Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предупреждение и контроль корыстной преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К указанным мерам в первую очередь относятся наведение элементарного порядка в бюджете страны, контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально незащищенных слоев населения. Сюда также следует отнести: своевременную выплату заработной платы, повышение ее уровня, которое опережало бы рост инфляции в стране или хотя бы… Читать ещё >

Предупреждение и контроль корыстной преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России — одно из основных направлений социально-экономической политики государства и стратегии по предупреждению корыстных преступлений. Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволило бы сформировать довольно широкий слой экономически активных, законопослушных и материально обеспеченных людей. Однако это важнейшее направление предупреждения корыстной преступности пока лишь политически декларируется, причем не только в нашей стране.

Главным критерием результативной предупредительной работы является соответствие содержания и иерархии принимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий исследуемой преступности. Поэтому меры предупреждения, коррелирующие с причинами, могут носить политический, экономический, социальный, организационный, правовой и воспитательный характер. Предупреждение корыстной преступности в этом плане в основном предполагает последовательное решение проблемы социальной незащищенности населения, нужды и нищеты.

К указанным мерам в первую очередь относятся наведение элементарного порядка в бюджете страны, контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально незащищенных слоев населения. Сюда также следует отнести: своевременную выплату заработной платы, повышение ее уровня, которое опережало бы рост инфляции в стране или хотя бы не отставало от него; повышение пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых размеров, позволяющих обеспечить достойное существование; реализация государственной семейной политики, развитие социального обслуживания семьи (особенно детей, оставшихся без попечения родителей), увеличение пособий для многодетных семей; решение жилищной проблемы для малообеспеченных семей и семей со скромным достатком; решение проблемы занятости населения, снижение безработицы и обеспечение вынужденно безработных необходимыми пособиями; оказание реальной материальной помощи российским гражданам, ставшим беженцами и вынужденными переселенцами, в обустройстве на новом месте жительства; поощрение благотворительной деятельности государством[1]. Все эти меры имеют особое значение сейчас, когда мы переживаем последствия финансового кризиса.

Поскольку предупреждение различных форм преступных деяний корыстной направленности прежде всего связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем, то и меры предупреждения должны быть соответствующими. Причем история предупредительной деятельности свидетельствует о том, что в структуре решений данных проблем нет идеальных подходов, исключающих противоправное стремление к материальным ценностям. Поэтому речь идет лишь об оптимальных решениях проблемы, в которых экономический прогресс и частная собственность более или менее гармонично сочетались бы с развитием социальной защищенности людей.

Идея социального равенства между людьми, построенная на отрицании частной собственности, была сформулирована французскими просветителями и социалистами-утопистами в XVIII- XIX вв., развита классиками марксизма-ленинизма и стала одним из принципов строительства социализма в СССР и других социалистических странах. Предполагалось, что такой подход кардинально решит проблему социального равенства, а следовательно, и искоренит корыстные преступления. Однако это, с одной стороны, оказалось недостижимым на современном этапе развития общества, а с другой, — тормозило экономическое развитие, что привело к застою в СССР и других социалистических странах, нищите, а также к формированию безответственного отношения к «ничейной» собственности.

Теперь обратимся к бюджету современной России. 9 октября 2009 г. Госдума в связи с недостатком средств внесла существенные изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В бюджетном перечне представлено 90 федеральных целевых программ и десятки подпрограмм. Среди них есть программы, имеющие некоторое криминологическое значение: о детях России, о развитии уголовно-исполнительной и судебной системы, о противодействии наркотизму, о повышении безопасности дорожного движения, о противопожарной безопасности, об обеспечении жильем прокуроров. В огромном перечне программ нет и намека на программы по противодействию корыстной преступности, коррупции, а также по минимизации бедности, социального неравенства и несправедливости. Эти проблемы будут решать, как обычно, за счет энтузиазма правоохранительных органов и терпения граждан.

Проблема контроля и предупреждения корыстной преступности, составляющей от 80 до 90% всех преступных проявлений, — одна из основных проблем борьбы с преступностью в целом. Однако вопросы контроля стали считать не согласующимися с либеральными и демократическими ценностями. И ЛИШЬ В СВЯЗИ с экономическим кризисом председатель Европейской комиссии Ж. Баррозу вынужден был следующим образом определить политику Евросоюза: «Регулирование и контроль государства должны действовать на глобальном уровне». США также уделяют внимание контролю и государственному регулированию, но с большими оговорками. Европейцы же в большей степени социалисты, чем американцы. Они начинают осознавать роль государственного регулирования и социально-правового контроля в преодолении кризисных негативных и криминогенных обстоятельств.

Особую роль в предупреждении корыстных и особенно экономических преступлений играет жесткий социально-правовой контроль за экономической деятельностью юридических и физических лиц. Это направление в последние годы активно реализуется путем издания федеральных законов, указов президента и постановлений правительства, однако их исполнение остается фрагментарным.

В качестве примера можно привести попытки установления государственного контроля за образованием первичного капитала частных собственников. Постановлением Съезда народных депутатов 1992 г. «О состоянии законности и борьбы с преступностью и коррупцией» было предписано: организовать перерегистрацию хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, в ходе которой проверить источники и законность образования первоначального капитала, правомерность и обоснованность оценки объектов, переданных в собственность или сданных в аренду коммерческих структур. Указанное требование не было выполнено и вновь прописано в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994−1995 годы, утвержденной Президентом РФ. Однако эта важная программная антикриминогенная мера так и осталась нереализованной.

Мэр Москвы Юрий Лужков предложил российским властям национализировать активы олигархов и передать их новым собственникам по рыночным ценам. Он подчеркнул, что в свое время «был единственным в стране, кто не принял программу дикой приватизации собственности, программу разграбления страны, которую реализовывал Чубайс при поддержке бывшего президента Ельцина». По словам Лужкова, олигархи в России «захватили целые отрасли, набрали 500 миллиардов долгов». При этом они, как утверждает мэр, не знают, что такое производство, а умеют только шелестеть деньгами.

Выявлению, пресечению и предупреждению корыстных преступлений могут способствовать следующие направления государственного контроля:

¦ меры по обеспечению финансового контроля в стране, который Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 возложен на Счетную палату, Министерство финансов и другие федеральные ведомства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;

¦ меры по обеспечению банковского контроля со стороны Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений на основе федеральных законов о Банке России, о банках и банковской деятельности;

¦ меры по обеспечению налогового контроля, осуществляемого ФНС России. В связи с огромной задолженностью по налогам крупных предприятий Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 была дополнительно создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины;

¦ меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности, ввоза и вывоза культурных ценностей, стратегических, ядерных, радиоактивных, наркотических средств и других материалов;

¦ меры по обеспечению валютного контроля, осуществляемого органами ФТС России;

¦ меры, принимаемые административными, финансовыми и налоговыми органами контроля на основе действующего законодательства (Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции») в целях выявления и предупреждения коррупционных действий государственных служащих.

Важное место в системе предупреждения корыстных преступлений занимает государственный контроль за проведением приватизации государственной собственности[2], предоставлением организациям налоговых льгот, за своевременным проведением аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий.

Особенно актуальным в последнее время стал контроль за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков[3].

Большое внимание следует уделять правовому обеспечению борьбы с корыстной преступностью. Уголовный кодекс РФ 1996 г. сохранил составы преступлений против собственности, содержащиеся в УК РСФСР 1960 г., наряду с этим в Кодекс было включено около 50 новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за экономические и иные корыстные преступления и обеспечивающих направленную уголовно-правовую борьбу с корыстной преступностью. Но экономическая сфера динамична, и потому еще до вступления УК РФ в силу стали вносится предложения по изменению и дополнению методов борьбы с экономическими, налоговыми и другими корыстными преступлениями. И в настоящее время нормы Кодекса нуждаются в пересмотре и дополнении для более эффективной борьбы с организованной экономической преступностью и коррупцией, также целесообразно было бы принять комплексные законы прямого действия.

Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью включает в себя и постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц.

Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности является одним из серьезных направлений в предупреждении преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность преступников и способствуют разрастанию корыстной преступности. Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников высокой квалификации и специализации.

Большое значение в предупреждении преступлений против собственности (краж, грабежей, разбоев, мошенничества, вымогательства) и других корыстных деяний имеет виктимологическая профилактика, заключающаяся в информировании населения о способах совершения этих деяний, криминогенных зонах в городе или другом населенном пункте, рекомендуемых мерах защиты и самозащиты от совершаемых преступлений, недопустимости излишней доверчивости к незнакомым людям и т. д.

В городах граждане стараются позаботиться об укреплении дверей и окон своих домов и квартир, установке технических средств охранной сигнализации, приобретении газового оружия и газовых баллончиков для самозащиты и т. п.

Конкретные меры по предупреждению, выявлению и пресечению корыстных преступлений были предусмотрены во второй Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1996−1997 годы. Шесть ее разделов включали меры: по противодействию организованной экономической преступности и коррупции; по защите экономической безопасности государства и различных видов собственности; по усилению борьбы с нарушениями налогового законодательства; по предупреждению преступлений во внешнеэкономической деятельности, в сфере приватизации, в добывающих и перерабатывающих отраслях и на транспорте, в сфере сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Наряду с Федеральной программой во всех субъектах федерации были приняты региональные программы по усилению борьбы с преступностью вообще и корыстной в частности. Но как уже было сказано ранее, они не реализовывались и поставленные задачи не выполнялись.

В настоящее время общегосударственных программ по предупреждению преступности не принимается. Однако вопросы по предупреждению различных форм преступности (террористической, экстремистской, насильственной, экономической и др.) ставятся и их решение финансируется. Тем не менее прогностическая и профилактическая деятельность в нашей стране реализуется крайне неудовлетворительно. К сожалению, подобную картину можно наблюдать и в других странах. Хотя следует отметить большой научный интерес к этим проблемам[4].

Эффективные меры предупреждения различных видов корыстных преступлений могут быть выработаны лишь на основе криминологического анализа причин и условий совершаемых деяний в конкретном городе, районе, другом населенном пункте или на отдельном объекте.

  • [1] Криминология / под ред. Η. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 387.
  • [2] Приватизация по-российски / под ред. А. Б. Чубайса. М., 1999.
  • [3] Впервые за последние 15 лет рынок четко представляет вектор, по которому будет двигаться государство в своей борьбе с нелегальным алкоголем… Существование обширного рынка нелегального спиртного ни у кого сомнений не вызывает. По данным Росстата, в 2008 г. в стране было продано 177 млн декалитров водки и ликеро-водочной продукции. А вот произвели легальные российские компании только 121 млн декалитров спиртного. Несложный арифметический подсчет показывает, что нелегальный алкогольный рынок в этом году составил в России как минимум 56 млн декалитров, т. е. больше трети (Российская газета. 2009. 15 окт.). Комплекс предлагаемых мер: 1) жесткий контроль за розничной торговлей — предполагается установить ограничения по месту продажи алкоголя, времени продажи и возрасту покупателя, а также единый порядок лицензирования розничной торговли; 2) введение лицензирования транспортных перевозок спирта; 3) повышение ответственности за нелегальный оборот алкоголя. Кроме того, обсуждается вопрос о введении минимальной цены на алкоголь и единой ставки акциза на всю алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Если это удастся реализовать, то «левая» водка будет вытеснена из оборота. Но будет ли все это реализовано?
  • [4] Graham J., Bennett Т. Crime Prevention Str ategies in Europe and North America. Helsinki, 1995. P. 47−116; Adult Probation Profiles of Asia. UNAFEI. 1999; Pathways to Prevention. Canberra, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой