Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О возможности распознать мошеннические цели бизнес-проекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что в психологии установка означает готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Установка — это не частный психологический процесс, а целостное образование, имеющее системный характер. Это проявляется в том, что установка, будучи сформирована в одной психической сфере, переходит на другие. Сама же психика является… Читать ещё >

О возможности распознать мошеннические цели бизнес-проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка конвенциальных и мошеннических бизнес-целей, как мы уже говорили, на определенном этапе технологически совпадает. Например, в самом общем виде типичный набор управленческих операций при разработке нового проекта выглядит следующим образом:

  • • определить цели проекта (желаемые результаты);
  • • наметить основной курс действий;
  • • определить и проанализировать различные рабочие задания для выполнения проекта;
  • • разработать стратегию (очередность, последовательность, время выполнения основных этапов);
  • • установить предполагаемые контрольные сроки выполнения этапов проекта;
  • • определить размещение ресурсов;
  • • разработать возможные альтернативные направления работы;
  • • найти квалифицированных специалистов на имеющиеся позиции;
  • • распределить обязанности (отчетность, подчиненность);
  • • обучить и подготовить персонал к новым обязанностям;
  • • организовать соответствующую последовательность индивидуальной работы;
  • • установить квалификации для новых рабочих позиций;
  • • определить уровни взаимоотношений (обязанности и ответственности новых рабочих позиций);
  • • обеспечить согласование поставленных задач между каждым исполнителем и его руководителем;
  • • проконтролировать индивидуальную работу в соответствии с поставленными задачами и стандартными требованиями;
  • • выявить негативные последствия каждого направления работ;
  • • внести необходимые исправления в проект (пересмотреть планы проекта);
  • • координировать текущую деятельность;
  • • контролировать продвижение к цели проекта или отклонение от нее;
  • • собрать и проанализировать факты текущей работы над проектом.

Как и на каком этапе разработки проекта возможно определение мошеннического характера его целей? Проблема заключается в сильном индивидуальном разбросе приоритетов целей проекта у специалистов. При профессиональном психологическом отборе кандидатов на работу менеджеров в российские компании автор использует методику, по которой приведенные выше управленческие операции необходимо ранжировать по степени их значимости для достижения целей проекта (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Результаты ранжирования управленческих операций

Специалист «А» .

Ранг.

Специалист «Б» .

Ранг.

Найти квалифицированных специалистов на имеющиеся позиции.

Найти квалифицированных специалистов на имеющиеся позиции.

Контролировать продвижение к цели проекта или отклонение от нее.

Контролировать продвижение к цели проекта или отклонение от нее.

Определить и проанализировать различные рабочие задания для выполнения проекта.

б.

Определить и проанализировать различные рабочие задания для выполнения проекта.

Разработать стратегию (очередность, последовательность, время выполнения основных этапов).

И.

Разработать стратегию (очередность, последовательность, время выполнения основных этапов).

Разработать возможные альтернативные направления работы.

Разработать возможные альтернативные направления работы.

Организовать соответствующую последовательность и идивидуальной работы.

Организовать соответствующую последовательность индивидуальной работы.

Распределить обязанности (отчетность, подчиненность).

Распределить обязанности (отчетность, подчиненность).

Окончание табл. 2.2

Специалист «А» .

Ранг.

Специалист «Б» .

Ранг.

Определить цели проекта (желаемые результаты).

Определить цели проекта (желаемые результаты).

Обучить и подготовить персонал к новым обязанностям.

Обучить и подготовить персонал к новым обязанностям.

Собрать и проанализировать факты текущей работы над проектом.

Собрать и проанализировать факты текущей работы над проектом.

Установить квалификации для новых рабочих позиций.

Установить квалификации для новых рабочих позиций.

Внести необходимые исправления в проект (пересмотреть планы проекта).

Внести необходимые исправления в проект (пересмотреть планы проекта).

Координировать текущую деятельность.

Координировать текущую деятельность.

Определить размещение ресурсов.

Определить размещение ресурсов.

Проконтролировать индивидуальную работу в соответствии с поставленными задачами и стандартными требованиями.

Проконтролировать индивидуальную работу в соответствии с поставленными задачами и стандартными требованиями.

Выявить негативные последствия каждого направления работ.

Выявить негативные последствия каждого направления работ.

Обеспечить согласование поставленных задач между каждым исполнителем и его руководителем.

Обеспечить согласование поставленных задач между каждым исполнителем и его руководителем.

Определить уровни взаимоотношений (обязанности и ответственности новых рабочих позиций).

Определить уровни взаимоотношений (обязанности и ответственности новых рабочих позиций).

Наметить основной курс действий.

Наметить основной курс действий.

Установить предполагаемые контрольные сроки выполнения этапов проекта.

Установить предполагаемые контрольные сроки выполнения этапов проекта.

Результат специалиста «А» (134 балла), более чем в 3 раза превосходит результат специалиста «Б» (42 балла); при этом результат специалиста «А» небезупречен. Особенно существенны различия в определении значимости операций «Контролировать продвижение к цели проекта или отклонение от нее», «Собрать и проанализировать факты текущей работы над проектом», «Координировать текущую деятельность», «Установить предполагаемые контрольные сроки выполнения этапов проекта», «Наметить основной курс действий» .

Только по двум пунктам отмечается полное совпадение мнений — «Определить цели проекта (желаемые результаты)», «Разработать возможные альтернативные направления работы», и по одному — почти полное: «Обеспечить согласование поставленных задач между каждым исполнителем и его руководителем» .

Можно ли по представленным результатам сделать вывод о стремлении одного из специалистов достигнуть мошеннических целей, обманув заказчика проекта? Абстрактно — нет, но в конкретной бизнес-ситуации — да. В самом деле, каждый этап реализации проекта должен быть обеспечен необходимыми материальными, финансовыми, человеческими ресурсами. Значит, последовательность этапов реализации проекта (управленческих операций) связана с необходимостью проведения банковских трансакций, поиска клиентов и поставщиков и т. д. Подозрение может вызвать явные диссонанс, необоснованность в определении последовательности этапов реализации проекта, предвзятость в выборе поставщиков ресурсов, за которой может стоять банальный «откат». Однако не исключены некомпетентность или низкая мотивация разработчиков проекта.

Если на этапе реализации проекта в процессе общения бизнес-партнер начинает подозревать мошенничество, лжец, прежде всего, ссылается на изменившиеся обстоятельства, и это часто срабатывает. Одна из причин в том, что исходная достоверная информация, соответствующая целям, заявленным лжецом, но своей сути — статический фактор коммуникации, так как истина одна и инвариантна, изменяться может интерпретация истинной информации; в то время как неустойчивые, привнесенные или намеренно искаженные элементы информации, которые «по объективным обстоятельствам» возникают в процессе коммуникации и детерминируют возникновение феномена лжи, — динамический фактор.

Понимание целей лжеца во многом зависит от знания его исходной позиции в предъявлении информации, т. е. от точки отсчета истинности, достоверной информации. Это означает, что истинность утверждения зависит от понимания начальной информации. Например, аналогия с переходом на летнее (зимнее) время. Если в два часа ночи дня перевода стрелок часов спросить кого-либо «сколько сейчас времени?», то верный ответ будет — три часа.

Но тот, кто не знает или не принимает данной системы отсчета, ответит: «Два часа». Он лжет? Или говорит правду, просто настаивает на своем?

Здесь надо отметить, что следует четко различать уставные цели компании и личные цели конкретного бизнесмена. Например, цели ЮКОСа были сформулированы в его Уставе:

" Статья 4. Цель и предмет деятельности Компании.

  • 1. Основной целью деятельности Компании является получение прибыли.
  • 2. Основными видами деятельности Компании являются:
    • — разведка нефтяных и газовых месторождений;
    • — добыча нефти и газа;
    • — переработка нефти и газа;
    • — производство продуктов переработки нефти и газа (нефтепродуктов, нефтехимической продукции и иных продуктов переработки углеводородного сырья);
    • — хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
    • — транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки;
    • — торговля нефтью, газом и продуктами их переработки (включая продажу населению) и поставка (продажа) электрической и тепловой энергии;

получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности), а также у производителей;

  • — производство электрической и тепловой энергии;
  • — эксплуатация энергетических объектов;
  • — розничная торговля товарами народного потребления.
  • 3. Компания также осуществляет внешнеэкономическую, научно-техническую, издательско-полиграфическую, рекламную, маркетинговую, консалтинговую, учебную и посредническую деятельность.
  • 4. Компания вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Компания вправе заниматься только после получения соответствующего специального разрешения (лицензии)." .

В уставе другой мошеннической конторы — «Хопер-инвест» — было записано: «Общество создается как специализированная финансовая организация в целях осуществления деятельности для более полного удовлетворения потребностей рынка, предприятий, учреждений, организаций и граждан в услугах на рынке ценных бумаг, направленных на получение Обществом прибыли» .

Стандартный набор целей деятельности любой компании с поправкой на специфику предмета (металлургия, машиностроение, торговля и т. д.). Основной целью является получение прибыли без добавления слов «любой ценой» или «в том числе и путем мошенничества». Нет, все по-честному: разведка, добыча, переработка нефти и газа, торговля этими продуктами основной деятельности. Разумеется, розничная торговля товарами народного потребления, а также внешнеэкономическая, научно-техническая, издательско-полиграфическая, рекламная, маркетинговая, консалтинговая, учебная, посредническая и любой иной вид деятельности, не запрещенный законодательством РФ.

Очень интересный психологический момент. Если посмотреть уставы многих российских компаний, то окажется, что в большинстве случаев каждая из них может заниматься всем, лишь бы это не противоречило законодательству РФ. Основной целью, как правило, объявляется получение прибыли в различных формулировках, например как в уставе ЮКОСа, или так: «концентрация финансовых и материальных ресурсов учредителей для получения прибыли от деятельности Общества»; затем перечисляются виды деятельности, непосредственно связанные с основным направлением компании — производство конкретных товаров и услуг.

И вдруг в уставе, например, туристической компании наряду с видами деятельности по организации туризма видим:

  • — услуги по исследованию рынка (маркетинг) и выявлению общественного мнения; услуги в области рекламы;
  • — услуги по финансовому посредничеству и связанные с ним вспомогательные услуги;
  • — производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
  • — строительные, ремонтные, монтажные, пуско-наладочные и проектные работы в области промышленного и жилищного строительства;
  • — торгово-закупочная и посредническая деятельность; выработка, участие, внедрение методик и программ по предупреждению инвалидности детства, травматизма, сужению социальной базы группы риска;
  • — всесторонняя поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, самостоятельных разработок, поисковых исследований в области создания инвалидной техники;
  • — производство инвалидной техники;
  • — содействие международным организациям и участие в международных программах в области милосердия и гуманитарной помощи;
  • — создание экологических систем, современных уровню развития общества; разработка программ и обучение экологической этике.

Ну и, как водится, «деятельность Общества не ограничивается вышеназванными видами. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством» .

Выходит, что, задумывая, планируя создание бизнеса, его организаторы изначально расширяют спектр целей новой компании и по существу готовят прикрытие в виде декларируемой основной цели деятельности для различных торговых и посреднических операций. Попятно, что соответственно создаются возможности, а, проще говоря, — лазейки для различных махинаций. И не надо рассказывать сказки про широту интересов предпринимателей, все проще — прибыль любой ценой. Не хотим упрощать, но, думаем, можно говорить о психологической готовности к совершению мошенничества, условия для которого в скрытом виде создаются государственным разрешением вновь создаваемой компании на извлечение прибыли в результате непрофильной деятельности.

Известно, что в психологии установка означает готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Установка — это не частный психологический процесс, а целостное образование, имеющее системный характер. Это проявляется в том, что установка, будучи сформирована в одной психической сфере, переходит на другие. Сама же психика является отражением окружающей человека реальности. Выдавая предпринимателю разрешение на «любой иной вид деятельности, не запрещенный законодательством», государство многократно расширяет его коммерческие цели и возможности, усиливает его установку на получение дополнительной прибыли, не связанной с заявленной в уставе компании основной деятельностью.

Сформированная таким образом установка бизнесмена на «любой иной вид деятельности, не запрещенный законодательством» направляет и регулирует деятельность предпринимателя, стирая границу между дозволенным и недозволенным в бизнесе. Потому что размывание предмета деятельности бизнесмена с учетом отражательного характера психики размывает и его установку на конвенциальную, социально приемлемую деятельность. Размывание предмета основной бизнес-деятельности побуждает морально неустойчивого предпринимателя к мошенничеству. При этом следует иметь в виду, что установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; данное обстоятельство во многом объясняет «увязание» предпринимателя в мошеннических операциях, что можно отдаленно сравнить с «подсаживанием на иглу» наркомана или непреодолимой алкогольной зависимостью. Установка освобождает человека от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях. Наконец, установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям, что и приводит рано или поздно к разоблачению «потерявших нюх» мошенников. Не всех, но многих.

Мы не собираемся зачислять в мошенники всех предпринимателей.

Во-первых, нс нам осуждать систему экономических отношений, создававшуюся веками; высказать свое мнение об этой системе и тех, кто воплощает ее в жизнь, — имеем право, но осуждать всех скопом в мошенничестве — не корректно. Упаси Бог утверждать, что люди лгут друг другу всегда и во всем, в том числе и в бизнесе. В этой книге автор с уважением называет имена Г. Шлимана и Демидовых как созидателей, оставшихся в благодарной памяти потомков.

Во-вторых, не собираемся демонизировать бизнесменов-мошенников, так как многие из них — заурядные «щипачи», «карманники» с большим объемом украденного. Разве не об этом свидетельствует бессчетное количество фирм-однодневок, созданных под вполне конкретные мошеннические операции с финансами, недвижимостью и т. д.

В-третьих, предвзятость, предубеждение в отношении всех предпринимателей как большой группы людей, социальной общности может привести к неадекватности всей социально-психологической системы интерпретации их делового поведения, в основе которой принцип «свои — всегда хорошие, чужие — всегда плохие». При этом легко совершить фундаментальную ошибку атрибуции, т. е. недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (личностные) влияния на поведение бизнесменов.

Теория атрибуции содержит видение того, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (устойчивым чертам, мотивам и установкам) или внешним ситуациям. В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики.

Маскировка мошеннических целей конвенциальпыми наглядно видна из пропагандистских материалов, посвященных 10-летию ЮКОСа, один из которых в форме детского рисунка представлен здесь (рис. 2.1).

Ключевое понятие — «Честность». Все на месте — «нефть идет на нужды народа». Чем не благородная и предельно конвенциальная цель деятельности? Простыми и понятными детскими словами детализируются и другие цели деятельности ЮКОСа и его работников, в том числе руководителей, которые «честно делают важную и нужную работу, каждый свою» :

Рекламный рисунок из газеты .

Рис. 2.1. Рекламный рисунок из газеты «Ведомости» от 1 июля 2003 г.

" Я знаю, что ЮКОС добывает из недр земли нефть. Нефть — это «черное золото». Из нее делают бензин и другое топливо, пластмассы, химические волокна, лаки, краски, лекарства, удобрения. На нефти работают теплоэлектростанции, котельные. На всех предприятиях работают люди — геологи, инженеры, химики, рабочие. Все они честно делают важную и нужную работу, каждый свою.

В моем доме тепло. Я пишу пластмассовой ручкой. Вокруг нас предметы, изготовленные из нефти. Спасибо всем, кто добывает и перерабатывает нефть" .

Что касается геологов, инженеров, химиков и рабочих, сомнений нет: они честно делают важную и нужную работу. Откуда ребенок мог узнать про мошенничество «химиков» — руководителей компании? Были и другие материалы, посвященные 10-летию ЮКОСа, но именно этот под грифом «честность» четко обозначает полное пренебрежение мошенников любыми нормами деловой и общечеловеческой морали, их готовность использовать любые слова для прикрытия своих истинных целей: махинации, махинации, махинации. Дурная бесконечность…

В юридических хитросплетениях несложно утопить психологическую сущность мошенничества, которую трудно распознать, особенно на этапе постановки нечестных бизнес-целей. Усмотрение сущности мошенничества в целях лжеца предполагает объемное видение проблемы и возможно как в результате логического анализа управленческих операций махинатора, так и путем интуитивного постижения истины. Таким образом, можно ответить на вопрос: " Чего добивается мошенник?" Ответ на другой вопрос — какими способами добивается мошенник своей цели — будет дан в гл. 3 учебника.

Удивительно, что некоторые бизнесмены всегда ставят своей целью обманывать других людей, и при этом с ними продолжают деловое сотрудничество. Хорошо знающий предпринимательскую психологию генеральный директор «Северстали» А. Мордашов в программе «Моя коллекция» радиостанции «Эхо Москвы» 23 мая 2003 г. рассказывал о своей коллекции, в которой собраны самые разные личности. «В моей коллекции людей, — сказал А. Мордашов, — есть человек, который все время обманывает всех, но всегда находит партнеров по бизнесу». Впрочем, сам факт понимания лживости некоторых бизнес-партнеров свидетельствует, что все время обманывать всех невозможно.

Невозможно обманывать всегда, но возможно обманывать долго. Например, основатель итальянской компании Parmalat К. Танци за 40 лет превратил мелкую семейную фабрику в компанию со штатом 36 тыс. чел., работающую в 30 странах. Стремление реализовать амбициозные цели, достичь все новых высот, по всей видимости, и стало залогом его падения. Один из адвокатов Танци как-то высказался в том смысле, что Parmalat была ребенком К. Танци, он хотел, чтобы она росла и росла быстро, и к этой цели он шел, не задумываясь. Танци целенаправленно слишком тесно увязывал активы своей семьи и Parmalat. Он, например, перевел около 500 млн евро из Parmalat в свою туристическую компанию «Holding Italiana Turismo», переживавшую финансовые трудности. Но адвокаты утверждают, что у Танци не было цели ограбить акционеров Parmalat, просто он рассматривал эти компании как составные части семейной бизнес-империи, в которой работают его дети, брат и племянница. Семейное дело. В гл. 3 учебника мы подробно опишем способы достижения таких вот «невинных» целей другими проходимцами совсем не средней руки.

Самооценка личных бизнес-целей мошенником

Разумеется, ни названные, ни другие мошенники не провозглашают целями своего бизнеса сознательное завышение прибыли и преувеличение доходов в бухгалтерской отчетности, перевод денег на оффшорные счета и сомнительные сделки с дочерними компаниями, чтобы ввести в заблуждение акционеров фирмы, сокрытие размеров возможной задолженности компании, проведение теневых сделок, намеренное завышение стоимости материальных активов фирмы, дачу взяток государственным служащим из контролирующих организации и правоохранительных органов, нелегальную манипуляцию ценами на акции своей компании, внесение расходов компании в баланс как инвестиции в попытке представить отчетность в выгодном свете, подделку финансовой отчетности таким образом, что убыточная на деле компания на бумаге выглядела как прибыльная, нарушение законности при первичном предложении акций и т. п.

Однако в общении между собой мошенники четко проговаривают свои цели и откровенно обсуждают детали будущих махинаций. К примеру, в ходе расследования деятельности американской энергетической корпорации Enron были обнародованы записанные на пленку внутренние разговоры ее энерготрейдеров, которые, не стесняясь, говорили о своих махинациях и оскорбительно отзывались об обманываемых ими потребителях.

Более того, если на начальном этапе реализации мошеннических целей поговорить с самими махинаторами, то перед нами предстанет ангельский лик радетеля о благе других людей. Показательный пример — основатель «МММ» С. Мавроди. В своем интервью газете «Красная звезда» в 1992 г. он рассуждает о «благородных» целях своей «бессмертной» фирмы.

С. Мавроди занимался мигрантами и обманывал вкладчиков «МММ», респектабельный М. Ходорковский в своих собственных глазах, а также части российского и международного бизнес-сообщества осуществлял несравненно более масштабные и общественно значимые проекты. Но, если внимательно проанализировать цели, провозглашенные и реально достигнутые М. Ходорковским и его помощниками, то их психологическое содержание практически не отличается от целей С. Мавроди. Причем, как и С. Мавроди, М. Ходорковский был выходцем из «простого народа» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой