Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алексей андреевич ржевский (1737-1804)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алексей Андреевич Ржевский — потомок старинного дворянского рода, поэт и драматург, писавший оды, элегии, стансы, сонеты, басни, создавший трагедии «Прелеста», «Подложный Смердий». Член Российской академии с 1783 г., в конце жизни сенатор. У А. Ржевского есть стихотворение «Портрет» (1763), все остроумно построенное на глаголах в неопределенной форме, которые применены так, что обеспечивают… Читать ещё >

Алексей андреевич ржевский (1737-1804) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Алексей Андреевич Ржевский — потомок старинного дворянского рода, поэт и драматург, писавший оды, элегии, стансы, сонеты, басни, создавший трагедии «Прелеста», «Подложный Смердий». Член Российской академии с 1783 г., в конце жизни сенатор.

Уже упоминались поэтические эксперименты Ржевского — фигурные стихи, «узлы», опыты со строфикой и ритмикой и т. п. Хотя Ржевский активно работал в поэзии, по существу, лишь несколько лет — после чего с головой ушел в семейную жизнь и занятия службой, — их влияние на технику русских поэтов XVIII в. (как и последующих веков) дает себя знать самым широким и самым неожиданным образом. Например, «как установил Г. А. Гуковский, среди ранних стихов Державина есть прямые подражания Ржевскому, стихи которого, очевидно, поразили начинавшего поэта формальной изощренностью, легкостью и в то же время сложностью строфических и ритмических построений»[1].

К этому можно прибавить, что Державин впоследствии сдружился со Ржевским, а о семье его рассказал в своей оде «Счастливое семейство».

У А. Ржевского есть стихотворение «Портрет» (1763), все остроумно построенное на глаголах в неопределенной форме, которые применены так, что обеспечивают компактную обрисовку психологического портрета героя:

Желать, чтоб день прошел, собраний убегать.

Скучать наедине, с тоской ложиться спать,

Лечь спать, не засыпать, сжимать насильно очи, Потом желать, чтоб мрак сокрылся темной ночи, Не спав, с постели встать; а встав, желать уснуть.

Взад и вперед ходить, задуматься, вздохнуть,

И с утомленными глазами потягаться.

Спешить во всех делах, опять остановляться.

Все делать начинав, не сделать ничего,.

Желать, желав — не знать желанья своего.

Что мило, то узреть всечасно торопиться,

Не видя — воздыхать, увидевши — крушиться.

Внимав, что говорят, речей не понимать,.

Нескладно говорить, некстати отвечать,.

И много говоря — ни слова не сказать,.

Идти, чтоб говорить, прийти и все молчать,

Волненье чувствовать жестокое в крови:

Се зрак любовника, несчастного в любви!

В истории нашей поэзии известно лишь еще несколько текстов, так неожиданно, систематически и тонко использующих в художественных целях возможности русской грамматики (например, назывные предложения у Фета в «Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья» или у Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»). Державин, видимо, был восхищен произведением Ржевского и парафразировал его структуру в своем стихотворении «Модное остроумие». Оно имеет две редакции (1776 и 1780), вторая из которых звучит так:

Не мыслить ни о чем и презирать сомненье, На все давать тотчас свободное решенье, Не много разуметь, о многом говорить;

Быть дерзку, но уметь продерзостями льстить;

Красивой пустошью плодиться в разговорах И другу и врагу являть приятство в взорах;

Блистать учтивостью, но, чтя, пренебрегать, Смеяться дуракам и им же потакать, Любить по прибыли, по случаю дружиться, Душою подличать, а внешностью гордиться;

Казаться богачом, а жить на счет других;

С осанкой важничать в безделицах самих;

Для острого словца шутить и над законом;

Не уважать отцом, ни матерью, ни троном;

И словом, лишь умом в поверхности блистать, В познаниях одни цветы только срывать;

Тот узел рассекать, что развязать не знаем,—.

Вот остроумием что часто мы считаем!

Изощренная работа со словом отличает и другие стихи А. Ржевского. Например:

Как я стал знать взор твой, С тех пор мой дух рвет страсть;

С тех пор весь сгиб сон мой;

Стал знать с тех пор я власть.

Хоть сплю, твой взор зрю в сне, И в сне он дух мой рвет:

О коль, ах, мил он мне!

Но что мне в том, мой свет?

Ода 2, собранная из односложных слов

Стихи А. А. Ржевского печатались в журналах «Ежемесячные сочинения», «Трудолюбивая пчела» «Полезное увеселение» и др. Перестав систематически публиковаться, Ржевский был быстро забыт читательской публикой. Интерес к его творчеству возродился, однако, в XX в. Это был мастер неожиданных решений, изобретательный и находчивый новатор, притом поэт с редкостным слухом на русское слово. Его «Муж и жена», «Сонет, заключающий в себе три мысли», «Сонет, три разные системы заключающий» и т. п. произведения всегда будут привлекать внимание своей оригинальной структурой. Его элегии, притчи, стансы, оды принадлежат к числу наиболее ярких явлений поэзии XVIII в.

  • [1] Серман И. 3. Гаврила Романович Державин. Л., 1967. С. 27. См. также: Гуковский Г. А. Ржевский //Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой