Каноническое право и пределы церковной юрисдикции
Кормчая книга была составлена на основе переработанных и сверенных с древнейшим греческим Номоканоном старых русских рукописей Кормчей и включала в себя 70 глав, разделенных на две книги. В результате церковной реформы из новой Кормчей были изъяты все русские церковные правила, постановления Стоглава и других церковных соборов. Кормчая состояла из решений вселенских соборов, апостольских правил… Читать ещё >
Каноническое право и пределы церковной юрисдикции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными источниками церковного права во второй половине XVII в. являлись Соборное Уложение (гл. XII- XIII), Стоглав, Кормчая книга 1653 г. и постановления церковного Собора 1667 г. Среди них особое значение имели новая Кормчая 1653 г. и постановления Собора 1667 г.
Кормчая книга была составлена на основе переработанных и сверенных с древнейшим греческим Номоканоном старых русских рукописей Кормчей и включала в себя 70 глав, разделенных на две книги. В результате церковной реформы из новой Кормчей были изъяты все русские церковные правила, постановления Стоглава и других церковных соборов. Кормчая состояла из решений вселенских соборов, апостольских правил, церковных заповедей святых, извлечений из новелл императоров, отрывков из Моисеева Закона, Закона Судного людей, Прохирона, глав о браке из Эклоги и других брачно-семейных узаконений, а также положений церковных уставов, например, о правилах поведения монахов и монахинь и т. п.
Целью московского Собора 1667 г., созванного по указу царя, было приспособление правил греческого Номоканона к потребностям русской церкви. На нем духовенство добилось некоторых уступок от правительства в части пересмотра положений гл. XII и XIII Соборного Уложения о церковном суде и Монастырском приказе, которые ограничивали церковную юрисдикцию.
Согласно постановлению Собора патриарх и архиереи в своих епархиях вновь получали право духовного и светского суда. Однако юрисдикция новых церковных судов по сравнению с положениями Стоглава была значительно ограничена. В компетенцию духовного суда, на котором председательствовали духовные лица, входило лишь рассмотрение связанных с верой дел священников и монахов, а также дел по завещаниям, бракам и разводам. Светские суды под председательством патриарших и архиерейских бояр могли разбирать только духовные дела мирских людей. Все прочие дела, которые по Стоглаву ранее были подведомственны патриаршему и архиерейскому суду, остались в юрисдикции Монастырского приказа (под давлением церкви в 1675 г. он все же был упразднен). Согласно гл. XIII Уложения он рассматривал гражданскоправовые споры между духовными и светскими лицами, монастырями, монастырскими людьми и церковными приходами.
Растущее влияние государства сказалось и на постановлении Собора о запрете постригать в монашество и принимать в состав белого духовенства боярских людей и крестьян без разрешения их владельцев, потому что священнический сан освобождал их от государственного тягла и давал свободу, равно как и их детям, рожденным после посвящения. Дети, рожденные до посвящения, оставались в крепостном состоянии.
В целом церковные узаконения Собора не выходили за рамки положений Соборного Уложения и греческого Номоканона. Последнее отразилось на том, что установления Собора 1551 г. были признаны неправильными и подлежали отмене.