Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народное собрание. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Собрание народа в Риме называлось куриатной комицией, т. е. исходя из названия мы можем уже заключить, что оно не являлось бесформенной массой, а именно имело структуру: народ группировался на форуме по куриям. В эпоху царей куриатные комиции имели право избирать царя (creatio regis) и решать те практические вопросы, которые перед ним ставились высшим магистратом, т. е. царем. Так, собрания… Читать ещё >

Народное собрание. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Собрание народа в Риме называлось куриатной комицией, т. е. исходя из названия мы можем уже заключить, что оно не являлось бесформенной массой, а именно имело структуру: народ группировался на форуме по куриям. В эпоху царей куриатные комиции имели право избирать царя (creatio regis) и решать те практические вопросы, которые перед ним ставились высшим магистратом, т. е. царем. Так, собрания свидетельствовали завещания частных лиц. Следующим видом актов засвидетельствования можно назвать усыновление, когда paterfamilias отдавал себя под отеческую власть другого гражданина, что называлось arrogatio. Подобный акт можно объяснить желанием привлечь к наследованию когнатов и спасти родовое имущество в том случае, когда не оставалось нисходящих агнатов. Далее, собрание решало вопросы cooptatio — приема в римское гражданство; известно также lex de bello indicendo — право объявления наступательной войны. Уголовные преступления, подпадавшие под понятие perduellio (т.е. государственная измена или наиболее отвратительные и жестокие преступления — предумышленное убийство матери, например), подлежали суду собрания.

О законодательной деятельности куриатных комиций до нас дошли сведения только от римского историка Дионисия Галикарнасского. Очевидно, законодательная власть куриатных комиций ограничивалась одобрением уже сложившихся народных обычаев, которым царь только придавал форму lex.

Голосование в куриатных комициях осуществлялось по куриям. Голос каждой курии считался за один голос, который устанавливался поголовным подсчетом голосов внутри нее, поданных за тот или иной вопрос. Обсуждение вопроса при этом проводить было нельзя. Народ обязан был ответить на поставленный вопрос либо «да» (uti rogas), либо «нет» (antiquo).

С установлением республиканского строя народное собрание переживает существенные изменения. Именно в этот период народ Рима становится верховным сувереном своего государства, он приобретает maiestas, оскорбление величия которого является тяжелейшим уголовным преступлением (crimen laesae maicstatis). В то же время положение народа-суверена не свободно от некоторых частноправовых аналогий. Так, он является собственником ager publicus, а также наследником и опекуном целых государств. Иными словами, все государство объявлено вещью, которая является собственностью всех, оно является res publica и от этого, будучи противопоставлена сама себе, выделяет из себя субъективную свою форму — становится субъектом права.

Структура народного собрания усложняется, появляются новые комиции — центуриатные, тогда как старые, куриатные, продолжают сохраняться. Центуриатные комиции носят уже внесословный характер, тогда как на куриатные допускаются по-прежнему только патриции. В целом эти центуриатные комиции представляют собой вооруженный римский народ, собранный для решения какого-то дела. На этих комициях проходят выборы всех магистратов, за исключением высших. Высших магистратов продолжают избирать куриатные комиции с сохранением права сената auctoritas patrum — права одобрения избранных, согласно lex Maenia (338 г. до Р.Х.) одобрение сенатом кандидатуры на должность магистрата должно предшествовать выборам в комиции. Согласно lex Hortensia (286 г. до Р.Х.) появляется такая форма народного волеизъявления, как плебисцит.

Совещания плебеев (consilia plebis) появились после первой сецессии для охраны личности трибуна. Здесь же проходили выборы трибунов и плебейских эдилов. Голосование было простым — по трибам. После издания leges Valeriae et Horatiae (449 г. до Р. X.) собрания плебеев преобразовались в трибутные комиции (comita tributa), все отличие которых от совещаний плебеев заключалось, по-видимому, в том, что на первых председательствовал трибун (решение совещания носило форму плебисцита), а на второй — консул (решение носило форму закона). Ведению трибутных комиций подлежали дела, связанные со штрафами (по lex Aternia Tarpeia — 454 г. до Р.Х.), выборы низших магистратов — sine imperio, однако квесторов и эдилов, которые были магистратами cum imperio, избирали они же. Выборы магистратов на трибутных комициях не требовали одобрения сената. Законодательную власть они, судя, но всему, делили с центуриатными комициями.

Эпоха принципата вносит существенные коррективы. Дело в том, что комиции сами собираться не могли, они собирались только по требованию одного из высших магистратов, но поскольку таковой оказался в единственном числе, то, естественно, этот магистрат посчитал излишним для себя созывать комиции. Последняя комиция состоялась в 98 г. по Р. X. при императоре Нерве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой