Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Он же обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; своевременное перечисление налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды… Читать ещё >

Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете (ссылки на соответствующие статьи закона даны ниже в скобках) на руководителя экономического субъекта, являющего единоличным исполнительным органом, возложены следующие обязанности:

  • — организовать ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 7);
  • — возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7);
  • — утвердить по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 и ч. 5 ст. 10);
  • — подписать экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности на бумажном носителе для признания ее составленной (ч. 8 ст. 13).

Руководитель бюджетного учреждения может организовать бухгалтерский учет одним из следующих способов: создать самостоятельное структурное подразделение — бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером либо заключить договор с централизованной бухгалтерией об оказании услуг.

Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерской службы. Распределяются обязанности между работниками, как правило, по функциональному признаку; в зависимости от объема работ могут создаваться группы: финансовая, материальная, расчетная и др. Для определения и обоснования необходимой численности работников, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями постановлением Минтруда России от 26.09.1995 № 56 утверждены межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности, которые рекомендуются для применения в учреждениях. При внедрении прогрессивных методов работы бухгалтерских служб следует разрабатывать и вводить в установленном порядке нормативы, соответствующие более высокой производительности труда. В табл. 3.5 приведены некоторые нормативы времени при использовании технических средств и программного обеспечения по бухгалтерскому учету и составлению отчетности.

Таблица 3.5

Нормативы времени, применяемые в бухгалтерских службах учреждения

№ п/п.

Наименование операции.

Норматив времени.

Учет основных средств.

  • 10 мин на одну запись единицы оборудования в оборотную ведомость по учету движения основных средств;
  • 1 ч на формирование Журнала операций и осуществление контроля на соответствие операций;
  • 1 ч на осуществление контроля по записям в Главную книгу

Учет материальных запасов.

2.1.

Оприходование материальных запасов на счетах бухгалтерского учета.

20 мин на одну позицию материальных ценностей.

2.2.

Списание материальных ценностей.

10 мин на одну позицию.

Учет начисления вознаграждения по договорам, составление ведомостей на перечисление.

10 мин на один договор

Начисление страховых взносов, составление расчетных ведомостей в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд.

12 ч.

Учет денежных средств.

5.1.

Отражение санкционирования расходов, составление Плана финансово-хозяйственной деятельности, формирование Соглашения на перечисление средств.

12ч.

5.2.

Перечисление платежей на вознаграждение, страховых взносов во внебюджетные фонды, перечисление платежей поставщикам за поставленные по договорам материальные ценности, работникам на командировочные расходы.

15 мин на один документ.

5.3.

Обработка исходящих платежных поручений.

15 мин на один документ.

Учет расчетов с подотчетными лицами.

6.1.

Обработка авансовых отчетов. Формирование оборотов по счету, отражающему расчеты с подотчетными лицами в Журналах операций.

20 мин на один авансовый отчет.

Учет расчетов с различными дебиторами, кредиторами.

7.1.

Обработка документов, служащих основанием для осуществления расчетных операций с дебиторами и кредиторами. Формирование оборотов по счетам, отражающим расчеты с дебиторами и кредиторами. Учет в журналах операций.

8 мин — одна позиция.

Составление отчетности.

8.1.

Составление Главной книги, контроль правильности отражения операций, распечатка форм.

15 мин — одна бухгалтерская запись; 8 ч — 1 проверка.

8.2.

Составление бухгалтерской отчетности в объеме, установленном приказами Минфина России. Увязка форм и проверка контрольных соотношений.

20 мин — одна бухгалтерская запись; 8ч — одна форма.

Далее мы рассмотрим организацию документооборота в бухгалтерской службе. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных учетных документов регламентирован Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 № 105 и применяемым в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам. Документооборот, под которым понимается движение документа от момента его составления ответственными лицами или получения от других организаций до сдачи в архив, находит отражение в локальном акте «График документооборота», утверждаемом в экономическом субъекте либо отдельным приказом руководителя, либо оформляемом как приложение к учетной политике.

Форма графика документооборота законодательно не утверждена, поэтому учреждение может оформить его в виде таблицы с графами работ по созданию, проверке и обработке и передаче в архив документов, выполняемых каждым подразделением учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

При составлении графика документооборота необходимо учитывать следующие аспекты:

  • 1) должны быть установлены все факты хозяйственной деятельности учреждения, оформляемые соответствующими первичными учетными документами;
  • 2) главным бухгалтером определяются, а руководителем утверждаются:
    • — ответственные лица за оформление документов; за принятие и обработку первичных учетных документов для последующего отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности;
    • — сроки представления документов;
  • 3) применяются правила организации государственного архивного дела, в соответствии с которыми определяются сроки хранения первичных документов и учетных регистров. Напомним, что учреждение должно обеспечить их хранение в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с приказом Минкультуры № 558, но не менее пяти лет. Налоговый кодекс РФ определяет срок хранения документов по исчислению и уплате налогов равным четырем годам.

Ниже (табл. 3.6) приведен фрагмент графика документооборота.

Если график документооборота составлен правильно и соблюдается ответственными лицами, это способствует рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, оптимизации документооборота и координации деятельности различных служб и подразделений внутри учреждения.

Таблица 3.6

График документооборота

(фрагмент).

Наименование документа.

Количество экземпляров.

Составление документа.

Обработка документа.

Срок хранения документов.

ответственное лицо.

срок исполнения.

ответственное лицо.

срок обработки.

Кассовые документы.

Кассир

Ежедневно.

Бухгалтер

Ежедневно.

5 лет после проведения проверки, ревизии.

Авансовый отчет.

Подотчетные лица.

В течение 3 рабочих дней, но прибытии из командировки.

Бухгалтер

В течение 3 рабочих дней.

5 лет после проведения проверки, ревизии.

Требованиенакладная.

Материально ответственное лицо.

1 -е число месяца, следующего за отчетным.

Бухгалтер

В течение 3 рабочих дней.

5 лет после проведения проверки, ревизии.

Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы.

Ответственные лица подразделений.

1-е число месяца, следующего за отчетным.

Бухгалтер по расчету заработной платы.

В течение 3 рабочих дней.

5 лет после проведения проверки, ревизии.

Приказ о направлении работника в служебную командировку.

Отдел кадровой службы.

Не менее чем за 5 дней до отъезда в командировку.

Бухгалтер

В течение 1 рабочего дня.

5 лет.

Акт о списании бланков строгой отчетности.

Материально ответственное лицо.

1-е число месяца, следующего за отчетным.

Бухгалтер

В течение 3 рабочих дней.

3 года.

Требования к квалификации главного бухгалтера и его должностные обязанности приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих[1], утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Так главный бухгалтер возглавляет работу по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля, соблюдению порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Главный бухгалтер формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации, также руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям; работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

Он же обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; своевременное перечисление налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды; контроль за расходованием фонда оплаты труда, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации; подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы; сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат. Он ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Главный бухгалтер участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарноматериальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы; оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Другим способом организации бухгалтерского учета является передача этих функций централизованной бухгалтерии на основании заключенного договора на оказание услуг. Этот способ предусмотрен и приказом Минфина России № 157н. При этом обслуживание производится по следующим направлениям:

  • — организация и ведение бухгалтерского, налогового учета и отчетности, обязательных и хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в бухгалтерских регистрах в соответствии с действующим законодательством;
  • — осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых контрактов по кодам операций сектора государственного управления, предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности, за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
  • — осуществление контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных ценностей, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами;
  • — своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами;
  • — консультирование руководителя обслуживаемого учреждения по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
  • — начисление заработной платы и перечисление страховых и накопительных пенсионных взносов, ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
  • — подготовка и представление отчетности в вышестоящее учреждение, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики;
  • — проведение экономического анализа результатов деятельности учреждений.
  • [1] Рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров и призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой