Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

1960 годы: период «послеоккупационной политики»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доктрина Ёсида" предполагала, что Япония не будет строить свою внешнюю политику, опираясь на военный потенциал, как это делали большинство стран, а станет проводить за рубежом активную внешнеэкономическую стратегию, обеспечивая свой международный авторитет путем создания образа мирной и демократической страны. Реализации данной стратегии способствовали мирные положения японской конституции… Читать ещё >

1960 годы: период «послеоккупационной политики» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот период занимает особое место в послевоенной японской истории, поскольку именно в 1950;х гг. в стране произошло окончательное становление экономической, внешнеполитической и административной моделей, которые вплоть до окончания биполярной эпохи обеспечивали послевоенное развитие страны.

Экономика в этот период развивалась очень активно. К середине 1950;х гг. было полностью завершено послевоенное восстановление. Большое развитие получили как традиционные отрасли промышленности (судостроение, химическая промышленность, станкостроение и т. д.), так и такие новые отрасли, как, например, производство телевизоров, холодильников и других видов бытовой электротехники. В стране была принята национальная концепция научно-технического развития. Постепенно возрождались финансово-промышленные группы, составлявшие старые «дзайбацу», которые в дальнейшем стали костяком экономической структуры страны. Во второй половине 1950;х гг. Япония стало активно выходить на зарубежные рынки в качестве страны — экспортера готовой продукции.

Это важно!

Во внутриполитической сфере период 1950;х гг. был насыщенным. В середине десятилетия в Японии закрепилась модель партийно-политической системы, получившая название «система 1955 года». В ноябре 1955 г. несколько конкурирующих политических группировок консервативного типа сформировали Либеральнодемократическую партию. Ее создание было своего рода ответом консервативных сил на создание в октябре того же года Социалистической партии. Суть «системы.

1955 года" заключалась в том, что на протяжении четырех десятилетий на политической арене Японии доминировала одна политическая партия — Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая в течение всего этого периода осуществляла единоличное правление. При этом важно подчеркнуть, что Япония оставалась полностью демократическим государством, в стране на всех уровнях регулярно проводились выборы, соблюдались политические права и свободы.

Отсутствие смены власти в стране отчасти компенсировалось специфической фракционной структурой ЛДП. В партии существовало несколько фракций, которые обеспечивали своих членов политическими фондами, оказывали поддержку в проведении избирательных кампаний, участвовали в распределении высших постов в партийной и правительственной иерархии. Избрание председателя ЛДП, который как глава партии парламентского большинства становился премьер-министром, происходило в непубличном формате, в рамках закулисных консультаций между лидерами фракций.

Это интересно!

Японская избирательная система, в рамках которой по избирательному закону 1925 г. от одного округа в парламент избиралось по нескольку депутатов, способствовала разворачиванию политической борьбы не между различными партиями, а внутри самой правящей партии между представителями различных ее фракций. Регулярная смена лидеров фракций у власти позволяла создать ощущение сменяемости власти, запуска нового политического курса. Особенностью послевоенного политического развития стала частая смена кабинетов, которая происходила в среднем раз в полтора года, и возглавлявших их премьер-министров — в среднем раз в два с половиной года.

Получая организационную и финансовую поддержку со стороны крупного капитала, ЛДП, тем не менее, проводила государственную политику с учетом самых широких слоев японского общества, которые оказывали ей поддержку на выборах. В оборот вошел термин «партия-универмаг»: подобно тому, как в универмаге можно найти товары на любой вкус, поддержку со стороны партии мог найти любой избиратель вне зависимости от своей социальной или профессиональной принадлежности. В этом смысле ЛДП отличалась от своего основного конкурента — Социалистической партии Японии (СПЯ), которая строила свою политику, ориентируясь главным образом на интересы наемных работников крупных предприятий. Ограниченной поддержкой пользовалась в обществе Коммунистическая партия Японии, которая с 1960;х гг. превратилась в партию парламентского типа.

Следует отметить, что ось идеологического противостояния между ЛДП и СПЯ по-разному проявляла себя во внешнеполитической и экономической плоскости. ЛДП выступала за одностороннюю ориентацию внешней политики Японии на США, отмену ст. 9 конституции и проведение активного военного строительства, а СПЯ — в поддержку стран социалистического блока, за сохранение конституции и политику невооруженного нейтралитета. Основными пунктами политических противоречий на выборах и в парламенте были такие вопросы, как «договор безопасности» с США, изменение конституции, проблемы ядерного оружия и т. д. В 1950;х гг. идеологическое противостояние между ЛДП и СПЯ достигло пика в период подготовки, подписания и ратификации нового «договора безопасности» 1960 г.

Что касается внутриполитических вопросов, то основная часть их не носила идеологического характера. ЛДП традиционно ставила во главу угла своей политики поддержание высоких темпов экономического роста, высокой конкурентоспособности японской экономики на мировых рынках и приоритетное развитие экспортных отраслей экономики, тогда как СПЯ отдавала приоритет социальной политике государства. Оппозиционные партии оказывали на ЛДП давление в пользу создания современной системы социальных гарантий, и прежде всего в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, защиты интересов наемных работников.

В 1950;х гг. в Японии была успешно опробована концепция государственной политики, получившая название «доктрина Ёсида» — по имени одного из наиболее известных премьер-министров Японии послевоенного периода Сигэру Ёсида (Shigeru Yoshida), возглавлявшего несколько кабинетов в 1949—1954 гг. Ее суть заключалась в том, что Япония должна с максимальной выгодой использовать для решения задач экономического развития те внешнеполитические условия, в которых она оказалась после подписания «договора безопасности» с Соединенными Штатами. Концепция основывалась на двух основополагающих принципах: приоритетном развитии национальной экономики и сознательном отказе от активного военного строительства. Речь шла о том, что в условиях военно-политического союза с США, который давал Японии определенные гарантии от внешнего нападения, Япония могла высвободить существенные ресурсы, которые в противном случае ей пришлось бы направить на нужды обороны и национальной безопасности, и пустить их на решение задач мирного развития.

«Доктрина Ёсида» предполагала, что Япония не будет строить свою внешнюю политику, опираясь на военный потенциал, как это делали большинство стран, а станет проводить за рубежом активную внешнеэкономическую стратегию, обеспечивая свой международный авторитет путем создания образа мирной и демократической страны. Реализации данной стратегии способствовали мирные положения японской конституции, которые позволяли Японии отказываться от военного вклада в союз с Америкой. Стоит отметить, однако, что конституционные ограничения не воспрепятствовали Японии взять при поддержке США курс на воссоздание вооруженных сил. В 1954 г. на базе «Резервного полицейского корпуса» были организованы «силы самообороны», которые в дальнейшем превратились в одну из наиболее технически оснащенных армий мира (хотя и не очень многочисленную).

Это важно!

В том, что Япония в рамках данной доктрины сделала ставку на США, заключался глубокий смысл. Это был сознательный выбор в пользу либеральной модели капиталистического развития, членства в западном сообществе, лидером которого являлись Соединенные Штаты. Однако положения договора безопасности 1951 г., касавшиеся возможности использовать американские войска для подавления внутренних беспорядков в Японии, права экстерриториальности американских военнослужащих, права США без консультаций с японским правительством осуществлять масштабные изменения в структуре размещенных в Японии войск и их вооружениях, вызывали большое недовольство общественности, которая справедливо рассматривала их как ущемляющие суверенитет Японии.

После длительных переговоров 19 января 1960 г. был подписан «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». Договор сохранил асимметричность обязательств сторон: согласно ст. 5 обе стороны предпринимают действия по отражению вооруженного нападения только на территорию, находящуюся иод юрисдикцией Японии. США сохранили за собой право на размещение в Японии своих войск. Система односторонних обязательств США, но защите Японии (в том числе и с использованием их ядерного потенциала) в дальнейшем получила известность в виде доктрины «ядерного зонтика». Вместе с тем договор приобрел более равноправный характер: были устранены все упомянутые дискриминационные для Японии положения и введен 10-летний срок действия (предыдущий договор был бессрочным). В дальнейшем развитие договора шло в направлении усиления военной компоненты и принятия Японией все большей доли военных обязательств в рамках взаимодействия с США.

После подписания договора 19 января 1960 г. общественное движение против его ратификации, проявившееся в виде многотысячных демонстраций на улицах крупнейших японских городов, достигло своего пика. Ратификацию договора удалось провести только после вызова полиции и удаления из здания парламента депутатов оппозиционных партий. Японскому правительству даже пришлось отменить намеченное на лето 1960 г. приглашение в Японию президента США Д. Эйзенхауэра.

Со второй половины 1950;х гг. Япония взяла курс на восстановление отношений с азиатскими странами, в которых сохранялась горькая память о японской колониальной оккупации. Нормализация отношений с азиатскими соседями сталкивалась с большими трудностями. С коммунистическим Китаем восстановление межгосударственных отношений было невозможно в силу принятой западным блоком политики непризнания Пекина, хотя экономические связи в форме частных торговых контактов в ограниченном объеме начали развиваться. В 1952 г. Япония подписала мирный договор с Тайванем, признав гоминьдановское правительство законным представителем китайского народа. Сложными были и отношения с Южной Кореей, правительство которой в одностороннем порядке объявило свой суверенитет над обширной зоной водного промысла вдоль берегов страны, являвшейся районом традиционного промысла японских рыбаков («линия Ли Сынмана»), В результате двусторонние переговоры по заключению мирного договора были прерваны.

В 1957 г. премьер-министр Японии Н. Киси (N. Kishi) совершил два турне по странам Юго-Восточной и Южной Азии, в ходе которых японским лидером были принесены извинения за военные преступления и предложено открыть новую эру экономического и политического сотрудничества. Одновременно начали развиваться и внешнеэкономические связи с этим регионом. С начала 1950;х гг. Япония в статусе донора стала участвовать в «Плане Коломбо» — программе экономического содействия развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Первое соглашение о содействии было подписано между Японией и Бирмой в 1954 г.

Важная внешнеполитическая задача, стоявшая перед Японией в середине 1950;х гг., заключалась в восстановлении межгосударственных отношений с Советским Союзом. Она определялась необходимостью решения четырех основных проблем:

  • 1) юридическое оформление окончания состояния войны и мирное урегулирование, включая решение проблемы территориального размежевания;
  • 2) подписание с СССР рыболовной конвенции, которая открыла бы японским рыбакам доступ к морским районам традиционного промысла, обеспечивающего японцев важнейшими видами морепродуктов;
  • 3) вступление Японии в ООН, которое СССР, пользуясь правом вето в Совете Безопасности, до этого блокировал;
  • 4) окончательная репатриация всех японских военнопленных, продолжавших оставаться в советских лагерях.

Наибольшую трудность составлял поиск взаимоприемлемого компромисса по вопросу территориального размежевания. Японская сторона заняла жесткую позицию по вопросу о принадлежности Японии четырех островов Южно-Курильской гряды, перешедших, но итогам военной операции по освобождению Курил в состав СССР. Предварительные переговоры, продолжавшиеся в 1955 — начале 1956 г., зашли в тупик. При этом нахождению компромисса активно противодействовали американцы, заинтересованные в сохранении постоянного источника конфликта в отношениях между СССР и Японией. В августе 1956 г., т.с. в разгар переговоров, госсекретарь США Даллес обратился с посланием в адрес главы японского правительства, в котором заявил, что если Япония согласится признать Южный Сахалин и Курильские острова частью СССР, Вашингтон навсегда откажется от передачи Японии суверенитета над Окинавой, где были размещены стратегические военные базы США.

Прорыва удалось достичь благодаря решительности премьер-министра И. Хатоямы (I. Hatoyama), который, несмотря на неблагоприятную для себя внутриполитическую обстановку, приехал в Москву. 19 октября 1956 г. была подписана Совместная советско-японская декларация, которая прекращала состояние войны между СССР и Японией. Между странами устанавливались дипломатические отношения. В ст. 9 декларации говорилось о том, что СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и принимая во внимание интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан, с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.

Совместная декларация 1956 г. была ратифицирована японским парламентом и Верховным Советом СССР. В отсутствие мирного договора в течение всего послевоенного периода она продолжала служить единственным документом, имеющим соответствующее международно-иравовое оформление и потому составляющим юридическую базу двусторонних отношений Японии и СССР, а в постбиполярную эпоху — Японии и Российской Федерации, являющейся правопреемницей СССР. Все последующие решения правительств двух стран, принятые в одностороннем или двустороннем порядке (как, например, заявления советского правительства 1960 г. или ряд совместных деклараций, принятых в 1990;х гг.), не подтверждены решениями законодательных органов власти и потому не могут рассматриваться наравне с декларацией.

К концу 1956 г. СССР в соответствии со своими обязательствами поддержал кандидатуру Японии в качестве нового члена ООН, что позволило ей не только войти в эту международную организацию, но и активно использовать ее для восстановления своих позиций на мировой арене. Япония неизменно декларировала принцип сотрудничества с ООН в качестве основополагающего принципа ее внешней политики и наращивала свою активность в этой организации, став впоследствии вторым после США ее финансовым донором.

Восстановление отношений с СССР позволило Японии решить и другие практические задачи в сфере двусторонних отношений. Была подписана рыболовная конвенция, быстро завершен процесс репатриации военнопленных. В 1957 г. был подписан торговый договор. Однако прогресса на пути в направлении мирного договора не произошло, хотя накануне подписания декларации стороны договорились продолжить переговоры. Сразу после заключения японо-американского «договора безопасности» 1960 г. советское правительство обратилось в адрес правительства Японии с памятной запиской, в которой СССР заявлял о том, что выполнение им обязательств по 9-й статье декларации возможно только при условии вывода иностранных войск с территории Японии. Впоследствии СССР еще больше ужесточил свою позицию, заявив о том, что никакой территориальной проблемы в отношениях между двумя странами не существует.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой