Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Советское государство и право СССР в годы Великой Отечественной войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К 1950 г. была завершена репатриация граждан СССР и причисленных к ним лиц. Советская процедура предусматривала принудительное размещение репатриантов в проверочно-фильтрационных лагерях и проведение идентификации личности, оперативной проверки органами НКВД на предмет возможности совершения этими лицами правонарушений. Гражданские и военные власти государств-союзников устанавливали для… Читать ещё >

Советское государство и право СССР в годы Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Режим военного положения в СССР. Деятельность Государственного комитета обороны.

Расистская идеологема превосходства немецкой расы над «неполноценными» народами и захватнические устремления нацистов соединились в стратегии, политике, методах ведения войны. Агрессор ставил своей целью уничтожение населения СССР и расчленение территории суверенного государства на четыре рейхскомиссариата для «приведения в соответствие» предполагаемой численности арийских колонизаторов и оккупантов и протяженности территорий советского государства[1]. Многонациональный народ СССР вступил «в смертельный бой» не только за право жить на земле своих предков, но и за неотъемлемое право человека на жизнь.

22 июня 1941 г. Западный, Киевский, Прибалтийский особые военные округа были преобразованы в Юго-Западный, Западный, Северо-Западный фронты. 23 июня была учреждена Ставка Главного Командования Вооруженных сил (председатель нарком обороны маршал С. К. Тимошенко). 8 августа 1941 г. этот орган был преобразован в Ставку Верховного главнокомандующего, возглавляемую И. В. Сталиным. 24 июня Ленинградский военный округ был преобразован в Северный фронт, сформирован южный фронт.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были возложены на военные советы фронтов, армий, военных округов, а там, где их нет, — на высшее командование войсковых соединений.

Материалы личного фонда И. В. Сталина, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории, свидетельствуют о несостоятельности версии о бездействии советского политического лидера в первые дни войны. Правительственные совещания работали ежедневно.

  • 3 июля 1941 г. И. В. Сталин огласил свое послание народу, в котором определил войну со стороны СССР как «всенародную отечественную». В своей речи он изложил краткий план мероприятий военной перестройки государства (повторялись основные положения директивы СНК и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г.). В соответствии с Директивой ЦК ВКП (б) от 30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР был образован ГКО. В его состав вошли И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместителем председателя), К Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Позднее в состав ГКО были введены Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян. ГКО передавалась вся полнота государственной власти. Комитет наделялся следующими полномочиями:
  • 1) решения военно-стратегических вопросов (в частности, контроль за производством танков, самолетов, моторов, формированием авиаполков, переброской их на фронт, за формированием минометных частей, производством вооружений, боеприпасов, снабжением горюче-смазочными материалами);
  • 2) назначения и отзыва высшего командования;
  • 3) установления порядка, направлений работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, размещения государственных заказов, определения объемов и сроков выполнения работ;
  • 4) руководства подготовкой и распределение военных и трудовых ресурсов.

Оперативное бюро ГКО осуществляло контроль за работой наркоматов оборонной промышленности, путей сообщения, черной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за разработкой и исполнения планов производства и снабжения этих отраслей промышленности и транспорта, занималось организацией и решением текущих вопросов эвакуации населения, репатриации советских граждан и лиц, приравненных к ним.

В помощь ГКО был учрежден Комитет по учету и распределению рабочей силы. 30 июня СНК СССР утвердил Общий мобилизационный план народного хозяйства. В прифронтовых городах были организованы городские комитеты обороны в составе председателя, командующего фронтом, представителя НКВД.

В полномочия городских комитетов входило:

  • — объявление осадного положения, организация обороны города и эвакуации жителей;
  • — решение продовольственных вопросов;
  • — руководство промышленными и военно-стратегическими объектами;
  • — проведение мобилизации населения, транспорта, продовольственных ресурсов.

Центральный аппарат ВКП (б) не играл заметной роли в решении государственно-политических, военно-хозяйственных вопросов. Организационное бюро ЦК ВКП (б) не собиралось, не проводились пленумы и съезды партии, решения Секретариата ЦК принимались методом устного опроса. Однако усилилась роль низовых партийных органов. Значительно был расширен институт парторгов ЦК ВКП (б), работавших на заводах и военно-стратегических объектах. В ноябре 1941 г. было принято решение об организации политотделов в совхозах, МТС (просуществовали до мая 1943 г.).

В сентябре 1941 г. был организован Обще, союзный наркомат танковой промышленности, в ноябре — Наркомат минометного вооружения. В конце 1941 г. был создан Совет по эвакуации (председатель Н. М. Шверник). Был ужесточен режим работы на военно-стратегических предприятиях и смежных производств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» рабочие и служащие такого рода предприятий объявлялись мобилизованными на весь период войны и прикреплялись к этим предприятиям. Самовольный уход приравнивался к дезертирству и карался тюремным заключением сроком от пяти до семи лет.

Следует отметить, что ужесточение рабочего режима на предприятиях началось еще в предвоенный год. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий» предписывалось перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха. Устанавливалась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход, прогулы, опоздания более чем на 20 минут.

Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, утвержденные постановлением СНК СССР от 18 января 1941 г. № 120, предусматривали:

  • — обязательное присвоение каждому рабочему и служащему табельного порядкового номера, который необходимо оставить на табельной доске или «отбить» на контрольных часах до начала работы, во время обеденного перерыва (в случае ухода с территории предприятия или учреждения) и по окончании рабочего дня;
  • — наложение администрацией дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины в форме:
  • — замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность.

Указ Президиума Верховного Совета СССР 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах» в целях расширении оборонно-стратегических отраслей промышленности и постоянного притока кадров квалифицированных рабочих утвердил систему ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). Данным Указом установлено:

  • — СНК СССР предоставить право ежегодной мобилизации от 800 тыс. до 1 млн юношей в возрасте 14—15лет для обучения в соответствующих училищах и в возрасте 16—17 лет для обучения в ФЗО;
  • — передать государственные резервы рабочей силы в непосредственное распоряжение СНК СССР и запретить их использование наркоматами и предприятиями без разрешения правительства;
  • — предоставить гражданам, окончившим ремесленные, железнодорожные училища, ФЗО преференцию отсрочки по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях.

Так же еще в предвоенные годы страна постепенно переходила на нормативно-распределительную систему продовольственного снабжения. К примеру, в конце 1939 г. вводилось закрытое нормирование распределения продовольствия и промышленных товаров. 18 июля 1941 г. СНК СССР принял решение о введении в столице, Ленинграде и их пригородах карточной системы на основные виды продуктов и предметы первой необходимости. В декабре 1941 г. карточная система была введена повсеместно. По нормам снабжения граждане делились на четыре категории: рабочие; служащие; иждивенцы и дети до 12 лет. Но из 200 млн населения страны по данным на 26 июня 1941 г. карточное снабжение предусматривалось для 56 млн человек.

Главными источниками военного финансирования являлись государственные налоги и внутренние государственные кредиты (займы), эмиссия. В 1942 г. был введен военный налог, распространявшийся на городское и сельское население, на военнослужащих тыла и учреждений. За 1942— 1945 гг. было выпущено четыре военных займа. Государство заморозило вклады населения в сберегательных кассах.

Военные неудачи первых месяцев 1941 г. сопровождались несанкционированными отступлениями и дезертирством. В связи с этим в августе Ставка Верховного главнокомандующего издала Указ № 270, согласно которому военнослужащие, сдающиеся во время боевых действий в плен, причислялись к злостным дезертирам. Дезертиров приказывалось расстреливать на месте. Семьи дезертиров должны были подвергаться аресту как родственники предателей Родины.

17 июля 1941 г. ГКО издал постановление № 187 «О преобразовании органов 3-го управления в Особые отделы». Особые отделы и Управление особых отделов подчинялось НКВД, а уполномоченные Особого отдела в полках и дивизиях одновременно комиссару полка или дивизии. Главной задачей Особых отделов объявлялась борьба со шпионажем и предательством в частях Красной Армии, ликвидация дезертирства в прифронтовой полосе. Особые отделы получили право производить аресты дезертиров, а в необходимых случаях их расстрел на месте. В распоряжение отделов поступали вооруженные отряды из войск НКВД. Начальники охраны тыла обязаны были поддерживать постоянную связь с отделами и оказывать всяческую поддержку.

В апреле 1943 г. управление особых отделов было заменено Управлением контрразведки при Наркомате обороны СССР «СМЕРШ». В июле 1941 г. в Красной Армии и на Рабоче-Крестьянском Красном Флоте был учрежден институт военных комиссаров (в полках и дивизиях), политруков в рогах, батареях, эскадронах. Они несли полную ответственность за выполнение боевой задачи". Этот институт просуществовал до октября 1942 г.

В сентябре 1941 г. Верховный главнокомандующий издал приказ об организации в стрелковых дивизиях заградительных отрядов (численностью до батальона). Заградительные отряды должны были применять оружие против самовольно отступающих военнослужащих. Перманентное отступление советских войск заставило наркома обороны подписать приказ № 227 «Ни шагу назад». За нарушение дисциплины командиры и политработники отправлялись в штрафные батальоны, младшие командиры и рядовые — в штрафные роты. Командующим фронтов вменялось:

  • — ликвидировать отступательные настроения в войсках;
  • — пресекать пропаганду отступления;
  • — снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допускающих самовольный отход войск с занимаемых позиций без санкции командованием фронта;
  • — сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров.

Военным советам армий и командующим армий предписывалось:

  • — снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допускающих самовольный отход войск с занимаемых позиций;
  • — сформировать в пределах армии три — пять заградительных отряда (до 200 человек в каждом), поставив их в тылу неустойчивых дивизий;
  • — сформировать штрафные роты.

В мае 1942 г. для руководства партизанским движением ГКО был учрежден при ставке Нейтральный штаб партизанского движения, штабы при военных советах фронтов.

Применение СССР норм международного гуманитарного права. Репатриационная политика Советского государства. Советское правительство при посредстве посольства и Красного Креста Швеции посредством ноты Наркомата иностранных дел СССР от 17 июля 1941 г. информировало воюющие стороны, что СССР обязуется соблюдать требования Гаагской (1907 г.), а также Женевской (от 27 июля 1927 г.) конвенций о пленных, раненых и больных. Наркомат иностранных дел СССР систематически информировал мировое сообщество о грубых нарушениях нацистской Германией требований Гаагской конвенции, признанной как Советским государством, так и Германией. Протест был заявлен в нотах внешнеполитического ведомства СССР от 25 ноября 1941 г. «О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных» и от 6 января 1942 г. «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях».

Для сравнения, начальник верховного командования вермахта генералфельдмаршал Кейтель 6 июня 1941 г. издал приказ относительно обращения с военнопленными Красной Армии, в котором предписывалось ненрименение норм международного права и принципов гуманизма в отношении политических комиссаров «всякого ранга» как «носителей сопротивления» и «угрозу безопасности» нацистского режима Третьего рейха на оккупированной территории[2].

Советское государство, напротив, в Положении о военнопленных, утвержденном постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 г. № 1798—800с, закрепило в качестве основополагающих следующие требования: сохранение гражданства военнопленных; защита военнопленных нормами международного нрава о защите жертв войны, а также нормами национального права удерживающего их в плену государства.

По статистическим данным Управления по делам военнопленных и интернированных Министерства внутренних дел СССР от 12 октября 1959 г., смертность немецких военнопленных в СССР в течение вышеуказанного временного периода составила 14,9% от общего их числа. По немецким источникам смертность советских военнопленных составила 57,3%. Если сопоставить данные советской официальной статистики с информацией немецкой стороны, то процент смертности военнопленных советских граждан мог быть 82,5%[3].

Указанное Положение изменило уголовную и дисциплинарную ответственность военнопленных. Дела о преступлениях, совершенных военнопленными, рассматривались военными трибуналами по законам СССР и союзных республик. Предписывалось не позднее 20 дней со дня вынесения приговора сообщать о решении трибуналов Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца[4].

Медицинское обеспечение и санитарное обслуживание военнопленных на основании Положения о военнопленных осуществлялось на равных условиях с военнослужащими Красной Армии. Обеспечение трудящихся военнопленных жильем и коммунальными услугами производилось за счет предприятий и организаций, в которых они трудились.

Идеологическая функция Советского государства. Летом 1943 г. (после Сталинградской победы советских войск) спецслужбы сформировали из числа немецких военнопленных Национальный комитет «Свободная Германия» и «Союз немецких офицеров». Эти органы активно использовались для антифашистской пропаганды и деморализации немецкой армии, для политической и разведывательной работы в тылу противника, вербовкой военнопленных. Национальный комитет предлагал советскому командованию создать особое армейское подразделение. Кроме того, Национальный комитет рассматривался советским руководством как инструмент давления на союзников. В «Правде» делались откровенные заявления о необходимости формирования подлинно национального немецкого правительства. Основой для такого правительства мог служить Национальный комитет.

Идеологическая и политическая работа приобрела в годы Великой Отечественной войны особое значение. Уже 24 июня 1941 г. было организовано Советское информационное бюро (Совинформбюро), возглавляемое секретарем ЦК ВКП (б) А. С. Щербаковым. Одновременно со сводками Совинформбюро работали «Окна ТАСС», ежедневно размещавшие плакаты, иллюстрирующие информационные сводки. При Главном управлении РККА был организован Совет военно-политической пропаганды. Политработники заменили институт комиссаров.

Кардинальным образом изменилась политика государства по отношению к церкви. В феврале 1943 г. митрополит Сергий и Сталин обменялись посланиями. В ходе встречи 4 сентября 1943 г. были достигнуты соглашения о созыве архиерейского собора и выборах патриарха. Разрешено открытие церковных учебных учреждений — академий, семинарий. Церковь получила право издавать свои печатные органы. 8 октября 1943 г. был создан Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. В январе 1944 г. председатель Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпов представил на рассмотрение проект закона «О положении церкви в СССР». Однако проект не был принят. СНК СССР утвердил секретное постановление о религиозных общинах, согласно которому последним (в том числе и монастырям) предоставлялись некоторые нрава юридического лица (аренды, строительства и приобретение в собственность недвижимости, включая дома, транспорт, строения).

Противодействие Советского правительства оккупационным властям Третьего рейха. Режим оккупированных немцами советских территорий (1795 тыс. км2) определялся Министерством по делам оккупированных областей Третьего рейха. Штабом по управлению экономикой восточных территорий ОСТ («Восток»), службой вооруженных формирований национал-социалистической немецкой рабочей партии — СС (нем. SS, сокращенно от Schutzstaffel — в 1933—1945 гг. «охранные отряды» Третьего рейха). Чтобы связать приграничные районы с Третьим рейхом планировалось построить сеть опорных поселенческих пунктов (в том числе генерал-губернаторств) вдоль главных железнодорожных линий и автомобильных дорог. На оккупированных территориях нацисты создавали городские и районные управы, назначали сельских старост.

5 августа 1945 г. глава Министерства по делам оккупированных областей Третьего рейха издал приказ о безвозмездной обязательной всеобщей трудовой повинности. Одной из форм несения трудовой повинности была служба в «трудовых колоннах» (строительство дорог, военных объектов, обезвреживание минных полей). Другим видом отбывания трудовой повинности были принудительные работы в Германии. Остарбайтеры работали на предприятиях крупнейших немецких концернов, на фермах. За годы войны на оккупированных территориях от голода и эпидемий погибло около семи миллионов человек, более 11 млн было расстреляно в концентрационных лагерях и по месту жительства. Три миллиона из шести угнанных на работы в Германию погибли.

«Остарбайтер» — определение, принятое в Третьем рейхе для обозначения людей, вывезенных из Восточной Европы с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы.

Следует отметить, что остарбайтеры причислялись в СССР к лицам, добровольно выехавшим во вражескую страну. Не считались участниками войны и военнопленные. 4 ноября 1944 г. постановлением ГКО № 6884с «О проверке НКВД всех военнопленных, освобожденных Красной и союзными армиями на предмет сотрудничества с немцами» был определен порядок направления бывших военнопленных — военнослужащих Красной Армии, поступающих после их освобождения советскими и союзными войсками:

«1) направлять в специальные запасные части военных округов;

  • 2) органами контрразведки в течение одного-двух месяцев заканчивать проверку всех прибывших;
  • 3) после прохождения проверки всех благонадежных отправлять в действующую армию;
  • 4) вызывающих подозрение — в спецлагеря для дальнейшей проверки". Дальнейшая проверка осуществлялась в специальных запасных частях Народного комиссариата обороны СССР. Бывших «окруженцев» и военнопленных рядового состава, находящихся в спецлагерях НКВД, по окончании проверки передавали в рабочие кадры промышленности, использовали на строительных работах НКВД, службы в охране лагерей Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛаг) НКВД СССР.

На Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав (февраль

  • 1945 г.) странами-участницами было подписано секретное Соглашение о репатриации. Все советские граждане, освобожденные союзными войсками, должны были быть переданы советским представителям. К 1 мая
  • 1946 г. было репатриировано более 5 млн советских граждан (из них 1,8 млн военнопленных). Репатриированные должны были пройти фильтрацию и проверку органами наркоматов внутренних дел и государственной безопасности (НКВД, НКГБ), контрразведки. Около 60% из них было отправлено по месту жительства (в спецпоселения), 7% отправлены в спецлагеря НКВД. Репатрианты сохраняли статус граждан. Сдавшиеся в плен рассматривались как изменники Родины.

Репатриант — субъект из числа военнопленных, гражданских лиц, пребывающий за рубежом вследствие войны или иных причин, легитимно возвращенный на родину (в том числе восходящих родственников). Роль государства происхождения состоит в предоставлении репатрианту условий, облегчающих самостоятельное социально-экономическое обустройство. Государственная поддержка должна предусматривать законодательное закрепление преференций в получении гражданства страны происхождения, предоставлении налоговых льгот, снятии ограничений в регистрации по месту жительства, организации юридической консультативной помощи, социальной защите.

Государственный комитет обороны СССР 24 августа 1944 г. утвердил постановление № 6457 «Об организации приема возвращающихся на родину советских граждан, насильно увезенных немцами, а также по разным причинам оказавшихся за пограничной линией между СССР и Польшей»[5]. 26 августа Советское правительство приняло постановление о советских военнопленных и советских гражданах, насильно увезенных Германией, находящихся на территории Италии и Франции. Этими актами утверждалась обязательная репатриации советских граждан и российских эмигрантов, в том числе лиц, не связанных юридически с СССР[6].

К 1950 г. была завершена репатриация граждан СССР и причисленных к ним лиц. Советская процедура предусматривала принудительное размещение репатриантов в проверочно-фильтрационных лагерях и проведение идентификации личности, оперативной проверки органами НКВД на предмет возможности совершения этими лицами правонарушений. Гражданские и военные власти государств-союзников устанавливали для репатриантов режим свободы выбора места жительства, перемещения, трудоустройства с предоставлением им социальной помощи. Следует признать и факты невыполнения таких гарантий на территориях оккупационных зон Франции, США. Армии США так спешно продвигались к Берлину, что Советской военной миссии, представительствам Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации приходилось требовать исполнения соглашения Крымской конференции 11 февраля 1945 г., закрепившего право на защиту, содержание и репатриацию граждан СССР, США и Великобритании.

Западные союзники по антигитлеровской коалиции и нейтральные страны приняли и общую политическую линию в отношении института убежища и принципа невысылки, предоставив репатриантам свободу волеизъявления в принятии решения о возвращении на родину, обеспечив преференциальный статус «бесподданого» уроженцам Западной Украины и Белоруссии, Прибалтийских государств и распространив его на российских эмигрантов «первой волны». «Бесподданнство» предусматривало преференцию на оформление паспортно-визовых документов любой страны, избранной данными лицами для постоянного проживания.

«Бесподданный» — категории перемещенных после 1 сентября 1939 г. лиц были причислены уроженцы Западной Украины и Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

США, как и Великобритания, скрывали перемещенных в лагерях на подконтрольной территории, освобожденной от фашистских оккупантов, отказывая советским военным властям и специальным службам в репатриации этих лиц на территорию СССР. Миграционное законодательство и акты оккупационных властей союзников по антигитлеровской коалиции на территории Западной Европы не признавали советскими гражданами лиц, проживавших на границах Западных территорий, присоединенных к СССР. На основе конвенциальных норм жителям Западных территорий СССР был предоставлен статус.

«бесподданных». Оформив миграционные документы, они имели право эмигрировать в любое государство. Наряду с документами о «бссподданстве» выдавались паспорта стран, в которые данные лица изъявили желание эмигрировать[7]. Прецедент «бесподданства» нашел отражение в нормах ООН[8].

Одной из крупных международных организаций, занимавшихся оформлением «бесподданства» и политического убежища вышеперечисленным лицам, была Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций (United Nations Relief and Rehabilitation Administration). «Русские» коллаборационисты перемещались бельгийскими властями и ТЮСФЕТ (структурой США) в Великобританию[9].

Как показывают материалы Международного военного трибунала в Нюрнберге[10], из военнопленных, добровольно изъявивших желание сотрудничать с фашистами, с января 1942 г. Вермахт (с нем. Wehrmacht — вооруженные силы) и Абвер (с нем. Abwehr орган военной разведки и контрразведки Третьего рейха), СС формировали боевые структуры. Всего за период войны было сформировано 90 пехотных батальонов (туркестанские, азербайджанские, грузинские, армянские, северокавказские, крымских и волжских татар). Весной 1943 г. была создана Первая казачья дивизия[11]. Национальные дивизии служили в войсках СС.

В конце 1944 г. началось формирование Русской освободительной армии. В ноябре 1944 г. был создан Комитет освобождения народов России, возглавляемый генералом А. Власовым[12]. В январе 1945 г. Власов был назначен главнокомандующим русскими формированиями. Власов обвинял Сталина и его режим в геноциде против собственного народа. Возлагал ответственность за военные неудачи. Цель — свержение советского правительства и создание «новой России».

В сложившейся ситуации превентивной мерой по инициативе НКВД 31 января 1944 г. ГКО принял постановление «О выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. Это была четвертая депортация за период Великой Отечественной войны: в 1941 г. были выселены немцы Поволжья, а в 1943 г. карачаевцы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943, постановление СНК СССР от 14 октября 1943 г. «О выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР) и калмыки (27 декабря 1943 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР, а в 1944 г. Калмыцкая АССР была упразднена и ее территории вошли в состав Ставропольского края, Ростовской и Астраханской областей).

Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28.08.1941 г. была ликвидирована Автономная республика немцев Поволжья. Депортации подверглись крымские татары (согласно постановлению ГКО № 5859сс от 11 мая 1944 г.), греки, армяне, болгары (согласно постановлению ГКО № 5984 от 02.06.1944 г.), проживавшие в Крыму. 13 октября 1943 г. и 25 октября 1944 г. ГКО принял постановления о прекращении призыва в Вооруженные силы представителей коренного населения Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа. Депортация противоречила декларациям о всестороннем росте национальных республик.

Несмотря на превентивность и интересы обеспечения государственной безопасности, в результате этой акции пострадало и мирное население, лояльное к политическому режиму СССР. В 1991 — 1993 гг. депортированные народы были реабилитированы[13].

Реабилитация, согласно Закону РФ от 18 октября 1991 г. № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий», была распространена:

  • — на граждан Российской Федерации, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 г.;
  • — на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД — МГБ — МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);
  • — на иностранных граждан, репрессированных по решению судов СССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР.

Вопросы репрессированных по решению судов СССР или внесудебных органов за пределами СССР решаются па основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во Второй мировой войне, в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с зарубежными государствами.

В интересах укрепления международных связей и развития сотрудничества СССР с иностранными государствами, а также упрочения взаимоотношений между субъектами СССР Верховный Совет СССР принял Закон от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Согласно этому Закону союзные республики обеспечивались равными правами в сфере внешних сношений. Следует отметить, что союзные республики являлись субъектами международного права и до вступления в силу указанного Закона. В выступлении на прессконференции в Сан-Франциско 22 мая 1945 г. заместитель председателя Совета Министров Украинской ССР Д. 3. Мануильский отметил, что союзные республики обладали правосубъектностью, но не пользовались этим правом до 1944 г. по экономическим, политическим, военным основаниям[14].

13 июля 1923 г. в Обращении ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира об объединении союзных республик в единое государство нотифицировали передачу прав в области внешних сношений Союзу ССР. Другие союзные республики, присоединившиеся позднее (Казахская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР и др.), приобрели такой же статус, как и ранее вошедшие в состав Союза ССР.

Вышеупомянутым Законом в ст. 14 Конституции СССР 1936 г. было внесено соответствующее дополнение об изменении правосубъектности союзных республик в сфере внешних сношений, а также о преобразовании Наркомата иностранных дел СССР.

Союзные республики обладали правом заключения соглашений с зарубежными государствами, но эти соглашения эти соглашения не могли противоречить нормам международных актов, заключенных СССР (ст. 18-а). Специальные соглашения были заключены в 1944 г. между Украинской ССР и Польшей, аналогичное соглашение заключила Белорусская ССР и Литовская ССР по взаимной эвакуации населения с территорий этих государств.

Наряду с депортацией в годы Великой Отечественной войны были расширены права союзных республик. Республики получили право вступать в отношения с иностранными государствами и формировать национальные войсковые объединения.

  • [1] См.: Генеральный план ОСТ «Правовые, экономические и пространственные принципы обустройства на Востоке». URL: http://liewar.ru/dokumenty/265-generalnyj-plan-ost.html?showall=&start=l
  • [2] Война Германии против Советского Союза, 1941 — 1945 гг.: Документальная экспозиция. Берлин, 1992. С. 46—255.
  • [3] Земсков В. Н. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944—1956 гг.) // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 3—13; Россия и СССР в войнахXX в.: стат. исслед. / под общ. ред. проф., генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева. М.: Олма-Пресс, 2001. С. 500—514; Ueberschar G. R., Wette V. Unternehmen Barbarossa: Der DeutscheUbcrfall Auf Die Sowjetunion, 1941 Berichte, Analysen, Dokumcnte. Frankfurt-a/Main: FischerTaschenbuch Vcrlag, 1984. P. 364−366.
  • [4] ГАРФ. Ф. 9401. On. 1. Д. 619. Л. 298−300.
  • [5] ГАРФ. Ф. 9526. Он. 1. Д. 21. Л. 46−47.
  • [6] ГАРФ. Ф. 9408. On. 1. Д. 1. Л. 81−90.
  • [7] ГАРФ. Ф. 9526сч. Он. 6. Д. 239. Л. 281.
  • [8] Устав Управления Верховного комиссара ООП по делам беженцев. Приложение 1 ;Конвенция о защите гражданского населения во время войны, принята 12 августа 1949 г. Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защитежертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г. Нью-Йоркский протокол 1967 г., Декларация «О правах человека в отношении лиц, нс являющихся гражданамистраны, в которой они проживают», принята Генеральной Ассамблеей 13 декабря 1985 г. (См.:URL: http://www.un.org/ru/documents/); Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.(гл. 1, ст. 1) (См.: Зинченко II. II. Миграция населения: теория и практика международноправового регулирования. М., 2003. Приложение № 4. С. 193).
  • [9] См.: Галас М. Л. «Чужие среди своих».. Репатриационная политика России (СССР)в 1920—1940;е гг.: Адаптация трудовых мигрантов и ремигрантов; квази-возвращение граждан СССР и приравненных к ним лиц после Второй мировой войны. М.: Наука, 2011.С. 255−366.
  • [10] International Military Tribunal For The Trial of German Major War Criminals. London. His Majesty’s Stationery Office. 1951 // Шофар FTP-архива файла: imt/tgmwc/cyдa/j—обвиняемый—organisations.04.
  • [11] См.: Крикунов П. Казаки между Сталиным и Гитлером: крестовый поход против большевизма. М.: Яуза. Эксмо, 2006.
  • [12] См.: Хоффман И. История власовской армии. Париж: YMCA-press, 1990. С. 25—128,211—315; Александров К. М. Армия генерал-лейтенанта А. А. Власова 1944—1945: материалык истории вооруженных сил КОПР. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 27—217.
  • [13] См.: Законы РФ от 18 октября 1991 г. № 1761−1 «О реабилитации жертв политическихрепрессий» и от 26 апреля 1991 г. № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов», а также Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc
  • [14] См.: Конференция Объединенный Наций в Сан-Франциско. 25 апреля — 26 июня1945 г.: сб. док. М.: Изд-во полит, лит., 1980. С. 61.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой