Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Доктрина социального государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодня в мировом сообществе отсутствует единственно признанная модель социального государства, поскольку организация общественной жизни в той или иной стране зависит от доминирующих идеологий, экономического устройства и культурных традиций. Поэтому многообразие моделей устройства социального государства объясняется на основе различных концептуальных подходов. Можно, наверное, согласиться… Читать ещё >

Доктрина социального государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпосылками формирования идеи социального государства выступили создание в результате буржуазных революций основ правового государства и утверждение в законодательстве и практике многих стран Западной Европы прав и свобод граждан. Как отмечает в этой связи отечественный ученый Г. А. Николаев, в конце XIX в. формируется первое поколение прав человека — право на свободу мысли, совести и религии, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности и ряд других, т. е. те либеральные ценности, которые были лозунгами этих революций[1].

Одним из базовых концептуальных содержаний данных процессов, влияющих на выработку государственной социальной политики, выступает выравнивание экономических и социальных условий существования широких масс населения. Государство начинает все шире применять такие механизмы, как прогрессивное налогообложение хозяйствующих субъектов и граждан, а также бюджетное выравнивание территорий, позволяющих привлекать значительные финансовые ресурсы для выполнения государством социальных функций с помощью бюджетных ассигнований в сферы образования, здравоохранения и социальной помощи нуждающимся.

Государство все более ориентируется на реализацию двух целевых установок: во-первых, на создание благоприятных условий для экономической деятельности как платформы благосостояния населения, а во-вторых, на формирование институтов доходов населения, не допускающих резких различий в имущественном положении граждан и позволяющих им обеспечивать широкие возможности для роста их творческого потенциала, реализовать который является совместной задачей государства, работодателей и работников.

Становление экономики индустриального типа и соответствующего общественного устройства требовало четкой регламентации трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано с потребностью в нормативном упорядочении доходов и всей системы социальной защиты и социального обеспечения наемных работников и членов их семей.

Учитывая, что социальная политика — это, по существу, превращенная форма распределения произведенного продукта и то, что по поводу социальной справедливости позиции работодателей и работников, как правило, расходятся, возникла настоятельная необходимость в регулировании государством институтов доходов населения — заработной платы и социальной защиты (пенсионного и медицинского страхования, а также государственного социального обеспечения).

Другими словами, сам ход экономического развития и становления индустриального производства потребовал наряду с высокой трудовой дисциплиной создания условий для получения наемными работниками приемлемой по уровню заработной платы и формирования развитых систем социального страхования и государственного социального обеспечения.

Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью достижения приемлемых социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).

Поэтому появление самого термина «социальное государство», а впоследствии и одноименной доктрины фактически ознаменовало признание изменившейся природы государства как общественного института. Данное понятие отразило свершившийся переход от модели государства, регулирующего незначительную по объему социальную сферу, к модели государства, осуществляющего широкий круг социальных функций.

Одно из первых определений категории «социальное государство» принадлежит немецкому ученому Лоренцу фон Штайну (в 1850 г.). Задачами такого государства он полагает «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»[2].

На социализацию государства и общества воздействует комплекс причин: конкуренция товаров и труда, требования экономического роста, необходимость сохранения и улучшения качества жизни населения с помощью интеллектуализации труда, сто все более высокой квалификации и производительности.

Данный объективный ход развития западноевропейской цивилизации нашел отражение в формирующейся идеологии социал-демократического направления, в современных положениях которой лежат две ключевых установки. Первая состоит в том, что общество должно гарантировать своим членам защиту от типичных социальных рисков материального неблагополучия. Вторая заключается в том, что оценивать качество общества целесообразно с позиции качества жизни самых слабых его членов, подобно тому как нагрузку на мост оценивают по его самой слабой опоре.

Эти две идеологические установки на устройство общественной жизни являются важнейшими лозунгами и «знаменами» социал-демократического электората и его апологетов, отталкиваясь от которых они осуждают капиталистический порядок с его социальной несправедливостью, расточительностью и пренебрежением к правам человека.

Особенно активно социальные преобразования в экономически развитых странах происходили в 1950—1970 гг., когда стали широко применятся государственные программы полной занятости, высокого уровня социального обеспечения, расширения и повышения качества систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и создания развитой социальной инфраструктуры.

Это наглядно демонстрирует высокая динамика значительного роста государственных расходов на протяжении всего XX в. в странах ОЭСР (в абсолютном выражении и удельном весе), в которых большую часть стали составлять расходы на социальные цели (рис. 9.1).

Совокупные государственные расходы в странах ОЭСР, % ВВП.

Источник•. Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. Всемирный банк. М.: Прайм-ТАСС, 1997. С. 2.

Рис. 9.1. Совокупные государственные расходы в странах ОЭСР, % ВВП

В большинстве развитых стран регулирующая роль государства сегодня является более широкой и сложной, чем когда-либо ранее. Государство играет главную роль в предоставлении социальных услуг (здравоохранении, образовании, социальном обеспечении), а также в таких областях, как защита окружающей среды и макроэкономическое регулирование: вопросы занятости, стабильность цен и равновесие платежного баланса[3].

Социальное государство, получившее наиболее полное развитие во второй половине XX в., во все больших объемах берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде обязательного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Государственные расходы на социальное обеспечение во многих европейских странах составляют пятую, а то и третью часть (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Государственные расходы на социальное обеспечение в ряде европейских стран в 2010 г., % ВВП

Страна.

Государственные расходы на социальное обеспечение (без расходов на здравоохранение).

Расходы на здравоохранение.

Совокупные расходы.

Австрия.

20,4.

6,8.

26,40.

Беларусь.

13,54.

4,5.

18,04.

Великобритания.

14,3.

7,0.

21,3.

Германия.

19,00.

7,70.

26,7.

Италия.

18,2.

6,8.

25,0.

Польша.

16,7.

4,3.

21,0.

Россия.

8,25.

4,4.

12,29.

Украина.

18,76.

3,96.

22,72.

Франция.

21,40.

7,30.

29,20.

Швеция.

22,60.

6,80.

29,40.

Источник: Социальное обеспечение в мире в 2010—2011 гг. Обеспечение охвата во время и после кризиса. Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2011. С. 257−258.

Таким образом, доктрина «социального государства» включает в свой смысловой ряд ориентацию целеполагающих функций государства па обеспечение интересов и прав личности, социальную защищенность, создание условий для развития творческого потенциала человека.

Как отмечает в этой связи С. В. Калашников, в качестве устойчивых признаков социального государства выступают:

  • • доступность социальной поддержки для всех членов общества;
  • • правовая природа социальной политики;
  • • наличие системы бюджетных выплат;
  • • наличие государственных структур социальной защиты;
  • • принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан[4].

Близка к приведенным характеристикам социального государства и позиция М. В. Каргаловой, которая считает, что в число задач данного типа государства входят: быть проводником стратегии социально-экономического развития общества, арбитром и контролером за выполнение обязательств, имеющихся у других субъектов экономической и социальной жизни, а также разработка и реализация социального законодательства[5].

Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку «разрыв» между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. По мнению В. А. Иваненко и В. С. Иваненко, организация социального государства, его экономика, политика, идеология, законодательство, правоприменительная практика, а также другие сферы общественной жизни базируются на принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности, ориентирующие на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития каждого человека. Это такое государство, в котором конституционно закреплены и гарантированы, а также реально обеспечиваются и соблюдаются основные экономические и социальные права и свободы человека и социальные обязанности государства перед обществом и человеком[6].

При этом социально-политическое и экономическое содержание «социальности» государства выражает его направленность на организацию взаимосвязей субъектов властных структур и гражданского общества, позволяющих достигать с помощью демократических и правовых процедур высокого уровня благосостояния населения, раскрытия творческих возможностей граждан в сфере труда, социальной и политических сферах.

По мнению отечественных ученых В. В. Гурлева и А. В. Гурлева, государство, по сути, можно отнести к «социальному» по своей организации лишь тогда, когда проблема воспроизводства жизни человека как биосоциального существа, как потенциального субъекта всех видов общественной жизнедеятельности становится главной задачей государства, институтов государственной власти, когда создана и действует правовая система защиты социальных интересов личности, когда, наконец, на решение в первую очередь социальных проблем сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества[7].

На сегодня в мировом сообществе отсутствует единственно признанная модель социального государства, поскольку организация общественной жизни в той или иной стране зависит от доминирующих идеологий, экономического устройства и культурных традиций. Поэтому многообразие моделей устройства социального государства объясняется на основе различных концептуальных подходов. Можно, наверное, согласиться с нашей позицией, что модель государственной социальной политики, рамки которой определяют позицию государства, но отношению к обществу, — результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и др., а также традиций), специфических для каждой страны, а с другой — осознанного выбора[8].

За последние 25−30 лет зарубежные и отечественные ученые предложили выделять ряд моделей социального государства, в основе типологии которых лежат виды и объемы социальных гарантий для населения, а также источники их финансирования. Широко известна, например, классификация видов социального государства, предложенная шведским ученым К. Эспин-Андерсоном, который различает либеральный, консервативно-корпоративистский и социалдемократический его виды. В качестве же критериев отнесения к тому или иному типу социального государства шведский ученый предлагает руководствоваться набором показателей: изменениями в системах стратификации слоев населения, степенью расширения социальных прав и общественно-частной организацией социального обеспечения[9].

Одну из важных типологий социального государства, основанную на оценке различия институциональных структур пенсионного и медицинского страхового обеспечения, предложили скандинавские ученые В. Корпи и X. Палма. В ее основу они положили пять типов институциональных структур социальной защиты и социального обеспечения населения: адресную модель, модель добровольного субсидирования социальных расходов государством, корпоративную модель, модель базовой защиты и включающую модель[10].

Справка

Содержание моделей В. Корпи и X. Палма:

  • — в адресной модели социальной защиты нуждаемость определяется с помощью тестов и социальные пособия выплачиваются индивидам, оцениваемым как проживающие за чертой бедности;
  • — в модели добровольного субсидирования государства последнее использует налоги для финансовой поддержки обществ взаимопомощи и других организаций, обеспечивающих страхование своих членов от потери заработка;
  • — в корпоративной модели социальные программы направлены на экономически активное население, а доступ к социальной поддержке определяется с учетом трудового вклада и принадлежности к определенной профессиональной группе;
  • — в модели базовой защиты право на помощь зависит от гражданства, а главным принципом является стандартный набор социальных благ независимо от размера заработка;
  • — во включенной модели доступ к помощи основан на трудовом вкладе и гражданстве; при этом универсальные программы охватывают всех граждан страны и обеспечивают им базовый набор социальных благ с учетом дохода экономически активного населения[11].

Отечественный ученый В. Гойман в качестве критериев типов социального государства использует показатели уровня доходов отдельных слоев населения, на основе которых выделяет следующие их модели[12]:

  • — эгалитарную, или уравнительную (в которой все члены общества получают равные блага);
  • — роулсианскую, построенную на принципе справедливости (приемлема только такая дифференциация доходов населения, при которой допускается относительное экономическое неравенство, но только в тех случаях, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни малоимущих членов общества);
  • — утилитарную, построенную на принципе «выгодности», когда большую часть общественного богатства должен получать тот, кто в большей степени приносит пользу обществу;
  • — ориентированную на классическую модель рынка.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций по данному вопросу позволяет определить характеристики «социальности» государства.

В качестве устойчивых признаков социального государства, по нашему мнению, выступают:

  • • реальное осуществление прав и свобод граждан в вопросах занятости трудовой деятельностью, доступность для всех граждан качественных систем здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, их участие в вопросах управления социальной сферой, в выработке решений по вопросам экономической и социальной жизни общества, направленных на устранение препятствий экономического и социального порядка, которые могут ограничивать свободу и равенство граждан, препятствовать развитию человеческой личности;
  • • участие структур гражданского общества в регулировании отношений труда и капитала, установлении минимальных размеров заработной платы, минимальных и оптимальных уровней социальных стандартов поддержки населения в случаях типичных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, безработицы, утраты кормильца и сиротства), определении пропорций перераспределения доходов, направляемых на текущую заработную плату и социальные трансферты, регламентировании недопустимых уровней профессионального риска на производстве для жизни и здоровья работников;
  • • наличие государственных структур социальной защиты и принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан, а также за создание условий для развертывания социальной активности граждан, общественных групп и общностей.

Во второй половине XX в. положительные изменения в условиях жизни населения продолжились. Это касалось увеличения продолжительности жизни, улучшения состояния здоровья, получения доступа к образованию и трудовой деятельности на условиях постоянного найма, а также использования новых форм социальной защиты населения.

Данные ориентиры в социальной сфере позволили решить четыре крупных задачи индустриального общества:

  • — сформировать национальные системы социального страхования — пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве, в связи с безработицей;
  • — создать национальные системы заработной платы, довести их до качества «достойная заработная плата» ;
  • — сформировать национальные системы безопасности и гигиены труда, регламентировать с их помощью уровни профессиональных рисков;
  • — создать систему социальных бюджетов, обеспечивающих эффективное функционирование социальной сферы индустриально развитых стран.
  • [1] См.: Николаев Г. Л. Функции социального государства // Народонаселение. 2002. № 2. С. 100.
  • [2] Цит. по: Калашников С. В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. № 10. С. 47.
  • [3] См.: Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. Всемирный банк. М.: Прайм-ТАСС, 1997. С. 26.
  • [4] См.: Социальное государство: концепции и сущность. ДНЕ ΡΛΗ. № 138. М.: ИЕ РАН, 2004. С. 22.
  • [5] См.: Там же. С. 16.
  • [6] См.: Иваненко В. Л., Иваненко В. С. Социальные права и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 58.
  • [7] См.: Гурлее В. В., Гурлее А. В. Социальное государство и общество. СПб., 2002. С. 8.
  • [8] Роик В. Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С. 27−38.
  • [9] См.: Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, UK: Polity Press, 1990. P. 28−30.
  • [10] Цит. по: Сидорина T. Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. М.: Изд-во РГГУ, 2013. С. 107.
  • [11] См.: Там же. С. 107−108.
  • [12] См.: Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. С. 139−140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой