Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы управления транспортной деятельностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крупнейшим предприятием, осуществляющим непосредственную деятельность в сфере железнодорожных перевозок, является ОАО «Российские железные дороги». Оно создано на базе имущества МПС России в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании… Читать ещё >

Органы управления транспортной деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в составе Правительства РФ учреждено Министерство транспорта Российской Федерации, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему подразделений.

Подведомственные Минтранс России служба и агентства:

  • — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • — Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • — Федеральное дорожное агентство;
  • — Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
  • — Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 издан ряд постановлений по вопросам компетенции каждого из названных структурных подразделений. Так, постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 174 «Вопросы федерального агентства железнодорожного транспорта» установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Крупнейшим предприятием, осуществляющим непосредственную деятельность в сфере железнодорожных перевозок, является ОАО «Российские железные дороги». Оно создано на базе имущества МПС России в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества „Российские железные дороги“». По состоянию на 24 декабря 2012 г. уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 1 826 876 540 000 руб. или 1 826 876 540 акций. Все акции принадлежат Российской Федерации. Тем же постановлением Правительства РФ утвержден и устав ОАО «РЖД», в соответствии с которым определено сокращенное фирменное наименование общества на русском языке — ОАО «РЖД», и полное фирменное наименование общества на английском языке — Joint Stock Company «Russian Railways» . Главной целью деятельности компании является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы России составляет 43,3%; доля в пассажирообороте транспортной системы России — 31,5%[1].

Среди множества задач, стоящих перед ОАО, следует выделить следующие:

  • 1) расширение комплекса и объема, осуществляемых компанией работ и оказываемых услуг, повышение их качества;
  • 2) обеспечение сохранности перевозимых грузов;
  • 3) участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Высшим органом управления ОАО, «РЖД» является общее собрание акционеров. Единоличным исполнительным органом общества является президент общества, который назначается на три года с возможностью последующего неоднократного переназначения и освобождается от должности Правительством РФ. Коллегиальным исполнительным органом компании является правление ОАО, председателем которого является президент ОАО «РЖД». Кроме того, для обеспечения функционирования общества в структуре его управления имеется совет директоров.

В соответствии с уставом ОАО «РЖД» как в Российской Федерации, так и на территории других государств открыты филиалы и представительства ОАО. Они не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени ОАО «РЖД», которое несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Руководители филиалов и представительств назначаются президентом ОАО «РЖД» и действуют на основании доверенностей, выданных президентом компании или лицом, исполняющим его обязанности. В зависимости от выполняемых функций филиалы ОАО «РЖД» подразделяются на филиалы — железные дороги и функциональные филиалы.

Выполнение основных функций ОАО «РЖД» возложено на 17 филиалов — железных дорог: Октябрьскую, Калининградскую, Московскую, Горьковскую, Северную, Северо-Кавказскую, Юго-Восточную, Приволжскую, Куйбышевскую, Свердловскую, Южно-Уральскую, Западно-Сибирскую, Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую, Дальневосточную и Сахалинскую. Вместе с тем в ближайшем будущем предполагается создание ряда перевозочных компаний, которые будут предоставлять потребителям услуги по перевозке, создавая между собой конкуренцию.

Поскольку ОАО «РЖД» является основным, а в ряде регионов России — единственным способом перевозки грузов и пассажиров, структурная реформа железнодорожного транспорта носит общенациональный характер. Одной из главных составляющих реформы отрасли является изменение системы управления железнодорожным транспортом — отделение функций государственного регулирования от функций хозяйственного управления. В ведении Минтранса России останется проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое регулирование работы отрасли. Тогда как функции организации хозяйственной деятельности переданы ОАО «РЖД». Постепенно в системе железнодорожного транспорта происходит разделение естественно-монопольного и конкурентного секторов. К естественно-монопольному сектору относятся услуги, оказываемые инфраструктурой железных дорог. К конкурентному сектору — перевозки грузов и пассажиров, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных и сервисных услуг, оказываемых грузоотправителям и пассажирам. Государственное регулирование тарифов и цен на услуги должно сохраниться в монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли должна быть реструктуризирована система управления перевозочным процессом, которая позволит обеспечить на основе современных информационных технологий единое управление на всех диспетчерских участках железных дорог.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» были установлены три этапа реформирования железнодорожного транспорта.

I этап — 2001−2003 гг. — подготовительный:

  • — разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «Российские железные дороги» ;
  • — разработка проектов законодательных и иных нормативных актов для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте).

II этап — 2003−2005 гг. — оптимизация структуры управления ОАО «РЖД» :

  • — создание дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» ;
  • — сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок;
  • — создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

III этап — 2006-2010 гг. — Создание и развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок:

  • — развитие в сфере грузовых перевозок;
  • — переход бо? льшей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность;
  • — создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании;
  • — формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов РФ;
  • — продажа акций дочерних обществ ОАО «РЖД» частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную структуру.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 600 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384» было создано дочернее акционерное общество ОАО «Федеральная пассажирская компания» на базе имущества ОАО «РЖД». Компания осуществляет: перевозку пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях; перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании; обслуживание пассажиров; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Данной компании принадлежат пассажирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания, имущество пассажирского хозяйства, локомотивы, используемые для осуществления перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.

Целевая модель рынка грузовых перевозок до 2015 г. предусматривает сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры; развитие рынка оперирования грузовым железнодорожным составом; развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок «в экспериментальном режиме» путем создания нормативных и экономических условий для формирования института локальных грузовых перевозчиков; совершенствование модели государственного тарифного регулирования; и разработку модели регуляторного контракта по содержанию и модернизации инфраструктуры как закрепленной на законодательном уровне системы договоров между владельцем инфраструктуры и государством.

Федеральное агентство воздушного транспорта. Согласно постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 № 172 «Вопросы федерального агентства воздушного транспорта» Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. В пределах своих полномочий Агентство осуществляет координацию деятельности и руководство воздушными перевозчиками (эксплуатантами), авиационными предприятиями, аэродромами и аэропортами.

Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог. Росавтодор осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Росавтодор находится в ведении Минтранспорта России. Вопросы Росавтодор определены постановлением Правительства от 06.04.2004 № 173. Основными функциями агентства в установленной сфере деятельности являются:

  • — ведение реестров, регистров и кадастров;
  • — предоставление государственных услуг по управлению состоянием и развитием федеральной сети автомобильных дорог Российской Федерации.

Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов в целях развития транспортного комплекса.

Агентство образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371, Росморречфлот находится в ведении Минтранса России.

Приоритетными направлениями в деятельности Росморечфлота являются развитие современной и эффективной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта, обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности морского и внутреннего водного транспорта по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны, интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России, повышение уровня безопасности мореплавания в портах и судоходства на внутренних водных путях.

К вопросам Росморречфлот постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 175 «Вопросы Федерального агентства морского и речного транспорта» отнесены следующие:

  • — организация диспетчерского регулирования движения судов по внутренним водным путям РФ;
  • — координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб;
  • — проведение государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломировании членов экипажей указанных судов;
  • — ведение Реестра морских портов РФ;
  • — ведение реестров, регистров и кадастров.

Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» было создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» распоряжением Минтранса России от 02.08.2011 № ИЛ-86-p «О создании федерального бюджетного учреждения „Агентство автомобильного транспорта“» .

Его основной целью является содействие обеспечению выполнения Минтрансом России функций компетентного органа в области автомобильного транспорта при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, включая реализацию образовательных программ, вытекающих из выполнения соглашений, а также в области перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

  • [1] URL: rzd.ru/static/public/rzd (дата обращения: 30.01.2013).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой