Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проективные психологические методы и технологии в качественном исследовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изготовленные Г. Роршахом стимулы обладали необычным свойством — не были полностью аморфными. Некоторые области пятен были более определенными по контурам, так, чтобы напоминали совершенно конкретные объекты. Это давало основание полагать, что если психически больные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации областей пятна… Читать ещё >

Проективные психологические методы и технологии в качественном исследовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала главы обучающиеся должны:

знать

  • • нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик, структуру исследовательского процесса, принципы психологического исследования и интерпретации данных;
  • • основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления; пути и способы их недопущения и компенсации;

уметь

  • • ориентироваться в современных научных концепциях описательной и экспериментальной психологии, личности и группы; самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов для конкретного психологического исследования проблемы;
  • • учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность эмпирических данных и их интерпретации;

владеть навыками

  • • оценки степени применимости конкретных методик, выбора наиболее адекватных методик анализа и разрешения психологических проблем;
  • • разработки психологически обоснованных рекомендаций персоналу и руководителям групп и организаций.

Конститутивные проективные методы

Подкласс конститутивных проективных методик предполагает, что испытуемый, включенный в диагностическую процедуру, структурирует, оформляет неопределенные стимулы и придает им некий смысл. Тест чернильных пятен, созданный швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 г.[1], является одной из наиболее популярных проективных методик данного типа с уникальной и драматической историей. Возникнув как экспериментальная методика диагностики шизофрении и дискредитировавшаяся в 1960;е гг., на сегодняшний день данная техника является одним из самых информативных методов психологической диагностики. Чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха[2]. При интерпретации результатов основной упор делался на анализе содержания ответов ассоциаций испытуемых. В отличие от своих предшественников, Г. Роршах предложил совершенно новую концепцию, которая и обусловила впоследствии уникальные диагностические возможности его теста. Суть ее сводилась к тому, что основное внимание уделялось не ассоциациям испытуемого, а процессам распознавания тех или иных объектов при восприятии стимулов. Проявления нарушений восприятия, отраженные в ответах психически больных людей, явились критериями дифференцирования их от ответов здоровых. Причем особенности восприятия проявлялись в содержании ответа и в формальных характеристиках, которые включали локализацию названного испытуемым объекта в стимуле, а также в особенностях самих стимулов. Г. Роршах выявил такие особенности стимулов, как форма или контуры пятна, цвет пятна, а также их некоторые необычные признаки, которые побуждали испытуемых формировать ответы на основе узнавания в них движений человека.

Изготовленные Г. Роршахом стимулы обладали необычным свойством — не были полностью аморфными. Некоторые области пятен были более определенными по контурам, так, чтобы напоминали совершенно конкретные объекты. Это давало основание полагать, что если психически больные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации областей пятна, имеющих более определенные контуры. Данные особенности стимулов впоследствии стали основой для концептуального обоснования психодиагностической природы теста Роршаха. К сожалению, Г. Роршах не смог сам развить свои идеи, так как скоропостижно скончался от перитонита в 1922 г., через семь месяцев после опубликования теста.

Г. Роршах одним из первых отметил значимую связь между фантазиоподобной продукцией и личностными особенностями. Сопоставляя клинические характеристики и особенности ответов пациентов, он определил «двигательный» (б-тип) и " цветовой" (7%-тип) типы восприятия. В рамках первого типа испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах акцентируется, прежде всего, динамический аспект. Второй тип характеризуется фиксацией в ответах цветового аспекта. Тип восприятия (или переживания) характеризует соответственно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности (типология К. Юнга). Однако Г. Роршах полагал, что экстраи интраверсия — не взаимоисключающие свойства личности, а качества, в большей или меньшей степени присущие любому человеку как индивидуальные механизмы адаптации. Отсутствие или гиперразвитие одного из них приводит к акцентуации или патологии.

Кроме интраверсивного или экстратенсивного типов личности Роршах выявил " суженный" , для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом, или полное их отсутствие, и " амбизквалъный", связанный с большим, но равным количеством и «цветовых», и «двигательных» ответов. Указанные типы связаны с определенными компонентами интеллекта, аффектом, чертами характера и видом психической патологии.

Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, уточнил значения тех или иных показателей, отработал способы шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также теоретическое обоснование методики. В наиболее популярном варианте метода Роршаха, сформировавшегося под влиянием исследований «Эго-психологии» и экспериментов New Look, ответ испытуемого рассматривается как результат взаимодействия объективных свойств стимула — с одной стороны, и субъективных потребностей и механизмов их регуляции — с другой. В свете этого подхода тест направлен, главным образом, на исследование экспрессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля.

Данные теста Роршаха интерпретируются в зависимости от теоретических установок исследователя. Выделяют два направления развития Роршах-техники. Первое (швейцарская и французская клинические школы (М. Лузли-Устери, Э. Бом и др.)) опирается на постулаты ортодоксального психоанализа и видит в данном методе средство выявления различных инстинктивных влечений и их символического выражения. Второе (Б. Клопфер, А. Рапапорт) — основывается на психологии «Эго», экспериментальных исследованиях New Look, где в качестве основной категории анализа рассматривается когнитивный стиль личности. В этом случае адаптация к определенному стимулу определяется интеллектуальными возможностями испытуемого и имеющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной жизни.

В рамках исследований New Look структурирование стимулов рассматривается как процесс и результат взаимодействия «внешних» и «внутренних» факторов. Интерпретация стимулов представляется «категоризацией» ответов, исходя, с одной стороны, из свойств стимулов, а с другой, — из субъективных потребностей, аффективных конфликтов, индивидуального когнитивного стиля и т. д. Процесс структурирования неопределенного стимульной) материала отражает формальную структуру внутреннего мира личности, присущий ей способ ви? дения себя и своего социального окружения.

Б. Клопфер[3] выделяет три взаимосвязанные подсистемы личности, раскрывающиеся в индивидуальном способе структурирования стимула: интеллект, аффект, функции «Эго». Каждая из этих подсистем обладает собственной структурой. Познавательная деятельность (интеллект) включает интеллектуальный статус, тип восприятия, устойчивость к эмоциональным воздействиям, продуктивность, оригинальность и т. д. При анализе аффективной сферы личности отмечаются эмоциональный тон восприятия, способы реагирования на эмоциогенные ситуации, контроль над эффективностью, специфика самооценки (принятие или отвержение себя и собственных неосознаваемых побуждений, возможность сопереживания и понимания других людей и т. д.). Функции «Эго» — это присущие индивиду особенности контакта с реальностью: объективность отражения, зоны конфликтов, психологические механизмы контроля и защиты.

Подобный подход к анализу данных теста позволяет выявить индивидуальные характеристики познавательной деятельности в их связи с аффективной сферой и направленностью личности.

Интерпретация теста может включать несколько этапов:

  • 1. «Глубина» интерпретации зависит от задач, стоящих перед испытуемым, и состоит в выделении ряда параметров (тип переживания, характеристика интеллекта и т. д.), значения которых вычисляются по формулам, имеющим своим источником клинический эмпирический опыт.
  • 2. Соотнесение между собой отдельных показателей теста и создание их комплексов («ансамблей» паттернов), обеспечивающих достаточную обоснованность вывода.
  • 3. Переход от описания сфер личности к характеристике ее целостной структуры, требующий квалификации психолога, способность к интуитивному синтетическому мышлению (Е. Бом, наиболее известный европейский ученый, работавший с тестом Роршаха).

Начиная с 1930;х гг. интерес к тесту Роршаха начал расти, он стал приобретать мировую популярность.

Сформировалось пять основных подходов к использованию данного метода.

С. Бек и М. Гертц придерживались классического роршаховского взгляда и основное значение придавали стандартизации тестирования и сбору данных.

Б. Клопфер основывался на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа испытуемого.

Система З. Пиотровского была ориентирована на исследование больных с органической патологией головного мозга.

Д. Рапанорт и Р. Шафер предприняли попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого.

В. Хольцман построил тест Роршаха в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психометрическим средствам (HIT)[4].

Существуют подобные методики, разработанные по типу множественных выборов (например исследования М. Харроуэр[5]). В методиках данной модификации достаточно значимы изменения в стимульной материале, что позволяет считать их новыми тестами[6] в рамках методологии Роршаха.

В настоящее время в практике психодиагностики тест Роршаха в подавляющем большинстве случаев используется в рамках Интегративной Системы Д. Экснера (Exner Comprehensive System)[7] и стал мощной стандартизированной методикой получения разносторонней валидной информации о различных аспектах психической деятельности человека. К сожалению, отечественных исследовательских работ с использованием Интегративной Системы до 2001 г. не проводилось.

Интегративный метод был сформирован на эмпирической основе, все составные элементы его использования были подвергнуты психометрическому анализу с подтверждением валидности, вычислением коэффициентов надежности и созданием нормативной базы. Оценка внутренней согласованности и надежности воспроизведения результатов выявила, что значения коэффициентов надежности большинства шкал данной системы составляют 0,8 и более. Первая версия новой системы вышла в 1974 г. На ее основе метод, предложенный Г. Роршахом, из эксперимента превратился в тест, отвечающий основным психометрическим требованиям.

В заключение следует отметить, что конститутивные проективные методы являются наиболее востребованными в клинической и производственной практике.

  • [1] См.: Харроуэр М. Р. Тест Роршаха // Проективная психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 108−128.
  • [2] Бытует мнение, что подобный метод в свое время использовался Леонардо да Винчи и Боттичелли для «возбуждения фантазии». А. Бине, исследуя интеллектуальные особенности, метод «чернильных пятен» ввел в психологию.
  • [3] См.: Klopfer B. Developments in the Rorschach technique. N. Y., 1954−1956. Vol. 1−2.
  • [4] См.: Holtzman W. Н. Validation studies of the Rorschach test: shyness and gregariousness in the normal superior adult //J. Clin. Psvchol. 1950. Vol. 6. P. 343−351.
  • [5] Харроуэр М. Р. Тест Роршаха // Проективная психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 108−128.
  • [6] Там же. С. 123.
  • [7] Ехпег J. Е. Rorschach Systems. N. Y.; L., 1969.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой