Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка программы центра оценки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от типов и специфики работ, выполняемых организацией, специалисты по работе с персоналом совместно с линейными руководителями подразделений формируют перечень профессионально важных качеств и компетенций, необходимых сотрудникам для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Этот перечень составляет основу для подготовки критериев оценки деятельности, в зависимости… Читать ещё >

Подготовка программы центра оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В технологическом плане подготовка и реализация программы центра оценки персонала (ЦО) включает шесть основных этапов:

  • 1) подготовка программы ЦО — работа по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив кадровых проектов в конкретном учреждении;
  • 2) анализ деятельности и формулирование критериев оценки — исследование особенностей деятельности оцениваемых сотрудников, специфики организационной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации, а также формирование списка критериев оценки;
  • 3) конструирование процедур оценки — определение релевантных процедур и методов оценки, а также создание организационного плана реализации программы;
  • 4) обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков) — отбор и специальная подготовка ряда ключевых сотрудников организации для работы в качестве экспертов, наблюдателей и интервьюеров в рамках конкретной программы ЦО;
  • 5) реализация программы ЦО — осуществление программы оценочных процедур для сбора персональной кадровой информации;
  • 6) анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из перечисленных этапов.

Подготовка программы ЦО. Технология ЦО может включаться в различные проекты кадрового менеджмента в качестве одного из этапов. В табл. 10.1 представлены описание задач и содержание работ при подготовке программ различных по целям ЦО.

При определении сроков работы (кроме перечисленных выше аспектов) важно учитывать, что:

  • • организация должна потратить некоторое время на нормативное оформление процесса оценки (издание внутренних распоряжений, регламентирующих данную работу в соответствии с ТК РФ);
  • • перед проведением оценки должен быть реализован курс подготовки экспертов к работе в рамках технологии;
  • • после проведения оценки необходимо предусмотреть время на обработку результатов и подготовку отчетов.

Опыт показывает, что подготовка оценки может занимать от одной до трех недель, анализ деятельности — около 15 дней, проведение программы (однодневного ЦО) для 200 человек — от 3 до 5 дней (в зависимости от количества привлекаемых экспертов), обработка результатов и подготовка отчетов (для 200 человек) — до двух недель. Таким образом, средняя продолжительность подготовки проекта ЦО для 200 человек может составить примерно полтора месяца.

Таблица 10.1

Типы центров оценки и потребности заказчика

Типы ЦО по целям

Определение потребности заказчика

1. Набор новых сотрудников

Цель — конкретизация образа желаемого сотрудника (без учета специфики деятельности). Анализ самой организации (история, период развития, традиции, философия, культура организации, условия ее осуществления, взаимосвязи, перспективы развития)

2. Оценка

потенциала

сотрудников

Цель — уточнение целей оценки и перспектив использования получаемых в ходе ЦО результатов. Варианты целей в рамках оценки потенциала:

  • 1) аттестация;
  • 2) увольнение;
  • 3) продвижение, ротация;
  • 4) формирование гибкой структуры (рабочих групп)

3. Оценка для обучения

Цель — анализ целей обучения и способов подготовки, доступных организации. Цели обучения:

  • 1) предметная;
  • 2) профессиональное развитие;
  • 3) личностный рост

Анализ деятельности и формулирование критериев оценки. Анализ конкретных видов деятельности — это содержательная платформа, на которой строится работа центра оценки персонала. Существуют три основных этапа анализа деятельности, необходимые для реализации процедур центра оценки:

  • • выявление ключевых особенностей деятельности;
  • • описание особенностей в терминах профессиональных функций (задач);
  • • выявление профессионально важных качеств.

Также при анализе деятельности следует учитывать:

  • а) специфику организационной культуры, стиль принятия решений и коммуникативных схем взаимодействия персонала, принятых в организации;
  • б) степень формализации и централизации деятельности, организационную структуру, распределение функций между сотрудниками и структурными подразделениями[1].

В зависимости от типов и специфики работ, выполняемых организацией, специалисты по работе с персоналом совместно с линейными руководителями подразделений формируют перечень профессионально важных качеств и компетенций, необходимых сотрудникам для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Этот перечень составляет основу для подготовки критериев оценки деятельности, в зависимости от содержания которых подбираются конкретные методики и процедуры реализации метода ЦО (табл. 10.2).

Анализ деятельности проводится с использованием таких классических для психологии труда и организационной психологии методов, как:

  • • профессиографическое интервью с непосредственным руководителем и (или) ключевыми сотрудниками организации, хорошо знающими ее деятельность;
  • • анализ документов, регламентирующих изучаемую деятельность;
  • • непосредственное наблюдение за выполнением сотрудниками своей работы;
  • • «фотография рабочего дня», включающая подробное описание всех основных видов работ с указанием временных затрат на исполнение каждой них.

Конструирование процедур оценки. В соответствии с целями, задачами, количеством участников, сроками и условиями проведения ЦО составляется организационный план. Па основе имеющихся элементов технологии разрабатывается программа проведения оценочных процедур, набор которых соотносится с критериями оценки. Суть проектирования состоит в учете всех необходимых условий для организации и проведения оптимального количества оценочных процедур, обеспечивающих получение необходимого и достаточного объема информации для выведения итоговой оценки.

Тины центров оценки в зависимости от целей.

Таблица 10.2

Типы ЦО по целям.

Цели и содержание работ.

по анализу деятельности.

но формированию критериев оценки.

1. Набор новых сотрудников.

Конкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником.

Цель — формирование описания деятельности через перечисление основных задач, условий, формальных требований к кандидату.

Перевод описания деятельности в требования к кандидату.

Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключевых признаков для первичного отбора).

2. Оценка потенциала сотрудников.

Анализ деятельности с точки зрения определения:

  • 1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности;
  • 2) перспектив изменения условий деятельности;
  • 3) индикаторов успешности новых видов деятельности;
  • 4) социально-психологического «портрета» группы

Формирование целевых наборов критериев:

  • 1) соответствие требованиям деятельности и духу организации;
  • 2) гибкость, адаптивность, способность к обучению;
  • 3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки;
  • 4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность

3. Оценка для обучения.

Анализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с минимальным учетом специализации.

Цель — формирование круга типичных задач (в соответствии с уровнем должности).

Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управления в данной организации.

Перечень и определения критериев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки.

Существенными моментами при создании конкретной программы ЦО являются:

  • • количество оцениваемых;
  • • количество специалистов разного профиля, привлекаемых для работы;
  • • сроки проведения оценки;
  • • материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение программы. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции, необходимые при подготовке и проведении центра оценки:

  • • менеджер проекта;
  • • проектировщик;
  • • супервизор;
  • • психодиагност;
  • • организатор групповой работы;
  • • интервьюер;
  • • эксперт-наблюдатель;
  • • оператор первичной обработки данных.

Рассмотрим краткое содержание их деятельности и те личностно-деловые характеристики, которыми должны обладать специалисты, ориентированные на работу в данных позициях (табл. 10.3).

Таблица 10.3

Требования к специалистам и их характеристики

Содержание деятельности

Личностно-деловые характеристики и требования

Менеджер проекта

Организация работы с заказчиком (сбор информации о целях оценки, согласование условий проекта). Финансовый и кадровый менеджмент проекта. Организационно-техническое обеспечение оценки.

Организация работы специалистов

Умение планировать и проектировать, оперативно обрабатывать информацию.

Организаторские способности. Умение вести переговоры. Инициативность.

Опыт менеджерской работы в области научно-прикладных разработок

П роектировщик

Подготовка программы проведения оценки в соответствии с условиями, представленными менеджером проекта: объемы, сроки, способы представления результатов оценки, техническое обеспечение, количество и состав экспертов

Умение планировать и проектировать.

Аналитические способности. Нестандартность, креативность. Ориентация на достижение результата.

Опыт работы в качестве специалиста ЦО.

Опыт организации групповых мероприятий и межгрунповых взаимодействий

Продолжение табл. 103

Содержание деятельности

Личностно-деловые характеристики и требования

Супервизор

Руководство проведением ЦО, оценка и подготовка привлекаемого персонала, обеспечение качества диагностической информации

Лидерский потенциал.

Умение организовать работу группы.

Владение приемами контроля. Коммуникативные умения.

Опыт работы в качестве специалиста ЦО, теоретическая и практическая подготовка по основным профессиональным ролям ЦО

Психодиагност

Сбор тестовой информации (проведение тестовых процедур), интерпретация получаемых результатов, перевод первичной тестовой информации в описания (оценки) по критериям

Умение работать с большими объемами различной информации. Аналитические способности, ориентация на достижение результата. Убедительность во взаимодействии. Знания в области психологии личности, общей и социальной психологии.

Опыт психодиагностической, исследовательской и методической работы

Организатор групповой работы

Организация проведения групповых процедур, сбор поведенческой информации, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) но критериям

Коммуникабельность.

Гибкость в общении. Представительские качества.

Умение организовать работу группы, не принимая на себя лидерские функции.

Н аб л юдател ьн ость.

П рон и цагел ьноегь.

Опыт проектирования и проведения групповых процедур

Интервьюер

Подготовка и проведение фокусированных интервью с целью сбора индивидуальной диагностической информации, перевод первичной информации в описания (оценки) по критериям

Коммуникабельность. Гибкость в общении. Представительские качества. Наблюдательность. Проницательность.

Умение работать по заданным правилам

Окончание табл. 10.3

Содержание деятельности

Личностно-дсловые характеристики и требования

Эксперт-наблюдатель

Сбор поведенческой информации в процессе участия испытуемых в тестировании, групповой работе, интервью, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) по критериям

Внимание.

Тщательность.

Наблюдательность.

Умение детализировать. Способность к обучению. Ориентация на понимание партнера

Оператор первичной обработки данных

Ввод в компьютер данных тестовых процедур, организация первичной обработки данных, ввод информации в базы данных

Точность.

Внимание.

Высокий темп работы.

Владение персональным компьютером

Основная часть специалистов, участвующих в подготовке и проведении ЦО, привлекается менеджером и не является сотрудниками организации, в которой проводится оценка персонала.

Особое положение может занимать менеджер проекта — он может быть сотрудником кадровой службы предприятия, отвечающим за вопросы оценки и подбора персонала. Как показывает опыт, крупные предприятия склонны создавать у себя постоянно действующую службу, которая проводила бы оценку различных категорий персонала. В таком случае менеджер проекта должен уметь формулировать цели оценки, привлекать специалистов, проводящих анализ деятельности и формирующих перечень критериев оценки, поставить задачу проектировщику и всем другим специалистам.

Обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков). Рассмотрим особую позицию эксперта-наблюдателя — это должен быть обязательно сотрудник самой организации. Как отмечалось, ЦО дает возможность проводить оценку персонала с учетом всех особенностей культуры и философии организации. Именно участие в оценке экспертов-наблюдателей даст такую возможность. Поработать в качестве экспертов-наблюдателей часто приглашаются специалисты, которые сами работали ранее на тех местах, на которых в настоящее время работают оцениваемые. Нередко экспертами выступают руководители испытуемых, которые на два ранга выше них по должности. Это дает возможность использовать опыт и знания в отношении целей и содержания деятельности, который имеют эксперты. Целесообразно также привлекать в качестве экспертов сотрудников кадровых служб организации.

Перед включением экспертов в ЦО проводится специальная программа отбора и обучения кандидатов на работу в качестве экспертов-наблюдателей. В ходе проведения программы осуществляются оценка личностно-деловых качеств кандидатов (часто с применением элементов центра оценки, с целью погружения будущих экспертов в саму процедуру, получения ими опыта), знакомство их с перечнем и описанием критериев оценки, применяемыми процедурами, программой проведения оценки. Особое внимание уделяется тренингу наблюдения и оценивания.

Реализация программы центра оценки. Для начала реализации данной программы следует провести

введение

в процедуру оценки.

Цель этого этапа — вступление в контакт с испытуемыми, ознакомление их с целями и принципами работы, персоналом, регламентом дня, ожидаемыми результатами. Очень важно установить контакт между группой специалистов и группой испытуемых, снять напряжение, которое неизбежно возникает в экспертной ситуации. Этому способствует следующее:

  • • взаимодействие с каждым оцениваемым должно быть максимально персонифицированным (каждый участник ЦО (как испытуемый, так и специалист) должен иметь табличку с указанием фамилии, имени, отчества);
  • • оцениваемые должны иметь четкое представление о том, кто с ними работает (необходимо представить организацию, проводящую оценку, всех специалистов, организаторов семинара, оставить координаты, по которым с организаторами можно связаться в будущем);
  • • необходимо минимизировать все неожиданности (перед началом работы желательно, чтобы каждый из оцениваемых точно знал, в какой группе, в какой аудитории, в какое время, для участия в каком задании он должен находиться);
  • • оцениваемые не должны испытывать никакого дополнительного напряжения (рабочие места должны быть удобно организованы, необходимо предусмотреть перерывы в работе, временной режим рабочего дня должен быть максимально близок к обычному).

При введении в процедуру целесообразно представить саму технологию ЦО, основные области применения, результаты, которые могут быть получены. Следует в общем виде ознакомить оцениваемых с критериями оценки, рассказать о том, где уже применялась данная конкретная программа, сколько человек прошло оценку, насколько достоверны полученные результаты, о том, куда будет представлена и как может быть использована полученная информация. Особое внимание должно быть уделено конфиденциальности информации, секретности ее хранения. Заканчивать процедуру введения целесообразно распределением по группам и конкретизацией программы работы для каждой из групп.

  • [1] Базаров Т. Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: ИПК госслужбы, 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой