Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивация. 
Психодиагностика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сознательность побуждений исходит из формирования предметного действия, когда потребность объективизируется, становится актуальной и планируемой. В этом смысле к сфере сознательного оформления детерминации поведения человека в психологии относятся мотивы, склонности, интересы, ценности, цели, направленность и другие категории. Таким образом, мотивация представляет собой форму существования… Читать ещё >

Мотивация. Психодиагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это более широкое понятие, чем мотив. В психологии она представлена как система иерархически структурированных, неоднородных мотивов деятельности человека. Мотивация определяется путем выявления сущности и содержания составляющих ее мотивов. Она зависит от уровня психологического анализа и находится в границах процесса функционирования человека в мире объективно существующих предметов как субъектно-объектная связь.

Слово «мотивация» употребляется в современной психологии в двух смыслах: 1) как система факторов, детерминирующих поведение индивида; 2) как стимуляция поведенческой активности субъекта, т. е. мотивирование деятельности и ее контроля. Если второй смысл относится к педагогической сфере, то первый является предметом психологического анализа. На нем мы и сосредоточим свое внимание.

Итак, мотивация представляет собой систему мотивов, которая характеризуется широтой, гибкостью и иерархией. Под широтой может пониматься качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей, целей, значений и т. д. Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивации более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей низкого уровня, т. е. побудительной причиной могут являться те или иные стимулы. Чем больше стимулов, тем большей гибкостью отличается мотивационная структура. Иерархия мотивационной сферы отражает частоту и силу проявления мотивов. Сильные мотивы занимают более высокую ступень и проявляются чаще как побудительные причины действий.

Мотивационная сфера может включать в свою структуру осознанные и неосознанные мотивы. К неосознанным мотивам чаще относят состояния нужды в чем-либо. В частности, В. В. Давыдов неоднократно отмечал, что «без понимания того, что такое нужда, органическая или духовная, и как она превращается в потребность, ничего о деятельности сказать нельзя»[1]. К сфере неосознанного относятся и потребности человека. Потребность, по С. Л. Рубинштейн, — это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в которой проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него[2]. (Семантический анализ категории «потребность» дан ниже.) Мы лишь можем удостовериться, что нужда и потребность, которая может проявляться в форме намерения или желания, не осознаются человеком, а осознаваясь, превращаются в мотив и опредмечиваются.

Еще одна категория мотивационного ряда — установка, в которой готовность к целесообразному поведению происходит в бессознательных слоях психики. «Возникновению сознательных психических процессов, — пишет Д. Н. Узнадзе, — предшествует состояние, которое ни в какой степени нельзя считать не психическим, а только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой, готовностью к определенной активности»[3].

Сознательность побуждений исходит из формирования предметного действия, когда потребность объективизируется, становится актуальной и планируемой. В этом смысле к сфере сознательного оформления детерминации поведения человека в психологии относятся мотивы, склонности, интересы, ценности, цели, направленность и другие категории.

Таким образом, мотивация представляет собой форму существования мотивов, причем форму актуальную, которая фактически детерминирует реальную деятельность и поведение индивида.

В ходе психологического анализа и измерения мотивации исследователь постоянно наталкивается на категории, семантически сопоставимые с данным понятием, которые входят в так называемую проблематику направленности личности. Это прежде всего интересы, потребности, склонности, установки, целеобразования, собственно направленность личности, личностный смысл и др.

  • [1] Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. N° 2. С. 42−49.
  • [2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
  • [3] Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой