Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие системы образования в г. Ельце и Елецком уезде в контексте социально-экономических реформ второй половины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные моменты, теоретические аспекты и главные положения диссертационного исследования обсуждались на внутривузовских научно-практических конференциях Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина (2001 — 2002 гг.), на страницах сборника «Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича (Елец, 1999 г.), выпусков «Вестника Елецкого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Социально-экономические реформы второй половины XIX века как фактор совершенствования системы образования в российской провинции
    • 1. 1. Русская модель хозяйственного развития и ее связь с образованием
    • 1. 2. Социально-экономические реформы как предпосылка развития образования
  • ГЛАВА II. Состояние, особенности и тенденции развития системы образования в г. Ельце и уезде в контексте социально-экономических реформ
    • 2. 1. Социально-экономическая составляющая культурно-образовательной среды
    • 2. 2. Социально-экономическое обеспечение совершенствования сети и структуры учебных заведений
    • 2. 3. Проблемы развития социально-экономической составляющей культурно-образовательной среды в современных условиях

Развитие системы образования в г. Ельце и Елецком уезде в контексте социально-экономических реформ второй половины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие системы образования в стране и динамика экономического развития тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга существенное влияние. Общество, а вместе с ним и хозяйственная система, непрерывно меняются. Экономическое поведение людей, их ценности, стимулы, формы реагирования постоянно приспосабливаются к изменяющимся условиям, и решающей силой, формирующей хозяйственный механизм, является динамика образовательной среды.

От уровня развития производительных сил общества зависит состояние системы образования и, в то же время, именно она является важнейшим элементом, оказывающим воздействие на ход экономического развития страны. Здесь имеют место взаимопереплетающиеся и взаимодополняющие друг друга процессы, изучение которых возможно лишь на основе обращения к истории. Она не только учит на ошибках, допущенных нашими предшественниками и уберегает от опасности их повторения, но и даёт уроки грамотного решения вечных проблем, которые нередко воспринимаются как открытие и используются в качестве опоры в движении к будущему.

Известный русский экономист академик С. Г. Струмилин в работе «Промышленные кризисы в России 1847−1907 гг.» писал: «Историческим прошлым своей страны у нас, к сожалению, интересуются очень немногие экономисты. необходимо прежде всего несколько глубже изучать — помимо всяких других полезных вещей и свою собственную экономическую историю.» [130, 414].

Это высказывание ученого относится к числу тех положений, которые в эпоху радикального обновления российского общества не потеряли своей значимости. Более того, активно начавшийся процесс критического переосмысления пройденного пути за восемьдесят с лишним лет требует более внимательного и объективного подхода к оценке своего исторического опыта проведения реформ, механизмов преодоления кризисов в дореволюционной России, когда в течение относительно короткого промежутка времени удалось по уровню промышленного потенциала приблизиться к ведущим западным странам, а в чем-то их и превзойти.

В истории России были периоды, которые надолго определяли направления и сущность проводимых преобразований. Одним из таких периодов стала вторая половина XIX века. Именно в это время сформировались основные макроэкономические пропорции и диспропорции развития, повлиявшие на дальнейший ход событий в стране. Реформы второй половины XIX века дали мощный импульс поступательному экономическому развитию, в связи с чем возросла потребность в развитии народного образования как важнейшего фактора социально-экономического прогресса.

На современном этапе развития России образование, культура в их неразрывной, органичной связи с наукой становятся всё более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает их одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Отражение естественно-исторического развития общественного уклада пореформенной России, динамики ее развития невозможно без учета таких обстоятельств, как совершенствование структуры учебных заведений, изменение профессионального состава населения в соответствии с потребностями рынка. Научная ценность подобных исследований заключается в том, что многие проблемы, и в частности, экономические, имевшие место в прошлом, созвучны с нашими сегодняшними.

Потенциал системы образования необходимо использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства. Образование призвано сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Проблема всестороннего пересмотра и обновления содержания образования, усиление его связи с процессами, происходящими в обществеэто масштабная педагогическая проблема, которая всегда встаёт перед школой (и образовательной, и профессиональной) в периоды крупных ци-вилизационных и социальных сдвигов. В этом плане сегодня мы переживаем ситуацию, во многом сходную с эпохой «великих реформ» второй половины XIX столетия, когда Россия с традиционным запозданием входила в новый «индустриальный мир». К. Д. Ушинский был первым, кто ещё задолго до этих реформ, в 1848 году заявил, что «перемена в направлении века требует, чтобы и образование юношества переменило своё направление» [136,231].

История развития промышленности дореволюционной России во взаимосвязи с развитием системы образования — это, по сути, малоисследованная тема, тем более с позиции объективных закономерностей экономического развития общества. Значительная работа по отражению этого исторического этапа была проведена известными русскими экономистами и историками (B.JI. Базаровым, И. Ф. Гиндиным, В. Т. Громаном, Л.Б. Кафенгау-зом, П. И. Лященко и др.). Наш земляк, выдающийся философ, экономист, богослов, просветитель С. Н. Булгаков стоял у истоков нравственно-этического направления экономических исследований, он видел тесную связь состояния производительных сил страны и духовного, нравственного состояния общества, представлял сущность русского труда во взаимосвязи с интеллектуальной, эмоциональной, волевой жизнью.

Окружающая среда, состояние экономики, уровень жизни оказывают непосредственное влияние на процесс формирования личности. Изучение места и роли окружающей среды в процессе становления и сознательной жизни человека играло важную роль в педагогической и публицистической литературе XIX века (И.А. Бунин, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

Определение условий и факторов эволюции социально-экономической структуры России в период последней трети XIX — первой трети XX века отражено в отечественной литературе 20-х годов XX века (В.Базаров, В. Громан, Н. Кондратьев, П. Осадчий), и далее, в 50−60-е годы XX века (А. Анфимов, П. Волобуев, М. Гефтер, И. Гиндин, Ю. Несетин, К. Тарновский).

Как следствие и развитие этого процесса, важным направлением в отечественной педагогике XX века стала педагогика среды. В современной педагогике (JI.M. Бирюкова, П. А. Гагаев, В. А. Караковский, Ю. С. Мануйлов и др.), используют понятие «среда» как важнейший элемент, раскрывающий региональные особенности современной педагогической и образовательной практики.

В Елецком государственном университете им. И. А. Бунина сложилась традиция научных исследований, ориентированная на изучение культурно-образовательной среды региона в различных аспектах. Большой вклад в развитие данного направления сделан учеными университета, исследовавшими философский аспект культурно-образовательной среды (Е.П. Бело-зерцев, JI.H. Голубева, В. И. Коротких, А.В. Усачев), историко-педагогический (Е.П. Белозерцев, Н. А. Белканов, В. П. Кузовлев, В.Н. Ме-зинов), литературно-краеведческий (Н.В. Борисова, Т. П. Климова, С.В. Краснова). Исследованию уникальности историко-культурной территории как фактора образовательного процесса в регионе, особенностей культурно-образовательной среды в исторической ретроспективе, их воздействия на педагогическую сферу посвящены недавние успешно защищенные диссертационные исследования1.

Однако, авторы, успешно решая поставленные задачи, оставляют в стороне от своих исследований процесс формирования системы образования в г. Ельце и уезде в контексте социально-экономических реформ.

1 Пряхин Д. А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округе): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Елец, 2000. — 19 с.

Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины XIX — начала XX вв.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Елец, 2002. — 21 с.

На основании вышесказанного появляется проблема настоящего диссертационного исследования: выявление взаимообусловленности проводимых социально-экономических реформ и развития системы образования в регионе. Решение данной проблемы составляет цель исследования, достижение которой дает возможность сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие системы образования в г. Ельце и уезде в контексте социально-экономических реформ второй половины XIX века».

Объект исследования: образование и экономика российской провинции во второй половине XIX века.

Предмет исследования: социально-экономические реформы как фактор развития системы образования в г. Ельце и уезде во второй половине XIX века.

Задачи исследования:

— выявить социально-экономические предпосылки, оказавшие воздействие на развитие системы образования в исследуемом регионе;

— выяснить взаимозависимость состояния экономики и развития системы образования в г. Ельце и уезде;

— охарактеризовать социально-экономическую составляющую культурно-образовательной среды;

— обосновать приоритетность финансового обеспечения развития культурно-образовательной среды в современных условиях в г. Ельце.

Теоретико-методологической основой исследования служат:

— система общенаучных принципов, среди которых основное место принадлежит принципам историзма, объективности развития, целостности в процессе познания и обобщения отдельных фактов социально-экономического развития (В.Т. Громан, Л. Б. Кафенгауз, П. И. Лященко и др-);

— средовой, краеведческий подход, дающий возможность трактовать среду как объект комплексного исследования, предполагающего изучение ее в контексте социально-экономических реформ и позволяющего проводить региональные педагогические исследования не в отрыве, а в контексте общероссийских, культурных и общецивилизационных тенденций (Н.А. Белканов, Е. П. Белозерцев, П. А. Гагаев, В. П. Кузовлев, Ю. С. Мануйлов и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы: ретроспективный анализ философской, историко-педагогической, краеведческой литературы, архивных документов и воспоминаний современников, отчетных данных органов губернской, уездной статистикиизучение современных документов, отражающих проблемы развития системы образования.

В данной работе мы предприняли попытку проанализировать часть богатого наследия прошлого, сделав акцент на развитии провинциального русского города и его исторической округи. В этой связи, используя одну из составляющих исторического метода исследования — периодизацию, мы считаем целесообразным для более объективного анализа состояния экономики и связанных с ней других сфер деятельности пореформенной России, выделить основные периоды в процессе ее эволюции.

В исследовании представляется возможным следующая укрупненная классификация основных периодов в развитии промышленного производства дореволюционной России:

I — период начального развития промышленного капитализма — 1861 — 80-е годы XIX века;

II — период широкой капиталистической реконструкции — конец 80-х годов XIX века — 1900 год.

Анализ проводимых социально-экономических реформ, изучение степени их влияния на развитие системы образования дает возможность глубже осознать значение этих реформ для развития страны. Нам, живущим сегодня в период становления новой России, очень важно понять и осмыслить, какие факторы, и условия оказали воздействие на формирование системы образования, что явилось материальной основой этого процесса. Это даст возможность учесть национальные, региональные и исторические особенности, научно обосновать и смоделировать, а, в конечном итоге, скорректировать те социально-экономические процессы, которые происходят в регионе на современном этапе.

Источниками исследования является научная литература по проблеме диссертационного исследования и смежных с нею проблем, а также экономическая, педагогическая литература, статистические отчеты Елецкого уездной управы и журналы Орловского губернского земского собрания за ряд пореформенных лет, другие архивные документы из фондов Государственных архивов городов Ельца, Липецка, Орла, работы ведущих российских ученых в области истории педагогики, современных проблем развития российского образования, диссертационные исследования по данной проблематике, педагогические издания по вопросам образования, труды ученых-краеведов, другие письменные источники.

Организация исследования. Работа состояла из следующих этапов: Первый (1998 — 1999 гт.) — теоретическая разработка проблемы: уточнение темы исследования, построение теоретической проблемы, изучение литературы по теме исследования.

Второй (2000 — 2002 гг.) — аналитическая работа: анализ, систематизация, обобщение архивных данных, построение таблиц, разработка структуры и последовательности изложения диссертационного исследования.

Третий (2003 — 2004 гг.) — завершение аналитической работы, уточнение основных положений, выносимых на защиту, обобщение полученных данных, оформление результатов исследований.

Основные положения, выносимые на защиту: — Реформа 1861 года и ряд последующих преобразований оказали стимулирующее воздействие на экономическое развитие региона, в связи с чем возросла потребность в совершенствовании системы образования. На развитие системы образования в г. Ельце и уезде во второй половине XIX века оказали влияние предпосылки общероссийского масштаба (проводимые социально-экономические реформы, переход к принципиально новым источникам энергии, усиление концентрации производства и др.) и факторы, отразившие специфику местного хозяйствования (ведущее значение г. Ельца и уезда в губернском и общероссийском производстве некоторых видов сельскохозяйственной продукции, связанное с ним железнодорожное строительство, развитие отраслей инфраструктуры и др.).

— Совершенствование системы образования происходило под влиянием особого состояния экономики, которое прошло два этапа в своем развитии.

Первый этап (60-е — конец 80-х гг.) характеризовался экстенсивной направленностью проводимых преобразований, связанной с медленным, эволюционным внедрением новых капиталистических отношений в отсталую аграрную экономику района. В обществе еще не сложились те объективные экономические предпосылки, которые явились впоследствии мощным фактором развития профессионального образованияв эти годов только закладывалась база для создания специализированных учебных заведений путем увеличения объемов финансирования, расширения источников поступления денежных средств, роста числа начальных школ, развития среднего образования в уезде.

Второй этап (конец 80-х — 1900 гг.) отличался ускоренным развитием капиталистических производственных отношений, чему способствовали проводимые социально-экономические реформы. Для него характерны революционные сдвиги в технике и технологии производства, в структуре транспортных перевозок. Более высокий уровень развития производительных сил потребовал изменений в производственных отношениях, чему способствовало и расширение функций органов местного управления. В этот период резко усилились требования к общеобразовательному и профессиональному уровню населения, появились профессиональные учебные заведения, деятельность которых была ориентирована на качественно изменившиеся требования рынка рабочей силы.

— Социально-экономическая составляющая культурно-образовательной среды г. Ельца и уезда представляет собой совокупность условий хозяйственного бытия, непосредственно воздействующих на особенности процессов воспитания и обучения в регионе на конкретном этапе ее социально-экономического развития, систему ценностей, нравственных ориентировобуславливает содержание и характер образования, создает определенные предпосылки для функционирования и развития региональной системы образования, способствует формированию тех качеств личности, которые соответствуют определенному этапу в развитии общества.

— Кардинально изменяющаяся на уровне региона сфера хозяйственного бытия находится во взаимосвязи с современным модернизирующимся образованием, перспективы развития которого связаны с социально-экономической составляющей культурно-образовательной среды. В этих условиях приоритетным является финансовое обеспечение развития культурно-образовательной среды региона, в том числе сферы образования, что позволит, с одной стороны, воспроизводить определенную систему ценностей, норм, знаний, а с другой стороны, система образования сможет также оказать положительное влияние на хозяйственные, духовно-нравственные процессы общества и воспитание граждан.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: обоснована этапность развития системы образования в г. Ельце и уезде, связанная с динамикой хозяйственных процессоввыявлены социально-экономические предпосылки, оказавшие воздействие на развитие системы образования в г. Ельце и уезде во второй половине XIX векауточнено понятие «культурно-образовательная среда» на основе выявления и описания ее социально-экономической составляющейобоснована необходимость интеграции педагогического и экономического знания в целях оптимизации развития региона.

Теоретическая значимость исследования обусловлена получением новых фактов, результатов анализа для историко-педагогической, экономической науки о местных особенностях развития системы образования, производительных сил, о факторах, оказавших воздействие на их динамику, что дает возможность более целостно воспринять соотношение общероссийских тенденций и особенностей уездной провинции в развитии системы образования, а также обеспечить условия для более четкого представления проблем современного социально-экономического региона.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования преподавателями образовательных учреждений в процессе осуществления регионального компонента учебных планов, в лекционных курсах на факультетах университета, в подготовке студентов к семинарским занятиям, в разработке курсов по выбору. В частности, автор использовал диссертационный материал в лекционном курсе на историческом факультете Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, акцентируя внимание на особенностях формирования региональных рыночных систем в пореформенной России (на примере города Ельца и уезда), при разработке курсов по выбору.

Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений в процессе осуществления регионального компонента учебных планов, в лекционных курсах на факультетах университета, в подготовке студентов к семинарским занятиям, в разработке курсов по выбору. В частности, автор использовал диссертационный материал в лекционных курсах для исторического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, делая акцент на особенностях формирования региональных рыночных систем в пореформенный период России (на примере города Ельца и уезда).

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью исходных концептуальных идей, представительностью источниковедческой базы, многоуровневым теоретическим анализом проблемы, применением различных методов исследования, длительным характером работы, теоретические выводы которой подтверждаются архивными источниками, документами и научными методами анализа.

Апробация результатов исследования. Основные моменты, теоретические аспекты и главные положения диссертационного исследования обсуждались на внутривузовских научно-практических конференциях Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина (2001 — 2002 гг.), на страницах сборника «Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича (Елец, 1999 г.), выпусков «Вестника Елецкого государственного университета» (Елец, 2002, 2004 гг.), на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Липецкой области (Липецк, 2003 г.), на Всероссийском научно-практическом семинаре «Университет как фактор социального и культурного развития города и региона» при поддержке Института «Открытое общество» (Елец, 2003 г.). Результаты исследования отражены в 5 научных публикациях.

Внедрение результатов осуществилось на лекционных и практических занятиях со студентами 2 курса исторического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, а также путем включения материалов исследования в разработку курса по выбору «Экономическая история России» для экономического и исторического факультетов, проведения в лицее № 5 г. Ельца семинаров по теме «Развитие системы образования в г. Ельце и уезде во второй половине XIX века», отражения теоретических положений в научных публикациях и докладах.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Образование — основополагающая категория и базовая ценность для любой общественно-экономической формации. На его состояние, развитие огромное влияние оказывает уровень развития производительных сил общества, но в то же время именно существующая система обучения и воспитания имеет возможность позитивно или негативно повлиять на ход экономического развития. В эволюционном развитии общества возникают периоды, знаменующие собой ускоренное развитие не только производительных сил, но и институтов образования и культуры. Таким периодом для России стала вторая половина XIX века, характеризовавшаяся рядом преобразований во многих сферах жизни общества.

Реформы второй половины XIX века способствовали поступательному экономическому развитию, в связи с чем возросла потребность в совершенствовании системы народного образования. Эти два взаимообусдавливающих друг друга процесса рассмотрены и проанализированы нами на примере города Ельца и Елецкого уезда. Анализ тенденций и последствий проведенных преобразований дал возможность выявить основные направления совершенствования народно-хозяйственной структуры региона, проследить особенности формирования рынка труда в пореформенный период и связь его с развитием общего и профессионального образования.

На основе анализа сведений, отражающих динамику развития экономики и системы образования, в пореформенном социально-экономическом развитии города Ельца и уезда было выделено два этапа.

Первый начальный этап охватывал 60 — 80-е годы XIX века. В эти годы происходило медленное, эволюционное внедрение новых капиталистических производственных отношений в отсталую аграрную экономику района. Это проявлялось, в основном, в «расползании» отраслей, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции из города вглубь уезда, с быстрым ростом в сельской местности количества перерабатывающих предприятий, с началом проведения мероприятий, направленных на устранение кризисной ситуации в структуре транспортных перевозок, то есть за первые 25 — 28 лет после отмены крепостного права промышленность и сельское хозяйство Ельца и уезда получили более ускоренное развитие, чем в предрефоменные годы.

Разложение крепостного хозяйства, рост капиталистического уклада, развитие товарно-денежного обращения, процесс первоначального накопления и связанное с ним образование новых классов — все это создало экономические предпосылки для перехода России к капитализму и изменению требований к качеству рынка труда. Развитие народного образования стало объективной необходимостью и происходило в Елецком уезде тоже в два этапа, совпавшими по времени с динамикой хозяйственных процессов.

Для 60 — 80 годов XIX столетия характерна экстенсивная направленность проводимых здесь, преобразований в области народного образования, преимущественно количественный рост числа учебных заведений. Четких качественных сдвигов в структуре образовательных учреждений не прослеживалось, так как в Елецком уезде еще не сложились те объективные предпосылки, которые явились впоследствии мощным фактором развития профессионального образования.

Тем не менее, новые законопроекты способствовали совершенствованию управления учебными заведениями, дали возможность расширить источники поступления денежных средств на нужды школ, что сразу же сказалось на росте числа обучающихся как в городе, так и в уезде.

Ряд проведенных реформ, усиление концентрации производства, возникновение новых сфер деятельности способствовали не только ускоренному развитию начального образования, но появлению первых профессиональных учреждений в городе и уезде. Часто они появлялись благодаря финансовым вложениям крупных предпринимателей, пожелавших принять участие в благотворительных акциях на благо народного образования.

Таким образом, в развитии народного образования Ельца и уезда в 60 — 80-е годы XIX столетия были достигнуты определенные успехи. В этот период происходило формирование базы, на основе которой стало возможным впоследствии развивать профессиональное образование и создавать собственные квалифицированные кадры.

Второй этап развития системы образования в Ельце и уезде охватил конец 80-х — 90-е годы XIX века. Именно на этот период пришелся расцвет профессионального образования, связанный с ускоренным ростом процесса концентрации производства, с огромными качественными сдвигами в источниках энергии и технологических процессах, в структуре транспортных перевозок. В эти годы резко усилились требования к образовательному и профессиональному уровню подготовки, произошли серьезные количественные и, главное, качественные сдвиги в структуре учебных заведений. Появился целый ряд специализированных учебных учреждений, ориентированных на качественно изменившиеся требования рынка рабочей силы: железнодорожное училище в Ельце, готовившее квалифицированные рабочие кадры. Высшее начальное училище, ремесленная мастерская, Стегалов-ская учебно-показательная кузнечно-слесарная и многие другие.

Усилия местных органов управления по поиску источников дополнительных средств на нужды народного образования давали свои положительные результаты и все большее количество крестьянских детей становилось охваченным учебным процессом.

Постоянно проводились мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области образования. В губернии функционировала Комиссия по народному просвещению, председателем которой на рубеже XIX — XX веков был один из представителей крупнейшей елецкой дворянской династии Стаховичей, много сделавшей для развития образования, культуры, здравоохранения в Елецком уезде.

Таким образом, отмена крепостного права и ряд последовавших преобразований в социально-экономической сфере общества явились мощным фактором развития системы образования в г. Ельце и уезде, позволили значительно повысить уровень народной грамотности в уезде.

Однако система образования призвана не только создать человека как субъекта и участника производственного процесса. В первую очередь, смысл образования — это воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем. (А.С. Арсеньев).

Для нормального развития общества необходима многообразная среда, в которой материальные, духовные, социальные элементы существуют в диалектическом единстве и взаимодействии. Именно она является важнейшим фактором духовного становления личности, его моральных качеств. В специальной литературе, отражающей взаимосвязь проблем становления личности и факторов, воздействующих на этот процесс, используется понятие «культурно-образовательная» среда. Это совокупность исторических, религиозных, культурных, природных, социальных условий, оказывающих определяющее воздействие на процесс становления личности через систему норм, правил, традиций, условий, складывающихся на данной территории в течение длительного периода времени. На наш взгляд, культурно-образовательная среда — комплексное понятие, важнейшим компонентом которого является социально-экономическая составляющая, то есть совокупность условий хозяйственного бытия, непосредственно воздействующих на особенности процесса обучения и воспитания в стране и регионе на конкретном этапе ее социально-экономического развития, систему ценностей, нравственных ориентиров, моральных принципов.

Главнейшим условием развития культурно-образовательной среды явился общий политический, экономический подъем России после реформы 1861 года и последовавших преобразований. В этой среде окрепло самосознание русских, активизировалось богатое культурное наследие, обострилось национальное самосознание, повысился общеобразовательный и культурный уровень. Культурное становление личности в образовательном процессе будет тем более эффективно, если оно происходит на территориях, выделяющихся по значимости для истории и культуры, и если их уникальность целенаправленно используется как фактор образовательного процесса в регионе. Одним из таких мест являлся город Елец и его историческая округа, вписавшие довольно яркие для провинции страницы в летопись отечественной истории и культуры.

Таким образом, в елецкой округе во второй половине XIX века на базе веками создаваемых элементов русского национального характера, произошедших изменений в социально-экономической сфере, удачного соединения во времени и творчестве талантливейших людей создалась особая культурно-образовательная среда, оказавшая мощное воздействие на развитие процессов воспитания и обучения в регионе.

На современном этапе развития роль образования и культуры определяется задачами перехода страны к рыночной экономике, к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. .

Главные принципы экономической политики государства в области культурно-образовательной среды с учетом ее места в народнохозяйственной системе должны опираться на тот факт, что экономический механизм сферы образования и культуры является неотъемлемой частью целостной системы хозяйствования. Хозяйственный механизм един, поэтому нельзя игнорировать и специфические особенности его в той или иной области экономики.

Сегодня для России крайне важны продуманные меры совершенствования экономических отношений в сфере образования, необходима отвечающая времени экономика образования — ключевая для страны наука и практика. Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета — одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы.

Проводимые социально-экономические преобразования и реформируемая система образования находятся в тесной взаимосвязи, которая особенно усиливается в периоды крупных социальных сдвигов. Их взаимообусловленность еще раз подтвердила на примере г. Ельца и уезда значимость финансовых вложений в культурно-образовательную среду, важнейшим элементом которой является социально-экономическая составляющая, являющаяся производной особенностей хозяйственного бытия и обладающая определенным педагогическим потенциалом для конкретной территории. Перспективы модернизирующегося образования тесно связаны с социально-экономической составляющей культурно-образовательной среды, предполагающей приоритетное финансирование, что позволит, с одной стороны, воспроизводить определенную систему ценностей, норм, знаний, а с другой стороны, оказывать воздействие на хозяйственные, духовно-нравственные процессы общества.

Перспективы дальнейшего исследования обозначенных проблем могут быть связаны с такими аспектами, как вклад крупнейших елецких династий XIX века в развитие производительных сил и социальной сферы регионароль елецких промышленников и купцов в становлении культурно-образовательной среды регионароль духовенства г. Ельца и уезда в развитии народного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Против односторонности, за целостное видение социально-экономических процессов / Л.Абалкин. // Вопросы экономики. 1993. -№ 8. -С. 4 -6.
  2. В.В. Банкирские дома в России за 1860 1914 гг. /
  3. B.В. Ананьич, — Ленинград, Наука, 1991. С. 24 — 180.
  4. Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики / Э.Афанасьев. // Вопросы экономики. 1993. — № 8.1. C. 9−12.
  5. В.Л. Эволюция российских пространств: от Большого взрыва до наших дней (инновационно-синергетический подход) / В. Л. Бабурин. -М.: Едиториал УРСС 2002. — 272с.
  6. Т.Н. Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема: Автореф. дисс. канд. филос. наук. / Т. Н. Баженова. М., 1998. — 25с.
  7. С.Н. Православное хозяйство с позиции современного русского консерватизма / С. Н. Бабурин. // Философия хозяйства, ТРК М., -2003, № 1.-С. 34−41.
  8. В.П. Народное хозяйство России. Т. 1. / В. П. Безобразов. -СПб, 1882.-С. 64−66.
  9. Г. Экономический взгляд на жизнь / Г. Беккер. // Вестник С-Петербургского университета. Сер.5 «Экономика», Вып.З. 1993. -С. 130−135.
  10. Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. / Е. П. Белозерцев. Волгоград: Перемена, 2000. -461с.
  11. Е.П. В .В. Розанов и И. А. Бунин об образовании в России /Е.П.Белозерцев. // Матер, междунар. научн. конфер., посвященной 850-летию г. Ельца. Елец, 1996. — С. 192 — 196.
  12. С.А. Лекции по экономике образования. /С.А. Беляков. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.-338с.
  13. Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: Автореф. дисс. канд. пед. наук. /Н.М. Белых. Москва, 1998. — 16с.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. / М. Блауг. М., Дело ЛТД, 1994. — С. 55, 196−208.
  15. .Л. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. /Б.Л. Бразоль. М., 1990. — С. 4 — 5.
  16. Большая энциклопедия /Под ред. С. Н. Южакова. Т.9. СПб, 1903. -С. 180
  17. Бор М. З. История мировой экономики. /М.З. Бор. М.: Дело и сервис, 1998.-С. 248.
  18. Брод ель Ф. Время мира / Пер. с франц. /Ф. Брод ель. М.: Прогресс, 1992.-С. 310.
  19. Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Т. 1. /Ф. Бродель. М., Прогресс, 1986. — С.364, 396.
  20. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Дис.. канд. пед. наук. /Ю.С. Бродский. Екатеринбург, 1993. — 207с. >
  21. В., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Т 11 А. СПб, 1894.
  22. Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Т.22. СПб, 1894 — С. 603.
  23. Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Т.26. СПб, 1894 -С. 557, 563.
  24. С.Н. Сочинения в 2-х томах, Т.1 Философия хозяйства. Трагедия философии. /С.Н. Булгаков. М., Наука, 1993. — С. 233, 347
  25. С.Н. Сочинения в 2-х томах, Т.2. Избр. статьи. /С.Н. Булгаков. -М., Наука, 1993. С. 347, 363, 366.
  26. А.В. Постмодернизм устарел. //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ, Изд-во И ТРК /А.В. Бузгалин. М., 2003, № 4. — С. 9 — 23.
  27. Э.Н. Экономическое развитие России после крестьянской реформы. /Э.Н. Бурджалов. М., 1940. — С. 5 — 39.
  28. П.А. Москва купеческая. /П.А. Бурышкин. М., 1991. -С. 50, 124.
  29. A.JI. Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России. /А. Л. Вайнштейн. М., 1960. — 8 с.
  30. М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. /М. Вебер. М.: Прогресс, Л 990. — С. 151.
  31. Т. Теория праздного класса. /Т. Веблен. М., Прогресс, 1984. -С.78.
  32. Великие реформы в России 1856 1874: Сборник. / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. — М., изд-во МГУ, 1992. — 333 с.
  33. В.Р. Почвоведение: Земледелие с основами почвоведения. Собр. соч. в 12- т. /В.Р. Вильяме. М.: Сельхозиздат, 1951, Т. 6. — С. 15.
  34. Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Орловская губерния. Т. VI. 4.5.-СПб, 1855.-С. 14, 115.
  35. Е.Н., Максимова С. А. Современная культурно-образовательная ситуация / Е. Н. Волкова, С. А. Максимова. // Обществоз-нание в школе. 1999. — № 3. — С. 11 — 17.
  36. В.В. Судьба капиталистической России. Экономические очерки России. /ВВ. Воронцова. СПб, 1907. — С. 11 — 17.
  37. Р.Н., Палабугин В. К. Очерки истории Елецкой земли. / Р. Н. Воропаев, В. К. Палабугин. Воронеж, 1985. — 176с.
  38. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. /Б.З. Вульфов, В. Д. Семенов. М., 1981. — 94с.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. /С.И. Гессен. М., 1995. — 448с.
  40. И.Ф. Банки и экономическая политика в России (XIX начало XX веков) /И.Ф. Гиндин. — М.: Наука, 1997. — С. 12 — 48.
  41. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. /С.Ю. Глазьев. М., 1993.
  42. B.JI. Дух места / В кн.: Освобождение духа / Под ред. А. А. Гусейнова и В. И. Толстых. М.- 1991. — С. 138 — 167.
  43. B.JI. Культурный потенциал городской среды: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. /В.Л.Глазычев. М., 1991. — 44с.
  44. В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. /В.Л.Глазычев. -М., 1984. 180с.
  45. Л. Экономические проблемы и национальное самосознание. /Л. Горичева. // Вопросы экономики, 1993, № 8,. С. 44 — 53.
  46. Городские поселения в Российской империи. Т. 3. СПб, 1863. — С.551
  47. Дж. К. Новое индустриальное общество. /Дж. К. Гэлбрейт. -М.: Прогресс, 1969. С. 12−21.
  48. Дж. К. Экономическая теория и цели общества. /Дж. К. Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1976. — С. 7 — 12.
  49. О.В. Очерки по философии образования. /О.В. Долженко. -М., 1995. -240с.
  50. Н.М. Образовательные услуги высокодоходная отрасль экономики /Н.М. Дмитриев. // Вестн. Рос. АН — 2003, № 2. — С. 104 — 109.
  51. Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып. 1. Липецк, 1994. — 223с.
  52. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. / Ш. Жид, Ш. Рист. -М., 1995.-С. 225.
  53. В.И. Проектирование региональных образовательных систем /В.И. Загвязинский. // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 8 — 13.
  54. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб. статей /Под ред. И. Н. Похомова, Ю. Б. Тунталова. /В.П. Зинченко. М., 1992. — С. 87 — 103.
  55. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация. /Е.Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. — № 3. -С. 14−16.
  56. Исторйя и культура Ельца и Елецкого уезда. Материалы краеведческой конференции, вып. 2, Елец, 1994 г. 102с.
  57. Итоги экономических исследований России по данным земской статистики. Т.2 Дерпт, Лито-типогр. Г. Лакмана, 1892 г.: Елецкий уезд, $ 892История педагогики. Часть 2. С XVII до сер. XX в. / Под ред. А. И. Пискунова. Москва, 1997. — 304с.
  58. Л.Н. Социальная среда и воспитание // В кн.: Учебно-воспит. коллектив и его среда. /Л.Н. Каган. Свердловск, 1980. — С. 3 — 10.
  59. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704с.
  60. Н.М. История государства Российского: в 12 т., Т. 2−3 / Под ред. А. Н. Сахарова. М., Наука, 1991. — 832 с.
  61. К.О. О русском национальном характере. /К.О. Касьянова. -М.: Институт национальной модели экономики, 1994. С. 7 — 91.
  62. В.Н. Торговля и торговый капитал в Московском государстве. /В.Н. Кашин. Л., 1925. — 167с.
  63. Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предис, ком-мент, сост. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — С. 8 — 37.
  64. П.И. О народных переписях в России. Записки Русского географического общества по отделению статистики. Т.6. СПб, 1889.
  65. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. / С. Г. Кирдина. М.: ТЕНС, 2000. — С. 13 — 52.
  66. Г. Ф. Очерки государственной теории денег. /Г.Ф. Кнапп. -Одесса, 1913. -С. 30.
  67. О. Нормативное финансирование: сфера применения и границы возможностей /О. Ковальская. // Народное образование. 2002. -№Ю.-С. 33 -34.
  68. В.Н. Воспоминания. /В.Н. Коковцев. М., 1991. — С. 440 -441.
  69. Концепция развития системы образования и подготовки кадров в Ельце. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. — 58 с.
  70. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576с.
  71. В.Ш. О провинциальной культуре /В.Ш. Кривонос. // Almama-ter.-1998.-№ 6.-С. 26−28.
  72. М.В., Кривошеев Ю. В. История Российской империи, 18 611 894. Уч. пособие для студентов вузов. / М. В Кривошеев, Ю. В. Кривошеев. СПб, Гатчина, 2000. — 197 с.
  73. С.А. Роль земства в развитии уездной начальной школы на рубеже XIX XX вв. /С.А. Крылова. // Начальная школа, — 1996, № 5. — С. 52 -53.
  74. Я. Новые кадры для новой экономики /Я. Кузьминов // Рос. Бизнес-газета. 2001. — 4 дек. — С. 8.
  75. И.М. История русской торговли до XIX века включительно. /И.М. Кулишер. 1923. — С. 251.
  76. А.Т. Среда как объект системного исследования /В сб.: Воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности. /А.Т. Куракин. -М., 1980.-С. 6- 18.
  77. Ф. Национальная система политической экономии. /Ф. Лист. -СПб.: изд. А. Э. Мертенса, 1891. 452 с.
  78. .Г. Русская деревня в реформе 1861 г. /Б.Г. Литвак. Наука. -М., 1942.-С. 36−91.
  79. .Т. Философия воспитания. /Б.Т. Лихачев. М., 1995. — 282 с.
  80. П.Г. Очерки истории русской промышленности. / П. Г. Любомиров. ОГИЗ, М., 1947. — 763 с.
  81. Ю.С. Средовой подход в воспитании. /Ю.С. Мануйлов. -М.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
  82. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 Кн. 1. Процесс производства капитала. /К. Маркс. М.: Политиздат, 1988. — 727 с.
  83. Л.А. Теория история экономических кризисов и циклов. /Л.А. Мендельсон. М.: Соцэкиз, 1959. Т.2. — 524 с.
  84. Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. / В. И. Менделеев. -М., Советская Россия, 1991. 179 с.
  85. Методология исследования истории, экономики, культуры Российской провинции: Сб. науч. тр., Т. 4. Кострома, 2001. — 44 с.
  86. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ — ВШЭ, 2002. -332 с.
  87. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров /Под ред. Т. Л. Клячко. М.: ГУ — ВШЭ, 2002. -182 с.
  88. Н.Н. Человек, среда, общество. /Н.Н. Моисеев М., 1982. -280с.
  89. Мировые экономические кризисы 1848 1935 гг. Т.1, 1937. — С. 517.
  90. Мир России. Социология, этнология. Том X.- 2001 г. № 3. ~ С. 4 — 72.
  91. А.В. Социальная педагогика. /А.В. Мудрик. И., Академия, 2000. — 200 с.
  92. И. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия / И. Мурзина. // Альмаматер: Вестн. высш. шк. 2002. -№ 8, С. 23−28.
  93. Немирович-Данченко В. Елец. Из записной книжки скучающего туриста. 1885 г. /В. Немирович-Данченко. // Елец, быль: краевед, сб. вып. 1. -Липецк, 1994. — С. 63 — 122.
  94. А. Образование и экономика: кто кому поможет? // Народное образование. 2002, № 1. — С. 10 — 19.
  95. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения (Материалы «Круглого стола») // Педагогика. 1999, № 7. — С. 42 — 60.
  96. Образование и культура: история и современность- Томск, 1989. -238с.
  97. А.А. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе? /А.А. Овянников.'// Мир России, 2000, № 1. С. 12 — 17.
  98. Ю. Национальные традиции и экономическая система общества /Ю. Ольсевич. // Вопросы экономики 1993, № 8. С. 4 — 16.
  99. Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки). /Ф.Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. — 216 с.
  100. Педагогическое краеведение Липецкой области. Уч. пособие. Коллектив авторов / Под ред. В. П. Кузовлева и Е. П. Белозерцева. Елец, ЕГПИ, 2000 г. — 642 с.
  101. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  102. О.А. Русский труд. /О.А. Платонов. М., 1991. — С. 121 -123.
  103. О.А. Русская цивилизация. /О.А. Платонов. М., Роман-газета, 1995.-224 с.
  104. Правовые проблемы модернизации образования /Отв. ред. И. А. Рожков. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 192 с.
  105. ПО.Пряхин Д. А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи): Автореферат дисс. канд. пед. наук /Д.А. Пряхин. Елец, 2000. -19 с.
  106. Г. М. Исторические очерки г. Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. /Под общ. ред. А. П. Олейниковой. Орел: Изд-во Орловской госуд. телерадиовещательной компании. — 1999.-208с.
  107. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Сот. и предисл. С. К. Иванова, Тит. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: «Правда Интернэшнл», 1996. — 576 с.
  108. А.Г. Население России за 100 лет /А.Г. Рашин. М.: госстатиз-дат, 1956. — 48 с.
  109. Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. / Н. А. Ридингер. Орел, Губернская типография, 1865 г. — 112 с.
  110. И5.Родзевич А. И. Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам. -Вып. 3. /А.И. Родзевич. М., 1899. — 61 с.
  111. В.К. Методика экономического воспитания школьников Уч. Пособие для вузов. / В. К. Розов, Б. П. Шемякин и др. М.: Просвещение, 1985.-159с.
  112. В. Начала народного хозяйства. /В. Рошер. М., 1860. — С. 24.
  113. Русское православие: вехи истории / Научн. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. — С. 24, 53
  114. П.Г. Крестьянские промыслы в пореформенной России (60−80 годы). /П.Г. Рындзюнский. М., 1966. — С. 24 — 96.
  115. Е. Образование и ноосферная .экономика / Е. Ф. Сабуров // Общественные науки и их современность. 2003. — № 4. — С. 5 — 14.
  116. Ю. Место и функции образовательных кредитов в программе модернизации российского образования // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С. 206 — 216.
  117. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. / В. Д. Семенов. -М., 1986. — 109 с.
  118. Словарь современной западной философии. -М., 1991. С. 176 — 192.
  119. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. // Антология экономической классики: Петти, Смит, Риккардо. -М.: Эконов-Ключ, 1993.-С. 10−61.
  120. Современная западная социология: Слово. М.: Политиздат, 1990. -432с.
  121. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /П.А. Сорокин. М., 1992.-543 с.
  122. М.А. История, этнография и статистика Елецкого уезда. /М. Стахович. -М., Типограф. Гуксина, 1858. 59 с.
  123. И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины XIX нач. XX вв.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. /Е.Б. Стояновская — Елец, 2002. — 24 с.
  124. С.Г. Избр. произв. в 5-ти томах, Т. 1. С. 128.
  125. С.Г. Очерки экономической истории России. /С.Г. Струмилин. М., 1960. — С. 414, 540.
  126. В.А. О воспитании. М., 1975. — С. 128.
  127. Н. Экономика образования и образовательная политика / Н. Типенко. // Общественные науки и современность. 2003. — № 4. — С. 29 -36.
  128. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования /В.Ю. Троицкий. // Педагогика. -1998.-№ 2.-С.3−8.
  129. Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. /М.И. Туган-Барановский. М., Наука, 1997. — 600 с.
  130. М.В. Образование в трансформирующемся обществе / М. В. Ушакова. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Социология и политология. -2002.-№ 4.-С. 147- 158.
  131. К.Д. Собр. соч., Т.1. /К.Д. Ушинский. М.- Л.- 1948. — С.231
  132. В. Введение в криминологию: Пер. с англ. /В. Фокс. М.: Рог-ресс, 1985.-303 с.
  133. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. / Ф. А. Хайек. М.: МОНФ, 2000. — С. 3 — 62.
  134. М. Субъект, среда и границы между ними // Психология и архитектура: Тез. конф. Лохусалу (ЭССР), 25−27, янв. 1983 г. Таллинн, 1983.-Т. 1.-С. 61−63.
  135. Христианство и русская культура. Матер, научной конференции, посвященной 2000-летию от Рождества Христова. Елец: ЕГПИ, 2000. — 92с.
  136. В. Хлебная торговля в Центральном районе России. 4.2 / В. Чаславский. СПб, 1875 г.- С. 102 — 113.
  137. К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. /К.А. Шваруман. -М.: Политиздат, 1989. 208с.
  138. Шек Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: Автореф. дис. канд. пед. наук. /Г.Г. Шек-Елец, 2001, 19 с.
  139. П.Г. Пространство среды /П.Г. Щедровицкий. // Народное образование.
  140. Экономика образования: пути выхода из кризиса // Учит, газета. -2002, Зянь. С. 8−9.
  141. Экономика русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М.: Родник, 1995. — С. 44.1. Архивные материалы:
  142. ЕКМ В-316. Вернадский И. Исторический очерк практического статиста. Елец, 92 с.
  143. ЕКМ 8849 Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом. Елец, 1916, 186с.
  144. ЕКМ 8992- В-5683/1−2 Горлов В., Вознесенский собор в Ельце, 1992, 95с.
  145. ЕКМ В-476: Доклад Елецкой земской управы, Елец, 1875, 176с.
  146. ЕКМ ВСП-467: Доклад Елецкой уездной земской управы X Очередному собранию, 1875 г., — Елец, тип. Поволоцкого, — 1875.
  147. ЕКМ В-404/1−3, В-487, В-510: Доклады Елецкой земской управы, Елец, 1887.
  148. ЕКМ В-531: Доклады комиссии по народному образованию очередному губернскому земскому собранию, 1906, Орел, 15с.
  149. ЕКМ В-562: Доклады Орловской земской управы за 1895 год.156. 615 211, КН-1265: Доклад по предмету устройства в Орле в летнее время учительских курсов / Журнал Орловского губернского земского собрания за 1872 г. Орел, тип. Оболенского, 1873 г.
  150. ЕКМ В-525/1−2: Евсеев И. Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловских древнехранилищах, Орел, 1905.
  151. ЕКМ В-496, В-477: Журналы Елецкого уездного земского собрания за1877 78 гг.-Елец.
  152. ЕКМ 9765/1−3: Журналы Елецкого уездйого собрания за 1893, 1886,1878 гг.-Елец.
  153. ЕКМ В-478, В-483, В-488: Журналы Елецкой городской Думы. Елец, 1891, 1898гг.
  154. ЕКМ 6152/1−2: Журналы Орловского губернского земского собрания. -Орел, 1872, 235с.
  155. ЕКМ В-517/1−2, В-518, В-519/1−5: Журналы Орловского губернского земского собрания за 1874, 1876, 1883, 1884, 1887, 1891, 1894, 1895 г. -Орел.
  156. ЕКМ 8816, 8847: Кожухов И. Исторические исследования. Елец, 1911, 68с.
  157. ЕКМ В-480/1−2, В-5903: Историческое описание Елецкого Знаменского монастыря. — Елец, 1895, 122 с.
  158. ЕКМ В-462: Краткий очерк промышленности Орловской губернии. 1921 г., 43с.
  159. ЕКМ В-711: Краткий исторический обзор состояния библиотечных служащих Елецкого земства, 1907 г., 6с.
  160. ЕКМ В-875: Общие основания оценки земельных угодий Орловской губернии. Орел, 1907, 59с.
  161. ЕКМ В-473/1−2: Овечников В. К. Природа Елецкого уезда. Елец, 1919, 60с.
  162. ЕКМ В-709/1−6, В-523: Орловская губерния в сельскохозяйственном отношении за 1894 1898 гг., Орел.
  163. ЕКМ. В-522/1−8, В-523, В-709/1−6: Орловская губерния в сельскохозяйственном отношении, Орел, 1890.
  164. ЕКМ В-698. Отчет Вязовской художественно-ремесленной учебной мастерской Елецкого земства. Елец, 1911, 11с.
  165. ЕКМ В-567- Отчеты о путешествии по уездам Соснинского бассейна Орловской губернии, 1865, 1866, Орел.
  166. ЕКМ 3576: Отчет о состоянии и деятельности Елецкой Иннокентьев-ской библиотеки. Елец, 1910, 23с.
  167. ЕКМ В-544/1−2: Отчет Елецкого биржевого комитета за 1897 год. Елец, 1898.
  168. ЕКМ 6150: Памятная книжка Орловской губернии на 1860 год.
  169. ЕКМ 6162: Памятная книжка Орловской губернии на 1867 год.
  170. ЕКМ В-467: Проекты сметы расходов и доходов Елецкого уездного земства на 1908 г., Елец, 1907, 91с.
  171. ЕКМ 4871: Ридингер Н. А. Материалы для истории и статистики г. Ельца и уезда, Орел, 1865, 78с.
  172. ЕКМ В-469, В-564: Сборник статистических сведений по Орловской губернии, Елецкий уезд, т. 2, М., 1881 г., 161с.
  173. ЕКМ В-465: Сборник статистических сведений по начальному народному образованию в Орловской губернии, Орел, 1896 1897 уч. год, 200с.
  174. Сборник статистических сведений по начальному народному образованию в Орловской губернии за 1899 1900 уч. год., Орел, 1900, 195с.
  175. ЕКМ 168-В-466: Свод данных о числе кустарей и ремесленников в волостях и уездах Орловской губернии по отдельным производствам в 1913 году, Орел, 1913,381с.
  176. ЕКМ В-527/1−2: Сельскохозяйственный обзор Орловской губернии, Орел, 1899.
  177. ЕКМ: Сообщение XXIV Елецкому Уездному очередному земскому собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1888/89 уч. год. Елец, Лито-типография В. Д. Новова, 1889 г.
  178. ЕКМ: Сообщение XVIII Елецкому Уездному очередному земскому собранию о. состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1892/93 уч. год. Елец, тип. Поволоцкого, 1893 г.
  179. ЕКМ: Сообщение Елецкого уездного Училищного Совета и состоянии народных училищ за 1882 1883 уч. год. Елец, Типо-литография И. М. Кочергина, 1883.
  180. ЕКМ В-471/3,4,5,6,7: Труды Орловской ученой архивной комиссии за 1889 год. Орел.
  181. ЕКМ В-471/8: Труды Орловской ученой архивной комиссии за 1891 год. Орел.
  182. ЕКМ В-472/6: Труды Орловской ученой архивной комиссии за 1898 год. Орел.
  183. ГАЛО. ф. 138, ед. хр. 76, 186 1917: Уездные земские управы. Елецкая управа.
  184. ГАЛО. ф. 158, оп. 7: Доклады земской управы о состоянии народных школ Елецкого уезда.
  185. ГАЛО. ф. 162, ед. хр. 26, 1873 1913: Городские управы. Елецкая управа.
  186. ГАЛО. ф. 161, ед. хр. 16, 1870 1892. Елецкая ремесленная управа.
  187. ГООА. ф.580. on. 1, д.373/0 88: Отчет Елецкого Училищного Совета о состоянии училищ уезда за 1873 г. — Елец: тип. Поволоцкого, 1873.
  188. ГООА. ф. 580. on. 1, д. 3763: Уставы и списки благотворительных, профессиональных и пожарных обществ в губернии.
  189. Структура жителей города Ельца и уезда по сословиям на 1858 год1
  190. г. Елец Елецкий уезд (без города) Елецкий уезд (с городом) человек %к итогу человек %К итогу человек %к итогу
  191. Дворяне- всего, в т. ч.: .603 2,1 711 0,4 1314 0,6- потомственные 115 ' 0,4 628 0,3 743 0,4- личные 488 1,7 83 од 571 0,3
  192. Духовенство- всего, в т. ч.: 628 2,2 1826 1,0 2454 1,1- православное 628 2,2 1826 1,0 2454 0,2
  193. Городское сословие, всего, в т. ч.:. 21 654 76,0 2736 1,6 24 390 12,0- почётные граждане 164 0,6 1 165 0,1- купцы 2676 9,4 287 0,2 2963 1,4- мещане 18 814 66,0 2448 1,4 21 262 10,5
  194. Сельское сословие, всего, в т. ч.: 3552 12,5 162 067 92,7 165 617 81,6- государственные крестьяне 2318 8,1 91 922 52,7 94 240 46,4- удельные 110 0,1 110 од- помещичьи 651 2,3 9261 5,3 9912 4,9- дворовые 583 2,1 60 772 34,8 61 355 30,2
  195. Военные- всего, в т. ч.: 1898 6,6 7185 4,2 9083 4,5- в регулярных войсках 1317 4,6 1708 1,0 3025 1,5- бессрочноотпускные 267 0,9 3412 2,0 3679 1,8- отставные нижние чины 301 1,1 2059 1,2 2360 1,2- иностранные подданные 3 6 — 9
  196. Лица, непризнанные вышеуказанными разрядами 158 0,6 224 од 382 0,2
  197. ИТОГО: 28 503 100,0 174 747 100,0 203 250 100,0
Заполнить форму текущей работой