Проекция.
Детский психоанализ.
Школа анны фрейд
![Реферат: Проекция. Детский психоанализ. Школа анны фрейд](https://gugn.ru/work/6555710/cover.png)
Механизм проекции широко используется детьми, можно даже сказать, что он наиболее присущ детскому сознанию. Для детского Эго «естественно постоянно избавляться таким образом от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. Если эти желания влекут за собой наказание со стороны старших, Эго выставляет в качестве мальчика для битья тех людей, на которых оно их спроецировало… Читать ещё >
Проекция. Детский психоанализ. Школа анны фрейд (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определяя механизм проекции, А. Фрейд сопоставляет его с вытеснением. В отличие от других защитных механизмов (смещение, обращение, поворот против себя), влияющих на инстинктивный процесс как таковой, вытеснение и проекция «в основном предотвращают его осознание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается обратно в Ид, тогда как при проекции она смещается во внешний мир».
(Фрейд А., 1999, т. 1, с. 201). Кроме того, сходство проекции и вытеснения состоит в том, что они в равной мере могут быть мотивированы как объективной тревогой, так и тревогой Суперэго, а также инстинктивной тревогой.
Механизм проекции широко используется детьми, можно даже сказать, что он наиболее присущ детскому сознанию. Для детского Эго «естественно постоянно избавляться таким образом от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. Если эти желания влекут за собой наказание со стороны старших, Эго выставляет в качестве мальчика для битья тех людей, на которых оно их спроецировало; если же проекция была вызвана чувством вины, то вместо того, чтобы критиковать себя, Эго обвиняет других. В любом случае оно отделяет себя от своих действий и в своих суждениях о них проявляет крайнюю нетерпимость» (там же, с. 202).
По поводу понимания проекции в психоаналитической и психологической литературе нет единого мнения. Когда-то К. Ференци наметил тенденцию рассматривать проекцию вместе с интроекцией. Эту линию стала продолжать М. Кляйн (2001), которая попыталась объяснить развитие Эго ребенка именно взаимосвязанной работой механизмов проекции и интроекции. А. Фрейд, напротив, настаивает на том, что проекция возможна только после появления разделенное™ субъекта и объекта. Сегодня понятно, что проекция является важным и фундаментальным процессом функционирования психики. Она же является и фундаментальным механизмом развития личности. Поэтому механизм проекции также важно рассматривать в контексте развития. Вместе с развитием Я ребенка будет меняться как содержание, так и структура проективных процессов. Важно также изучать проекцию во взаимосвязи с другими механизмами Я, стараться понять ее функцию не только среди способов защиты, но и среди механизмов развития (Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И., 2001).
А. Фрейд также подчеркивает роль механизма проекции в установлении человеческих отношений, причем не только негативного спектра (проекция агрессивных устремлений или приписывание собственной ревности партнеру), но и дружеских привязанностей. Как пример последнего А. Фрейд описывает механизм «альтруистического подчинения» (сам термин был предложен Э. Бибрингом).