Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ролевая дифференциация лидерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На самом деле, когда мы говорим о лидерских функциях, мы используем словосочетания, подразумевающие ответ на вопрос «Какая это функция?» (например, «интегративная функция») или на вопрос «Чего это функция?» (например, «функция интеграции»), а когда говорим о ролях лидера, — слова и словосочетания, подразумевающие ответ на вопрос «Кто?» (например, «интегратор»). В первом случае речь идет… Читать ещё >

Ролевая дифференциация лидерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше уже говорилось о том, как связаны между собой функции и роли. В не;

Таблица 1.7. Алгоритм влияния реализации лидерских функций на жизнедеятельность группы

Вход

Преобразование

Выход

Функции:

Для превращения группы в…

Характеризующуюся…

На временном горизонте.

производства резу.штагов.

функциональную.

результативностью.

В краткосрочном аспекте.

администрирования.

систематизированную.

эффективностью.

В краткосрочном аспекте.

предпринимательства.

готовую к упреждающим действиям.

результативностью.

В долгосрочной перспективе.

интеграции.

единый организм.

эффективностью.

В долгосрочной перспективе.

Таблица 1.8. Сходство и различия функций политических и организационных лидеров

Функция

Проявление в деятельности

Политических лидеров.

организационных лидеров.

Интегративная.

Согласование и объединение различных групп на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.

Согласование и объединение различных людей на основе общей групповой цели и групповых норм.

Ориентационная.

Достижение целостности и гармонии социальных интересов через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества.

Достижение целостности и гармонии интересов членов группы через выработку общегрупповой цели, учитывающей тенденции развития социума и потребности различных членов группы.

Инструменталистская.

Принятие политических решений и обеспечение их ресурсами для осуществления своего курса (программы).

Принятие решений и обеспечение их ресурсами для осуществления общегрупповой цели.

Мобилизационная.

Возбуждение народного энтузиазма, направленного на преобразования в обществе.

Ободрение членов группы и побуждение их к продолжению деятельности по достижению общегрупповой цели.

Социального арбитража и патронажа.

Обеспечение и защита справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Обеспечение и защита справедливости, защита членов группы от нарушения групповых норм.

Легитимации политического порядка.

Обоснование правомерности существующего политического режима.

Обоснование правомерности существующей групповой иерархии и стилей управления и взаимодействия.

которых случаях кажется даже, что разницы между функцией и ролью нет. Не все ли равно, например, если мы скажем, описывая модель И. Адизеса, что он выделил функции производства результатов, администрирования, предпринимательства и интеграции, или что он описал роли производителя, администратора, предпринимателя и интегратора?

На самом деле, когда мы говорим о лидерских функциях, мы используем словосочетания, подразумевающие ответ на вопрос «Какая это функция?» (например, «интегративная функция») или на вопрос «Чего это функция?» (например, «функция интеграции»), а когда говорим о ролях лидера, — слова и словосочетания, подразумевающие ответ на вопрос «Кто?» (например, «интегратор»). В первом случае речь идет о характере задач, которые лидер решает в рамках данной функции. Во втором случае — о том, что в рамках данной роли лидер проявляет себя в определенном качестве.

Различить лидерские функции и роли часто бывает трудно. Мы можем понять это, если рассмотрим описание лидерских функций, которое предложил Ю. Н. Емельянов. По его мнению, лидер в группе выступает как:

  • • администратор, т. е. верховный координатор деятельности группы, предписывающий другим членам группы определенные задачи и наблюдающий за их исполнением;
  • • планировщик, т. е. разработчик долгосрочных планов деятельности, а также методов и средств, при помощи которых группа достигает целей;
  • • политик, устанавливающий цели вне зависимости от их источника и основную линию поведения группы;
  • • эксперт, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту;
  • • представитель группы во внешней среде, выступающий от ее лица;
  • • регулятор отношений внутри группы;
  • • источник поощрений и наказаний;
  • • третейский судья и миротворец;
  • • пример, который служит моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать;
  • • символ группы;
  • • фактор, отменяющий индивидуальную ответственность;
  • • проводник мировоззрения;
  • • «отец» ;
  • • «козел отпущения»[1].

Мы видим, что здесь перечислены скорее не функции, а роли лидера, и при этом в одном списке совмещены и социальные, и психологические роли.

Надо сказать, что лидерские функции и роли не могут полностью соответствовать друг другу, так как каждый человек одновременно играет роли двух планов: социального и психологического. Поэтому, выполняя некоторую функцию, лидер может при этом играть самые разные роли. Так, реализуя организационную функцию, которая направлена на создание социальной структуры группы, лидер может играть не только роль собственно организатора, но и роли координатора, вдохновителя, дипломата, моралиста, защитника, утешителя и т. п.

В целом можно сказать, что выбор роли лидером определяется:

  • • необходимостью реализовать какую-либо лидерскую функцию;
  • • особенностями конкретной ситуации жизни группы;
  • • личностными качествами самого лидера;
  • • характером отношений между лидером и другими членами группы;
  • • более широким социокультурным контекстом.

Так, учитывая многообразие ситуаций жизни группы, Л. И. Уманский и его сотрудники описали следующие роли лидера:

  • • лидер-организатор осуществляет функцию групповой интеграции;
  • • лидер-инициатор задает тон в решении групповых проблем;
  • • лидер-генератор формирует определенный эмоциональный настрой в группе;
  • • лидер-эрудит оказывает интеллектуальное влияние на группу, способен пробудить инициативу в последователях;
  • • лидер эмоционального притяжения выступает как «социометрическая звезда» ;
  • • лидер — совесть группы служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы;
  • • лидер-мастер проявляет себя как специалист в каком-то виде деятельности[2].

Личностные качества лидера и характер его отношений с тем или иным членом группы также могут приводить к тому, что в одной и той же ситуации лидер будет играть разные роли. Например, если кто-то из членов группы не выполнил или плохо выполнил порученное ему дело, от которого во многом зависят результативность и эффективность деятельности всей группы, то лидер, реализуя функцию контроля и оценки, может играть роль «экзекутора», который беспристрастно наказывает виновного, а может — роль «отца родного», который готов пожалеть несчастного и заступиться за него.

Кроме того, что лидерские роли дифференцируются в зависимости от функции, ситуации, качеств лидера и его отношений с другими членами группы, ролевая дифференциация лидерства проявляется в том, что разные лидерские роли в группе могут играть разные люди.

Это было зафиксировано еще в лабораторных экспериментах Р. Бейлза и Ф. Слейтера. В специально созданных исследователями малых дискуссионных группах численностью от 3 до 6 человек, в которых поначалу отсутствовал какой-либо лидер, затем появлялись деловой и социально-эмоциональный лидеры. Экспериментаторы объясняли причины возникновения двух разных лидерских ролей следующим образом. Член группы, который вносит наибольший вклад в решение групповой задачи, становится деловым лидером. Затем члены группы осознают, что они сделали значительно меньший вклад в решение задачи, и в результате начинают воспринимать делового лидера как главный источник своего напряжения и фрустрации. Маловероятно поэтому, что он сам сможет эффективно разрешить возникшие межличностные проблемы, а значит, другой член группы должен взять на себя роль социально-эмоционального лидера[3].

Более поздние исследования, проведенные в естественных условиях, показали, что члены группы не проявляют значительной враждебности к наиболее эффективному из них в решении задач, поэтому в сравнении с лабораторной средой в естественных ситуациях группа стремится к дифференциации лидерских ролей в значительно меньшей степени. Кроме того, было высказано предположение, что ролевая дифференциация прямо зависит от степени успешности действий по решению задачи. Чем менее удовлетворены члены группы работой над задачей и чем выше понесенные ими в процессе этой работы затраты, тем больше вероятность разделения лидерских ролей.

В лабораторных условиях также было выявлено, что разделение лидерских ролей обусловлено низким уровнем мотивации членов группы па решение общегрупповой задачи. При высоком уровне мотивации лидерские роли не дифференцируются, т. е. роль и делового, и социально-эмоционального лидера играет один человек.

Однако исследования, проведенные в середине 1980;х гг. Р. Л. Кричевским и М. М. Рыжаком в естественных условиях командной спортивной деятельности, показали, что даже при высоком уровне мотивации общегрупповой деятельности, осознании ее членами группы как личностно значимой, дифференциация ролей происходит, т. е. роли делового и социально-эмоционального лидера берут на себя разные члены группы. В то же время было установлено, что между деловыми лидерами и остальными членами спортивных коллективов не существует антагонизма. В изучавшихся спортивных командах деловые лидеры получали достаточно высокие оценки по уровню экспрессивного лидерства, а в двух случаях обе лидерские роли играл один человек[4].

Главный вывод, который сделали Р. Л. Кричевский и М. М. Рыжак, — нельзя напрямую переносить результаты, полученные в лабораторных группах, вырванных из жизненного контекста, на деятельность реальных групп, включенных в сложную систему общественных отношений.

Что касается ролей лидера в группе, то можно сделать следующий общий вывод: способность лидера свободно переходить от одной роли к другой в зависимости от изменения ситуации позволяет ему эффективно взаимодействовать с последователями для решения общегрупповых задач.

  • [1] См.: Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии.
  • [2] См.: Уманский Л, И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды. Кострома: КГУ, 2001.
  • [3] Цит. по: Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  • [4] См.: Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой