Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Церковь и государство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XVI в. возрастание авторитета русской православной церкви привело к присвоению ее главе сана патриарха. Новые успехи церкви заметны в XVII в. Патриарх Филарет сумел посадить на царский престол своего сына Михаила Романова, ставшего основоположником новой династии. Весьма религиозным был следующий монарх — Алексей Михайлович. Он даже попал первоначально под сильное влияние митрополита… Читать ещё >

Церковь и государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Их взаимоотношения в рассматриваемый период отличаются определенной сложностью и неоднозначностью. Иван Грозный в начале своего царствования поссорился с верхушкой церкви, включая митрополитов, защищавших бояр, попавших в царскую опалу. Кроме того, руководители православной церкви вмешивались в семейные дела царя, который нарушал каноны православия в отношении количества сменяемых жен. В свою очередь, Иван IV выступил на церковном соборе с резкой критикой духовенства, особенно черного, допускавшего грубые нарушения нравственных норм, всяческий блуд, пьянство и т. п. Результатом этого явилось издание знаменитого Стоглава.

В то же время царь оказал большую услугу православию. При нем в Москве Иван Федоров организовал типографию, которая начала печатать первые в России богослужебные книги, особенно необходимые для проповедей православия у присоединяемых к России языческих народов. Правда, типография Ивана Федорова была разгромлена переписчиками — конкурентами книгопечатания, а сам типограф вынужден был бежать на Запад, но начало книгопечатанию было положено.

В конце XVI в. возрастание авторитета русской православной церкви привело к присвоению ее главе сана патриарха. Новые успехи церкви заметны в XVII в. Патриарх Филарет сумел посадить на царский престол своего сына Михаила Романова, ставшего основоположником новой династии. Весьма религиозным был следующий монарх — Алексей Михайлович. Он даже попал первоначально под сильное влияние митрополита Никона, которого сам же провел в патриархи. При этом Никон первоначально делал вид, что сопротивляется такому выдвижению, в силу чего монарх на коленях упрашивал его согласиться на повышение. Однако затем новый патриарх из лучших побуждений нанес церкви большой урон. Он затеял ревизию богослужебных книг, которые в разных районах страны отличались от канонических текстов. Реформа объективно должна была привести к единообразию церковных служб, тем самым укрепить единство церкви, а вместе с тем и государства. Результат, однако, оказался противоположным: возник известный церковный раскол, на века разделивший православие России.

Никону, вышедшему из крестьянской среды, к тому же мордовской, оказалось мало духовной власти. Он стал добиваться, подобно католическим иерархам, провозглашения господства церкви над государством, вплоть до создания теократической державы. Этого уже не мог стерпеть и покровитель Никона Алексей Михайлович. Произошла история, подобная пушкинской сказке о золотой рыбке: Алексей Михайлович сумел собрать в Москве патриархов заграничных православных церквей, которые осудили никонианскую ересь, лишили патриарха его высокого сана, а царь сослал зазнавшегося церковника в глухой северный монастырь. Так в России закончился спор о приоритете церкви и государства, который в Западной Европе веками раздирал государства и народы.

Поражение Никона было не единственным ударом по церкви. В середине XVII в. на основе Соборного уложения 1649 г. учрежденный Монастырский приказ поставил под определенный контроль государства церковную организацию. Тем не менее церковь обладала огромной не только политической, но и экономической силой. В XVI— XVII вв. она сосредоточила в своих руках около трети всех земельных угодий[1] с населявшими их крестьянами. Церковь стала сеньором, даже сюзереном над массой своих вассалов — вотчинников и помещиков. Спор между нестяжателями и «любостяжателями», т. е. сторонниками и противниками обогащения церкви, пока что решался в пользу последних.

  • [1] См.: Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России.С. 30; Вышегородцев В. И. Государство и церковь в России в середине XVII в. С. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой