Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизмы трансформации убеждений, стереотипов и установок людей в процессе социального влияния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно поэтому стереотипы могут становиться объектом социального влияния. Их трансформация является одновременно и предпосылкой эффективности последнего, и условием, соблюдение которого позволяет в итоге изменить поведение людей. Так, государство формирует стереотип положительного отношения народа к политическому руководству своей страны. Цель же представителей политической оппозиции в той или… Читать ещё >

Механизмы трансформации убеждений, стереотипов и установок людей в процессе социального влияния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Убеждения — это осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, имеющие обычно идеологическую основу и проявляющиеся в их действиях, поступках и поведении. Например, в любой стране ее руководители стремятся культивировать так называемые «вечные нравственные ценности» — уважение своего достоинства и чувств других людей, доверие к ним и их поступкам, гордость за свое отечество, национальное единство и сплоченность и т. д., якобы лишенные политической направленности. Это приносит свои плоды. Зачастую многие отношения между представителями одного государства базируются в основном на внутреннем принятии этих «вечных ценностей», а также на чувстве долга, гордости за себя и свою нацию, личном тщеславии и стремлении реализовать свои возможности в интересах общего дела.

Однако реальная жизнь людей, трудности в экономической или политической сферах развития страны заставляют людей заботиться также и о своем личном выживании. При этом в соответствии с закономерностями проявления когнитивного диссонанса, сложившиеся убеждения подвергаются проверке. Очень часто социальное влияние реальных событий в обществе способствует их ослаблению, нейтрализации или замене на противоположные.

С другой стороны, излишняя податливость влиянию вероятна также тогда, когда происходят быстрые и коренные изменения в окружающей социальной среде, присутствует «кризис убеждений» людей или имеет место низкая самооценка. «Тремя примерами экстраординарной капитуляции перед агентами влияния, — отмечают американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, — являются вовлечение новых членов в религиозные секты, вербовка людей для совершения террористических актов с использованием освобождения от моральной ответственности и приобщение детей к курению» (Зимбардо Ф" 2010).

Для того чтобы убеждение было эффективным (или изменились сами убеждения), оно должно пройти шесть этапов:

  • 1) предъявление сообщения людям или их группам (если они не увидят или не услышат сообщения, оно не окажет на них влияния);
  • 2) обращение внимания на сообщение (убеждаемые должны обратить внимание на сообщение, иначе его цель не будет достигнута);
  • 3) понимание информации (чтобы сообщение могло оказать влияние, убеждаемые должны как минимум понять его суть);
  • 4) принятие вывода, диктуемого сообщением (чтобы установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять продиктованный сообщением вывод);
  • 5) закрепление новой установки (если новая установка, содержащаяся в сообщении, забывается, последнее теряет способность оказывать воздействие на будущее поведение объекта убеждения);
  • 6) перевод установки в поведение (если целью сообщения было оказание влияния на поведение, то в новой ситуации поведением должна руководить новая установка).

Можно выделить несколько предпосылок повышения эффективности и закрепления убеждающего воздействия, которые можно охарактеризовать следующим образом:

  • — многократное предъявление сообщения повышает вероятность того, что убеждаемые люди обратят на него внимание;
  • — убеждающий эффект сложного содержания возрастает от повторения, но лишь до тех пор, пока такие сообщения содержат веские и впечатляющие аудиторию аргументы;
  • — для закрепления результатов убеждающего воздействия и повышения его эффективности необходимо вовлекать аудиторию в процесс систематического анализа убеждающего сообщения и его проблематики;
  • — если сообщения противоположного характера передаются последовательно, то второе сообщение, наиболее свежее в памяти, может оказать большее убеждающее воздействие;
  • — новые установки могут быть закреплены на определенное время, но так и не воплотиться в соответствующем поведении, поскольку этому могут мешать ситуационные факторы.

Стереотипы представляют собой распространенные в определенных социальных и этнических группах схематизированные представления о фактах действительности, обусловливающие весьма упрощенные (как правило — неадекватные реальности) оценки и суждения представителями этих групп. Они формируются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти.

Стереотипы чаще всего отражают не существенные (глубинные), а внешние, наиболее заметные, наиболее яркие черты явления или события. Любая оценка последних, соответствующая стереотипу, обычно принимается без доказательств и считается самой правильной, тогда как всякая другая подвергается сомнению. Стереотипы возникают в индивидуальном, групповом и общественном сознании в результате воздействия не только окружающей действительности, но и вследствие восприятия опыта, мнений, суждений других людей.

Именно поэтому стереотипы могут становиться объектом социального влияния. Их трансформация является одновременно и предпосылкой эффективности последнего, и условием, соблюдение которого позволяет в итоге изменить поведение людей. Так, государство формирует стереотип положительного отношения народа к политическому руководству своей страны. Цель же представителей политической оппозиции в той или иной стране состоит в дискредитации этого руководства и разрушении стереотипа положительного отношения граждан к нему.

Установка — это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметнопрактической деятельности и т. д., соответствующее имеющимся у них потребностям.

Возникновение установки обычно предшествует осознанию людьми определенной потребности и тех условий, в которых эта потребность может быть удовлетворена. Социальное влияние в обществе, в отдельных группах людей создает такую ситуацию, в которой наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям конкретной информации, преподнесенной определенным образом. Благодаря ей установка формируется, закрепляется, заменяется или изменяется в сознании людей.

Установки выполняют определенные функции в жизни и деятельности людей:

  • — оценивание (люди автоматически оценивают буквально все, с чем им приходится сталкиваться);
  • — оказывают влияние на восприятие и мышление людей (хотя они изначально не имеют достаточных фактических оснований, впоследствии могут воздействовать на формирование убеждений и верований, которые в конечном итоге заполнят пустоты в общей структуре мыслительных образов людей);
  • — представляют собой своего рода резюмирующее обобщение позиций людей по определенным проблемам их жизни и деятельности (будучи готовыми оценочными суждениями, они легко приходят в голову людям, поскольку последним, как правило, не хватает ни времени, ни сил для того, чтобы каждый раз обдумывать бесчисленное множество сигналов, поступающих из внешнего мира);
  • — являются в конечном итоге собственной точкой зрения людей на что-либо, в том числе и на самих себя (они информируют мир, и в том числе нас самих, о том, кто мы такие.

Существуют особенности проявления установки:

  • — установки должны быть ясными и четкими и, таким образом, спонтанно активироваться в соответствующих социальных ситуациях (это характерно для установок, являющихся результатом систематической обработки информации, имеющих мощную познавательную основу, или же для тех установок, которые были сформированы благодаря непосредственному жизненному опыту людей);
  • — для появления установки определенного типа у людей должны присутствовать потребности в ней (кроме того, они должны оказаться в соответствующей ситуации жизни и деятельности);
  • — возникновением установки особенности познания, оценки и действия людей определяются уже данной установкой (под ее влиянием они замечают и учитывают лишь те предметы и явления, которые каким-то образом связаны с этой установкой);
  • — события и факты, предметы и явления, не имеющие отношения к установке, остаются незамеченными либо неосмысленными;
  • — под влиянием установок люди непроизвольно выбирают из своего прошлого опыта и ставят в центр сознания только такие события и факты, которые соответствуют этим установкам.

Вместе с тем можно говорить об определенных особенностях формирования установок, которые необходимо принимать во внимание:

  • — людям необходимо объяснять общую направленность и смысл процесса изменения их установок (если, например, руководство государства имеет целью формирование установок на базе новых убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, а люди в это время элементарно голодают, материально не устроены, социально не защищены, не имеют крыши над головой и т. п., то такое воздействие на них не приводит к изменениям в желаемом направлении в их сознании);
  • — изменение установок оказывается более устойчивым, если окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой в ходе социального влияния информации;
  • — трансформация установок проходит успешно только тогда, когда социальное влияние, осуществляемое в этих целях, соответствует потребностям, мотивам, социальным ценностям и ориентациям людей (независимо от мастерства подачи и особенностей содержания информации, навязываемой, например, телевидением и радио, их влияние не будет эффективным, если не соответствует внутренним потребностям людей, направленности их убеждений, реальному состоянию их общественного сознания, установок, которые у них сформированы);
  • — в любой воспринимаемой информации люди усваивают прежде всего то, что их интересует, и то, что они категорически не приемлют (исходя из своей установки, они легко выделяет для себя «опасные» явления и факты и видят их «в черном свете»; в то же время в ходе социального влияния первоначально обязательно необходимо нейтрализовывать проявление отрицательных установок по отношению к предъявляемой информации и создавать условия для ее усвоения);
  • — изменение установок более вероятно, если формы социального влияния и источник информации вызывают доверие и являются достаточно надежными и узнаваемыми;
  • — трансформация установок тем эффективнее, чем активнее используются различные формы социального влияния;
  • — для того чтобы за поведением, противоречащим установкам, последовало изменение этих установок, люди должны воспринимать свое поведение как выбранное свободно и добровольно, испытывать личную ответственность за предсказуемо нежелательные последствия этого поведения;
  • — люди действуют согласно своим установкам, когда дело касается значимых, на их взгляд, вопросов (Бодалев А. А., 1995).

В процессе формирования установок необходимо принимать во внимание и особенности функционирования эмоций и чувств:

  • а) для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше использовать эмоциональную форму обращения;
  • б) для выработки сравнительно устойчивой ориентации людей, формирования фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более оправдано воздействие на рациональную сферу сознания;
  • в) установки, основанные на эмоциях, вполне могут не оказывать влияния на процесс совершения поведенческого выбора в тех случаях, когда речь идет о рациональном восприятии реальной действительности и социального окружения, но они всегда влияют на эмоциональное поведение людей;
  • г) эмоциональную и рациональную формы влияния необходимо использовать комплексно (начинать всегда лучше эмоционально, последующая часть может быть рациональной; тогда сила эмоционального обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации, пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам, а последующее обращение к рациональной сфере сознания делает воздействие более эффективным и продолжительным по времени).

Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная активность могут препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии сильного эмоционального возбуждения испытывает значительные трудности при выполнении серьезной умственной работы. И наоборот, человеку, включенному в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные аффективно-эмоциональные переживания.

Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует особо надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на людей с высоким интеллектуальным уровнем развития рационально построенное воздействие оказывает более сильное влияние, чем эмоционально окрашенное.

Добиться долговременного устойчивого изменения установок и поведения людей в результате социального влияния можно только в той мере, в какой удастся поколебать систему уже имеющихся у них убеждений и социальных ценностей. И только на этой основе затем могут формироваться уже новые установки.

Возможны «малые изменения» установок, под которыми понимается частичная трансформация какого-либо компонента: интеллектуально-познавательного (информационного), эмоционально-оценочного или коммуникативно-поведенческого.

Кардинальное изменение ранее сложившихся установок средствами социального влияния достигается достаточно редко. Дело в том, что установки формируются в течение долгого времени, связаны с системой ценностей людей и групп, в которые они входят, носят устойчивый характер. Для устойчивой трансформации установки (установок) необходимо, чтобы:

  • — социальное влияние осуществлялось непрерывно и продолжительное время;
  • — в ходе него происходили реальные изменения жизни и деятельности людей, подкрепленные соответствующими фактами;
  • — систематически усиливались или подтверждались убедительность и доказательность происходящих событий.

Эффективность социального влияния зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить па:

  • а) предпосылки восприятия психологического воздействия;
  • б) предпосылки усвоения содержания психологического воздействия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой