Государственный экологический надзор
По результатам мероприятия по государственному экологическому надзору составляется акт проверки. В случае выявления административного правонарушения государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленного нарушения. На основании протокола об административном правонарушении виновное лицо привлекается к административной… Читать ещё >
Государственный экологический надзор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определен постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». На проведение федерального государственного экологического надзора уполномочен Росприроднадзор. Помимо Росприроднадзора в проведении государственного надзора в области охраны окружающей среды участвуют и иные федеральные органы исполнительной власти, в том числе Росреестр, Росрыболовство, Россельхознадзор, Рослесхоз.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлены виды государственного экологического надзора:
- — государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- — государственный земельный надзор;
- — государственный надзор в области обращения с отходами;
- — государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- — государственный надзор в области охраны водных объектов;
- — государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- — государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- — государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
- — государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
- — федеральный государственный лесной надзор;
- — федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- — федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- — федеральный государственный охотничий надзор;
- — государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Государственный экологический надзор осуществляется за определенными объектами. К объектам федерального государственного экологического надзора отнесены:
- 1) объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:
- а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;
- в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;
- г) объекты, расположенные на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ;
- д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
- — объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров РФ;
- — природные объекты Байкальской природной территории.
- 2) объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду;
- 3) объекты, подлежащие федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов;
- 4) объекты, подлежащие государственному лесному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
- 5) объекты, подлежащие государственному земельному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
- 6) объекты, подлежащие государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
- 7) объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесенные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют региональный государственный экологический надзор на всех прочих объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов федерального государственного экологического надзора.
Государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), осуществляющих федеральный государственный экологический надзор, определен постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» .
Перечень государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов РФ определяется в соответствии с региональным законодательством.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении должностных обязанностей в пределах своих полномочий, в частности, имеют право в установленном порядке:
- — посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;
- — проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- — контролировать выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- — предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- — привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Важно отметить, что п. 6 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Поэтому органы государственного экологического контроля не вправе заниматься оказанием услуг, предоставлять природные ресурсы в пользование.
Государственный экологический надзор существенно ограничен в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с указанным Законом мероприятия по государственному контролю (надзору) (федеральному и субъектов РФ) проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 20 дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В рамках осуществления государственного экологического надзора проводятся плановые и внеплановые проверки. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного экологического надзора плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.
Внеплановой проверке подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в следующих случаях:
- 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
- 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
По результатам мероприятия по государственному экологическому надзору составляется акт проверки. В случае выявления административного правонарушения государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленного нарушения. На основании протокола об административном правонарушении виновное лицо привлекается к административной ответственности.