Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
История стран азии и африки. 
Середина xx

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сам Маркс не баловал читателя тщательной разработкой этого понятия, но из тех разбросанных по нескольким его работам фраз или довольно небольших абзацев, в которых данное понятие встречалось (подробней о них речь пойдет дальше), явствовало, что он вынужден был как-то откорректировать свою собственную теорию «формаций». Все дело в том, что, познакомившись уже в весьма зрелом возрасте с Востоком… Читать ещё >

Предисловие. История стран азии и африки. Середина xx (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Издание посвящено истории Азии и Африки середины XX — начала XXI века. В учебном пособии анализируется роль религиозно-цивилизационной традиции в процессе поиска путей развития современного Востока. Рассматриваются варианты трансформации традиционных цивилизаций Востока и слаборазвитых полупервобытных восточных обществ в общества смешанного вестернизированного типа. Особое внимание уделено ситуации на современном Востоке, включая растущие темпы воспроизводства населения. Большое количество примеров поможет студентам лучше усвоить теоретический материал.

В предлагаемом издании история стран Азии и Африки излагается в рамках единой авторской концепции[1]. Разрабатывавшаяся автором еще в 1960—1980;х гг. и бывшая в то далекое время не просто весьма спорной с точки зрения марксистских ортодоксов, но явно не вполне марксистской, она и поныне остается авторской и потому необычной. В условиях, когда формулировались первые ее варианты, автор просто не мог бы — что сегодня в состоянии понять лишь те, кто тогда жил в нашей стране, — рассчитывать на публикацию учебника, в котором генеральная схема истории Востока как-либо противостояла привычным стандартам марксизма и формулам так называемого исторического материализма (истмата). Любая концепция, появлявшаяся тогда на страницах советских изданий, должна была опираться на указанные стандарты. И неизвестно, как обстояли бы дела в востоковедении, если бы вскоре после знаменитого XX съезда КПСС (1956), на котором Н. С. Хрущев выступил с докладом, осудившим преступления режима И. В. Сталина, многое в нашей жизни, и в частности в догматах истмата, не стало меняться, причем в отдельных случаях коренным образом. Для востоковедов это выразилось в виде возврата в науку теории Маркса о так называемом азиатском способе производства.

Сам Маркс не баловал читателя тщательной разработкой этого понятия, но из тех разбросанных по нескольким его работам фраз или довольно небольших абзацев, в которых данное понятие встречалось (подробней о них речь пойдет дальше), явствовало, что он вынужден был как-то откорректировать свою собственную теорию «формаций». Все дело в том, что, познакомившись уже в весьма зрелом возрасте с Востоком, прежде его не интересовавшим, он к своему удивлению обнаружил, что Восток в чем-то принципиально отличен от всего того, что было ему известно из европейской истории. Обнаружил, принял к сведению и решился на достаточно болезненную коррекцию, нарушавшую стройность этой теории, что в общем-то делает ему честь.

Но это далеко не все. Заново открытый после XX съезда и ставший разрешенным для осмысления советским читателем «азиатский способ производства» был неплохо знаком историкам-марксистам и прежде, до XX съезда. Однако после того как все, кто оперировал данным термином и соответствующим ему понятием (а суть его в трактовке Маркса элементарна: на всем Востоке общины противостоят государству, а аппарат власти управляет обществом и взимает с общин все то, что можно с них взять) были в 1930;е гг. казнены или репрессированы, понятие исчезло из употребления в трудах, публиковавшихся в СССР. Почему репрессировали и почему исчезло? Да все более чем просто: то тоталитарное общество, которое начали строить в России большевики и заканчивал создавать «вождь народов», было как раз таким. Важно заметить, что доклад о преступлениях вождя и все, что за этим последовало (даже имея в виду, что с отставкой Хрущева наступила частичная реверсия), не могло не окрылить востоковедов. Это был, помимо всего прочего, великий подарок нашему поколению, призванному возродить погубленное отечественное востоковедение. И мы, кто как мог, сразу же ухватились за немногословную и вовсе не разработанную теорию «азиатского способа производства», к тому же изложенную достаточно путано и неясно с точки зрения того же марксизма.

Сегодня это уже почти древняя история и мало кто об этом помнит. Но именно эти события и связанное с ними начало коренного пересмотра основ востоковедения как важнейшей отрасли гуманитарной науки, в задачу которой в те же 1960— 1980;е гг. входило объяснить руководителям советской политики, что такое Восток и что в нем к чему, дали тем, кто был в этом заинтересован, почти полную свободу действий. И многие из заинтересованных, среди которых был и автор, этим воспользовались. С этого и берет начало авторская концепция, представленная ныне в рамках предлагаемого учебного пособия в ее усовершенствованном, весьма обстоятельно разработанном и переработанном виде[2].

Пособие предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока — можно сказать и шире, всего неевропейского мира — во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков. Главной целью было собрать все «работающие» элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной концепции ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции.

Несколько слов об источниках и историографии, т. е. о материалах, на которых основано пособие. Прежде всего это сводные труды, начиная с капитальных многотомников и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а кроме того, хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п., вплоть до интернетовских сайтов, особенно полезных для уточнения разного рода деталей. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус издания могли вкрасться неточности и ошибки — автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие недочеты, если они воспроизведены в его работе.

В некоторых отзывах подвергались критике и элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются в учебнике иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция и после этого оставалась именно авторской, ни в коей мере не претендующей на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока, как она видится автору пособия, — другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. К сказанному стоит добавить, что та же концепция определила затем и написанные автором тома «Всеобщей истории», которые изданы издательством «Высшая школа» и тоже предложены читателям в качестве учебного пособия1.

В издание были включены главы, касающиеся истории тех стран и народов Востока, которые были в свое время присоединены к России и стали ее частью, а ныне являются суверенными государствами. Уделено внимание и проблемам отношений с восточными по происхождению и культуре народами, которые остались в составе России (имеется в виду прежде всего Кавказ). Это сделано для полноты изложения темы и частично связано с вопросом о Российской колониальной империи.

В результате изучения модуля «История Азии и Африки. Середина XX— начало XXI века» студент должен: знать

  • • понятийный и категориальный аппарат дисциплины;
  • • основные события истории народов и государств Азии и Африки;
  • 1 См.: Васильев Л. С. Всеобщая история: [в 6 т.]. Т. 1 Древний Восток и Античность. М., 2007; Т. 2. Восток и Запад в Средние века. М., 2007; Т.
  • 3. От Средних веков к Новому времени (XVI—XVIII вв.). М., 2008; Т. 4. Новое время (XIX в.). М., 2010; Т. 5. От Нового времени к современности [в печати]; Т. 6. Глобальные проблемы современности [в печати].
  • • основные методы исторического исследования развития Азии и Африки;
  • • основные направления внешней политики государств Азии и Африки;
  • • особенности политического устройства, хозяйственноэкономических укладов, социальных структур, менталитета, образа жизни, верований и традиций народов и государств мирового сообщества в различные периоды их развития;

уметь

  • • объяснять социальное, экономическое, политическое и культурно-цивилизационное измерение исторических процессов на Востоке;
  • • обобщать и систематизировать знания о роли религиозного фактора и его влиянии на духовную жизнь на различных исторических этапах развития восточного сообщества;
  • • различать общее и особенное в развитии восточной цивилизации на различных исторических этапах;
  • • анализировать социально значимые проблемы и процессы в Азии и Африке;

владеть

  • • навыками оценки государств Востока в развитии мировой цивилизации;
  • • анализом международной обстановки на различных этапах развития восточной цивилизации;
  • • методами работы с научной и учебной литературой, характеризующие важнейшие культурно-исторические и политические процессы истории древнего Востока.

В заключение несколько слов в напутствие читателям. Автор убежден в том, что они, прежде всего студенты, не должны и просто не в состоянии знать все, что изложено в книге, тем более столь емком, как предлагаемое издание. Собственно, оно и писалось не для того, чтобы они его хорошо знали, хотя вполне можно допустить, что существуют уникумы, способные все это запомнить. И дело вовсе не в том, чтобы помнить все. Неизмеримо важнее помнить основное и — главное — понимать, что к чему.

Существенно, в частности, чтобы в памяти сохранялись генеральные параметры предлагаемой и сводящей концы с концами концепции. Это важно помимо всего прочего и потому, что говорить об историческом процессе следует лишь с четким пониманием того, что жизнь — да и, если взглянуть глубже, существование всего сущего как на земле, так и в масштабах Вселенной, — есть движение, без которого нет и не может быть ни жизни, ни существования сущего.

А напоминать об этом необходимо для того, чтобы не было соблазна — хотя любители такого рода есть и в России, и вне ее — настаивать на сохранении неизменности, консервативной стабильности. Ведь она ведет не вперед, а назад, не к движению, а к энтропии.

Автор считает своим долгом поблагодарить всех тех, кто на разных этапах подготовки рукописи (в ее различных частях и вариантах) принял участие в ее обсуждении, помог своими советами и замечаниями. Это конечно не значит, что все рекомендации и замечания были реализованы, но они, вне всякого сомнения, были учтены и приняты во внимание.

  • [1] Некоторые термины и наименования даны в соответствии с авторскойконцепцией.
  • [2] Первая работа, претендовавшая на теоретическое осмыслениепроблем истории, была написана совместно с моим другом И. А. Стучевскими опубликована в далеком 1966 г. (см.: Васильев Л. С., Стучевский И. А. Тримодели возникновения и эволюции докапиталистических обществ //Вопросы истории. 1966. № 5).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой