Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общесоциальные методы профилактики преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потому на втором этапе программа воздействия на преступность в современных условиях должна включать поголовный арест всех рядовых членов преступных организаций от «бойцов» и выше, не подвергнутых уничтожению на первом этапе, с действиями на основании закона о борьбе с организованной преступностью, чтобы трудно было задействовать коррумпированную сеть сотрудников уголовной юстиции, представителей… Читать ещё >

Общесоциальные методы профилактики преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционно в российской криминологии на общесоциальном уровне рассматривали только предупреждение. В последнее время все чаще высказывается мнение о том, что кроме предупреждения следует выделять и иные формы воздействия, реагирования и т. п. на преступность, которые следует включать в предмет криминологии (рис. 9.6). Другие же авторы считают, что все эти так называемые «новые» формы воздействия на преступность являются ничем иным, как методами профилактики преступности[1].

Сначала рассмотрим общие методы общесоциальной профилактики.

Они определяют стратегию развития общества и государства по их основным сферам, которые должны обеспечить их прогресс. К ним следует отнести такие методы, как социальное, экономическое, политическое прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование в сферах культуры, быта, труда, досуга как в стране в целом, так и по географическим регионам. Это методы развития инновационных технологий, науки, техники. Методы общесоциальной профилактики включают также правовые средства воздействия на разных уровнях власти — прежде всего, например, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001.

Общие и специально-криминологические общесоциальные методы профилактики преступности.

Рис. 9.6. Общие и специально-криминологические общесоциальные методы профилактики преступности.

№ 136-?3 и другие федеральные законы; экономические, социальные программы; меры, принимаемые в масштабе всей страны или отдельных субъектов РФ.

Рассмотрим теперь подробнее специально-криминологические методы общесоциальной профилактики.

Традиционное воздействие на любой тип преступности — борьба, что означает состязание и сражение на равных, с одной стороны, государства, общества, а с другой — преступности при преследовании взаимоисключающих целей. Причем одна сторона стремится к искоренению, уничтожению преступности или к ее ограничению, нормированию, а другая — к полному подчинению государства и общества преступности, образованию преступного, мафиозного государства или преследует более скромную цель контроля государства, общества или отдельных его институтов (например, откуда идея частных тюрем и кому это выгодно?).

Настоятельная необходимость сейчас — война с преступностью, что предполагает вооруженную борьбу между сторонами, ориентированную на уничтожение путем насилия. Причем преступность уже ведет эту войну без ее объявления. Война с преступностью в принципе означает:

  • а) использование оружия, иных мер безопасности в воздействии на преступные группировки, вооруженных преступников для пресечения их деятельности, при задержании, необходимом нападении. Поэтому в первую очередь необходима воинская операция Национальной гвардии, а до ее создания спецподразделений, принимавших и принимающих участие в гражданских войнах, преданных России, с целью повсеместного, поголовного физического уничтожения в течение суток всех заранее оперативно выявленных, зарегистрированных и многократно перепроверенных лидеров и авторитетов преступного мира с последующим надзором прокуратуры, ибо лишь такая операция в современных условиях способна реализовать идею необходимого нападения общества. Нормативной основой должны послужить статьи в УК «вынужденное нападение» и «необходимая оборона общества» .
  • б) война также — это применение смертной казни в качестве наказания за особо тяжкие преступления и к особо опасным преступникам. Компания против смертной казни, организованная сейчас, не может быть воспринята иначе, кроме как исполнение заказа организованной преступности.

Потому на втором этапе программа воздействия на преступность в современных условиях должна включать поголовный арест всех рядовых членов преступных организаций от «бойцов» и выше, не подвергнутых уничтожению на первом этапе, с действиями на основании закона о борьбе с организованной преступностью, чтобы трудно было задействовать коррумпированную сеть сотрудников уголовной юстиции, представителей власти. И в отношении них на основе системы доказательств применять уже наказания от смертной казни (преимущественно) и пожизненного заключения до самых длительных сроков лишения свободы.

Организация воздействия на преступность — это прежде всего:

  • — внутренняя организация: жесткая дисциплина, объединение, упорядочение деятельности органов уголовной юстиции, в частности, настоятельная необходимость создания исправительных центров на основе идеи ликвидированных спецкомендатур, подразделений по борьбе с религиозными преступлениями; чистка коррумпированных рядов при помощи контрразведки;
  • — внешняя организация: а) создание новых учреждений и направлений воздействия; б) возрождение старых, вспомогательных форм; в) упорядочение, устройство уже существующей внешней (по отношению к правоохранительным органам) деятельности воздействия на преступность.

Компромисс (лат. compromissum — соглашение о третейском разбирательстве; о взаимных уступках) с преступностью — это соглашение путем взаимных уступок, причем, уступки государства — это: а) освобождение от уголовной ответственности и наказания вплоть до признания преступления непреступным при определенных условиях, например, в случае сдачи террориста; б) уменьшение наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

Теперь о необходимости создания в стране Центров реабилитации социальных «отклоненцев» разного типа — от проституток, бомжей, тунеядцев до наркоманов, алкоголиков и др., а также осужденных и освобожденных от уголовных наказаний как в условиях свободы, так и при ее лишении — это поэтапное воздействие, например, относительно психически больных, алкоголиков, наркоманов, больных венерическими заболеваниями и т. п., включая фармакотерапию, психотерапию, юридическую и социальную реабилитацию.

Специально-криминологические методы общесоциальной профилактики включают также и прежде всего развитие криминологического законодательства — первоначально необходимо принятие Федерального закона «Об основах профилактики преступлений в Российской Федерации» и на его основе изменения нормативных актов в различных отраслях права. Кроме того, в этой сфере — разработка криминологических программ, о чем шла речь в предыдущей главе.

Здесь нельзя не сказать о криминологической экспертизе (лат. expertus опытный). Криминологическая экспертиза — исследование криминологического вопроса, возникающего при анализе нормативного акта, требующего специальных знаний о показателях преступности и ее типах, причинах и условиях преступности и преступного поведения, их типах, формах воздействия на преступность и преступное поведение, с представлением мотивированного заключения[2]. Г. Н. Горшенков определяет такие вопросы, требующие специальных криминологических познаний, как:

1) справедливость нормы права; 2) эффективность запрета, санкции, наказания; 3) увязанность с другими отраслями права; 4) четкость формулировки нормы[3]. Но, представляется, что это вопросы скорее юридической экспертизы нормативного акта, как ни парадоксально это звучит. Поэтому, по меньшей мере, два метода должны применяться при проведении криминологической экспертизы: 1) толкование нормы права и его методы; 2) прогнозирование развития криминологической ситуации в стране, регионе.

Криминологическая экспертиза, по нашему мнению, должна ответить, по меньшей мере, на следующие вопросы: 1) есть ли конкуренция между нормами права, противоречия как внутри одной отрасли права, так и между отраслями, содействующая совершению правонарушений и в особенности преступлений, как в наиболее опасной и вредоносной форме их проявления; 2) как принимаемый нормативный акт повлияет на динамику преступности, вызовет ее рост или снижение; рост одних типов преступности и снижение других ее типов и т. п.; 3) в каком аспекте он может повлиять на выявление латентности преступности и правонарушений и уяснение действительной картины преступности; 4) как повлияет та или иная норма права на совершение преступлений, на движение преступного поведения, будет способствовать его движению к преступлению, препятствовать этому или хотя бы будет нейтральной; 5) играет ли норма права профилактическую функцию, т. е. образует ли один из аспектов правовых основ предупреждения преступлений; 6) содействует или препятствует эта норма права раскрываемости преступлений и правонарушений; 7) каков криминологический потенциал этой нормы права, т. е. ее перспективы на настоящий момент, ближайшее и отдаленное будущее; 8) каковы масштабы действия нормы права — имеет она региональное или федеральное значение и др. Решению целого ряда вопросов могло бы помочь принятие Федерального закона о криминологической экспертизе, в частности, даже в том усеченном виде, какой предложен А. И. Долговой[4]. Некоторую ясность в решение этой проблемы может внести разработка теории криминологии закона[5].

  • [1] См.: Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М.: Рос. криминолог, ассоциация, 2002. С. 308; Старков О. В. Что делать с преступностью? // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Мат. межд. науч.-практ. конф. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 78−80; и др.
  • [2] См.: Словарь иностранных слов. 9-е изд., испр. М.: Русский язык, 1982. С. 575.
  • [3] См.: Горшенков Г. Н. Криминология: введение в учебный курс. Сыктывкар: Сыктывкар, гос. ун-т, 1995.
  • [4] См.: Разделы проекта федерального закона о криминологической экспертизе // Преступность и законодательство. М.: Криминолог, ассоциация, 1996. С. 390−393; и др.
  • [5] Криминология XX век / под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. С. 177−202.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой