Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается… Читать ещё >

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прокурор вправе:

  • • знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативнорозыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • • получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
  • • требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
  • • опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
  • • по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • • вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Сведения, содержащиеся в оперативно-служебных документах и составляющие государственную тайну, не подлежат разглашению. Надзирающий уполномоченный прокурор обязан обеспечить сохранность этих сведений. В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств это рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях следует принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Данный вид прокурорского надзора вправе осуществлять только уполномоченные прокуроры, оформившие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Приказы о назначении уполномоченных прокуроров издают Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры.

Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными законом оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших, но и деятельность, не связанная с раскрытием преступлений, например, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия законом. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативнорозыскных мероприятий. Это опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Проведение иного оперативно-розыскного мероприятия, не предусмотренного законом, является, соответственно, незаконным.

В ходе проверки прокурор устанавливает наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  • • наличие возбужденного уголовного дела;
  • • ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
    • — о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    • — событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    • — лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • — лицах, без вести пропавших, сведения об обнаружении неопознанных трупов;
  • • поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным

делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

  • • запросы других органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, по основаниям, установленным законом;
  • • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

  • — о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • — лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • — событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

При осуществлении прокурорского надзора проверяется законность прослушивания телефонных переговоров. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент, оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Прокурорская проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Исключение составляет разведывательная и контрразведывательная деятельность органов ФСБ России и СВР России, оперативно-служебные документы которых могут быть истребованы прокурором только при наличии информации от граждан о нарушении в процессе данной деятельности их прав.

Перечень оснований прокурорской проверки содержится в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативнорозыскной деятельности» .

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводятся:

  • а) но обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
  • б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
  • в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
  • г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и розыске лиц, без вести пропавших.

При реализации надзорных полномочий прокурор обязан проверять соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности; законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений; законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

При этом следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов.

При осуществлении прокурорской проверки устанавливается:

  • • законность представления результатов оперативнорозыскной деятельности;
  • • наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативнослужебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • • соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • • соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
  • • соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • • своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища;
  • • наличие оснований для проведения таких оперативнорозыскных мероприятий в указанных случаях.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверяется исключительно при наличии жалоб граждан.

Наиболее характерным основанием проверки соблюдения прав и свобод граждан в сфере оперативно-розыскной деятельности являются жалобы граждан, которые могут быть разделены на следующие группы в зависимости от характера прав, нарушенных (затронутых) при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:

  • • связанные с нарушением конституционных прав на неприкосновенность жилища, на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни, на тайну корреспонденции (о проведении оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих эти права), о разглашении сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя без согласия лица;
  • • связанные с нарушениями или действиями, приведшими к нарушению, иных прав и свобод: об истребовании сведений о лице при проведении оперативно-розыскных мероприятий; об отказе оперативно-розыскного органа в предоставлении сведений о получении о лице информации;
  • • связанные с оказанием содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:
  • — о привлечении к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на контрактной основе лиц несовершеннолетних либо недееспособных;
  • — о привлечении к содействию на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных объединений; о привлечении к уголовной ответственности лиц, сотрудничавших с оперативно-розыскными органами;
  • — о привлечении к сотрудничеству с применением угроз, насилия, шантажа[1].

Типичными нарушениями закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности являются следующие:

  • • незаконное заведение дел оперативного учета;
  • • нарушение сроков заведения дел оперативного учета;
  • • незаконная пересылка розыскных дел из одного органа, осуществляющего ОРД, в другой;
  • • сокрытие преступлений от учета;
  • • волокита при проведении оперативной проверки;
  • • нарушение сроков и порядка производства оперативнорозыскных мероприятий, невыполнение отдельных поручений следователя или их некачественное выполнение и некоторые другие.
Акты прокурорского реагирования на нарушения закона

Типичными актами прокурорского реагирования на нарушения закона, применяемыми в данной отрасли надзора, являются постановление, представление, протест, обращение в суд, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Наиболее распространенным из них является постановление. Например, прокурор выносит постановление, которым отменяет выявленное незаконное постановление нижестоящего прокурора, дознавателя, а также некоторые виды постановлений следователя.

Представление прокурор вносит в том случае, когда в деятельности следователя или дознавателя имеют место нарушения закона, выявленные в процессе расследования, и при необходимости принятия к виновным мер дисциплинарного взыскания. Представление должно быть рассмотрено должностным лицом или органом, в адрес которого оно было направлено, и в течение месяца должны быть приняты меры по устранению нарушений закона. В этот же срок о принятых мерах должно быть сообщено прокурору.

Протест может быть принесен, например, на незаконный акт, принятый, например, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В случае отказа в удовлетворении протеста прокурор вправе обратиться в суд о признании нормативного правового акта не соответствующим закону.

  • [1] Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 171.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой