Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Способность к ненасильственному взаимодействию у дошкольников и ее психологические особенности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таня А. Трудно сходится с детьми. В общении редко проявляет инициативу, часто выступает наблюдателем игр до тех пор, пока ее не пригласят. Чаще выполняет второстепенные роли. Детей привлекает уступчивость Тани. Во взаимодействии избирательна, игнорирует тех детей, которые не вызывают ее симпатий. Если увлеченно занимается делом, а ей мешают — сердится, что проявляется только с помощью… Читать ещё >

Способность к ненасильственному взаимодействию у дошкольников и ее психологические особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитывая особенности возраста, в теоретическом плане, прежде всего, встает вопрос о специфике позиции ненасилия у детей. Понятно, что в дошкольном возрасте рано говорить о позиции ненасилия в той системе координат, в которой мы анализируем позицию ненасилия взрослого человека. Здесь лишь формируются ее первоначальные основы. Причем это осложняется следующими возрастными особенностями дошкольников:

  • — самопринятие ребенка очень диффузно, самооценивание и саморегулирование находятся на стадии становления;
  • — ребенку трудно осознать свои собственные психологические защиты (они должны осознаваться, прежде всего, взрослыми);
  • — дети эгоцентричны, им сложно встать на позицию другого человека;
  • — в дошкольном возрасте рано говорить о терпимости (речь может идти о развитии выдержки как основы терпения и терпеливости);
  • — дети импульсивны, подвержены влиянию ситуации, на которую реагируют непосредственно, часто проявляя неорганизованность, агрессивность, конфликтность.

Все это осложняет работу по развитию у них позиции ненасилия. Отсюда предпочтительнее вести речь не столько о формировании самой позиции ненасилия, сколько о способности к ненасильственному взаимодействию.

Такая способность проявляется у них, по нашему мнению, на двух уровнях:

  • — на уровне поведения, когда оно носит в целом ненасильственный характер, но спонтанно (сегодня ребенок проявляет дружелюбие, завтра — враждебность);
  • — когда взаимодействие становится более осознанным и подкрепляется возникновением и закреплением отношений, составляющих основу позиции ненасилия.

Итак, исходя из «идеальной» модели позиции ненасилия с учетом специфики ее принятия взрослыми и детьми, выделим параметры личности дошкольника, которые необходимо формировать и «дерево» целей педагогической работы.

  • 1. Для того чтобы обрести способность к ненасильственному взаимодействию, ребенок должен научиться положительно относиться к себе (элементы самопринятия), выделять в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.
  • 2. Другим важным условием ненасильственного взаимодействия является уверенность в себе. Как известно, неуверенность — результат несформированности «Я-концепции», низкой самооценки, порождаемой, с одной стороны, невысокими реальными достижениями в разных видах деятельности, с другой, — отрицательными оценками других людей. Неуверенность в себе детерминирует либо социально импульсивное, либо социально пассивное поведение, сопровождаемое состояниями тревожности, конфликтности, скрытой или выраженной враждебностью. Уверенность в себе — основа автономности и независимости личности, база для позитивного разрешения конфликтов, продуктивного общения и умения строить отношения.
  • 3. Человек, поступающий ненасильственно, должен быть оптимистом, обладать позитивным эмоциональным фоном, способностью к сопереживанию, поэтому мы считаем, что в детском саду, в домашних условиях необходимо создавать предпосылки для переживания радости, умения справиться с собственными огорчениями, научиться сорадоваться успехам других и сопереживать неудачам. Отсюда в качестве базового переживания должен быть оптимизм (радость), который тоже нуждается в воспитании.
  • 4. Взаимодействие людей всегда позиционно: «сверху», «снизу», «рядом»; отношения руководства подчинения, равенства и т. п. Поэтому у детей дошкольного возраста важно сформировать представление о руководстве, подчинении, паритете, умение осознанно занимать каждую позицию.
  • 5. Проявление ненасилия как просоциального действия находит свое выражение в классе особых отношений личности к другим людям, эти отношения конкретизируются в дружелюбии, в противовес враждебности, в способности к доброте, в противовес озлобленности, и, конечно, в любви, в противовес ненависти. Поэтому мы считаем, что в качестве центральных задач необходимо поставить задачи, связанные с развитием способности к проявлениям дружелюбия, доброты, любви.
  • 6. Ненасильственное действие выступает не только в роли инициативного акта, но и как ответное действие, как реакция. Чтобы научиться «держать удар», оказывать ненасильственное сопротивление, человек должен обладать смелостью и терпимостью. Следовательно, и у детей нужно формировать смелость, в противовес трусости, выдержку (первоначальный аналог терпимости), в противовес невыдержанности.
  • 7. Важную роль в процессе взаимодействия людей играет форма выражения того или иного отношения. Она может быть жесткой (грубость) и мягкой, этичной (вежливость). Поэтому мы полагаем, что одной из главных задач является задача обучения этическим нормам поведения, воспитания этических качеств, которые мы условно интегрируем в понятие «вежливость» .
  • 8. В конечном итоге деятельность по формированию всех означенных параметров должна стимулировать духов
ную работу личности, интегрироваться в такое свойство, которое мы называем миролюбием, выражающееся в способности к преодолению собственной агрессивности, умение ненасильственно разрешать конфликты, находить разумные компромиссы.

9. Однако этого недостаточно, для того чтобы создать предпосылки для возникновения элементов позиции ненасилия. У детей важно сформировать миролюбие не только как личностное качество, проявляющееся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и как отношение к миру в целом, выражающееся в неприятии войны как способа разрешения международных конфликтов.

Высказанные предварительные соображения дают нам возможность выделить параметры личности и межличностного взаимодействия и определить цели по их формированию (см. табл. 7).

Таблица 7

•Целевые ориентиры формирования способности к ненасильственному взаимодействию

Базовые характеристики отношений к себе и к другим.

Название свойства личности или характеристики отношений.

Цели формирования.

1. Отношение к себе.

Представление о себе.

Сформировать позитивное отношение к себе, умение выделять в себе различные качества с осознанием их на достаточном для дошкольников уровне, развивать способность к самопри-нятию.

2. Состояние личности.

Уверенность.

На основе позитивного отношения к себе формировать уверенность как состояние, обеспечивающее независимость, самостоятельность и автономность личности, выражающегося в умении ребенка принимать решения и действовать на основе адекватной оценки своих возможностей и стоящих перед ним задач.

3. Переживание личности.

Радость.

Формировать позитивный эмоциональный настрой личности, выражающийся в способности ребенка разобраться в своих переживаниях и переживаниях других людей, в умении сопереживать, сочувствовать и содействовать.

4. Позиции в процессе взаимодействия.

Руководство — подчинение — равенство.

Формировать у детей способность занимать позиции положительного доминирования (руководство) и положительного подчинения, оказывать ненасильственное сопротивление в случае отрицательного доминирования противоположной стороны, учить взаимодействовать на равных (сотрудничать).

5. Отношение к другим преимущественно как акция.

  • 1. Дружелюбие
  • 2. Доброта
  • 3. Любовь

Формирование дружелюбия как способности позитивно относиться к другим людям (детям) с ориентацией на положительное в их личности, умения преодолевать собственное недоверие и подозрительность. Формирование способности строить отношения с другими людьми (детьми) таким образом, чтобы наносить им минимальный ущерб или не наносить его вообще, оказывать другим посильную помощь, прощать обиды и т. п.

Формирование способности к взаимопринятию, эмоционально-положительному переживанию существования другого, усилению позитивного в личности другого.

6. Отношение к другим преимущественно как реакция.

  • 1. Смелость
  • 2. Выдержка

Формирование способности не теряться в трудной ситуации, справляться с тревогой и страхами, проявлять твердость и решительность в осуществлении своих намерений в стрессовой или угрожающей ситуации (реальной или воображаемой), используя ненасильственные способы сопротивления. Формирование выдержки как предпосылки терпимости, выражающейся в умении проявлять терпение в сложной неблагоприятной для ребенка ситуации, воздерживаться от импульсивных действий.

7. Форма выражения отношений.

Вежливость.

Формирование способности использовать в процессе взаимодействия с другими людьми (детьми) выработанные человечеством этические формы общения, основанные на уважении прав и достоинств других людей.

8. Интеграция отношений на уровне личности.

Миролюбие.

Формирование миролюбия как интегрального качества личности, выражающегося в способности преодолевать собственную враждебность и агрессивность, ненасильственно разрешать возникающие конфликты, находить компромиссы, пути к взаимопониманию и сотрудничеству.

9. Интеграция отношений на уровне общества.

Мир

Формирование представлений о войне и мире, негативного отношения к войне как способу решения международных конфликтов, развитие в игровой форме умения разрешать противоречия, моделирующие военные отношения.

Итак, целевые ориентиры формирования способности к ненасильственному взаимодействию понятны. Возникает другой важный вопрос, по каким параметрам мы можем оценивать, насколько такая способность развита у того или иного ребенка? Иными словами, возникает проблема выделения понятных и простых показателей, на основе которых можно судить об эффективности проводимой работы.

Первоначально в нашей работе мы использовали два интегральных показателя: общительность и дружелюбие. По их сочетанию выделялось четыре типа дошкольников: общительно-дружелюбные, общительновраждебные, необщительно-дружелюбные и необщительновраждебные. Но впоследствии мы вынуждены были заменить «общительность» «контактностью», добавить параметр — «отношение ребенка к насилию» .

Это было связано со следующими соображениями. Ребенок может проявлять общительность, но такая общительность у некоторых детей приобретает чрезмерный характер и не является оптимальной для установления взаимоотношений. В то же время есть дети, которые не относятся к категории общительных, но в случае необходимости идут на контакт с взрослыми и сверстниками. Более того, есть дети, которые, проявляя контактность и дружелюбие, тем не менее, положительно относятся к фактам принуждения. Поэтому в окончательном варианте были выделены три параметра: контактность, дружелюбие и отрицательное отношение к насилию:

  • — контактность — умение позитивно взаимодействовать, общаться, сообща достигать цели, строить отношения;
  • — дружелюбие — отсутствие враждебности, эмпатия, принятие другого человека;
  • — негативное отношение к насилию — отрицание принуждения как способа разрешения жизненных ситуаций, в том числе и носящих конфликтный характер.

По сочетанию этих трех признаков выделяется восемь типов детей.

  • 1. Контактный, дружелюбный, негативно относящийся к насилию.
  • 2. Контактный, враждебный, позитивно относящийся к насилию.
  • 3. Контактный, дружелюбный, позитивно относящийся к насилию.
  • 4. Контактный, враждебный, негативно относящийся к насилию.
  • 5. Неконтактный, дружелюбный, негативно относящийся к насилию.
  • 6. Неконтактный, враждебный, позитивно относящийся к насилию.
  • 7. Неконтактный, враждебный, негативно относящийся к насилию.
  • 8. Неконтактный, дружелюбный, позитивно относящийся к насилию.

Выделить эти типы можно, используя специальные методики (опрос воспитателей, тест «Дом-Дерево-Человек, наблюдения, экспериментальная методика «Железная дорога»), которые приведены нами в методическом разделе.

Дадим краткие характеристики этим типам, которые составлены на основе детального изучения детей с помощью специальных методов и методик: теста Розенцвейга, методики «Лесенка» В. Г. Щур, социометрии «Кинетического рисунка семьи». (В характеристике типов использовались материалы И. В. Кондратьевой.).

Контактный, дружелюбный, негативно относящийся к насилию. Дети этого типа характеризуются преобладанием разрешающего типа реакции с безобвинительной направленностью, высокими самооценками и благоприятным положением в группе сверстников. Такие дети стремятся к общению со сверстниками, проявляя при этом устойчиво положительное отношение к ним. Умеют устанавливать и развивать отношения. Эмоциональны, способны к эмпатии. Могут увлечь детей, организовать игру. Дружелюбие детей этого типа основано на сформированности элементов ценностных ориентаций в сфере взаимоотношений. В конфликтных ситуациях проявляют терпимость, стремятся договориться. Чаще других выступают в роли миротворцев. Во взаимодействии ориентированы на партнера, ярко демонстрируют умение поддержать, усилить инициативу другого, способны согласовывать действия, где надо, уступить. Дети этого типа в отличие от других способны похвалить партнера, акцентировать внимание на его сильных сторонах. При неудачных действиях партнера применяют помощь и мягкое руководство. Отличаются преобладанием положительных эмоций, отсутствием отрицательных ожиданий по отношению к партнеру по взаимодействию.

Яна Г. Общительная, миролюбивая девочка, доброжелательно относится к окружающим, легко идет на контакт даже с незнакомыми людьми. Умеет выражать свои чувства, отзывчива. Проявляет живой интерес к детям, их переживаниям. У Яны сформирован познавательный интерес, она достигает высоких результатов в различных видах деятельности. Умеет читать. Хорошо рисует. Популярный ребенок в группе. С удовольствием организовывает игры, придумывает интересные сюжеты. Всегда учитывает мнение других. Способна рассудить спор. Может убедить в преимуществе собственных инициатив. Имеет активную преобразовательную позицию в отношении героев художественных произведений, к которым применено принуждение. Например, в совместном рисовании двух одинаковых рисунков Яна с радостью поддерживает инициативу партнера: «…можно и дом нарисовать, и кошку на крылечке, еще хорошо было бы девочку…», успокаивает сверстника, предлагает помощь: «Настя, не расстраивайся, я тебя научу, вместе будем рисовать и у нас получится», согласовывает действия, способна похвалить партнера: «Молодец, Настя, здорово придумала!», заинтересована в общем результате.

Контактный, враждебный, позитивно относящийся к насилию. Дети этого типа характеризуются преобладанием препятственно-доминантного типа реакции, внешне-обвинительной ее направленностью, изолированным положением в группе. Отличаются тем, что у них сформирован авторитет силы, одобряют и применяют принуждение по отношению к другим. Нечувствительны к эмоциональным проявлениям других детей, ориентированы на собственные интересы. Эгоцентричны, конфликтны, не умеют принять точку зрения партнера. Пытаются добиться желаемого путем использования вербальной и физической агрессии. Не испытывают чувства вины по поводу нанесения ущерба другим. Во взаимодействии противопоставляют себя партнеру, отвергают инициативы, не ориентируются на другого, склонны акцентировать внимание на недостатках.

Кирилл Д. Активен, испытывает потребность в общении со сверстниками. Во всем стремится к первенству, желая показать, что лучше других. Вспыльчив, враждебно настроен в соревновательных ситуациях. Посещает спортивную секцию, часто демонстрирует детям умение «победить противника». При неудачных действиях в каком-либо виде деятельности ругает и обвиняет других. Чаще других является инициатором конфликтов и ссор. Дети относятся к Кириллу с опаской, избегают общения с ним. Например, в одном из наблюдений за особенностями взаимодействия Кирилл с партнером не могут договориться о предмете рисования, противопоставляя себя друг другу, затем совместная деятельность разрушается. Кирилл смотрит на рисунок Сергея: «Кто так фары рисует?», и протягивает руку с карандашом, чтобы исправить. Сергей толкает его и произносит сердито: «Куда лезешь? Без тебя нарисую. Лучше на свою гонку посмотри, не умеешь рисовать, а другим указываешь». Кирилл обижается: «А я вообще с тобой рисовать не буду!». Отрывает половину листа, на которой рисовал и уходит за другой стол.

Контактный, дружелюбный, позитивно относящийся к насилию тип. Дети этого типа характеризуются сочетанием самозащитного и разрешающего типов реакции, с обвинительной направленностью, средними самооценками, принятием группой сверстников. Дошкольники этого типа в целом дружелюбны. Отличительной особенностью дружелюбия этого типа является то, что оно не имеет в своей основе осознания ценности другого «Я». Такие дети обычно знают и пытаются придерживаться этических правил поведения. Они доброжелательно относятся к сверстникам, стремятся поддерживать положительные отношения. Иногда может проявляться неустойчивое отношение к сверстнику, поскольку в целом доминирует доброжелательность, но позитивное отношение к насилию может определять некоторые элементы негативизма. Намеренно могут обидеть словом или делом, формально извинившись, не пытаются осознать значения этого действия для другого. Не переживают после ссор, отходчивы. В ситуациях противоречий чаще обвиняют партнера. В целях самозащиты применяют словесную агрессию.

Юра В. В целом Юра дружелюбен, активно идет на контакт со сверстниками. При анализе практических ситуаций проявляет склонность к применению наказания, давлению. Стремится следовать нормам, правилам поведения, которые предъявляются взрослым, в единичных случаях может проявить вербальную агрессию безотносительно к субъекту взаимодействия. Не обращает достаточного внимания на зависимость успешности общения от характера собственных действий, тем не менее, это не мешает Юре устанавливать положительные отношения со сверстниками. К примеру, в игре «Железная дорога» Юра быстро начинает игру, договаривается с партнером: «Сейчас я уступлю тебе дорогу, видишь карман близко, а ты в следующий раз». Во втором варианте игры напоминает шутливо: «Теперь ты уступаешь, не забыл, а то столкнемся» .

Контактный, враждебный, негативно относящийся к насилию тип. Дети этого типа характеризуются преобладанием самозащитного типа реакции с внешнеобвинительной ее направленностью, средними показателями самооценок, невысоким статусом в группе. Дошкольникам этого типа свойственна некоторая противоречивость поведения, но причине сочетания элементов враждебности с негативным отношением к насилию. Им важно демонстрировать свое «Я», если ребенка не понимают другие, он может вести себя враждебно. Важной характеристикой является желание постоянного внимания. Склонны к фантазированию с целью приукрасить себя. Не критичны по отношению к себе, но могут поучать сверстников. Испытывают чувство вины по отношению к обиженному, могут принести извинения.

Лена С. Самолюбива, стремится к признанию. Может ущемить достоинство другого неудачной шуткой. Понимает, что у другого человека может существовать своя точка зрения, но, желая самоутвердиться, применяет давление и настаивает на своем. Слабо учитывает интересы других. Эмоционально неустойчива, что проявляется в виде перепадов настроения. Может вспылить, обидеть другого, позже принести извинения. Не любит уступать. В совместной деятельности склонна заставлять партнера выполнять свои условия. Так, в игре «Железная дорога» начинает игру с азартом: «Спорим, я быстрей тебя приеду!». Сосредоточенно ведет машинку, хмурится, когда видит, что сверстник действует быстрее. Недовольно: «Ты что стоянку проехал? Возвращайся, мне некуда заехать, столкнемся!». Во втором варианте игры Лена, уступив дорогу, приезжает позже, чуть не плача, с обидой говорит: «Не буду больше! Так нечестно, у меня одна стоянка, а у Ольги не было совсем» .

Неконтактный, дружелюбный, негативно относящийся к насилию тип. Дошкольники, принадлежащие к этому типу, характеризуются преобладанием разрешающего типа реакциями с обвинительной направленностью, благоприятным положением в группе.

Дети этого типа миролюбивы, доброжелательно относятся к сверстникам, умеют строить отношения. У них нет потребности в обширных социальных контактах, быстро устают от общения. Обычно имеют стабильные отношения с одним, двумя детьми группы. Пользуются популярностью среди сверстников. Одна из основных особенностей таких детей — исполнительность. Они чувствительны, уступчивы, чаще занимают позицию положительного подчинения. Эмоционально благополучны, не проявляют негативных тенденций в отношении к окружающим. Признают чужую точку зрения, иногда меняют свою ради сохранения положительных отношений, легко подчиняются другим. В совместной деятельности ориентируются на другого, согласовывают действия, поддерживают инициативы партнера. В то же время могут игнорировать инициативы, не ориентироваться на другого, если не испытывают привязанности к партнеру.

Света Г. Очень доброжелательная девочка, бережно относится к животным, природе. Быстро устает от общения. Несмотря на то, что дети стремятся к общению со Светой, любит играть одна. Предпочитает малоподвижные игры с подругой. Света внимательна, тщательно выполняет поручения, действия по правилам выполняет с особым желанием. Не отказывает в просьбе о помощи. Например, договаривается с Юлей рисовать два одинаковых рисунка. Юля: «Давай куклу рисовать. Хочешь?». Света: «Я Барби хочу рисовать». Юля жалобно: «А я не умею Барби, давай лучше простую куклу». Света улыбается: «Ладно, давай куклу, мне все равно, главное, чтобы красиво получилось» .

Неконтактный, враждебный, позитивно относящийся к насилию тип. Дети этого типа характеризуются преобладанием препятственно-доминантного типа реакции с самообвинительной направленностью, низкими самооценками и неблагоприятным положением в группе. Главная черта таких детей — замкнутость, неумение устанавливать контакты, нечувствительность к эмоциональным проявлениям других. Неспособность разделить радость и огорчение другого может приводить к жестокости и разрушительности. Во взаимодействии дошкольники этого тина не ориентируются на партнера, склонны отвергать, игнорировать инициативы. Не оказывают помощи, в некоторых случаях игнорируют просьбы сверстников о помощи. В общении чаще занимают подчинительную позицию, проявляя при этом недовольство и раздражительность. Недовольство возникает по незначительному поводу, но в редких случаях выливается на партнера.

Андрей Б. У Андрея отсутствуют навыки общения. Редко траст с детьми, предпочитает находиться рядом с воспитателем. Являясь наблюдателем детских игр, может критиковать их действия. Преобладают негативные эмоции по отношению к детям. На занятиях обращает внимание и подчеркивает недостатки других, таким образом, компенсируя собственную неуверенность. Долго помнит неудачи, переживает. Завистлив, скептически относится к похвале. Например, в игре «Железная дорога» напряжен, брови нахмурены, ведет машинку, не ориентируясь на партнера, не реагирует на просьбу уступить дорогу, после столкновения недовольно говорит: «Конечно, Витька все стоянки проехал, вот и столкнулись» .

Неконтактный, враждебный, негативно относящийся к насилию тип. Для детей этого типа характерно преобладание самозащитного типа реакции с самообвинительной направленностью реакции, низкие самооценки, неблагополучное положение в группе сверстников. У детей этого типа достаточно выражено чувство неполноценности, тревожности. В общении они напряжены, ожидают агрессивных действий со стороны сверстников. Враждебное отношение к сверстникам не проявляется ярко и обусловлено чаще неприятием себя и низкой самооценкой. Несмотря на негативное отношение к насилию, часто жалуются, осуждают плохие поступки других детей. Собственно агрессивные действия проявляются редко и то в виде защитной реакции. Размытость представлений о себе мешает понять желания и действия другого. Противоречивость типа выражается с одной стороны в осуждении насилия, с другой, неосознанном применении принуждения. Во взаимодействии в большей степени игнорируют инициативу, чем поддерживают, хотя проявляют некоторую способность к согласованию действий.

Дима 3. Не пользуется популярностью у сверстников, пассивен, подозрителен. Ему сложно найти себе дело. В совместной деятельности склонен комментировать и критиковать чужие действия. Не чувствует себя ответственным за результат совместной деятельности. Уступает неохотно. В ситуации противоречия способен проявить агрессию, которая легко сменяется слезами и раскаянием. К примеру, в игре «Железная дорога» торопится, нервничает, когда видит, что партнер проезжает мимо стоянки: «Ты очень быстро едешь, смотри на рельсы, нужно прямо по ним, а ты неровно, так нельзя». Или предупреждает сверстника: «Дорогу уступать ты будешь, а то мне уже некуда заехать» .

Неконтактный, дружелюбный, позитивно относящийся к насилию тип. Преобладающим типом реакции детей является самозащитный с безобвинительной направленностью. Положение в группе сверстников неблагополучное. Дети этого типа отличаются отсутствием стремления идти на контакт, сами редко проявляют инициативу в совместной деятельности, но с удовольствием принимают приглашения в игру других. Характерной чертой является нерешительность, мнительность. Условия взаимодействия во многом определяют поведение таких детей. Если сверстник совершает действия, которые противоречат интересам и желаниям ребенка, он выходит из игры и наблюдает за происходящим.

Детям этого типа свойственна невысокая эмоциональность. Спокойно относятся к принуждению, если не удается его избежать. Неконтактность в совокупности с дружелюбием детей такого типа довлеют над позитивным отношением к насилию и не позволяют ему проявляться. В совместной деятельности дети этого типа предпочитают поддерживать инициативу и согласовывать действия.

Таня А. Трудно сходится с детьми. В общении редко проявляет инициативу, часто выступает наблюдателем игр до тех пор, пока ее не пригласят. Чаще выполняет второстепенные роли. Детей привлекает уступчивость Тани. Во взаимодействии избирательна, игнорирует тех детей, которые не вызывают ее симпатий. Если увлеченно занимается делом, а ей мешают — сердится, что проявляется только с помощью невербальных средств (хмурится, отворачивается). Например, в игре «Железная дорога» с партнером того же типа взаимодействия Таня немного скованна, темп деятельности невысокий, не стремится к первенству, внимательно наблюдает за действиями сверстника. Согласовывает действия в основном за счет естественных уступок, т. е., подъезжая к карману, сама заезжает в него, при этом улыбается, смотрит на партнера. В целом Таня не конфликтна с детьми, хотя способна применить словесные угрозы в адрес обидчика. На близких нередко обижается, замыкается в себе, может подолгу не разговаривать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой