Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь образа стиля жизни с политическим поведением женщин-лидеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что образ стиля жизни как форма репрезентации субъектом части мира и себя в этом мире рассматривается в двух аспектах: структурном и динамическом. Структуру образа стиля жизни можно представить, включая следующие составляющие: самого себя, другого человека (партнера) и концептуальность ситуации. Динамический аспект характеризуется такими феноменами как целостность — незавершенность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения политического поведения
    • 1. 1. Проблема политического поведения в отечественной и зарубежной психологической науке
    • 1. 2. Психологические аспекты сознания
    • 1. 3. Смысл как структурный элемент сознания. Подходы к пониманию смысла в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 4. Концепция образа мира в современной психологии
    • 1. 5. Смысловые структуры и смысловая сфера личности. Динамика и трансформация смысловых структур
    • 1. 6. Онтология образа стиля жизни
  • Глава 2. Разработка программы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Этапы исследования
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Анализ различия показателей женщин-лидеров разных возрастных групп
    • 3. 2. Результаты корреляционного анализа взаимодействия стиля жизни и политического поведения женщин- 140 лидеров
    • 3. 3. Сравнительный анализ образов стиля жизни женщин-лидеров
    • 3. 4. Анализ ранних воспоминаний женщин-политиков
    • 3. 5. Обсуждение результатов исследования взаимосвязи образа стиля жизни и политического поведения

Взаимосвязь образа стиля жизни с политическим поведением женщин-лидеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Исследование политического лидерства женщин приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в общественной жизни способствует привлечению женщин к управлению в различных сферах деятельности, в том числе и в политике. Женское политическое лидерство в Россииотносительно новое явление. В связи с этим необходимым становится изучение социально-психологических характеристик женщин-лидеров, женщин-политиков и особенностей женского политического поведения. Изучение характеристик личности и поведения женщин в политике представляет практический и теоретический интерес, позволит выявить закономерности политического поведения женщин-лидеров, спрогнозировать его тенденции.

Степень разработанности проблемы.

Проблема политического поведения всегда являлась предметом изучения таких наук, как политическая социология, политэкономия, социальная психология (М. Острогорский, Р. Михельс, Дж. Брайс, М. Вебер и др.). В политической психологии существуют различные схемы объяснения истоков политического поведения. Независимо от теоретических разногласий, разные авторы считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты: потребности индивида или группы (А. Маслоу), мотивы, которыми руководствовался субъект (Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон), установки, ценности ориентации, убеждения и цели субъекта (А. Даунас, К. Оффе), стиль межличностных отношений, когнитивный стиль (JI. Фестингер, Ф. Хайдер, Р. Зайонц), собственно действия и поступки, обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими, внешнюю среду (JI. Росс, Р. Нисбетт). Каждая теория объясняет логику политического поведения по-своему. Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. Разнообразие психологических подходов к исследованию политических феноменов, в частности политического поведения, вызвано преобладанием той или иной психологической доминанты у исследователей. Наиболее распространенные теоретические подходы в изучении политического поведения: психоаналитический (Г. Лассуэлл, J1. Селигмэн, 3. Фрейд, Дж. Шэннон, К. Юнг), бихевиоральный (Дж. Денис, Д. Истон,), гуманистический (А. Маслоу, С. Реншон, К. Роджерс), когнитивный (Дж. А. Келли), деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), тендерный (Т.В. Бендас, И. С. Клецина, Т.В. Пономаренко).

Общетеоретические проблемы политики и власти, политическое лидерство, особенности их проявления в современной российской действительности представлены в работах таких отечественных психологов, как А. Г. Асмолов, Л. Я. Гозман, Г. Г. Дилигенский, А. И. Донцов, И. С. Кон, Д. В. Ольшанский, А. В. Петровский, Е. Б. Шестопал, А. И. Юрьев и др.

Тендерное измерение политики и проблемы женского политического участия стали важной сферой исследовательского интереса в Западной Европе и Америке с 1970;х годов. За это время было исследовано влияние процесса социализации на развитие женской политической карьеры, проанализированы барьеры, препятствующие успешной политической карьере женщин [158], анализировались причины низкого уровня представительства женщин в политике [148].

Анализ отечественной литературы по проблеме политической активности женщин показал, что в большинстве своем сферой внимания исследователей становились причины низкого представительства женщин в политике, факторы, препятствующие приходу женщин в политику, исторический аспект политического участия женщин [111, 112]. Их исследования социального статуса женщин-политиков оказали существенное влияние на изучение социально-психологических особенностей женщин-политиков на материалах постсоветского периода. А. Темкина [120, 121, 122], проведя анализ сценариев прихода женщин в политику в условиях переходного периода, рассматривает возможности и ограничения женской политической активности в России.

Изучению социально-психологических особенностей женщин-лидеров, в том числе политического лидерства (гендерный подход), посвящены работы Т. В. Бендас [25], Т. В. Пономаренко [95]. Н. П. Фетискин [125] рассматривает методологические основы тендера, специфику половых и гендерных различий, выделяя методологические и психологические барьеры, препятствующие изучению тендерной проблематики в российской психологии. Им предпринята попытка анализа и подбора валидных исследовательских методов и методик, имеющихся в отечественной и зарубежной тендерной психологии, в частности, диагностика гендерных стилей руководства, тендерной самооценки лидерского стиля и др.

H.И. Леоновым [58] обоснован онтологический подход к исследованию социально-психологических явлений, который способствует решению проблемы всестороннего и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов работы внутреннего мира и его влияния на актуальное поведение человека. Данный подход может быть использован в частности для исследования политического поведения женщин-лидеров.

Анализ теоретических концепций позволяет утверждать, что для решения поставленной исследовательской проблемы имеются теоретико-методологические предпосылки и эмпирические данные, позволяющие проанализировать психологические особенности поведения женщин-лидеров, женщин-политиков, но остается нетронутой проблема исследования политического поведения женщин-лидеров, обусловленного образом стиля жизни. Все это определило выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования.

Объект исследования — образ стиля жизни женщин-лидеров.

Предмет исследования — взаимосвязь между образом стиля жизни и политическим поведением женщин-лидеров.

Цель диссертационного исследования — изучить взаимосвязь между образом стиля жизни женщин-лидеров и политическим поведением.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач исследования:

I.Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме политического поведения.

2.0босновать методологические и инструментальные основы изучения политического поведения.

3.Выявить особенности образа стиля жизни испытуемых женщин-лидеров различных возрастных групп.

4.Изучить типы политического поведения женщин-лидеров.

Гипотеза исследования: Политическое поведение женщин-лидеров определяется особенностями структурных характеристик существующего образа стиля жизни.

Дополнительные гипотезы:

1.Образы стиля жизни женщин-лидеров разных возрастных групп отличаются структурно-динамическими характеристиками.

2.Типы политического поведения женщин-лидеров разных возрастных групп имеют свои особенности.

Методологические и теоретические основы исследования. В данном исследовании использовались концепции, теоретические положения и идеи как отечественных, так и зарубежных школ, направлений, авторских подходов: Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева о социальной природе человекаиндивидуальная психология А. Адлерасмысловая теория сознания А. Ю. Агафоноваонтологический подход C.JI. Рубинштейнаонтологический подход в исследованиях социально-психологических явлений и идея соотношения идеографического и номотетического подхода в изучении социального поведения Н. И. Леоноваконцепция соотношения сознания и поведения, идея культурно-исторической теории (теория знака и значения) Л. С. Выготскогопсихологическая теория деятельности и концепция образа мира А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирноватеория социальной категоризации.

A. Тэшфелаимплицитные теории личности Г. Келлипсихосемантический подход Ч. Осгуда — В. Ф. Петренкотеоретический анализ смысловой реальности Д. А. Леонтьеваидея тендерной социализации И. С. Клецинойконцепция системного подхода Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова,.

B.В. Новиковапринципы развития, психологического детерминизма, общенаучные подходы: структурно-функциональный, сравнительный, исторический.

Методы исследования.

Выбор методов определялся целями и задачами диссертационного исследования. Использовались следующие методы.

1) общелогические;

2) общенаучные;

3) частнонаучныеа) организационные:

— сравнительный анализб) психодиагностические методы:

— тесты (пятифакторный опросник личности, метод диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева);

— анкетирование;

— интервью, метод ранних воспоминаний А. Адлера;

— метод анализа продуктов деятельности — контент-анализ;

— семантический дифференциал Ч. Осгуда — В.Ф. Петренков) метанаучные методы — методы математической статистики (SPSS 9,0 for Windows и Statistica 6,0). г) интерпретационные.

Эмпирическую базу исследования составила выборка из 74 человек женщин-лидеров, уполномоченных по работе с молодежью из 25 сельских районов Удмуртии в возрасте от 18 до 45 лет, 6 человек женщин-политиковдепутатов Городской Думы, Государственного Совета УР, Государственной Думы России. Возрастные группы в нашем исследовании определялись в соответствии с участием испытуемых в политическом процессе в России. Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 гг.

Надежность и достоверность исследования обусловлена исходными методологическими и теоретическими позициями, репрезентативностью выборки, применением апробированного инструментария, взаимопроверкой данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сформированный в детстве жизненный смысл, представленный в ранних воспоминаниях, определяет образ стиля жизни женщин-лидеров.

2. Структурно-динамические характеристики образа стиля жизни определяют специфику политического поведения женщин-лидеров.

3. Взаимосвязь образа стиля жизни с поведением в политике определяет типы политического поведения женщин-лидеров.

Научная новизна и теоретическое значение:

1. Впервые исследуется проблема взаимосвязи образа стиля жизни с политическим поведением женщин-лидеров.

2. Впервые эмпирически подтверждена значимость образа стиля жизни при выборе политического поведения женщинами-лидерами.

3. Проанализирована специфика структурно-динамических компонентов образа стиля жизни женщин-лидеров различных возрастных групп.

4. В теоретическом плане сделан вклад в дальнейшее развитие понятийного аппарата социальной психологиисформулировано новое содержание понятий: «политическое поведение», «образ стиля жизни».

Практическая значимость:

1. Результаты исследования могут быть использованы в курсе «Политическая психология» для студентов вузов.

2. Разработана методика исследования образа стиля жизни, которая позволяет диагностировать образ стиля жизни политиков и осуществлять коррекцию политического поведения.

3. Представлена типология политического поведения женщин-лидеров.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях и съездах: 1) Международная научно-практическая конференция «Толерантность и проблема идентичности», Москва — Ижевск, июнь, 2002; 2) III Всероссийский съезд психологов, С — Петербург, июнь, 2003; 3) Российские университетско-академические, научно-практические конференции, Ижевск, 2003, 2004; 4) Всероссийская научно-практическая конференция, Н. Челны, август, 2005; 5) Международный конгресс.

Социальная психология XXI столетия", Ярославль, 2005; 6) Международный симпозиум «Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций», посвященного 80-летию Л.И. Уманского", Кострома, 2006; 7) на заседаниях кафедры социальной психологии УдГУ, Ижевск, 2002 — 2006.

Материалы диссертационного исследования используются автором для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсу: «Гендерная психология лидерства».

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, три главы, выводы, библиографию и приложения. Диссертация содержит 284 страницы, включая 11 таблиц и 48 приложений.

Список литературы

включает в себя 160 источников, из них 17 — на иностранных языках.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1. Анализ различия показателей женщин-лидеров разных возрастных групп.

Первоначально были подобраны методы, адекватные поставленным целям и задачам исследования. Проведен первичный сбор информации по вышеперечисленным методикам. Произведены соответствующие расчеты, тесты проинтерпретированы и посчитаны средние значения показателей, которые представлены в Приложении 3. Далее с целью изучения достоверности различий нами использовался U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Результаты представлены в таблицах 1 — 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование взаимосвязи образа стиля жизни с политическим поведением женщин-лидеров позволяет выявить специфику политического поведения женщин-лидеров, женщин-политиков. Особенности образа стиля женщин и связь его с политическим поведением до сих пор не исследовались, хотя, безусловно, эта тема актуальна.

В диссертационной работе выполнены поставленные цели и задачи.

Первая глава имеет теоретическую направленность, в ней раскрыты ключевые понятия, рассмотрены основные теоретические подходы в изучении политического поведения, а также концепция образа мира в современной психологии, онтология смысла и образа стиля жизни.

Политическое поведение — научная категория, которая рассматривается в нашей работе как пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована политическими феноменами. Политическое поведение является итогом функционирования трех блоков психики: блока политического восприятия, политического мышления, политических эмоций, является следствием политической культуры, политического сознания, самосознания и бессознательного.

Разнообразие психологических подходов к исследованию политического поведения, вызвано преобладанием той или иной психологической доминанты у исследователей. Наиболее распространенные теоретические подходы в изучении политического поведения: психоаналитический (Г. Лассуэлл, Л. Селигмэн, 3. Фрейд, Дж. Шэннон, К. Юнг), бихевиоральный (Дж. Денис, Д. Истон,), гуманистический (А. Маслоу, С. Реншон, К. Роджерс), когнитивный (Дж. А. Келли), деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), тендерный (Т.В. Бендас, И. С. Клецина, Т.В. Пономаренко).

Онтологический подход к исследованию социально-психологических явлений Н. И. Леонова способствует решению проблемы всестороннего и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов работы внутреннего мира и его влияния на актуальное поведение человека. Данный подход используется в нашей работе для исследования поведения женщин-лидеров, женщин-политиков, т. к. именно онтологический подход дает возможность понять внутренний мир субъекта, позволяет ответить на вопросы — «Как устроен мир?», «Как протекает процесс познания мира?», «Что получается в результате познания мира в процессе деятельности человека?». Главной особенностью онтологической реальности является то, что она всегда отнесена к субъекту, а психологический смысл отношений «человек — мир» в психологии решается через рассмотрение проблемы образа. При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность — образ мира или картина мира. Картина мира (совокупность составляющих его образов, представлений, значений) для субъекта — мир как целое, переживается субъектом как «объективное», как соответствующее «реальности». Каждый конкретный носитель образов мироустройства выступает не сторонним наблюдателем, а активным деятелем, неизбежным участником непрерывного процесса мироустроения, не только носителем знаний и способов действования, но и субъектом определенного отношения к миру.

Образ мира — изменчивая реальность. Каждый человек неизбежно воспринимает и познает мир через себя, т. е. через собственные органы чувств, мышление и главное — через систему значений. В картине мира сохраняется субъективное отношение к миру. Образов мира существует столько, сколько их носителей, и каждый человек является конструктором собственного мира. Образ мира рассматривается как когнитивная карта каждого человека.

Структура субъективного образа представлена в сознании человека в «свернутом» виде и поэтому в реальной деятельности и поведении не осознается. Более того, в полном объеме не осознается не только структура, но и сами образы.

Картина мира может быть понята как упорядоченное содержимое памяти, поскольку именно в памяти хранится вся информация, усвоенная и накопленная субъектом до момента текущего настоящего. Человек, понимаемый как целостная психологическая система, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть этого мира, которая им «освоена», т. е. имеет для него значение, смысл, ценность. При этом смыслы понимаются как особые системные и сверхчувственные качества предметов, намечающие границы многомерной системы «человек». Именно они, являясь шестым измерением мира человека, определяют поле сознания и делают мир реальным. В процессе субъект-субъектных отношений строится понимание себя, окружающих, мира в целом и своего места в этом мире. Отношения наполняются смыслом значений, понятных участникам ситуации, когда взаимодействие личности и среды, личности и ситуации порождает особую онтологическую реальность, наполненную особым смыслом для субъектов этого взаимодействия. В памяти может сохраняться только смысл, соответствующий значению слов, но для того, чтобы что-то осознать, необходимо установить соответствие в тексте сознания между планами означаемого и означающего, то есть найти связь между тем, что «видит» субъект в своем сознании, и тем, что составляет смысловое содержание этого видения. Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (процессы сохранения информации) и явления сознания (запоминание, воспроизведение, узнавание). Каждый смысл, находящийся в памяти, связан с n-м количеством других смыслов. В течение онтогенеза постоянно происходит расширение сферы областей отдельно взятого смысла.

Смысл — отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению). Жизненный смысл — объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни. Жизненный смысл объективен, ибо не зависит от его осознанияпри этом он индивидуален, неповторим. А. Адлер подчеркивал индивидуальную неповторимость субъекта, отношения между субъектом и миром рассматривал как детерминант смысла, считал, что жизненные смыслы обусловлены уникальным опытом и биографией субъекта, придавал особое значение аффективным переживаниям раннего детства. А. Адлер подчеркивал влияние смысла на протекание познавательных процессов, говорил о том, что поведение определяется смыслами ситуаций, предметов и явлений и о том, что именно смысл определяет способность человека к самодетерминации, но смысл не всегда осознан человеком и не всегда может быть четко им выражен.

Стиль жизни Адлер определяет как «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем». Стиль жизни предполагает уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, манер, вкусов, склонностей, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Образ стиля жизни соответствует основным показателям онтологической реальности: 1) он всегда соотнесен с субъектом- 2) представлен в сознании человека в «свернутом» виде- 3) опосредует и преломляет через себя внешние воздействия- 4) имеет системный характер: в функциональном плане предшествует поведению, в генетическом — следует за деятельностью человека.

Во второй и третьей главах представлены программа исследования и анализ результатов исследования взаимосвязи образа стиля жизни с политическим поведением женщин-лидеров.

В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы следующие выводы:

1.Анализ теоретических подходов к исследованию политического поведения позволил выявить основные тенденции в этой области. Полученные представления о детерминантах поведения позволяют строить модель исследования политического поведения, опирающуюся на обоснованный Н. И. Леоновым онтологический подход к изучению социально-психологических явлений, который способствует решению проблемы всестороннего и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов работы внутреннего мира и его влияние на актуальное поведение человека.

2.Установлено, что сформированный в детстве жизненный смысл, представленный в ранних воспоминаниях, приводит к построению внутренне непротиворечивого для личности образа стиля жизни женщин-лидеров, который сохраняется и становится главным стержнем поведения субъекта (в том числе политического поведения).

3.Выявлено, что образ стиля жизни как форма репрезентации субъектом части мира и себя в этом мире рассматривается в двух аспектах: структурном и динамическом. Структуру образа стиля жизни можно представить, включая следующие составляющие: самого себя, другого человека (партнера) и концептуальность ситуации. Динамический аспект характеризуется такими феноменами как целостность — незавершенность, взаимосвязанность — автономность, статичность — динамичность, типичность — индивидуальность. Таким образом, образ стиля жизни — это организованная репрезентация стиля жизни в системе значений субъекта, которая характеризуется своими структурными и динамическими элементами. Эти составляющие, согласно онтологическому подходу, представлены в сознании человека в «свернутом» виде и в реальной деятельности и поведении не осознаются. В полном объеме не осознается не только структура, но и сам образ. Эти составляющие стимулируют «запуск» политического поведения.

4.Установлено, что структурно-динамические характеристики образов стиля жизни женщин-лидеров разных возрастных групп, уполномоченных по работе с молодежью, и женщин-политиков имеют особенности. Выявлено, что образ стиля жизни женщин-лидеров: 18−25 лет — нерешительныйспокойныйопределенный- 25−35 лет — разрушительныйспокойныйупорный- 35−45 лет — общительныйнеуспешныйнеобычныйпретенциозныйобраз стиля жизни женщин-политиков: независимыйскромныйпрактичный;

5.Анализ политического поведения женщин-лидеров и женщин-политиков показывает, что они строят свое поведение, исходя из образов стиля жизни, объекты которого находятся между собой во взаимосвязи и зависимости от процесса категоризации. На основании анализа взаимосвязи образа стиля жизни и поведения испытуемых женщин-лидеров и женщин-политиков выделены типы политического поведения. Женщинам-лидерам 18−25 лет присущи сотрудничающий, самоопределяющийся, конкурирующе-сотрудничающий, дистантный, артистический типы политического поведения. Женщины-лидеры 25−35 лет характеризуются целеустремленным, недоверчивым, конкурирующим, сумбурным, размеренным типами поведения. Женщины-лидеры 35−45 лет имеют компенсирующий, независимо-доминирующий типы поведения. Женщины-политики отличаются конкурентным, контролирующим, организующим типами поведения. б. Знание типологии политического поведения женщин-лидеров и женщин-политиков позволят прогнозировать их поведение, что может способствовать минимизации психических затрат при взаимодействии субъектов политики.

7.Разработанная методика исследования образа стиля жизни позволяет диагностировать образ стиля жизни политиков и осуществлять коррекцию политического поведения.

Таким образом, гипотеза о том, что политическое поведение женщин-лидеров определяется особенностями структурных характеристик существующего образа стиля жизни, подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М., 1999.
  2. А.Ю. Человек как смысловая модель мира: Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000.
  3. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 296 с.
  4. А.Ю. Понимание и память: сознание и бессознательное// Вестник СамГУ. Психология 2004, № 1.
  5. А. Наука жить. Киев, 1997. — 53 с.
  6. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д: Феникс, 1998. 448 с.
  7. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 1999. -487 с.
  8. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 272 с.
  9. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. Ю. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 2000. — 282 с. П. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебныхзаведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  10. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. -288 с.
  11. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности /Отв. ред. И. А. Джидарьян. М.: ИП АН СССР, 1991. — С.5−38.
  12. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: ПраймЕврознак, 2002. — 560 с.
  13. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 128 с.
  14. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Под ред. И. Б. Ханиной М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  15. Д.В., Шутов А. Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия// Кентавр, 1995, № 6. С.3−23.
  16. Ф.В. Сознание и «бессознательное»//Филосовские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. -С. 473.
  17. Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость. Бессознательное: природа, функции, методы исследования /Под общ. ред. А. С. Прангишвилли, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985.
  18. А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. М.: ТЦ Сфера, 2003.-С. 36−37.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1987. — С. 511.
  20. М.М. Работы 1940-х начала 1960-х гг.// Собрание сочинений: В 7 т. — М.: Русские словари, 1996. Т. 5.-731 с.
  21. С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М.: Алетейа, 2002. — 768 с.
  22. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  23. Т.В. Тендерная психология лидерства. Монография. Оренбург: ИПКОГУ, 2000.- 167 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  25. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
  26. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  27. .С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/ Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — С. 285−298.
  28. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  29. Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и филосовские аспекты проблемы смыла жизни/ под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева,
  30. Н.Л. Карповой. -М.: Психол. ин-тРАО, 1997. С. 91−110.
  31. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.
  32. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983, Т. 3. -368 с.
  34. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Фенинкс», 2002. — 448 с.
  35. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. -С. 213−255.
  36. Э. Представления индивидуальные и представления коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  37. М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты.- М.: Издательство ПРИОР, 2002. 288с.
  38. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336 с.
  39. А.Л. Социальная психология. М/.ПЕРСЭ, 2002. — 351 с.
  40. И.Ю. Политическое насилие в системе власти// Социальнополитический журнал, 1995, № 3. 42. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН
  41. В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Наук. Думка, 1986. С. 10−88.
  42. М. Роль мотивации в актуализации системы значений: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М.: 1981. 25 с.
  43. И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. -92 с.
  44. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. -№ 3−4. -С.104−113.
  45. В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев: Наук. Думка, 1990.- 128 с.
  46. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С. 47−48
  47. А.Г. Психология власти. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004.-С. 75.
  48. Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания методов. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-С. 56
  49. Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. -Ижевск: 2002.-253 с.
  50. Н.И., Главатских М. М. Психология социального мира: Учебное пособие. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2006. — 132 с.
  51. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Б. Запорожца. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -С.4- 15
  52. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  53. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.П.-М.: Педагогика, 1983.-С. 251 -261.
  54. А.Н. К психологии образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986 № 3, С. 72 — 76.
  55. А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) // Художественное творчество и психология/ Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. с. 184 — 187.
  56. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 1999. — 560 с.
  57. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989, № 3. — С. 11−21.
  58. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.
  59. Д.А. Очерк психологии личности. М.: 1993. — 43 с.
  60. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  61. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. филос. 1996. — № 4. — С. 15 — 26.
  62. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1996. — № 4. — С. 35 — 44.
  63. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. Техники психоанализа и терапии Адлера. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 352 с.
  64. М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. — С. 3−18.
  65. М.К. О психоанализе. Лекция // Логос. 1994. — № 5. -С. 123−141.
  66. Г. Адлерианская психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. — № 4, http://www.psychol.ras.ru/ippp-pfr/journal.
  67. B.C. Феноменология развития и бытия личности. -М.:1999.-С. 33.
  68. B.C. Детская психология. М.: 1999. — С. 33.
  69. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. -М., 1969. Т. 1. С. 63 — 73.
  70. У. Познание и реальность. М.: 1982.
  71. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во института психотерапии, 2003. — 344 с.
  72. А. Проблемы бытия личности. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности № 4. 2003.
  73. Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга. — М.: Академический Проект, 2001. — 656 с.
  74. Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002. — 576 с.
  75. Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с.
  76. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.-32 с.
  77. В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 160 с.
  78. JI., Джон О. Психология личности: Теории и исследования/ Пер. с англ. М.С. Жамкочьян- под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. -607 с.
  79. В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.-400 с.
  80. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). -Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 214 с.
  81. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 208 с.
  82. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантичекий анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. — 73 с.
  83. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности// Вопр. Психол. 1985. № 4. С. 17−30.
  84. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984, № 4. — С. 13 — 21.
  85. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. Ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 858 с.
  86. Т.В. Социально-психологические особенности политического лидерства женщин (на материалах постсоветского периода): Дисс. канд. психол. наук. -М., 2001. 157 с.
  87. Психология личности. Словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. Киев: Рута, 2001. — 320 с.
  88. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: 2003.-С. 268
  89. Г. В. Политический менеджмент. М.: Дело, 2002. — 400с.
  90. A.M. Три беседы о материи сознания (совместно с М.К. Мамардашвили) / Избранные труды. М., 1996.
  91. Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т. 2. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — С. 354
  92. JI., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии/ Пер. с англ. В.В. Румынского- под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. — 429 с.
  93. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  94. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 264.
  95. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999.-720 с.
  96. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  97. СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  98. А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов www.kemsu2.narod.ru/1/1.htm
  99. В.А. Психология личности. Киев.: Видавец Ешке О. М., 2001.-427 с.
  100. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-С. 200.
  101. Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. -СПб.: Речь, 2002. 347 с.
  102. Г. Г. Женщины в российском обществе // Клуб «Реалисты». -1996. № 18. — С.7 — 25.
  103. Г. Г. Женщины. Политика. Власть // Женщины политика -власть (материалы круглого стола). -М. — 1996, № 18.-С. 5 — 14.
  104. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  105. С.Д. Мир образов и образ мира// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981.-№ 2.-С.15−29.
  106. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 231 с.
  107. Н. Современные системы психологии/ Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАКДООЗ. — 384 с.
  108. Собчик J1.H. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. — 96 с.
  109. Современная западная философия: словарь/Сост. B.C. Малахов, В. П. Филатов. -М.: Политиздат, 1991.-414 с.
  110. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  111. А.А. Женский путь в политику: тендерная перспектива// Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996.-С. 19−32.
  112. А.А. Исследование женского политического участия // Социологический журнал. 1998. -№ 3. — С. 171 — 182.
  113. Г. Л. Разум. Воля. Успех. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.-215 с.
  114. Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. -263 с.
  115. Н.П. Психологические основы и диагностика тендерных различий. Научное издание. Москва-Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.- 199с.
  116. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  117. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. — С. 343.
  118. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн.1.
  119. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 823 — 824
  120. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. — С. 347
  121. А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000. — 23 с.
  122. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  123. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. -288 с.
  124. .А. Структура и закономерности общественного сознания. JI.: Наука, 1982.-С. 42−46.
  125. Н.И. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 493.
  126. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 431 с.
  127. Е.Б. Политическая психология. М.: ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
  128. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.:Речь, 2002. -480 с.
  129. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  130. Энциклопедия психологических тестов т.2. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2000. — 400 с.
  131. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. общ. ред. предисл. А. В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -344 с.
  132. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. и науч. редакция А. А. Алексеева. СПб.: Университетская книга, 1997.
  133. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  134. Adler A. What life should mean to you// Ed. By Porter. London: George Allen & Unwin Ltd., 1932. — 300 p.
  135. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbucn Verlag 1973.-192 p.
  136. Carlsen M.B. Meaning-Making Therapeutic Process in Adult Development. New York: Norton, 1988. — VIII, 264 c.
  137. Campbell A., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. -N.Y.: Wiley, 1960.
  138. Constantini E. Political Women and Political Ambition: Closing the Gender Gap// American Journal of Political Science, 1990. P. 741−770.
  139. Dahl R. The Concept of Power // Behavioural Sciences, 1957. № 2. -P. 201−215.
  140. Downse A. An Economic Theory of Democracy. N.Y.: Harper and Row, 1957.
  141. Enciclopedia of Psychology/ Ed. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili/ -Herder&Herder, N.Y., 1972.
  142. Kelly G. The psychology of personal constructs. New York: Norton: 1955. -XVIII, 1210 p.
  143. Lasswell H.D. Power and Personality. Wesiport: Conn, 1948. — P. 223/
  144. Lasswell H.D. The Policy Orientation of Political Science. Lakshmi Narain Agagrwal, 1971
  145. Laswell H.D. The Theory of Political Propaganda// Public Opinion, 1996/
  146. Lazarsfeld P.F., Berelson В., Gaudet H. The PeopleA s Choise. -N.Y.:Columbia University Press, 1944.
  147. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954.
  148. Lovenduski J., Hills J. The Politics of the Second Electorate Women and Public Participation. L.: Routledge, 1981.
  149. Sullivan Y.S. The Interpersonal Theory. New York, 1953.
  150. Jung C.G. Anallytical Psychology: it s Theory and Practice. London, 1976. -P.6.
  151. Анкета «Образ с шля жизни» авторы Н. И. Леонов, Е.Н. Молчанова1. Ф. И О1. Возраст1. Район
  152. Оцените по шкале от 1 до 7 объекты, представленные в столбцах, по проявлению каждого качества, представленною в строках1. Оцениваемые объекты:1 Я идеальное, 2 Я реальное,
  153. Человек, который меня унижает,
  154. Человек, которым я восторгаюсь,
  155. Человек, который доставляет мне радость,
  156. Человек, отношение которою ко мне непонятно,
  157. Ситуация, когда я переживаю успех,
  158. Ситуация, когда я переживаю неуспех,
  159. Ситуация, когда я сотрудничаю с другим человеком,
  160. Сотр)лничающин не сотрудни мюшии1. Ленивыи трудолюбивым 1. Глупый умный 1. Обычный необычный 1. С) чбурныи определенный
  161. Разнообразный однообразный1. Непрактичный практичный 1. Зависим! ж независимый
  162. Созиадтельныи разрушительный1. Возбужденный спокойный 1. Скромный претенциозный 1. Уверенный неуверенный
  163. Me год ранних воспоминаний (по А. Адлеру)1. Ф.И.О.
Заполнить форму текущей работой