Процесс взаимной адаптации продавцов и покупателей при нарушении и восстановлении равновесия спроса и предложения
Спрос снизился; предложение возросло в меньшей мере, чем в ситуации 12: объем продаж снизился; цена понизилась в меньшей мере, чем в ситуации 12. Инвестиции в расширение производства малоэффективны вследствие низкой рентабельности продукции и (или) высоких цен факторов производства. Спрос возрос; предложение понизилось столь же значительно; объем продаж не изменился; цена повысилась в большей… Читать ещё >
Процесс взаимной адаптации продавцов и покупателей при нарушении и восстановлении равновесия спроса и предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Восстановление равновесия спроса и предложения осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим содержание этого процесса при конъюнктуре рынка, соответствующей ситуации 2 (рис. 6.3).
- 1. Покупатель готов по цене равновесия рт приобрести большее количество товара qM.
- 2. Под влиянием этого намерения спрос растет.
- 3. Однако на рынке в наличии есть масса товара только в объеме qT, так как производство инертно и не может незамедлительно увеличить массу товара до величины qM. В силу этого на рынке образуется дефицит: Aq = qM — qT.
Рис. 6.3. Процесс восстановления равновесия спроса и предложения.
- — этапы процесса (3-й этап)
- 4. Под влиянием дефицита цена на наличный товар повышается до величины рк.
- 5. Повышение цены стимулирует предприятия увеличить производство товара и его поставку на рынок.
- 6. По мере роста предложения дефицит сокращается и цена снижается.
- 7. Взаимная адаптация продавцов и покупателей к изменению спроса и предложения приводит к новому равновесию М (рд/, qM). В ситуации 2 рм = рТ.
Этот процесс нарушения и восстановления рыночного равновесия происходит непрерывно с тем или иным темпом.
Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
Предприятие заинтересовано в получении ренты продавца, поэтому оно внимательно наблюдает за соотношением спроса и предложения и ценой равновесия. Чем большую ренту предприятие может получить от продажи своих товаров на рынке, тем выше его прибыль. Эта рента будет изменяться, при прочих равных условиях, с изменением цены равновесия.
Величина ренты зависит от ряда факторов, которые мы называем факторами предложения. Каждой ситуации динамики рыночного равновесия соответствует свой набор факторов предложения, который обусловливает реакцию предприятия на происходящие изменения. Версия реакций предприятия на конъюнктуру рынка приводится в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Реакция предприятия на конъюнктуру рынка (версия).
Номер ситуации. | Динамика рыночного равновесия. | Факторы предложения. | Характер реакции предприятия. |
Спрос возрос; предложение возросло в меньшей степени, чем спрос; объем продаж увеличился; цена повысилась. |
|
| |
Спрос возрос; предложение возросло сбалансированно с ростом спроса; объем продаж увеличился; цена осталась без изменений. |
| ||
Спрос возрос; предложение увеличилось в большей степени, чем спрос; объем продаж увеличился; цена снизилась. |
| ||
Спрос возрос; предложение осталось без изменения; объем продаж и цена возросли. |
|
| |
Спрос возрос; предложение понизилось не столь значительно; объем продаж возрос в меньшей степени, чем в ситуации 4; цена повысилась в большей степени, чем в ситуации 4 |
|
| |
Спрос возрос; предложение понизилось столь же значительно; объем продаж не изменился; цена повысилась в большей степени, чем в ситуации 5. | |||
Спрос возрос; предложение понизилось более значительно; объем продаж снизился; цена повысилась в большей степени, чем в ситуации 6 | |||
Спрос не изменился; предложение возросло; объем продаж увеличился; цена снизилась. |
|
| |
Спрос, предложение, объем продаж и цена не изменились. |
| Оставаться на данном рынке до изменения ситуации. | |
Спрос не изменился; предложение снизилось; объем продаж уменьшился; цена возросла. | То же, что в п. 1, 2, 3 ситуаций 5, 6, 7. | Тот же, что в ситуациях 5, 6, 7, но быть более осторожным с инвестированием. | |
Спрос снизился; предложение возросло; объем продаж повысился; цена снизилась. |
|
| |
Спрос снизился; предложение возросло в меньшей мере, чем в ситуации 11; объем продаж не изменился; цена понизилась в меньшей мере, чем в ситуации 11 | |||
Спрос снизился; предложение возросло в меньшей мере, чем в ситуации 12: объем продаж снизился; цена понизилась в меньшей мере, чем в ситуации 12 | |||
Спрос снизился; предложение не изменилось; объем продаж уменьшился; цена снизилась. | Те же факторы, что в п. 1,5 ситуаций 11, 12, 13 |
| |
Спрос снизился; предложение снизилось; объем продаж уменьшился; цена повысилась. |
|
| |
Спрос снизился; предложение снизилось в меньшей мере, чем в ситуации 15; объем продаж уменьшился; цена не изменилась. | |||
Спрос снизился; предложение снизилось в меньшей мере, чем в ситуации 16; объем продаж уменьшился; цена понизилась. |
При определении цены товара в договоре купли-продажи предприятие должно ориентироваться на соотношение спроса и предложения, как это показано выше на графиках.