Правовые основы защиты государственной тайны
О содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов… Читать ещё >
Правовые основы защиты государственной тайны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особой разновидностью информации является информация о деятельности органов государственной власти. Вместе с тем отдельные сведения являются засекреченными и представляют собой государственную тайну. Отношения, возникающие при отнесении сведений к государственной тайне, а также порядок их засекречивания и защиты регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне» .
Под государственной тайной следует понимать защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Допуском к государственной тайне является процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.
Необходимость защиты информации, представляющей собой государственную тайну, основывается на законодательстве о безопасности.
К сведениям, составляющим государственную тайну, относят:
- o сведения в военной области:
- — о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
- — о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских II опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- — о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- — о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- — о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- — о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
- o сведения в области экономики, науки и техники:
- — о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
- — об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- — о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
- — об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
- — о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
- — о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (но списку, определяемому Правительством РФ постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 № 210 «Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну»);
- o сведения в области внешней политики и экономики:
- — о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- — о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- o сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:
- — о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- — лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- — об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- — о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
- — методах и средствах защиты секретной информации;
- — об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
- — о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- — расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
- — подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
- — мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;
- — результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.
- o о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- o состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- o привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- o фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- o размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- o состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- o фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
И. Л. Бачило выделяет следующую группу принципов, в соответствии с которой сведения относятся к государственной тайне:
- o принцип законности — сведения, относимые к государственной тайне, соответствуют перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, и законодательству РФ о государственной тайне;
- o принцип обоснованности — необходимость засекречивания конкретных сведений устанавливается посредством оценки различного рода последствий, а также возможности нанесения ущерба безопасности РФ;
- o принцип своевременности определяет, что ограничения устанавливаются с момента получения (разработки) сведений или заблаговременно;
- o принцип обязательной защиты — компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об отнесении их к государственной тайне и засекречивании и установили в отношении их соответствующий режим правовой охраны и защиты.
При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие па себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Каждые пять лет производится пересмотр перечней сведении, подлежащих засекречиванию, а также и обоснованность и соответствие установленной степени секретности. Максимальный срок засекречивания сведений не должен превышать 30 лет.
Сведения, отнесенные к государственной тайне, подлежат защите со стороны органов государственной власти.
Защиту государственной тайны осуществляют следующие органы государственной власти в соответствии с функциями, возложенными на данные органы:
- o межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
- o федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Минобороны России), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (Служба внешней разведки РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), и их территориальные органы;
- o органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Должностные лица (по роду деятельности) и граждане Российской Федерации допускаются к государственной тайне только в добровольном порядке. Однако такое согласие предусматривает:
- o принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- o согласия на частичные, временные ограничения их прав;
- o письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- o определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий;
- o ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- o принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Должностное лицо или гражданин могут быть отстранены от государственной тайны в следующих случаях:
- o лицо признано судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- o у лица имеются медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- o лицо либо постоянно проживает за границей и (или) оформляет документы для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- o выявлены в результате проверочных мероприятий действия оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- o лицо уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщает заведомо ложные анкетные данные.
Нарушение законодательства о государственной тайне сопровождается ответственностью согласно уголовному, административному, гражданско-правовому законодательству, а также дисциплинарная ответственность.