Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основания и порядок предоставления социального обслуживания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Судебная практика Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Омского областного суда, удовлетворившего заявление о признании недействующим ряда норм Положения о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 09.12.2009 № 235-п, и в частности, нормы… Читать ещё >

Основания и порядок предоставления социального обслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предоставление социального обслуживания осуществляется в рамках отношений между гражданином, признанным нуждающимся в его получении, и поставщиком социальных услуг. Поэтому материальным отношениям предшествуют процедурные — по признанию гражданина нуждающимся в получении социального обслуживания органом власти субъекта РФ, специально уполномоченным на осуществление такого признания.

Процедурные отношения возникают на основании волеизъявления гражданина, оформленного письменным заявлением либо заявлением в электронной форме, которое подается в уполномоченный орган субъекта РФ им самим либо его законным представителем, либо иными гражданами, общественными объединениями, органами власти, действующими в интересах будущего получателя социальных услуг (ст. 14 Закона об основах социального обслуживания).

В заявлении должна содержаться информация о наличии у гражданина одного из обстоятельств, являющихся фактическим основанием для получения социального обслуживания или главным юридическим фактом, обусловливающим нуждаемость гражданина в получении социальных услуг. В качестве таковых законом установлены:

  • — полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;
  • — наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • — наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • — отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

  • — отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — отсутствие работы и средств к существованию (ст. 15 Закона об основах социального обслуживания).

Указанные факты характеризуются тем, что они ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Нормативными правовыми актами субъекта РФ могут быть установлены иные обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в получении услуг долгосрочного или периодического характера для него составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа).

При признании гражданина нуждающимся в срочных услугах индивидуальная программа не составляется, решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Индивидуальная программа — базовый документ, определяющий для гражданина объемы его притязания на социальное обслуживание. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный. В ней указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Перечень социальных услуг (включающий описание каждой услуги — стандарт услуги), предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории каждого субъекта РФ, утверждается законом субъекта Федерации, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого федеральным органом государственной власти[1].

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

В соответствии с содержанием индивидуальной программы гражданин (или его законный представитель) заключает договор с выбранным им поставщиком о предоставлении социальных услуг. Поставщик социальных услуг обязан заключить договор в течение суток с даты представления ему индивидуальной программы.

На основании договора возникают материальные отношения по предоставлению социального обслуживания.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Бесплатно социальные услуги в любой из форм их предоставления получают несовершеннолетние и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных, межнациональных (межэтнических) конфликтов. Бесплатная основа предоставления социальных услуг на дому и в полустационарной форме гарантируется также лицам с низким доходом. Нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливается предельная величина среднедушевого дохода, рассчитываемого в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, непревышение которой на дату обращения за социальным обслуживанием дает право на бесплатное получение социальных услуг. При этом в соответствии с Законом об основах социального обслуживания размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, определяемый законами субъекта РФ, не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения (ст. 31).

Для определения размера оплаты (полной либо частичной) за предоставление социальных услуг используется принцип возмездно-неэквивалентного возмещения. Так, размер оплаты за социальное обслуживание на дому или в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания оплачиваются получателем полностью либо частично, размер оплаты услуг также рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и при этом не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

Наряду с правами и обязанностями, предусмотренными договором, стороны наделены системой взаимных прав и обязанностей.

Получатели социальных услуг имеют право:

  • — на уважительное и гуманное отношение;
  • — получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
  • — отказ от предоставления социальных услуг;
  • — обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
  • — свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • — социальное сопровождение.

Получатели социальных услуг обязаны.

  • — представлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
  • — своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
  • — соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость оказанных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу, отказ освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Поставщики социальных услуг имеют право'.

  • — запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
  • — отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, а также в связи с наличием медицинских противопоказаний (при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
  • — быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.

Поставщики социальных услуг обязаны'.

— осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ;

предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных на основании требований федерального законодательства;

предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

  • — использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством РФ о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
  • — предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
  • — осуществлять социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 Закона об основах социального обслуживания;
  • — обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • — предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
  • — выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  • — обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • — обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

  • — ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • — применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  • — помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

В соответствии со ст. 35 Закона об основах социального обслуживания в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с названным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Судебная практика Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Омского областного суда, удовлетворившего заявление о признании недействующим ряда норм Положения о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 09.12.2009 № 235-п, и в частности, нормы о том, что временное выбытие граждан из учреждений в течение календарного года осуществляется на срок не более одного месяца по инициативе гражданина и с согласия руководителя соответствующего учреждения. При этом суд исходил из следующего.

В силу положений п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, действовавшим в период возникновения спора, был Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ). Статьей 15 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, определенном данным федеральным законом. Между тем вопросы временного отсутствия этих лиц в стационарных учреждениях социального обслуживания этим федеральным законом не определены. Однако условия приема, содержания и выписки из интерната престарелых и инвалидов урегулированы приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 № 145, которым предусмотрено, что временное выбытие из интерната может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда мри наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более двух месяцев. Суд первой инстанции сделал верное заключение о том, что поскольку вопросы временного выбытия инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе срок временного выбытия, урегулированы федеральными нормативными правовыми актами, Правительство Омской области, принимая во внимание оспариваемую норму, вышло за пределы своих полномочий[2].

  • [1] Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236.
  • [2] Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2014 № 50-АПГ14−2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой