Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Третий Рим. 
История России для технических вузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проходившее на глазах двух-трех поколений людей становление новой государственности не могло не вызвать в обществе осмысления этого процесса в рамках средневековых представлений. Сначала московские власти обосновывали свои права на бывшие древнерусские земли как «отчину» своих предков. Сам Иван III согласно летописному своду 1472 г. так приказал объявить новгородцам преемственность своей власти… Читать ещё >

Третий Рим. История России для технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проходившее на глазах двух-трех поколений людей становление новой государственности не могло не вызвать в обществе осмысления этого процесса в рамках средневековых представлений. Сначала московские власти обосновывали свои права на бывшие древнерусские земли как «отчину» своих предков. Сам Иван III согласно летописному своду 1472 г. так приказал объявить новгородцам преемственность своей власти: «Отчина есте моя, людие новгородстии, изначала от дед и прадед наших, от великого князя Володимира, крестившего землю Рускую, от правнука Рюрикова, первого великого князя в земле вашей» .

Кроме того, возвышение Москвы совпало с другим событием мировой истории — падением Византийской империи. Заключенная в 1439 г. церковная уния, согласно которой православная церковь признавала католические догматы и верховенство римского папы, не помогла ей. Западные страны не оказали империи военной помощи, и в 1453 г. Константинополь был взят турецким султаном Мухаммедом II. Россия стала единственным самостоятельным могущественным православным государством в мире. В сознании московских книжников падение тысячелетнего православного царства было связано с тем, что греки «испроказили» веру, и единственным ее носителем осталось Московское царство.

Следствием этих событий стало появление в конце XV — начале XVI в. ряда публицистических произведений. Митрополит Зосима в 1492 г. называл Москву «новым градом Константина», а Ивана III — «новым царем Константином» для обоснования перехода мирового значения Византии на Русь. Самой известной стала знаменитая формула «Москва — третий Рим» в посланиях псковского монаха Филофея Василию III, подразумевавшая Москву столицей истинной христианской веры и церкви после падения Рима и Константинополя: «Все царства православные христианские веры снидошася в твое едино царство». При этом главная задача русского государя виделась в поддержании истинного благочестия, устройстве церковных дел и искоренении пороков. Однако официальной идеологией нового государства стало содержание «Сказания о великих князьях Владимирских». В соответствии с этой теорией киевские и московские великие князья происходили от римского императора Августа.

Московское государство в системе европейских отношений

Именно при Иване III определились основные стратегические задачи внешней политики России, решавшиеся вплоть до конца XVIII в. В 1395—1396 гг. хан Тохтамыш был разбит другим завоевателем — среднеазиатским правителем Тимуром, армия которого прошла вдоль и поперек всю Орду и разгромила крупнейшие ее города. От этого удара она уже нс смогла оправиться, и в 30-х годах XV в. начался ее распад. Образовались самостоятельные Казанское (1437 г.) и Крымское (1449 г.) ханства со своими династиями; во второй половине XV в. выделилась Ногайская Орда, затем — Астраханское ханство. Ведущую роль в степи играла Большая Орда, хан которой Ахмат в 70-х годах XV в. пытался восстановить свою власть над русскими землями. Но Иван III в 1472 г. окончательно прекратил выплату дани, а в 1480 г. поход Ахмата на Русь был остановлен московскими войсками на реке Угре. Все попытки сс форсировать были отбиты русскими полками, и поздней осенью 1480 г. Ахмат увел свои войска от русских границ и вскоре был убит своими противниками. Так закончилось на Руси татарское иго.

После знаменитого «стояния на Угре» Иван III сумел заключить союз с крымским ханом Менгли-Гиреем и с его помощью окончательно разгромить Большую Орду и сыновей Ахмата в 1502 г. При посредстве того же Менгли-Гирея в 1498—1499 гг. были установлены дипломатические отношения с Турецкой империей, вассалом которой стал крымский хан. В Москве и других городах появились турецкие купцы — «гости заморские арапляне и шамохейцы и кафинские большие люди» с восточными товарами — шелковыми и хлопчатобумажными тканями, красками.

В 1487 г. после большого похода на Казань Иван III посадил там своего ставленника Мухаммед-Эмина и всегда имел наготове на своей службе татарских «царевичей», чтобы выдвинуть их претендентами на престол несговорчивых соседей. В России такие служилые «царевичи» получали целые области (например, Касимовское царство с городом Касимовым на Оке), где расселялись со своим «двором». Казань оставалась верным вассалом Москвы до смерти Ивана III. С начала XVI в. ситуация изменилась: Большая орда была уничтожена, и теперь крымские и казанские татары начали систематические набеги на русские окраины. В 1521 г. впервые за много лет крымский хан Мухаммед-Гирей с войском прорвался к самой Москве и взял огромный полон; в это время «по всем городам московским осада была». Пришлось срочно укреплять оборону южных рубежей: в 20−30-х годах XVI в. были построены каменные крепости в Туле, Коломне, Зарайске. На Казань московские войска в 1506—1530 гг. совершили три похода, но окончательное подчинение ханства произошло уже после смерти Василия III.

Иван III заложил и основы дальнейшего продвижения русских границ на Восток. В 1483 г. московские воеводы И. Салтыков и Ф. Курбский впервые перешли Уральские горы и спустились по Оби. В конце XV в. в Москву приезжали послы от царя Восточной Грузии (Кахетии) Александра и властителя Ирана султана Хуссейн-мирзы; двор Василия III посетило посольство основателя империи Великих Моголов в Индии Бабура.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой