Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка свойств личности и психического здоровья человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые вопросы могут показаться личными, но вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены, так как обработка результатов обследования производится на компьютере по специальным «ключам», заложенным в программу обработки; Портрет психофизиологический индивидуальный — совокупность сведений об индивидуальных особенностях функционирования организма человека и его личности в динамике… Читать ещё >

Оценка свойств личности и психического здоровья человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическое обследование

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением познавать окружающую действительность, формировать собственные модели поведения, выполнять свои биологические и социальные функции. В качестве основных составляющих психического здоровья человека выделяют:

  • • на стадии формирования личности — уровень развития психических свойств;
  • • для взрослого человека — возможности обеспечения социальной адаптации.

Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в плане реализации собственных или коллективных (семейных, политических и т. д.) потребностей, замыслов и целей. Таким образом, уровень субъективной неудовлетворенности человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях, определяющих текущее психическое состояние, а в конце концов и его здоровье. Формы проявления неудовлетворенности личностных притязаний — устойчивое сниженное настроение, рост тревоги, депрессивное состояние, психоэмоциональный стресс, невротизация личности — являются признаками психического нездоровья.

В валеологических исследованиях при массовых (скрининговых) осмотрах определение наличия и уровня психоэмоциональных напряжений (дисфункций) целесообразно начать с так называемых ситуативных опросников (первый этап), отражающих особенности психического состояния человека (тесты САН, тест реактивной тревожности Спилбергера — Ханина), тестов, отражающих выраженность внутриличностного конфликта, психоэмоционального стресса (тест Люшера). Объем вопросов этих тестов незначителен, и время тестирования невелико. Выявленные в процессе исследования высокие характеристики тревоги или сниженные показатели настроения и самочувствия, отмечаемые и при повторных (в последующие дни) обследованиях, дают основание для вывода о наличии в психосоциальной сфере или в организме обследуемого травмирующего (стрессогенного) фактора. Определение экстремальности психических характеристик основывается на сравнении измеряемого параметра со статистическими нормативами (норматив литературный или норматив, полученный для соответствующей группы в конкретных условиях).

Второй этап психологического обследования в валеологии направлен на получение информации о свойствах личности человека в аспекте удовлетворения актуальных биологических, социальных потребностей, определяемых возрастным периодом (инстинктивное поведение) и социальной ролью (конкретные социально-психологические требования, профессиограмма). Получение данной информации должно обеспечить принятие решения о причинах социальной дезадаптации, психических отклонений и определяет стратегию коррекционной работы. На данном этапе используются различные методы из арсенала классической психологии — тесты свойств нервной системы (тест Стреляу), темперамента (тест Айзенка), личности (16-факторный опросник Кэттела) или из смежных наук, в частности психофизиологии, психометрические методики.

Третий этап — исследование особенностей психических процессов (внимания, памяти, мышления) в соответствии с уровнем развития человека и особенностями его социальной роли.

Все эти этапы психологического обследования осуществляют в обязательном порядке при формировании индивидуального «психофизиологического портрета» человека.

Портрет психофизиологический индивидуальный — совокупность сведений об индивидуальных особенностях функционирования организма человека и его личности в динамике адаптации к факторам внешней среды, развития и старения.

Общие рекомендации к выполнению тестовых заданий

Отвечая на вопросы, необходимо помнить о следующих правилах:

  • • суждения очень короткие, поэтому, оценивая себя, старайтесь представить типичную «среднюю», наиболее типичную для вас ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса. Исходя из этого и выбирайте ответ. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту;
  • • лучше избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить вам действительно затруднительно (не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов);
  • • возможно, некоторые суждения вам будет трудно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее близкий предположительный ответ;
  • • некоторые вопросы могут показаться личными, но вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены, так как обработка результатов обследования производится на компьютере по специальным «ключам», заложенным в программу обработки;
  • • помните, что «правильных» или «неправильных», «хороших» или «плохих» ответов нет. Все люди разные, поэтому свободно выражайте свое собственное мнение. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны отражать только свойственные вам особенности поведения. В этом случае вы сможете лучше узнать себя и получить квалифицированную психологическую консультацию.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой