Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возможности и пути использования опыта зарубежного менеджмента в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастает спрос на квалифицированные маркетинговые исследования. Диапазон таких исследований очень широк — они охватывают не только социологические аспекты, но и экономические, и психологические. Исследования носят стратегический характер, изучая перспективы спроса на десятилетия вперед. Маркетинговые исследования учитывают и прогнозируют последствия (в том числе социальные и экологические) тех… Читать ещё >

Возможности и пути использования опыта зарубежного менеджмента в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В параграфе 2.3 мы рассматривали необходимость сформировать собственную, российскую модель менеджмента, опирающуюся на традиции и ментальность российского человека с учетом достижений западного менеджмента.

В философской и социологической литературе в настоящее время закрепилось представление о ментальности русского человека как о дуалистичной. Находясь на стыке цивилизаций — Европы и Азии, — российская ментальность вобрала в себя и черты коллективизма (от Востока), и индивидуализма (от Запада). Эти начала полярные, находятся в сложном взаимодействии, и вес этих начал в разные периоды отечественной истории был неодинаков.

В советский период истории коллективизм, официально декларируемый (и имевший реальное распространение) идеологией, натолкнулся в итоге на догматизм и формализованное^ создаваемого общества, расхождение лозунгов и целей. Идеология «винтика», подавлявшая всякую инициативу, в конечном счете привила работнику безынициативность. Людям с индивидуалистической ментальностью было тем более сложно вписаться в такую систему. Советская система управления по сути дела подавляла и индивидуализм, и коллективизм, не используя потенциал ни того, ни другого. Лозунгом работника советского периода стало выражение: «Где бы ни работать, лишь бы не работать!» С точки зрения теории управления персоналом особо актуальной для нашей страны в советский период оказалась теория «X» Макгрегора, ориентированная на управление безынициативным работником.

90-е гг. XX в. вместе с кооперативами и тюками «челноков» дали мощный выплеск энергии индивидуалистов, серьезно повлияли на общий характер российской ментальности по этому параметру. Но ученые сходятся на том, что, несмотря на существенные подвижки в сторону индивидуализма, в общем и целом ментальность россиянина все еще остается дуалистичной.

Исходя из этого, исследователи делают вывод, что российская модель управления должна быть как бы промежуточной между американской (индивидуалистичной) и японской (коллективистской) моделями. При этом многие указывают на имеющуюся тенденцию изменения ментальности в сторону индивидуализма. Таким образом, модель российского менеджмента в общем виде выглядит как промежуточная между американской и японской с тенденцией движения в сторону американской модели.

Применение той или иной системы менеджмента или их комбинирование должно иметь ситуационный характер и опираться на наличие конкретных факторов. Так, в регионах с более развитой рыночной экономикой и институтами рынка могут вполне применяться американские стандарты менеджмента: оплата по личному вкладу, конкуренция между работниками, продвижение по службе по способностям, а не по стажу работы в учреждении или фирме. С другой стороны, в регионах (или на конкретных предприятиях), где преобладают коллективистские установки, может применяться групповая норма производительности и оплата по ней, ориентация управления на группу, коллективная ответственность. Более того, нарушение принципа групповой нормы производительности, выделение и поощрение кого-то в такой группе с точки зрения предмета «Организационное поведение» может привести к негативным последствиям, снижению общей групповой нормы производительности[1].

Трудолюбие коллектива работников однозначно детерминирует минимум регулирующих функций по отношению к персоналу организации. Напротив, леность и безынициативность работников требуют от менеджера контроля, давления, административного стиля управления. С точки зрения стимулирования не следует забывать старый принцип «кнута и пряника» (с акцентом все же на поощрительные инструменты, а не репрессивные).

Преобладание у коллектива авторитарных форм мышления провоцирует к применению авторитарных методов руководства и принятия решений. Особенно это актуально на предприятиях со слабой производственной и технологической дисциплиной. В коллективе с демократическим и индивидуалистическим настроением применение авторитарного стиля будет вредить эффективности управления. Здесь приемлемы будут консультативный или демократический стиль принятия управленческих решений.

Особенностью России наряду с дуализмом (или факторами проявления последнего) являются диаметрально противоположные убеждения и стили поведения, причудливым образом переплетающиеся и сосуществующие. К идеологической, идейной, культурной, этической многополярности все больше добавляется этническая, конфессиональная многополярность, стимулируемая миграционными процессами. Все эго существенно осложняет задачи менеджмента.

Таким образом, характерными чертами современного российского менеджмента должны стать гибкость, приспособляемость, маневренность. Формирование модели менеджмента должно начинаться на микроуровне, на уровне конкретного предприятия с учетом особенностей ментальности, организационной культуры.

В предметах «Организационная культура» и «Организационное поведение» должны изучаться прежде всего аспекты межкультурного взаимодействия на российских предприятиях, в различных регионах страны. Пока же нашим студентам преподается опыт менеджмента в мультинациональных корпорациях других стран.

Необходимо научное изучение проблем межкультурного взаимодействия в рамках производственных процессов самых различных групп, но многим социальным, национальным, психологическим, идеологическим и иным «срезам». Это требуется для выявления наибольшей комплиментарности групп, их наиболее удачного сочетания или как минимум снятия негативных последствий работы людей с различными ментальными установками в рамках одной организации.

Ученые говорят о необходимости создания специальных социально-психологических служб как на федеральном уровне, так и в регионах, на конкретных предприятиях, которые на научной основе анализировали бы взаимодействие ментальных общностей в производственных процессах. Идет речь о составлении общероссийской и региональных карт ментальности, которые способствовали бы лучшему пониманию проблемы и поиску более эффективных моделей менеджмента.

Не секрет, что характерной чертой российского стиля управления является его авторитарность. В чем-то — это наследие советского периода, в чем-то — необходимость, продиктованная слабой производственной дисциплиной и ментальными особенностями. Это и веление кризисного времени, требующего жестких решений. Однако общая тенденция развития российского менеджмента, его перспективное направление — развитие в сторону более гибких, демократичных методов управления и принятия управленческих решений.

Православие — одна из составляющих российской ментальности, которая должна учитываться современным российским менеджментом. Производными от этого фактора являются определенный аскетизм русского человека, самопожертвование, устремленность к душе человека, к идеалам, не имеющим чисто материального измерения, стремление жить в согласии с природой и соседями и т. д. Не секрет, что православие не приветствует жадность, накопительство, богатство ради богатства. Люди, разделяющие православные убеждения, могут работать не столько ради денег, сколько ради удовлетворения значимых для них целей или общественных интересов. Современный менеджмент должен учитывать и этот фактор российской специфики.

Энтузиазм, патриотизм и самопожертвование русского человека… Порой этими чертами пользовались корыстно, искореняя, по сути, их истоки. Но они по-прежнему остаются значимыми характеристиками российской ментальности, особенно активно проявляясь в переломные для судьбы страны моменты, в периоды геополитических угроз, нависавших над страной. Сплачиваясь под знаменем единой идеи, российский человек творил чудеса. Одна из задач государственного управления, политиков — сформулировать национальную идею, которая бы объединила народ и оказалась мощным фактором повышения общественной активности и производства. Что сегодня может стать такой идеей? Идея индивидуализма в чистом виде и обогащения? Вряд ли. Она только разрушает общественное согласие. Такая идея есть: это идея социального государства, в центре внимания которого человек, государства с превалирующим средним классом, являющимся опорой стабильности. Она сформулирована в Конституции Российской Федерации. Проблема в весомом расхождении этой правильной декларации с катастрофическим разрывом между богатством и бедностью. Реализация этой идеи на практике способна стать объединяющей идеологией, способной сплотить нацию и повысить эффективность общественного производства. Сегодня, в условиях кризиса, крайне важно сплотить нацию единой идеей, единой идеологией, разделяемой основной массой россиян.

В самом начале параграфа 2.3 мы уже останавливались на стратегии развития России в ближайшие годы. Каковы перспективы этого процесса и роль менеджмента в осуществлении намеченного? Есть ли у России шанс вырваться из замкнутого круга «догоняющего развития», изменить мобилизационную модель, стать равноправным и конкурентоспособным партнером в мировом сообществе?

Что в западном опыте менеджмента применимо и может быть использовано в практике российского менеджмента?

  • • Использование современных форм организации производства. Например, мы давно и много говорим об отечественном автопроме и тратим огромные средства на его поддержку. Но «Лады» не становятся конкурентоспособнее. В чем дело?
  • • Если мы посмотрим на основные постулаты современного стратегического менеджмента, то одним из ключевых понятий в нем являются понятия «центральная компетенция» и инсорсинг. Центральная компетенция — это основное конкурентное преимущество фирмы, на котором предприятия сосредоточивают свою деятельность. Все остальные непрофильные виды деятельности компания стремится передать другим фирмам, специализирующимся именно на этом виде деятельности или продукте, на условиях субподряда. В современном менеджменте это называется аутсорсингом. Так вот, если взглянуть на основных конкурентов ВАЗа внутри страны (а это сборка машин иностранных производителей), то заметна существенная разница в моделях организации производства. Тот же «Форд» под Петербургом — «отверточная» сборка из готовых деталей.

Автозавод в Тольятти создавался в 70-е гг. прошлого века как предприятие полного цикла. Это так называемая модель инсорсинга, все детали и комплектующие производятся в основном на самом предприятии. С точки зрения организации технологических процессов АВТОВАЗ сегодня — реликтовое предприятие. Чтобы серьезно что-то изменить и сделать его продукцию конкурентоспособной, необходимо менять модель управления, переходить на аутсорсинг. Это сопряжено с огромными социальными проблемами, так как предприятие является градообразующим. (В последнее время АВТОВАЗ предпринимает конкретные шаги по развитию предприятия по пути аутсорсинга.) Найти подход к решению этой проблемы — задача аналитиков и менеджеров. А таких предприятий в стране — сотни. 11айдсм решение в одном случае — сумеем реорганизовать многие предприятия страны.

Необходима кооперация в рамках аутсорсинга с другими производителями. Мы производим лучший в мире титан — так и не обязательно стремиться к производству всего и вся, к созданию конечного продукта. Хорошо, если получается (опять же на основе кооперации), как получилось с самолетом «Сухой Суперджет-100». Но как минимум мы договорились с европейским авиастроительным концерном «Айрбас» о долгосрочных поставках титана под их самолеты. Для «Айрбас» — это аутсорсинг, но и России это крайне выгодно.

• Использование виртуальных технологий и виртуальных организаций. В США прочно вошло в обиход понятие «виртуальный офис». Он предполагает дистанционную работу оператора на собственном домашнем компьютере. Более 4,5% всех фирм в США существуют сегодня как виртуальные офисы. Экономия на многочисленных издержках, связанных с арендой, транспортом, временем и т. д., делает этот вид организации бизнеса весьма эффективным в некоторых о траслях. Прежде всего речь идет об Интернет-торговле, консалтинговых услугах и др. В российском менеджменте все еще действует инерция мышления руководителей: у начальника должен быть офис, кабинет, кресло и секретарша. Строительством очередных кольцевых и хордовых автодорог Москва проблему «пробок» никогда не решит. А вот превращение хотя бы пяти процентов офисов в центре города в виртуальные могло бы существенно разгрузить транспортные артерии.

Использование виртуальных технологий способно существенно сократить и удешевить аппарат государственного управления и местного самоуправления. Одновременно решались бы проблемы прозрачности процессов государственного управления и самоуправления, более эффективной стала бы борьба с коррупцией.

• Всестороннее использование и развитие маркетинга. Сегодня специалисты говорят о необходимости маркетингового подхода в менеджменте[2]. Необходимо объединить в качестве инструментов управленческой деятельности пока еще разделенные менеджмент и маркетинг.

Маркетинг в XXI в. приобрел новые отличительные черты и особенности:

  • — социально-этичную направленность;
  • — информационные технологии индивидуального маркетинга;
  • — принцип партнерства, воплощенный в масштабный маркетинг отношений.

Уже сегодня активно идут споры об этических границах индивидуального маркетинга. Нужно определить, когда при сборе данных о клиенте возникает угроза вмешательства в личную жизнь. Необходимо также проработать юридическую сторону сбора, хранения и использования баз данных о потребителях.

Маркетинг XXI в. ориентируется на перспективный спрос нового качества. Возрастает значение новинок, создаваемых новыми технологиями: трехмерное телевидение, средства индивидуализированной (а нс массовой) информации по индивидуальным предпочтениям и г. д.

Возрастает спрос на квалифицированные маркетинговые исследования. Диапазон таких исследований очень широк — они охватывают не только социологические аспекты, но и экономические, и психологические. Исследования носят стратегический характер, изучая перспективы спроса на десятилетия вперед. Маркетинговые исследования учитывают и прогнозируют последствия (в том числе социальные и экологические) тех или иных процессов потребления. Интернет становится серьезным поставщиком маркетинговой информации. Модель анализа информации поисковых запросов в Интернете уже получила название grass roots — корни травы. Этот процесс тоже нуждается в юридической проработке. Недавно компания «Гугл» объявила о сборе информации по поисковым запросам конкретных клиентов в базы данных, что вызвало горячую дискуссию и волну упреков в нарушении свобод фаждан, в разглашении тайны личной жизни.

Сегментирование рынка потребителей в современном маркетинге уже не идет традиционным путем разделения по полу, возрасту, уровню дохода и т. д. Поведение потребителя все больше начинают определять другие критерии: восприимчивость к новинкам техники и моды, умение разбираться в качестве и функциональных возможностях товара, забота о последствиях потребления с точки зрения охраны окружающей среды, забота о здоровом образе жизни, стремление реализовать свои творческие и личностные способности, расширить свои информационные взаимосвязи с окружающим миром и т. д. Основным мотивом потребителя становится не потребление для престижа, а потребление для собственного развития и самосовершенствования.

Особое значение приобретает стратегический маркетинг, предусматривающий формирование стратегии корпорации не на основе приоритетов в отношении товаров и рынков, а на основе бизнес-процессов. Фирмы — системные интеграторы координируют деятельность целых групп организаций для решения конечных проблем потребителей.

Серьезные изменения происходят в организации маркетинга. Все большее распространение получают сетевые, виртуальные структуры, децентрализация маркетинговой деятельности. На смену должностной иерархии и формальным командам приходит интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация специалистов.

В товарной политике фирм преимущество получают группы товаров, ориентированные на саморазвитие человека и его способностей.

Резко ускоряется гонка в ассортиментном обновлении товаров. В Японии, например, в области бытовой электроники действует система «6—3—3»: шесть месяцев — разработка товара, три — производство, три месяца — сбыт.

В маркетинговых коммуникациях постепенно снижается роль телевизионной рекламы, возрастает роль связей с общественностью и интерактивные опции Интернета. Роль Интернета также возрастает в качестве одного из эффективных каналов сбыта, организации продаж.

Развиваются специализированные направления маркетинга — некоммерческий маркетинг, маркетинг территорий, образовательный маркетинг, Интернет-маркетинг и т. д.

• Инновации. Отставание России в ряде высокотехнологичных направлений деятельности, например в производстве персональных компьютеров, весьма очевидно. Бесперспективно пытаться догнать западные страны «идя, но стопам» их достижений. Более перспективно для России осуществлять прорывы в новых сферах и технологиях, идущим на смену существующим и привычным.

Одно из таких перспективных направлений — нанотехнологии. Их применение в самых различных сферах открывает необыкновенные перспективы. Правительством России создана госкорпорация «Роснано», задача которой — сконцентрировать усилия государства и бизнеса в этом прорывном направлении. Об основных перспективах применения нанотехнологий можно почитать на специальном сайте в Интернете[3].

Инновации в XXI в. охватывают сферу технологий (гуманизация и экологизация технологий, сокращение военных технологий); экологии (замена природного сырья, возобновляемые источники энергии, реализация концепции устойчивого развития, становление ноосферы); экономики (возрождение малого бизнеса, государственное регулирование рынка, глобализация и демилитаризация экономики); социально-политических процессов (демократизация, приоритет гражданского общества, развитие надгосударственных учреждений, многополюсный мир, диалог и партнерство цивилизаций), а также духовную сферу (интегральный социокультурный строй, глобальные информационные потоки, непрерывное образование, гуманизация этики)[4].

  • • Развитие специальных направлений менеджмента, среди которых необходимо обратить внимание наследующие:
  • — управление проектами;
  • — корпоративный менеджмент;
  • — девелопмент;
  • — развитие организационной (корпоративной) культуры;
  • — всеобщий менеджмент качества;
  • — логистика;
  • — реинжиниринг бизнес-процессов;
  • — корпоративное обучение;
  • — контроллинг;
  • — бенчмаркинг.

Таким образом, западный менеджмент накопил богатый арсенал форм и методов управленческой деятельности, который, безусловно, необходимо использовать в российской практике.

  • [1] См.: Красовский 10. Д. Организационное поведение. 2-е изд. М. :ЮНИТИ. С. 125.
  • [2] См.: Панкрухин А. П. Маркетинг. 4-е изд. М.: Омега-Л, 2006.С. 626.
  • [3] URL: http://www.nanonewsnet.ru/
  • [4] Яковец 10. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2001. С. 424.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой