Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование, наука и педагогика в xx веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Попытки применить научный метод к изучению образования восходит к немецкому философу Иоганну Фридриху Гербарту. В конце XIX в. немецкий психолог, философ Вильгельм Макс Вундт основал первую психологическую лабораторию в университете Лейпцига (1879), что стало серьезным фактором отделения психологии от философии. Принципы экспериментальной психологии Вундта оказали существенное влияние… Читать ещё >

Образование, наука и педагогика в xx веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • основные тенденции развития образования в XX в.;
  • • типологию образовательных систем: Г. Кершенштейнера, Д. Дьюи, В. А. Лая, Э. Мсймана, Э. Торндайка, С. Холла, Р. Штайнера, А. Нилла;
  • • педагогическую концепцию Марии Монтессори;
  • • педагогику гуманизма: Януш Корчак; уметь
  • • дифференцировать и применять на практике знания о созданных в этот исторический период теориях обучения и воспитания детей;
  • • ориентироваться в изучении закономерности процессов демократизации и бюрократизации систем образования;

владеть

  • • методами исследования педагогической проблемы социального сиротства;
  • • анализом основных систем образования, возникших в XX в.

Развитие образования в XX веке

В XX в. усилилась внутренняя напряженность в странах, возникли конфликты между социальными, расовыми и идеологическими группами. Некоторые социальные изменения имели далеко идущие последствия: все увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, огромный рост численности населения в Азии, снижение рождаемости в странах Запада; развитие промышленности и ее зависимость от научно-технического прогресса, огромное влияние технических достижений в области средств массовой информации. Две мировые войны ослабили военную и политическую мощь крупных европейских держав, их сменили «сверхдержавы», после ликвидации колониализма появились независимые государства «третьего мира» в Африке и Азии. Образование приобрело статус важнейшего фактора национального развития и средства преодоления национальных и культурных границ. Предпринимались попытки ликвидировать неграмотность, школы были построены во всем мире. Большинство детей обучаются до 16—18 лет, но значительная часть молодежи училась еще несколько лет в колледже. В связи с научно-технической революцией и возросшими требованиями производства во многих странах численность студентов в университетах выросла в 2—3 раза в 1950—1970 гг.

Связь между педагогической теорией и практикой образования становилась все более тесной. Социальные науки стали использоваться для изучения коммуникаций, чтобы контролировать учебно-воспитательный процесс. Философия науки помогает теоретикам просвещения осмыслить парадигмальные сдвиги в знаниях. Социальная философия и социология продолжают разработку темы социального контроля в образовательных учреждениях. В процессе социальных и интеллектуальных изменений актуальными становятся этические вопросы, связанные с правами ребенка, которые требуют от образования новых научных методов преподавания.

Выдающийся невролог Зигмунд Фрейд (1856—1939), изучая инфантильные формы сексуальности, разработал теорию психоанализа, приведшую к фундаментальным культурологическим выводам, отразившимся не только на психологии, но и на всей теории и практике образования XX в. Он разработал учение об этиологии (происхождении) неврозов, разработал теорию Эдипова комплекса. В труде «Толкование сновидений» (1899), критически пересмотрев существовавшие взгляды, Фрейд дал подробные интерпретации психоанализа сновидений, изложил теоретическую модель структуры психики: бессознательное, предсознательное и сознательное. Он опубликовал ряд фундаментальных трудов по психоанализу: «Психопатология повседневной жизни» (1901) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905). Фрейд разработал теорию детской сексуальности, описав формирование половой идентичности. Ежегодно с 1886 по 1919 г. он читал лекции по психологии и невропатологии в университете, вызвавшие значительный интерес среди его последователей: Отто Ранк, Карл Абрахам, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карл Альфред Мейер, Сабина Шпильрейн и других, составивших Венское психоаналитическое общество, что ознаменовало начало мирового психоаналитического движения. Фрейд утверждал, что религия основана на инфантильной эмоциональной потребности в мощном, сверхъестественном pater familias (отце семейства). В труде «Навязчивые действия и религиозные практики» (1907) он отмечал сходство между религиозной верой и невротическими навязчивыми идеями. В фундаментальном труде «Тотем и табу» (1913) Фрейд предполагал, что общество и религия начинаются с отцеубийства, которое затем становится почитаемым в коллективной памяти. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1923) Фрейд предложил новую топографическую схему психики человека: «ид», «эго» и «супер-эго», которую он развил в качестве альтернативы своей предыдущей схемы. Фрейд сравнил отношения между эго и ид, как между возницей и его лошадью: лошади дают энергию и движение, а возница указывает направление. В «Будущее одной иллюзии» (1927) Фрейд утверждал, что религиозное верование выполняет функцию психологического утешения[1]. Он создал теорию бессознательного, постулировал существование энергии либидо в психических процессах и структурах. В своих поздних работах Фрейд разработал психоаналитическую интерпретацию и критику религии и культуры[2]. Психоанализ остается весьма влиятельным в психотерапии, психиатрии и многих отраслях гуманитарных наук. Работы Фрейда оказали решающее влияние на современную западную мысль и культуру XX в.

Швейцарский психиатр и психотерапевт Карл Густав Юнг (1875— 1961) — основатель аналитической психологии. Юнг предложил и разработал концепции коллективного бессознательного, архетипов, экстраверсии и интроверсии. Его работы оказали влияние не только на психологию, но и на философию, антропологию, археологию, литературу и религиоведение. Центральное понятие аналитической психологии — это индивидуация — психологический процесс интеграции противоположностей, в том числе сознательного с бессознательным, с сохранением их относительной самостоятельности. Это совершенно естественный процесс, необходимый для интеграции психики, который Юнг считал центральным процессом человеческого развития. В связи с интересом Юнга к философии и оккультизму его считают мистиком, он оказал влияние на психологизацию религии. В труде «Психологические типы» Юнг полагал, что существует два психологических типа: интроверт и экстраверт, сравнимых древними архетипами: Аполлон и Дионис. Интроверта он сравнивал с Аполлоном, ориентированным на внутренний мир (размышления, сновидения и видения). Энергичный и живой экстраверт ассоциируется с Дионисом, он ориентирован на внешний мир объектов, чувственное восприятие и действие.

Австрийско-британский психоаналитик Мелани Кляйн (1882—1960) — автор новых терапевтических методик для детей, оказавших влияние на дошкольную педагогику. Кляйн впервые использовала традиционный психоанализ к маленьким детям, разработала новаторские методы работы с детьми с использованием игрушек. Кляйн создала программу подготовки психоаналитиков. Она считается одним из основателей теории объектных отношений. Кляйн — автор работ «Зависть и благодарность» (1951) и «Детский психоанализ»[3].

Психоаналитик Анна Фрейд (1895—1982) наряду с М. Кляйн, одна из основательниц психоаналитической детской психологии, начала свою собственную психоаналитическую практику с детьми и преподавала в венском Психоаналитическом институте подготовку по технике детского психоанализа (1925—1934). В Лондоне во время Второй Мировой войны Фрейд организовала ясли, а позже — клинику для детей в Хэмпстеде. Фрейд — автор труда «Норма и патология детского развития».

В 1920;е гг. возник стойкий интерес к работам 3. Фрейда о психоаналитическом образе ребенка, а затем были осуществлены попытки применения психологии для учебных и образовательных задач в середине XX в., что стимулировало развитие педагогической психологии, ставшей основным источником педагогической теории. С помощью исследования познания, новейших способов обработки информации и технологии обучения психология способствовала развитию системы образования.

Попытки применить научный метод к изучению образования восходит к немецкому философу Иоганну Фридриху Гербарту. В конце XIX в. немецкий психолог, философ Вильгельм Макс Вундт основал первую психологическую лабораторию в университете Лейпцига (1879), что стало серьезным фактором отделения психологии от философии[4]. Принципы экспериментальной психологии Вундта оказали существенное влияние на образование в XX в. Американский психолог Уильям Джеймс основал лабораторию психофизиологического обеспечения в Гарвардском университете (1891) и опубликовал «Беседы с учителями о психологии» и «Психология», утверждая, что интерес — естественная отправная точка обучения[5]. Ученик Джеймса Эдвард Л. Торндайк в книге «Педагогическая психология» (1903) пытался применять методы точных наук к практической психологии, вывел «закон упражнения»[6].

Шведская писатель и педагог Эллен Кэй (1849—1926) активно выступала за ориентированный на ребенка подход к образованию и воспитанию детей. Она автор известной книги «Век ребенка», утверждала, что материнство — это тяжелый труд, который очень важен для общества, что правительство, а не их мужья, должны поддерживать матерей и их детей[7]. Эти идеи государственной поддержки детей оказали влияние на социальное законодательство в ряде стран. Если женщины вышли на рынок труда на тех же условиях, что и мужчины, существует риск, что женщина рискует стать «мужчиной», что будет иметь разрушительные последствия для будущего общества. По словам Кей, XX в. окажется веком ребенка, дети станут фокусом политической реформы, и их статус в обществе будет резко меняться. Она утопически воспринимала грядущее и прогнозировала реализацию собственных идей и идеалов в будущем: каждый ребенок получит право «выбирать своих родителей», т. е. ребенок имеет право на хороший дом и соответствующее образование. По мнению Кей, образование должно поощрять ребенка, развивать свою собственную личность: пусть они имеют свою собственную волю и собственные мысли. Она считала, что в школе не должно позволять «убивать душу», подавлять индивидуальность, которая присуща каждому ребенку. Кей описала изменение структуры семьи в будущем, она заявляла, что женщины будут иметь такие же права, как и мужчины в семье и обществе. Отчасти идеология шведского государства всеобщего благосостояния оказалась под влиянием идеи Кей — восприятия общества как большой семьи.

Против прогрессивных тенденций развития личностно-ценностного образования XX в. выступала пропаганда старых традиций личностноотчужденного подхода в средней и высшей школе. Против основополагающих принципов прагматизма выступало теоцентрическое образование, утверждавшее, что без этой основы нет и не может быть реальной цели жизни, и, следовательно, не может быть реальной цели системы образования. Представители церкви настаивали на том, что образование должно подготовить человека к достижению возвышенной цели, для которой он был создан[8].

Обязательное начальное образование в начале XX в. получило распространение во всех развитых странах, в основном как ликвидация неграмотности и повышение уровня социализации.

  • [1] Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. М.: Фолио, 2013.
  • [2] Фрейд 3. Психоанализ детских страхов. СПб.: Лениздат, 2014.
  • [3] Кляйн М. «Развитие одного ребенка» и другие работы 1920—1928 гг. Т. 1. М.: ERGO, 2008.
  • [4] Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. 2-е изд. М.:Либроком, 2011.
  • [5] Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2011; Джеймс У.

    Введение

    в философию //Джеймс У.

    Введение

    в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. С. 3−152.

  • [6] Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  • [7] Кей Э. Любовь и брак: Эволюция любви. 2-е изд. М.: Либроком, 2011.
  • [8] Пий XI. Энциклика о «христианском воспитании молодежи». 1929. 31 декабря.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой