Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути общественного развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественный прогресс, т. е. движение человечества по восходящей линии осуществляется разными путями. Один путь связан с эволюцией, а другой — с революцией. Сразу же подчеркну, что оба пути неразрывно связаны между собой. Только в одном случае превалирует эволюционный путь, а в другом — революционный. Подчеркнем еще раз, что общество возникло на определенном этапе эволюции природы и… Читать ещё >

Пути общественного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эволюционный путь

Общественный прогресс, т. е. движение человечества по восходящей линии осуществляется разными путями. Один путь связан с эволюцией, а другой — с революцией. Сразу же подчеркну, что оба пути неразрывно связаны между собой. Только в одном случае превалирует эволюционный путь, а в другом — революционный.

Термин «эволюция» (лат. evolutio — развертывание) предполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям. Этот термин широко используется в естествознании, прежде всего в биологии. Изменение природы происходит постепенно, путем количественных накоплений. Вообще все, что происходит в живой природе, имеет эволюционный характер.

Многие исследователи широко использовали понятие эволюции в обшествознании, и в этом ничего плохого нет, так как это понятие вполне можно применить в исследованиях об обществе. Но они отождествляли природные процессы с социальными. Так, английский философ и социолог XIX века Г. Спенсер переносил эволюционные процессы природы на общество. Выделяя сходные черты природы и общества, он отмечал: «Низшее животное или зародыш высшего обладают лишь немногими отличимыми друг от друга частями, но с увеличением обшей массы тела число таких частей увеличивается, и в то же время эти части дифференцируются одна от другой. То же самое справедливо по отношению к обществу. Вначале несходства между различными группами составляющих его единиц очень незначительны и по числу, и по степени, но, с возрастанием народонаселения в данном обществе, общественные разделения и подразделения становятся более многочисленными и более резкими. Кроме того, как в общественном, так и в индивидуальном организме дальнейшие дифференциации прекращаются только с завершением типа, характеризующим собой зрелый возраст и предшествующим упадку»[1]. Спенсер биологизировал общество.

Сходные мысли высказывает и русский исследователь П. Ф. Лилиенфсльд. Вот что он пишет: «Точно так же и любое человеческое общество является индивидуумом, подобно обществу пчел и муравьев, последние, в свою очередь, являются индивидуумами, подобно клеточному организму, хотя пространственные условия, в которых осуществляется процесс подчинения единому целому, очень отличаются друг от друга»[2].

Подчеркнем еще раз, что общество возникло на определенном этапе эволюции природы и, следовательно, несет на себе отпечаток этой природы. И поведение людей чем-то может напоминать поведение животных. Тем не менее общество — качественно новое образование, коренным образом отличающееся от природы.

Однако вернемся к эволюции. Социальная эволюция начинается с возникновением общества, которое формировалось постепенно на протяжении тысячелетий. Если взять, например, производительные силы, то вначале они носили очень примитивный характер. Затем постепенно они совершенствовались: каменные орудия заменялись железными, которые подвергались дальнейшему усовершенствованию и в конце концов в XXI веке мы имеем самые мощные производительные силы, стержнем которых являются высокие технологии.

Постепенное изменение производительных сил приводит к изменению производственных отношений и вообще к переходу к другому общественному строю. Но современные развитые производительные силы не стоят на месте. По мере роста потребностей людей развиваются и производительные силы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока существует человеческое общество.

Такие же эволюционные изменения происходят и в других сферах общественной жизни. Если, например, взять политическую сферу, то постепенные изменения в ней привели к существенной трансформации политических механизмов регулирования общественных отношений. Достаточно сказать, что постепенные, эволюционные изменения в монархической форме правления привели к тому, что в современных условиях эта форма правления, хотя и сохранилась в некоторых странах, имеет чисто ритуальный характер.

Следует подчеркнуть, что эволюционный, ненасильственный путь общественного развития является нормальным и естественным путем. Ретроспективный взгляд на всю историю человечества свидетельствуст о том, что большинство народов мира переход от одного типа общества к другому совершало эволюционным путем.

  • [1] Спенсер Г. Соч. Т 1, ч. II. СПб. 1898. Часть II. Индукция социологии. Diaea 1. Чтотакое обшество,) // Философия и общество. 1997. № 2. С. 217.
  • [2] Лилиенфыьд П. Органический метол в социологии // Философия и общество. 1997.№ 4. С. 231−232.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой