Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ответственность перевозчика за несохранность принятого к перевозке груза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной… Читать ещё >

Ответственность перевозчика за несохранность принятого к перевозке груза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории права под юридической ответственностью понимают обязанность субъекта претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение[1]. Для юридической ответственности характерны четыре основных признака: а) юридическая ответственность — лишь одна из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права; б) она применяется к лицам, допустившим правонарушение; в) применяется к правонарушителям только уполномоченными на это государственными и иными органами; г) ответственность состоит в применении к правонарушителю предусмотренных санкций[2].

Центр тяжести ответственности по договору железнодорожной перевозки груза лежит на перевозчике, так как именно ее деятельность составляет основное содержание этого договора.

Одна из основных обязанностей перевозчика — обеспечение сохранности груза, переданного ему для перевозки и вручения получателю. Следовательно, ответственность за необеспечение сохранности груза вытекает из нарушения перевозчиком лежащей на нем договорной обязанности. Это нарушение вызывает возникновение особого правоохранительного правоотношения между кредитором (грузоотправителем или грузополучателем) и должником (перевозчиком), складывающегося из правомочия грузоотправителя (грузополучателя) требовать возмещения ущерба и обязанности перевозчика его возместить.

Гражданско-правовая ответственность участников обязательства по перевозке груза строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК РФ). В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Вместе с тем по сравнению с общегражданской ответственностью за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства ответственность перевозчика обладает некоторыми особенностями. В частности, ответственность перевозчика в значительной мере определяется односторонне-императивными нормами. Так, согласно ч. 2 ст. 793 ГК РФ, соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Почти аналогичной по содержанию является ст. 114 УЖТ РФ, которая устанавливает, что любые соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями,.

имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, считаются недействительными, если иное не предусмотрено Уставом, а любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные Уставом или иными нормативными правовыми актами РФ, не имеют силы.

Кроме того, одной из особенностей ответственности перевозчика является то, что эта ответственность носит ограниченный характер (ст. 796 ГК РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 393 ГК РФ, виновная сторона обязана возместить потерпевшей стороне причиненные убытки в полном объеме, т. е. реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Применительно к договору перевозки груза это правило не действует. Ущерб, причиненный при перевозке груза, в большинстве случаев возмещается не в полном размере понесенных убытков, а лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз; в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты; в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае недостачи или повреждения (порчи) груза.

Следует отметить, что наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных ст. 796 ГК РФ и ст. 96 УЖТ РФ, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза. Доходы, не полученные грузовладельцем, возмещению не подлежат. Такой подход законодателя основан на положении п. 1 ст. 400 ГК РФ, согласно которому по отдельным видам обязательств, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

По общему правилу гражданского законодательства ответственность наступает лишь тогда, когда противоправное действие (бездействие) окончательно завершилось и причинило определенные убытки. Понятие убытков точно определено самим законом (ч. 2 ст. 15 ГК РФ): под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следует отметить, что несохранность груза, принятого к перевозке перевозчиком, может выразиться либо в полной его утрате (утрата), либо в частичной утрате (недостача), либо в повреждении или порче груза. Эти термины применяются в ГК РФ, УЖТ РФ и в судебной практике.

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 45 УЖТ РФ). Таким образом, это юридическое понятие охватывает не только физическую гибель груза, но и невозможность выдать его получателю в силу других причин, если даже груз не погиб.

Под частичной утратой (недостачей) груза понимается выдача груза в количестве, меньшем против принятого к перевозке (уменьшение веса, меры или числа предметов, представляющих собой единую величину и образующих одну отправку).

Основания ответственности перевозчика получили закрепление в ст. 95 УЖТ РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам. В приведенном положении закона прямо говорится только об имущественном вреде, выразившемся в утрате, недостаче или повреждении (порче) груза.

Принцип ответственности за вину четко сформулирован в п. 1 ст. 401 ГК РФ. Помимо того, законодатель в ст. 796 ГК РФ также косвенно предполагает обязательность вины для возложения ответственности на перевозчика за несохранность груза. В соответствии со ст. 796 ГК РФ сформулирована ст. 95 УЖТ РФ, в которой после общей формулы ответственности железнодорожного перевозчика за несохранность груза, если он не докажет что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, перечисляются возможные причины несохранности груза, а именно: причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя; особых естественных свойств перевозимого груза; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, при приеме груза для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму. Приведенный перечень не является исчерпывающим, и поэтому носит примерный и относительный характер. Следует отметить, что если перевозчик докажет наличие вышеуказанных обстоятельств и то, что им принимались все возможные меры по предотвращению вредоносного действия этих обстоятельств, то это будет равнозначно доказанности отсутствия вины перевозчика. Отсутствие вины перевозчика во всех случаях освобождает его от ответственности за ущерб, вызванный несохранностью груза. Каких-либо исключений из этого положения железнодорожное законодательство не знает. Подчеркнем еще раз, что перевозчик обязан доказать наличие вышеуказанных обстоятельств, а не просто сослаться на одно из названных обстоятельств.

В соответствии со ст. 404 ГК РФ суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, т. е. здесь имеется в виду смешанная ответственность должника и кредитора.

Одной из особенностей ответственности перевозчика является то, что наряду с общими положениями об основаниях и условиях ответственности перевозчика за несохранность груза имеется совершенно особая норма, предусматривающая, как исключение из общего правила, перечень обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности в силу презумпции его невиновности в несохранности груза. При такой презумпции грузополучатель (грузоотправитель), предъявляя требование к перевозчику, обязан доказать, что несохранность груза имела место по вине перевозчика.

Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза; недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе; перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя; недостача груза не превышает норму естественной убыли и значение предельного, расхождения в результатах определения массы нетто груза; утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной; перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок. В этих случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов и в порядке, установленном ст. 42 УЖТ РФ, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

  • [1] Общая теория права: учебник для вузов. М., 1995. С. 319.
  • [2] Гражданское право: в 2 т.: учебник для вузов / под ред. Е. А. Суханова. М., С. 170. Т. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой