Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия назначения страховой пенсии по старости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратим внимание на вопрос различия в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин с точки зрения его взаимосвязи с материнством. Эта тема является актуальной, принимая во внимание сформировавшуюся в последние годы общеевропейскую тенденцию уравнивания мужского и женского возраста выхода на пенсию. Во многих странах Западной Европы пенсионный возраст одинаков для обоих полов. Принимают подобные… Читать ещё >

Условия назначения страховой пенсии по старости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — 55 лет (с 1 января 2017 г. за исключением государственных служащих, см. ниже).

В связи с принятием Закона о страховых пенсиях общеустановленный пенсионный возраст в нашей стране остался прежним, а требования к стажу для определения права на страховую пенсию увеличены. Такой подход подтверждает, что повышение пенсионного возраста не панацея от всех «бед», и урегулирование вопросов, связанных с поощрением длительной легальной занятости, полной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величиной страхового стажа имеет важнейшее значение при обеспечении сбалансированности пенсионной системы.

Обратим внимание на вопрос различия в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин с точки зрения его взаимосвязи с материнством. Эта тема является актуальной, принимая во внимание сформировавшуюся в последние годы общеевропейскую тенденцию уравнивания мужского и женского возраста выхода на пенсию. Во многих странах Западной Европы пенсионный возраст одинаков для обоих полов. Принимают подобные решения и некоторые наши бывшие «собратья» по социалистическому лагерю и Советскому Союзу. Не выдержала и Украина, в которой с 1 октября 2011 г. началось постепенное повышение возраста выхода на пенсию женщин — до 60 лет[1]. Такой подход объясняется различными причинами (экономической целесообразностью, сокращением трудоспособного населения, определенным образом понимаемой борьбой за равноправие, необходимостью увеличения размеров пенсий женщин и др.), но нельзя не заметить, что указанная тенденция совпадает с еще одной, а именно снижением рождаемости в этих странах.

Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин был установлен в нашей стране еще в 1930;х гг. и до настоящего времени не претерпел изменений. При принятии решения об установлении разного пенсионного возраста для мужчин и женщин важную роль сыграл фактор осуществления женщиной физиологической функции деторождения, а также воспитательной функции. Безусловно, что женщина, которая одновременно работает и воспитывает детей, несет значительную дополнительную нагрузку. И в дальнейшем разница в пенсионном возрасте мужчин и женщин обосновывалась с помощью данных возрастной физиологии о более быстром увядании женского организма по сравнению с мужским, о его большей подверженности неблагоприятным производственным факторам. По словам Е. Г. Азаровой, «игнорирование этих обстоятельств при установлении пенсионного возраста для лиц разного иола свидетельствовало бы именно об их неравноправии, о предъявлении к женщине более высоких требований, чем к мужчине»[2].

Примечательно, что Конституционный Суд РФ в Определении от 21.12.2000 № 276−0 затрагивал эту тему и пришел к выводу, что установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства, и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает — по смыслу ст. 19 Конституции РФ — достижение подлинного, а не формального равенства. Тем самым конституционные права мужчин нельзя считать затронутыми данным законодательным подходом.

Законом о страховых пенсиях введено принципиально новое условие, которого никогда не существовало, для определения права на страховую пенсию по старости — наличие у заинтересованных граждан величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК) не менее 30.

Таким образом, с 1 января 2015 г. право на страховую пенсию по старости может быть реализовано гражданами при выполнении следующих требований:

  • • достижение общеустановленного пенсионного возраста;
  • • наличие необходимого страхового стажа;
  • • наличие необходимой величины ИПК — не менее 30.

Страховой стаж в ст. 3 Закона о страховых пенсиях определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Содержание этого понятия конкретизируется в ст. 11 и 12 указанного Закона, в которых называются периоды, образующие страховой стаж.

Согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. В этой формулировке Закона учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, о правомерности исчисления страхового стажа лиц, работавших по трудовому договору, исходя из начисленных страховых взносов. Таким образом, для образования страхового стажа достаточно факта начисления страховых взносов.

Из данного правила имеется исключение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР (ч. 3 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами нашей страны включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Например, на основании ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. для установления права на пенсию учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств.

Под работой, включаемой в страховой стаж, понимается в первую очередь работа по трудовому договору. Иной деятельностью в целях исчисления этого стажа признается предпринимательская, адвокатская и другие виды деятельности.

Рассмотренные периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование. Даже в случае включения в страховой стаж лица на основании положений международных договоров периодов работы за границей априори предполагается, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в компетентный орган соответствующего государства1.

Содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа. В Законе о страховых пенсиях они именуются «иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж». Также эти периоды на профессиональном языке именуются «нестраховыми», хотя такого понятия указанный Закон не содержит. Принципиально, что нестраховые периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа, а носят по отношению к периодам, связанным с уплатой страховых взносов, сопутствующий, подчиненный характер. На основании ч. 2 ст. 12 Закона о страховых пенсиях эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности). Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из нестраховых периодов.

Исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, закреплен в ст. 12 Закона о страховых пенсиях (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (нестраховые периоды)

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж.

Условия зачета в целях определения права на пенсию.

Ограничение продолжительности.

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК).

1. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.

Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды).

Не имеется.

Да.

2. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Не имеется.

Нет.

1 К примеру, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав 1раждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 трудовой (страховой) стаж определяется как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж.

Условия зачета в целях определения права на пенсию.

Ограничение продолжительности.

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК).

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лег.

Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды).

Не более шести лег в общей сложности.

Да.

4. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

То же.

Нс имеется.

Нет.

5. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

it.

11е имеется.

Пет.

6. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.

it.

Не имеется.

Да.

7. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

I •.

Не более пяти лет в общей сложности.

Да.

8. Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти,.

V •.

Нс более пяти лет в общей сложности.

Да.

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж.

Условия зачета в целях определения права на пенсию.

Ограничение продолжительности.

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК).

государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Нс более пяти лет в общей сложности.

Да.

9. Период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

о

Нс имеется.

Нет.

Перечень указанных периодов, засчитываемых в страховой стаж, в целом соответствует перечню нестраховых периодов, определенных Законом о трудовых пенсиях (Федеральным законом от 29.06.2015 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан» перечень дополнен периодом сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, подтверждается этот период на основании сведений названных органов). Это же относится к отдельным нестраховым периодам, которые учитываются при исчислении размера страховой пенсии. При этом продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличена до 6 лет в общей сложности (вместо 4,5 лет по нормам Закона о трудовых пенсиях).

Как видим, в страховой стаж засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Это относится и ко времени получения пособия по беременности и родам, т. е. отпуск по беременности и родам, предусмотренный для женщин ст. 255 ТК РФ, учитывается при исчислении страхового стажа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, которую он неоднократно высказывал в своих решениях[3], нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства. В связи с этим в Законе о страховых пенсиях предусмотрено следующее положение.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Рассматривая вопросы исчисления страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент.

В законодательстве РФ с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Законом об обязательном пенсионном страховании. Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в ПФР в целях формирования своих пенсионных прав. Ранее взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитывались при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимались во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям, внесенным в Закон об обязательном пенсионном страховании, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подп. 1, 2, 3 и 5 п. 1 ст. 29 указанного Закона, засчитываются в страховой стаж.

К этим лицам относятся следующие категории граждан, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

  • 1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
  • 2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке (например, муж, который уплачивает страховые взносы за свою жену, которая занимается домашним хозяйством);
  • 3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов этими лицами, относящимися ко второй и четвертой категориям, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. Тем самым часть страхового стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию, фактически можно «купить». Принимая во внимание, что соответствующие лица уплачивали страховые взносы в ПФР в добровольном порядке и до 1 января 2015 г., учитывая конституционный принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан (если самими актами не установлено иное), в страховой стаж могут быть засчитаны и периоды добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имевшие место до 1 января 2015 г.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в календарном году составила полный год.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. Данная норма необходима для исключения ситуаций, при которой граждане могут получать пенсию за один и тот же стаж от разных государств, что возможно в условиях отсутствия между государствами договора в области пенсионного обеспечения.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР, с иными периодами при установлении пенсии в страховой стаж гражданина включается период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) определение величины ИПК в более высоком размере.

При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Подтверждение периодов страхового стажа за периоды до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования на основании названных сведений является новеллой Закона о страховых пенсиях. Это связано с тем, что ПФР провел работу, но сбору от работодателей сведений о стаже за указанные периоды, оценил и проверил их, а затем включил соответствующие данные в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, за которых такие сведения были представлены страхователем.

Подсчет страхового стажа за периоды после регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Следующее условие для определения нрава на страховую пенсию по старости — наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента, под которым в ст. 3 Закона о страховых пенсиях понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина ИПК складывается из суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. (далее — ИПКс), и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, которые будут иметь место с 1 января 2015 г. (далее — ИПКн).

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода.

Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 и 2), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины ИПК. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, но старости, в 2015 г. составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 г. (табл. 3.2). Требуемая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Таблица 32

Продолжительность страхового стажа, необходимого для определения права на страховую пенсию

Год назначения страховой пенсии по старости.

Необходимый стаж, лет.

Год назначения страховой пенсии по старости.

Необходимый стаж, лег.

G.

И.

2024 и последующие годы.

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК — 30 (табл. 3.3). Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно — на день установления этой страховой пенсии.

Таблица 33

Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости

Год.

Требуемая величина ИНК для определения права на страховую пенсию.

Год.

Требуемая величина ИПК для определения права на страховую пенсию.

6,6.

23,4.

11,4.

25,8.

13,8.

28,2.

16,2.

18,6.

  • [1] В возрасте 60 лет пойдут на пенсию женщины, родившиеся с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.
  • [2] Азарова Е. Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечениив СССР. М.: Наука, 1989. С. 19.
  • [3] См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2−11"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатовГосударственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэи) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан".
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой