Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ответственность перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для сравнения приведем некоторые данные условий ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров. Так, например, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в приложении «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (ЦИВ)» установила возмещение в случае гибели пассажира в пределах 175 тыс. СДР. При этом лицам… Читать ещё >

Ответственность перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама статья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсылочный характер. В ней говорится: «Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика» .

До принятия Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном“» (далее — Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ) транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК и КТМ, также не регулировали ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ содержал в отсылочной норме лишь указание на такую ответственность. Причем эта норма была сформулирована в самом общем виде: «Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 113). Что касается УАТГНЭТ и КВВТ, то в них вообще отсутствовала норма об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.

Своеобразный подход к регулированию ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, демонстрирует КТМ. Он распространил правила, касающиеся ответственности перевозчика, которые закреплены в гл. 9 «Договор о морской перевозке пассажиров» только на перевозку в заграничном сообщении, если перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации. Этими правилами установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах (ст. 190 КТМ). В соответствии со ст. 11 КТМ расчетная единица — это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

Правилами определено, какие периоды включает в себя перевозка пассажира.

Следует отметить, что в КТМ указанными правилами гл. 9 закреплено также положение, согласно которому решение вопроса о доказывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораблекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186)[1].

Что касается случаев, когда перевозчик и пассажир являются организациями и гражданами Российской Федерации, то Кодексом ответственность перевозчика устанавливалась в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ.

Наиболее полно вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, урегулирован в ВК. Кодексом, во-первых, было закреплено положение, которое, по сути, повторяло формулировку ст. 800 ГК. Во-вторых, в п. 1.1 и 1.2 ст. 117 ВК закреплены и действуют размеры компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира[2]. Существенный момент, нашедший урегулирование в Кодексе, касается определения периодов воздушной перевозки пассажиров.

С принятием Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ в транспортные уставы и кодексы включена типовая норма, в соответствии с которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, определяется международными договорами РФ, либо если транспортным законом (уставом или кодексом) или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем транспортные законы (за исключением ВК) дополнены нормами, конкретизирующими размеры компенсаций, выплату которых перевозчик обязан обеспечить в счет возмещения причиненного вреда. Для всех они также носят типовой характер и заключаются в следующем.

  • 1. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
  • 2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
  • 3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни и здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Следует отметить, что дополнения Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ относительно размеров выплат компенсаций в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, не коснулись ВК, так как были закреплены ранее Федеральным законом от 04.12.2007 № 331-Ф3.

Для решения вопроса об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира принципиальное значение имеет определение временных рамок, в пределах которых она может возникнуть. Как уже отмечалось, этот вопрос урегулирован только в КТМ и ВК. В них определены периоды ответственности перевозчика. В остальных транспортных законах они не упоминаются. Поэтому Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ дополнил УАТГНЭТ, УЖТ и КВВТ нормами, устанавливающими указанные периоды. Это период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки из него. Для внутреннего водного транспорта включены также периоды, связанные с доставкой пассажира водным путем с берега на судно и доставки его с судна на берег.

Оценивая регулирование сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни или здоровью, отметим, что оно является важным шагом гармонизации российского транспортного законодательства с международными транспортными источниками.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на два негативных момента. Во-первых, приведенные суммы возмещения значительно уступают суммам, закрепленным в международных транспортных источниках. Во-вторых, в российских законодательных актах не предусмотрен механизм учета инфляции при определении сумм возмещения.

Для сравнения приведем некоторые данные условий ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров. Так, например, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в приложении «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (ЦИВ)» установила возмещение в случае гибели пассажира в пределах 175 тыс. СДР. При этом лицам, которых он обязан обеспечивать, или в будущем был бы обязан обеспечивать, в связи с потерей кормильца, также должно быть выплачено возмещение[3]. Потери же в связи с несохранностью ручной клади должны быть возмещены в размере до 1400 СДР.

Согласно Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция) сумма не должна превышать 100 тыс. СДР (специальных прав заимствования — п. 1 ст. 21 данной Конвенции) на каждого пассажира. Установлены пределы ответственности в отношении багажа. Так, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СДР в отношении каждого пассажира[4].

Принципиальное положение, нашедшее закрепление в Монреальской конвенции, касается пересмотра пределов ответственности. Пересмотр осуществляется каждые пять лет с использованием коэффициента инфляции, который соответствует совокупным темпам инфляции за период времени, прошедший со времени предыдущего пересмотра.

  • [1] Правовая оценка этой ситуации дается в параграфе 12.6 «Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке пассажира и багажа» .
  • [2] См. об этом в параграфе 11.7 учебника.
  • [3] См.: Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп., 2013. С. 291−293.
  • [4] В соответствии с п. 1 ст. 23 Монреальской конвенции суммы, указанные в специальных правах заимствования, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится и соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. (См.: Гречуха В. Н. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов. Ч. 2: Нормативные правовые документы (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.). М., 2007).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой