Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Страхование космической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Космическое законодательство стран мира, по общему правилу, закрепляет условия страхования космической деятельности в целом, без разбивки по отдельным ее направлениям. В мировой практике предусматривается следующий механизм страховой защиты государственных интересов при осуществлении КД организациями данных государств: общим условием выдачи лицензии на осуществление космической деятельности… Читать ещё >

Страхование космической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международная ответственность за ущерб перед третьими лицами может наступить на любом этапе цикла космической деятельности: от начала разработки образца ракетно-космической техники до окончания срока активного существования космического аппарата на орбите и его утилизации (включая возвращение аппарата в атмосферу Земли). В этой связи страхование рисков ответственности при осуществлении космических операций представляется объективной необходимостью как гарантия защиты участников космических проектов (как государств, так и частных лиц) от неблагоприятных финансовых последствий возможного ущерба.

Так как МКП не затрагивает вопросы страхования космических рисков, правовое регулирование рассматриваемой области осуществляется на уровне национального законодательства.

Страхование рисков при осуществлении КД подразделяется на две большие группы: страхование международной ответственности за вред, причиненный третьим лицам, и страхование так называемой внутренней ответственности при обращении пострадавшего лица в суд с частным иском к лицензиату. Первой категории, непосредственно затрагивающей государственные интересы, национальные законодатели уделяют первоочередное внимание, особенно если речь идет о частной космической деятельности.

Космическое законодательство стран мира, по общему правилу, закрепляет условия страхования космической деятельности в целом, без разбивки по отдельным ее направлениям. В мировой практике предусматривается следующий механизм страховой защиты государственных интересов при осуществлении КД организациями данных государств: общим условием выдачи лицензии на осуществление космической деятельности является получение страхового полиса, покрывающего в целом или в части компенсацию, которую государство будет обязано выплатить в случае возможного ущерба. Подобное положение закреплено в космическом праве Австралии[1], Австрии[2], Великобритании[3], КНР[4], США[5], Южной Кореи[6], Франции[7], ЮАР[8].

К примеру, в США предельный размер страхового обеспечения установлен в 500 млн долл, или равен максимальному значению страхового покрытия на мировом рынке, если оно составляет менее 500 млн долл. Если же уплате подлежит большая сумма, государство обязуется предоставить недостающие средства в пределах 1,5 млрд долл. Данное положение о распределении финансового бремени является уникальным в национальной правотворческой практике, гак как имеет первоочередной целью не возмещение расходов государства, а финансовую поддержку коммерческих операторов пусковых услуг.

Государства заинтересованы, с одной стороны, в развитии коммерческого космического сектора, а с другой — в обеспечении посредством страхования своей потенциальной ответственности за национальную КД. Однако учитывая значительную стоимость космических проектов, частные компании нс способны обеспечить страхование всех потенциальных рисков в полном объеме. В этой связи в ряде стран, подобно США, были установлены законодательные пределы обязательного страхования космических рисков как дополнительная гарантия стабильности и финансовой защищенности операторов КД, что является одним из главных стимулов их привлечения в отрасль. Так, минимум страхового покрытия законодательно установлен в Австрии (60 млн евро), Австралии.

(750 млн долл, или в размере максимально возможного ущерба[9], если такой ущерб оценен в сумме менее указанной), Великобритании (100 млн фунтов стерлингов), Франции (60,98 млн евро).

Проблема страхования космических рисков на сегодняшний день наименее исследована в российской правовой науке, однако чрезвычайно актуальна в современных условиях глобальной коммерциализации КД.

Предпосылки для развития и внедрения системы страхования космических рисков в России появились с началом рыночных реформ. На сегодняшний день отработаны и применяются единые принципы и процедуры размещения космических рисков на страховом рынке и сопутствующего документооборота. Что касается законодательного закрепления, страхованию космических рисков посвящена единственная ст. 25 Закона «О космической деятельности»[10], которая устанавливает обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц. Страхователями, согласно п. 1 указанной статьи, должны выступать организации и граждане, эксплуатирующие космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники. Порядок и условия обязательного страхования должны быть определены отдельным законом.

Учитывая специфику космических рисков, проект Федерального закона «Об обязательном страховании рисков при осуществлении космической деятельности», работа над которым ведется с 2002 г., призван обеспечить понятный правовой режим всех видов страхования в рамках всего жизненного цикла объектов космической инфраструктуры, прежде всего находящихся в государственной собственности. Целью принятия закона является экономическая защита государственных интересов в случае наступления международной ответственности за ущерб в результате национальной космической деятельности, а также обеспечение беспрепятственного выполнения Федеральной космической программы России и иных федеральных целевых программ, в рамках которых осуществляется создание и использование ракетно-космической техники.

Глава 3 законопроекта посвящена страхованию рисков ответственности перед третьими лицами. Согласно п. 1 ст. 18 проекта, «объектами страхования при страховании ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц, являются имущественные интересы, связанные с обязанностью возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу других лиц при подготовке и проведении запусков космических аппаратов». Страховым случаем, согласно ст. 20 законопроекта, признается «наступление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при подготовке или проведении запуска космических объектов». Также в указанной главе приводится разграничение бюджетных и внебюджетных источников финансирования страхования в зависимости от вида страхуемой космической деятельности (государственной в рамках ФЦП или коммерческой), устанавливаются размеры страховых сумм. В части содержания, порядка заключения и исполнения договоров страхования ответственности за вред, причиненный третьим лицам, проект закона раскрывает соответствующие положения гл. 48 ГК РФ и Закона от «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[11] применительно к КД.

В отличие от общепринятой мировой практики, российский законодатель не рассматривает страхование как обязательное условие выдачи лицензии на осуществление КД. Данную особенность можно объяснить тем, что в настоящее время космос является сферой стратегических интересов России, ракетно-космическая техника создается за счет бюджетных средств и находится в собственности государства. Монополия государства в рассматриваемой области очевидна, и пока не представляется возможным говорить о коммерциализации КД в чистом виде и росте частного космического сектора (в отличие от зарубежного опыта), основным инструментом координации деятельности которого со стороны государства является лицензирование.

  • [1] Article 48 of the Australian Space Activities Act.
  • [2] Article 4(4) of the Austrian Outer Space Act.
  • [3] Article 1 and section 5.2(f) of the Outer Space Act of 1986.
  • [4] Статья 19 Временных мер по выдаче разрешений на осуществлениепроектов гражданских космических запусков 2002 г.
  • [5] 42 U.S.C. Sec. 2458b Insurance and indemnification, Commercial SpaceLaunch Act of 1984.
  • [6] Article 15(1) of the Space Development Promotion Act № 7538 of 1December 2005.
  • [7] Article 6 (1) de la Loi relative aux operations spatiales.
  • [8] Clause 14 of the Space Affairs Act.
  • [9] Концепция «максимально возможного ущерба» (Maximum ProbableLoss) состоит в том, что ответственный федеральный орган при выдачелицензии на соответствующий вид КД определяет ориентировочныймаксимальный размер ущерба, который может быть причинен в ходе лицензируемой деятельности. Данная концепция впервые была закреплена вЗаконе СШЛ о коммерческих космических запусках 1988 г.
  • [10] Закон Российской Федерации «О космической деятельности» от 20августа 1993 г. № 5663−1 // Российская газета. — 1993. —№ 186.
  • [11] Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. —1993,—№ 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой