Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право вооруженных конфликтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки, бандитизм и т. п. На захваченных в плен повстанцев распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами, международными организациями, заключать с ними договоры, получать военную и гуманитарную… Читать ещё >

Право вооруженных конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и предмет права вооруженных конфликтов

Один из когентных принципов международного права — принцип неприменения силы и угрозы силой. Война и пропаганда войны признаны самыми тяжкими международными преступлениями. В современном международном праве запрещены «право на войну», «право победителя», контрибуция, «сферы влияния». При этом допустимо правомерное применение вооруженных сил (самооборона, операции по поддержанию мира, самоопределение).

В 1945 г. война была объявлена тягчайшим преступлением против человечества. Однако вооруженные конфликты начались уже вскоре после окончания Второй мировой войны — война в Корее (1950 г.), события в Венгрии и Польше (1956 г.), советско-китайский конфликт (1969 г.), вторжение в Чехословакию (1968 г.), войны во Вьетнаме и Афганистане, ирано-иракская война, арабо-израильские конфликты, вторжение Ирака в Кувейт (1990 г.) и т. д. За последние 65 лет в мире было более 500 вооруженных конфликтов и локальных войн.

Учитывая реалии исторической действительности, в международном праве существует самостоятельная отрасль — право вооруженных конфликтов, регламентирующее законы и обычаи войны и нацеленное на уменьшение ее последствий. Право вооруженных конфликтов — это юридическая регламентация войны; это не право государства на войну, а сто обязанность соблюдать нормы международного права, действующие во время военных конфликтов.

Право вооруженных конфликтов — это совокупность международных правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий, запрещающих и ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов с целью защиты жертв вооруженных конфликтов.

Основной принцип права вооруженных конфликтов — принцип гуманности. Юридической основой этого принципа являются правила поведения, которые относятся к любым вооруженным конфликтам и определяют общее направление гуманизации законов и обычаев войны.

  • 1. Ограничение права сторон выбирать средства и методы ведения войны — запрет применения определенных видов оружия.
  • 2. Лица, не участвующие или переставшие участвовать в военных действиях, должны пользоваться всеобщей защитой при любых обстоятельствах.
  • 3. Гражданские лица должны пользоваться гуманным обращением: запрещено посягательство на их жизнь, применение пыток и жестокое обращение, взятие заложников.
  • 4. Вооруженные силы должны проводить различие между гражданскими лицами (объектами) и комбатантами (военными объектами): запрещено нападение на гражданские лица и объекты.
  • 5. Запрещено подвергать нападению или уничтожению объекты, необходимые для выживания гражданского населения; запрещено использовать голод как метод ведения войны.
  • 6. Раненым и больным должна быть оказана немедленная помощь; госпитали, медицинский и духовный персонал должны пользоваться безусловной защитой; эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца являются символами этой защиты и пользуются неприкосновенностью (злоупотребление эмблемой или ее неправомерное использование является преступлением).
  • 7. Стороны вооруженного конфликта обязаны не препятствовать операциям по оказанию помощи гражданскому населению; участники операций по оказанию помощи должны пользоваться уважением и защитой.

Непосредственный предмет регулирования права вооруженных конфликтов — международные вооруженные конфликты и некоторые аспекты немеждународных (внутренних) вооруженных конфликтов. Юридическое понятие «международный вооруженный конфликт» впервые было определено в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I — это применение вооруженной силы одним субъектом международного права против другого субъекта. Стороны международного вооруженного конфликта — государства; нации, борющиеся за независимость; ГПО; международные организации, осуществляющие коллективные военные операции. Международный вооруженный конфликт — это военное столкновение между государствами, антиколониальный конфликт, борьба против иностранной оккупации, национально-освободительная борьба.

Вооруженный конфликт немеждународного характера — это вооруженные столкновения между правительственными войсками и антиправительственными военными формированиями на территории одного государства (гражданская война, вооруженный мятеж). Признаки вооруженного конфликта немеждународного характера:

  • — применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • — коллективный характер выступлений. Эпизодические внутренние беспорядки не считаются вооруженными конфликтами;
  • — организованность повстанцев и наличие органов, возглавляющих их действия;
  • — продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты;
  • — осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

После Второй мировой войны подавляющее большинство таких конфликтов имело место в Африке (Сомали, Ангола, Руанда, Зимбабве, Эфиопия и др.); Латинской Америке (Куба, Сальвадор, Чили, Никарагуа, Перу и др.); Азии (Кампучия, Индия, Китай, Афганистан, Иран и др.). В 1990;е гг. волна внутренних вооруженных конфликтов охватила Европу (бывшая Югославия, бывший СССР).

Основное отличие международного вооруженного конфликта от немеждународного — в международном конфликте обе противоборствующие стороны являются субъектами международного права, в немеждународном — воюющей стороной признается только центральное правительство. Другие государства не имеют права вмешиваться во внутренний вооруженный конфликт, но в современной практике применяется «гуманитарная интервенция». Впервые этот термин был использован при проведении международных вооруженных операций в Сомали и Руанде с целью прекращения внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

При определенных обстоятельствах внутренние вооруженные конфликты подпадают иод действие международного права (Дополнительного протокола II). Это вооруженные конфликты, не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I, происходящие на территории одного государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II». Повстанцы («организованные вооруженные группы») могут быть признаны «воюющей стороной», если они имеют свою организацию, централизованное командование, контролируют часть территории государства, соблюдают законы и обычаи войны.

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки, бандитизм и т. п. На захваченных в плен повстанцев распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами, международными организациями, заключать с ними договоры, получать военную и гуманитарную помощь. Военное командование повстанцев на контролируемой им территории вправе создавать органы управления, проводить выборы, плебисциты и референдумы, издавать нормативные акты. Главная цель признания «воюющей стороной» — распространение на участников вооруженного конфликта законов и обычаев войны. Как правило, признание повстанцев «воюющей стороной» свидетельствует о трансформации внутреннего вооруженного конфликта в международный; может привести к созданию нового государства и его признанию.

Внутренние вооруженные конфликты имеют тенденцию к интернационализации. Интернационализированные внутренние вооруженные конфликты представляют серьезную опасность для всего мира — военные действия на территории одного государства затрагивают мир и спокойствие на территории других государств (события в 1991 — 1993 гг. в Руанде, когда погибло более 1 млн чел.). Такие конфликты являются наиболее сложными с точки зрения их правовой квалификации — очень непросто определить грань, когда внутренний вооруженный конфликт перерастает в международный. Вмешательство международных сил в подобные конфликты с целью их прекращения является вполне оправданным.

В феврале 2011 г. в Ливии начался вооруженный конфликт против правителя страны М. Каддафи, находящегося у власти более 40 лет. Правительство Франции признало организацию ливийских повстанцев — Переходный национальный совет — воюющей стороной. Опасность интернационализации ливийского конфликта и бомбардировки со стороны М. Каддафи повстанческих формирований повлекли за собой принятие резолюции СБ ООН № 1973 о проведении ОПМ против Ливии.

Однако государственный суверенитет ограждает государства от вмешательства международного сообщества. По вооруженным конфликтам немеждународного характера Женевские конвенции вместе с Дополнительными протоколами содержат 20 положений, а по международным конфликтам — почти 500 статей. Право конфликтов немеждународного характера сформулировано в общем виде и не имеет установленной системы международного контроля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой