Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении
Он же обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; своевременное перечисление налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды… Читать ещё >
Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете (ссылки на соответствующие статьи закона даны ниже в скобках) на руководителя экономического субъекта, являющего единоличным исполнительным органом, возложены следующие обязанности:
- — организовать ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 7);
- — возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7);
- — утвердить по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 и ч. 5 ст. 10);
- — подписать экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности на бумажном носителе для признания ее составленной (ч. 8 ст. 13).
Руководитель бюджетного учреждения может организовать бухгалтерский учет одним из следующих способов: создать самостоятельное структурное подразделение — бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером либо заключить договор с централизованной бухгалтерией об оказании услуг.
Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерской службы. Распределяются обязанности между работниками, как правило, по функциональному признаку; в зависимости от объема работ могут создаваться группы: финансовая, материальная, расчетная и др. Для определения и обоснования необходимой численности работников, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями постановлением Минтруда России от 26.09.1995 № 56 утверждены межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности, которые рекомендуются для применения в учреждениях. При внедрении прогрессивных методов работы бухгалтерских служб следует разрабатывать и вводить в установленном порядке нормативы, соответствующие более высокой производительности труда. В табл. 3.5 приведены некоторые нормативы времени при использовании технических средств и программного обеспечения по бухгалтерскому учету и составлению отчетности.
Таблица 3.5
Нормативы времени, применяемые в бухгалтерских службах учреждения
№ п/п. | Наименование операции. | Норматив времени. |
Учет основных средств. |
| |
Учет материальных запасов. | ||
2.1. | Оприходование материальных запасов на счетах бухгалтерского учета. | 20 мин на одну позицию материальных ценностей. |
2.2. | Списание материальных ценностей. | 10 мин на одну позицию. |
Учет начисления вознаграждения по договорам, составление ведомостей на перечисление. | 10 мин на один договор | |
Начисление страховых взносов, составление расчетных ведомостей в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд. | 12 ч. | |
Учет денежных средств. | ||
5.1. | Отражение санкционирования расходов, составление Плана финансово-хозяйственной деятельности, формирование Соглашения на перечисление средств. | 12ч. |
5.2. | Перечисление платежей на вознаграждение, страховых взносов во внебюджетные фонды, перечисление платежей поставщикам за поставленные по договорам материальные ценности, работникам на командировочные расходы. | 15 мин на один документ. |
5.3. | Обработка исходящих платежных поручений. | 15 мин на один документ. |
Учет расчетов с подотчетными лицами. | ||
6.1. | Обработка авансовых отчетов. Формирование оборотов по счету, отражающему расчеты с подотчетными лицами в Журналах операций. | 20 мин на один авансовый отчет. |
Учет расчетов с различными дебиторами, кредиторами. | ||
7.1. | Обработка документов, служащих основанием для осуществления расчетных операций с дебиторами и кредиторами. Формирование оборотов по счетам, отражающим расчеты с дебиторами и кредиторами. Учет в журналах операций. | 8 мин — одна позиция. |
Составление отчетности. | ||
8.1. | Составление Главной книги, контроль правильности отражения операций, распечатка форм. | 15 мин — одна бухгалтерская запись; 8 ч — 1 проверка. |
8.2. | Составление бухгалтерской отчетности в объеме, установленном приказами Минфина России. Увязка форм и проверка контрольных соотношений. | 20 мин — одна бухгалтерская запись; 8ч — одна форма. |
Далее мы рассмотрим организацию документооборота в бухгалтерской службе. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных учетных документов регламентирован Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 № 105 и применяемым в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам. Документооборот, под которым понимается движение документа от момента его составления ответственными лицами или получения от других организаций до сдачи в архив, находит отражение в локальном акте «График документооборота», утверждаемом в экономическом субъекте либо отдельным приказом руководителя, либо оформляемом как приложение к учетной политике.
Форма графика документооборота законодательно не утверждена, поэтому учреждение может оформить его в виде таблицы с графами работ по созданию, проверке и обработке и передаче в архив документов, выполняемых каждым подразделением учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
При составлении графика документооборота необходимо учитывать следующие аспекты:
- 1) должны быть установлены все факты хозяйственной деятельности учреждения, оформляемые соответствующими первичными учетными документами;
- 2) главным бухгалтером определяются, а руководителем утверждаются:
- — ответственные лица за оформление документов; за принятие и обработку первичных учетных документов для последующего отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности;
- — сроки представления документов;
- 3) применяются правила организации государственного архивного дела, в соответствии с которыми определяются сроки хранения первичных документов и учетных регистров. Напомним, что учреждение должно обеспечить их хранение в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с приказом Минкультуры № 558, но не менее пяти лет. Налоговый кодекс РФ определяет срок хранения документов по исчислению и уплате налогов равным четырем годам.
Ниже (табл. 3.6) приведен фрагмент графика документооборота.
Если график документооборота составлен правильно и соблюдается ответственными лицами, это способствует рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, оптимизации документооборота и координации деятельности различных служб и подразделений внутри учреждения.
Таблица 3.6
График документооборота
(фрагмент).
Наименование документа. | Количество экземпляров. | Составление документа. | Обработка документа. | Срок хранения документов. | ||
ответственное лицо. | срок исполнения. | ответственное лицо. | срок обработки. | |||
Кассовые документы. | Кассир | Ежедневно. | Бухгалтер | Ежедневно. | 5 лет после проведения проверки, ревизии. | |
Авансовый отчет. | Подотчетные лица. | В течение 3 рабочих дней, но прибытии из командировки. | Бухгалтер | В течение 3 рабочих дней. | 5 лет после проведения проверки, ревизии. | |
Требованиенакладная. | Материально ответственное лицо. | 1 -е число месяца, следующего за отчетным. | Бухгалтер | В течение 3 рабочих дней. | 5 лет после проведения проверки, ревизии. | |
Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы. | Ответственные лица подразделений. | 1-е число месяца, следующего за отчетным. | Бухгалтер по расчету заработной платы. | В течение 3 рабочих дней. | 5 лет после проведения проверки, ревизии. | |
Приказ о направлении работника в служебную командировку. | Отдел кадровой службы. | Не менее чем за 5 дней до отъезда в командировку. | Бухгалтер | В течение 1 рабочего дня. | 5 лет. | |
Акт о списании бланков строгой отчетности. | Материально ответственное лицо. | 1-е число месяца, следующего за отчетным. | Бухгалтер | В течение 3 рабочих дней. | 3 года. |
Требования к квалификации главного бухгалтера и его должностные обязанности приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих[1], утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Так главный бухгалтер возглавляет работу по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля, соблюдению порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.
Главный бухгалтер формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации, также руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям; работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.
Он же обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; своевременное перечисление налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды; контроль за расходованием фонда оплаты труда, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации; подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы; сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.
Главный бухгалтер принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат. Он ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
Главный бухгалтер участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарноматериальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы; оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
Другим способом организации бухгалтерского учета является передача этих функций централизованной бухгалтерии на основании заключенного договора на оказание услуг. Этот способ предусмотрен и приказом Минфина России № 157н. При этом обслуживание производится по следующим направлениям:
- — организация и ведение бухгалтерского, налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством;
- — осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых контрактов по кодам операций сектора государственного управления, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности, за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
- — осуществление контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных ценностей, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;
- — своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами;
- — консультирование руководителя обслуживаемого учреждения по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
- — начисление заработной платы и перечисление страховых и накопительных пенсионных взносов, ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
- — подготовка и представление отчетности в вышестоящее учреждение, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики;
- — проведение экономического анализа результатов деятельности учреждений.
- [1] Рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров и призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях.