Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возникновение административной дееспособности политической партии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Минюст России и налоговые органы в соответствии со своей компетенцией уполномочены осуществлять контроль за деятельностью политической партии. К ведению Минюста отнесены все контрольные полномочия, за исключением финансового контроля за деятельностью политических партий, осуществляемого налоговыми органами. При выявлении по результатам осуществления контроля нарушений действующего… Читать ещё >

Возникновение административной дееспособности политической партии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полномочия политической партии как участника публичной деятельности (административная дееспособность) возникают после государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений[1].

Следует различать публичные последствия создания политической партии и ее государственной регистрации. Создание политической партии обусловлено принятием учредительным съездом устава политической партии, ее программы, а также других документов, свидетельствующих о ее организационном оформлении; в день принятия учредительным съездом данных документов политическая партия считается созданной. Легитимная деятельность политической партии возможна только после завершения регистрационных отношений. Таким образом, создание политической партии и ее легитимная деятельность обусловлены различными юридическими фактами, поскольку политические партии в отличие от других разновидностей общественных объединений подлежат обязательной государственной регистрации.

Регистрационные отношения возникают в день представления лицом, уполномоченным политической партией или се региональным отделением, документов, определенных Федеральным законом «О политических партиях», в Минюст и прекращаются в день выдачи этим органом документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в реестр. Государственной регистрации подлежат все структурные подразделения политической партии, пользующиеся в соответствии с ее уставом правами и обязанностями юридического лица.

Виды публичного контроля

Минюст России и налоговые органы в соответствии со своей компетенцией уполномочены осуществлять контроль за деятельностью политической партии. К ведению Минюста отнесены все контрольные полномочия, за исключением финансового контроля за деятельностью политических партий, осуществляемого налоговыми органами. При выявлении по результатам осуществления контроля нарушений действующего законодательства Минюст инициирует в Верховном Суде РФ процедуру приостановления деятельности политической партии. Заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вносится Минюстом, налоговым или иным контрольным органом после вынесения письменного предупреждения, если это предупреждение не было обжаловано в суд. Согласно подп. «в» п. 1 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях» предупреждение выносится по факту нарушения уставной деятельности, выявленному в результате осуществления контроля. Таким образом, сфера контрольных полномочий Минюста ограничена исключительно проверкой легитимности осуществления политической партией или ее зарегистрированным структурным подразделением прав, соблюдения обязанностей, предусмотренных уставом.

Противоправная деятельность политической партии или ее структурного подразделения устанавливается Минюстом или иным публичным контрольным органом по факту действия или бездействия, противоречащих положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Неисполнение должностным лицом политической партии или ее структурного подразделения уставных обязанностей или их ненадлежащее исполнение квалифицируется контролирующим органом в качестве противоправного бездействия политической партии.

Финансовый контроль за деятельностью политической партии отнесен к ведению налоговых органов и заключается в проверке сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее зарегистрированных структурных подразделений. Разновидностью финансового контроля является проверка исполнения обязанностей политической партией, предусмотренных налоговым законодательством. Контрольная деятельность налоговых органов в указанных случаях проявляется также в применении к нарушителям мер административного (бессудного) принуждения, предусмотренных НК РФ[2].

Специальные обязанности политической партии предусмотрены ст. 27 Федерального закона «О политических партиях», однако легитимная деятельность политической партии заключается также в исполнении ею обязанностей, предусмотренных другими федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, уставом политической партии. Ограничение прав политической партии, а также наделение ее дополнительными обязанностями может быть предусмотрено только федеральным конституционным законом или федеральным законом, но не подзаконным актом[3]. Внутренние установления политической партии, в том числе се устав, не могут наделять политическую партию (ее структурное подразделение) правами либо предусматривать исполнение обязанностей, помимо прав и обязанностей, определенных Федеральным законом «О политических партиях», другими федеральными законами, а также федеральными конституционными законами.

Правовые последствия осуществления контроля. Санкции в виде приостановления деятельности и ликвидации политической партии.

Вынесение органом публичного контроля предупреждения политической партии свидетельствует о возбуждении процедуры приостановления ее деятельности, что приводит к возникновению взаимных обязанностей участников данного правоотношения: соответствующий контрольный орган обязан уведомить Минюст и руководящий орган политической партии о вынесенном им предупреждении. Обязанности политической партии (ее структурного подразделения) обусловлены необходимостью избрать один из альтернативных методов действия: устранить нарушение в срок, определенный предупреждением, либо обжаловать вынесенное предупреждение. Бездействие политической партии в указанных случаях, по смыслу Федерального закона «О политических партиях», квалифицируется в качестве противоправного деяния и влечет за собой применение судом санкции в виде приостановления деятельности либо ликвидации политической партии.

Приостановление деятельности политической партии влечет за собой частичную утрату административной правоспособности юридического лица-нарушителя. Последний утрачивает право организовывать и проводить публичные мероприятия, право участия в выборах и референдумах в течение всего периода применения данной меры ответственности; санкции не подлежат отмене даже в случае устранения нарушений до истечения срока, на который они были установлены решением суда. Неустранение политической партией нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, является предпосылкой применения более суровых санкций, установленных в случае ликвидации политической партии.

Санкции в виде приостановления деятельности и ликвидации политической партии различаются по правовым последствиям их применения: прекращение правомочий юридического лицанарушителя влечет за собой и утрату политической партией административной дееспособности. Таким образом, в отличие от временного ограничения административной и гражданской правоспособности нарушителя в случае приостановления деятельности политической партии, ее ликвидация не связана с установлением дополнительных обязанностей, а влечет за собой аннулирование статуса политической партии как субъекта публично-правовой деятельности.

  • [1] Здесь и далее в данном параграфе наряду с политической партией — участником регистрационных отношений подразумеваются и ее региональные отделения, также подлежащие государственной регистрации.
  • [2] См. п. 2 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях» .
  • [3] В частности, возможность приостановления деятельности политической партии в условиях чрезвычайного положения предусмотрена правилами п. «в» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». О приостановлении деятельности политической партии в случае совершения экстремистской деятельности см. ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой