г. В 1992 г. был принят Патентный закон, где были установлены критерии патентоспособности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и схожая с современной система прав на патентоохраняемые объекты, предусмотрены случаи свободного использования таких объектов, право преждепользования, детально регламентирована процедура получения патента.

Источники патентного права С учетом необходимости регулирования патентных правоотношений, как на международном[2]

образцов: на основании правильно оформленной первой заявки, поданной в одном из договаривающихся государств в течение определенного срока (12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев для промышленных образцов и знаков), заявитель может испрашивать охрану в любом из остальных договаривающихся государств. Такие последующие заявки считаются поданными в ту же дату, что и первая заявка. Иными словами, они имеют приоритет (отсюда термин «право приоритета») перед заявками, поданными в указанный период на то же изобретение, полезную модель, знак или промышленный образец другими лицами;

  • — принцип независимости патентов, выданных в разных договаривающихся государствах на одно и то же изобретение: выдача патента одним договаривающимся государством не обязывает к выдаче патента другие договаривающиеся государства; заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть аннулирован ни в одном договаривающемся государстве на том основании, что заявка на патент была отклонена или патент был аннулирован в любом другом договаривающемся государстве;
  • — допустимость принудительного лицензирования: каждое договаривающееся государство, принимающее законодательные меры, касающиеся выдачи принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления предоставленных патентом исключительных прав, может делать эго только на определенных условиях;
  • б) Соглашение ТРИПС.

В сфере патентного права Соглашением устанавливаются следующие принципиальные правила:

  • — установление критериев правовой охраны изобретений: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;
  • — раскрывается сущность исключительного права: его основу составляет правомочие запрещать всем третьим лицам без согласия правообладателя использовать патентоохраняемый объект;
  • — предусматриваются преимущественно процедурные особенности предоставления принудительной лицензии (ст. 31): неисключительность, возмездность, необходимость предшествующего обращения потенциального лицензиата о выдаче ему разрешения на использование объектов интеллектуальной собственности и проч. Указывается на возможность применения рассматриваемой нормы в случаях осуществления правообладателем антиконкурентных действий, необходимости получения доступа к разработке обладателем прав на зависимый патент;
  • в) Договор о патентной кооперации 1970 г. Советский Союза присоединился к ней 29 марта 1978 г. Данным Соглашением была создана система международной патентной заявки. Установлена процедура предварительной проверки таких заявок, патентной экспертизы, что значительно облегчает патентование изобретений в отдельных странах мира;
  • г) Евразийская патентная конвенция 1994 г. Участниками являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина. В ней предусматривается порядок и условия предоставления так называемого евразийского патента — патент на изобретение, выдаваемый Евразийской патентной организацией на срок 20 лет, действие которого распространяется на территории государств — участников Евразийской патентной конвенции.

Статья 6 Конвенции указывает, что Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В соответствии со ст. 10 объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения, а описания и чертежи могут служить только для целей толкования формулы. Эти и некоторые другие положения, решенные в Конвенции в единообразном виде, детализируются в Патентной инструкции, утверждаемой Административным советом;

  • 2) национальное законодательство. К национальным источникам патентного права относится:
    • — Конституция РФ (ч. 1 ст. 44; п. «о» ст. 71);
    • — ГК РФ (главным образом, гл. 69 и 72 ГК РФ);
    • — Федеральные законы от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных»; от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
    • — подзаконные нормативные правовые акты (см. постановление Правительства РФ от 4 июня 2014 г. № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»; приказ Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 327 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение»);
    • — судебная практика.
  • [1] Катков В. Д. О привилегиях (патентах) на промышленные изобретения. Харьков, 1902.С. 23.
  • [2] Международные договоры: а) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. в Париже. Ратифицирована СССР 19 сентября 1968 г. В сфере патентногоправа ею устанавливаются следующие принципиальные положения: — право приоритета в отношении патентов (а также полезных моделей в тех случаях, когда таковые существуют), знаков и промышленных
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой