Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международный коммерческий арбитраж в Китае

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, документы об арбитражном разбирательстве считаются врученными при условии, что они были доставлены и лично вручены стороне или ее представителю в арбитраже либо отправлены по месту ведения деятельности, регистрации, нахождения (проживания), обычному месту проживания или адресу для корреспонденции. В случае невозможности обнаружить вышеуказанные адреса другой стороны путем обычной проверки… Читать ещё >

Международный коммерческий арбитраж в Китае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление рыночной экономики в Китае не могло проходить без укрепления института международного коммерческого арбитрирования и третейских судов, рассматривающих «внутренние» споры, возникающие между субъектами экономической деятельности.

Органами частной юрисдикции, рассматривающими экономические споры, в Китае являются арбитражные комиссии. Эти органы по своей правовой сути являются третейскими судами / арбитражами. Таким образом, термины «арбитражная комиссия», «третейский суд», «арбитраж» в контексте китайского права являются синонимами.

Арбитражные комиссии представляют собой элементы юрисдикционной системы. При этом арбитражные комиссии не включены в государственную судебную систему. Надзор за деятельностью арбитражных комиссий осуществляют компетентные государственные суды, каковыми в КНР являются народные суды.

Современное регулирование международного коммерческого арбитража в Китае основано на Законе об арбитраже, который был принят 31.08.1994 и вступил в силу с 01.09.1995. Этот закон основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже от 1985 г., хотя и учитывает специфику правовой системы Китайской Народной Республики.

Кроме того, положения об арбитраже содержатся и в ряде иных законодательных актов. Так, Гражданский процессуальный кодекс КНР устанавливает процедуру оспаривания и исполнения арбитражных решений.

В ст. 128 Закона КНР о договорах 1999 г. предусмотрено, что стороны международного контракта вправе обратиться в китайский арбитражный орган или иной арбитражный орган в соответствии с арбитражным соглашением. В Законе КНР о совместных предприятиях установлено, что споры, возникающие между участниками совместного предприятия, могут быть разрешены китайскими арбитражными органами или иными арбитражными органами в соответствии с соглашением сторон.

Кроме того, Китай является участником и международных конвенций, регулирующих коммерческий арбитраж. Так, Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958) была ратифицирована Китаем в 1986 г. К Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (1965) КНР присоединилась в 1990 г.

Закон КНР об арбитраже основан на дуалистичной модели регулирования арбитража, т. е. регламентирует как «внутренний» арбитраж, так и международный. При этом седьмой раздел, включающий ст. 65—73, посвящен исключительно международному коммерческому арбитражу.

Концепция регулирования арбитража традиционна для этого института, поскольку базируется на принципе автономии воли сторон при выборе арбитража как инструмента разрешения спора, независимости арбитража, принципе автономности арбитражного соглашения. Закон устанавливает ограниченные пределы контроля государственных судов за арбитражным разбирательством, а также содействия третейским судам.

Среди особенностей регулирования необходимо отметить то, что китайский закон допускает разрешение спора только постоянно действующими арбитражными учреждениями и не предусматривает возможности разрешения споров арбитражем ad hoc (судами, создаваемыми для рассмотрения единственного спора).

Закон КНР об арбитраже предусматривает, что в третейском суде, который именуется арбитражной комиссией, могут быть рассмотрены споры, вытекающие из контрактов, споры об имущественных правах, возникшие между равными субъектами, к числу которых отнесены граждане, юридические лица и иные организации. Ряд споров, к числу которых отнесены споры по вопросам брака, усыновления, опеки не могут быть предметом арбитражного разбирательства. Кроме того, не могут быть рассмотрены в арбитраже и споры административного характера, которые относятся к исключительной компетенции государственных административных органов, так же как и споры по вопросам интеллектуальной собственности, антимонопольного законодательства и банкротства, которые разбираются соответствующими должностными лицами и компетентными государственными судами Китая.

В законодательстве ограничиваются возможности создания арбитражных комиссий. Таковые могут создаваться при торговых палатах и при правительствах городов центрального подчинения, автономных районов, районных городов и городов, включающих районы. При этом процедура создания арбитражной комиссии подразумевает разрешительно-регистрационный порядок, поскольку предусматривает обязательную регистрацию соответствующим учреждением юстиции. При этом учреждение арбитражной комиссии допускается при условии, если таковая способна обеспечить деятельность третейского суда и, в частности, иметь необходимое имущество, организационный штат, в котором юристы должны составлять не менее чем две трети. Кроме того, должны быть соблюдены и формальные требования — утверждено наименование, разработан и утвержден устав.

Арбитражная комиссия должна быть членом Арбитражной ассоциации Китая, которая, будучи самостоятельным юридическим лицом, является общественной организацией. Деятельность арбитражных комиссий, объединяемых Арбитражной ассоциацией, строится на основе принципа саморегулирования. При этом Арбитражная ассоциация осуществляет надзор за деятельностью третейских судов. В то же время в законе декларирована независимость арбитражных судов от административных органов.

Закон выделяет два вида арбитражных соглашения: 1) третейскую оговорку, содержащуюся в основном договоре, и 2) арбитражное соглашение, которое заключается в виде текстуально отдельного договора. Арбитражное соглашение может быть заключено как до, так и после возникновения спора.

В законе зафиксирована концепция автономности арбитражного соглашения, которая подразумевает, что действительность/недействительность такового не зависит от действительности/недействительности основного контракта, в отношении которого оно заключено. Вопрос о недействительности арбитражного соглашения может быть рассмотрен как самой арбитражной комиссией, так и компетентным государственным судом (народным судом). Право стороны подавать протест (возражение) в отношении действительности арбитражного соглашения ограничено первым заседанием третейского суда.

Среди требований к арбитражному соглашению — обязательность письменной формы.

Что касается содержания арбитражного соглашения, то при его заключении должно быть:

  • 1) зафиксировано явно выраженное намерение обратиться за разрешением спора в арбитраж;
  • 2) соблюдены требования об арбитрабельности спора;
  • 3) указан конкретный арбитраж, который должен разрешить спор.

Закон устанавливает и основания недействительности арбитражного соглашения, к которым отнесены:

  • 1) оговоренный соглашением спор выходит за пределы компетенции арбитража, установленной законом, или, говоря другими словами, является «неарбитрабельным»;
  • 2) имеется неустранимый порок субъекта арбитражного соглашения, т. е. оно заключено недееспособным либо ограниченно дееспособным лицом;
  • 3) нарушен принцип добровольности арбитража, т. е. одна из сторон или третья сторона понудила другую сторону заключить арбитражное соглашение;
  • 4) неполнота или неточность содержания арбитражного соглашения, вследствие чего стороны не могут достичь согласия об арбитраже.

Два из указанных оснований недействительности арбитражного соглашения не могут быть исцелены последующими действиями сторон: неарбитрабельность спора и его неполнота или неточность, не позволяющие установить арбитражное учреждение, компетентное рассматривать спор.

Закон устанавливает высокие требования к арбитрам, которые могут выступать в качестве третейских судей. В частности, арбитры, являющиеся гражданами КНР, должны иметь не менее чем восьмилетний опыт работы в области права или экономики. Что касается иностранных арбитров, то они должны обладать специальными знаниями в области права, экономики или иных областях.

Большое значение для деятельности арбитража в КНР имеют Кодекс поведения арбитров и Правила оценки поведения арбитров, которые были утверждены основным арбитражным учреждением Китая — Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссией (CIETAC).

Разбирательство дела в арбитраже основано на принципе конфиденциальности. Впрочем, стороны своим усмотрением могут предусмотреть иное, т. е. допустить публичный характер рассмотрения дела. В том случае, если в деле затрагивается государственная тайна, арбитражное разбирательство в обязательном порядке должно быть конфиденциальным. Обязанность соблюдать конфиденциальный характер рассмотрения спора распространяется на всех лиц, причастных к разбирательству: арбитров, стороны и их представителей, лиц, содействующих арбитражу, свидетелей, экспертов, оценщиков и т. д.

В ряде случаев, исходя из незначительной суммы иска, может быть проведено упрощенное арбитражное разбирательство, которое подразумевает, что дело рассматривается арбитром единолично по более простой процедуре.

По общему правилу дело может рассматриваться арбитражной комиссией в составе одного или трех арбитров. При этом если арбитраж состоит из трех арбитров, избирается председательствующий, который осуществляет руководство процессом.

Каждой из сторон предоставлено право выбрать одного арбитра из списка арбитражной комиссии. Председательствующий избирается сторонами, а в случае если стороны не достигли согласия в этом вопросе, председатель назначается главой арбитражной комиссии. Если стороны не избрали арбитров в установленные сроки, то решение о назначении третейских судей принимает глава арбитражной комиссии. Завершается формирование состава арбитража уведомлением сторон.

Закон об арбитраже допускает принятие арбитражной комиссией обеспечительных мер. Однако утверждение таких обеспечительных мер имеет место в народном суде, в который арбитражем и направляются соответствующие документы. Кроме того, арбитражная комиссия вправе прибегнуть к содействию народного суда при обеспечении доказательств по делу.

Особое значение в законе придается уведомлению участников процесса об арбитражном разбирательстве, о времени и месте слушаний.

Так, документы об арбитражном разбирательстве считаются врученными при условии, что они были доставлены и лично вручены стороне или ее представителю в арбитраже либо отправлены по месту ведения деятельности, регистрации, нахождения (проживания), обычному месту проживания или адресу для корреспонденции. В случае невозможности обнаружить вышеуказанные адреса другой стороны путем обычной проверки, извещения считаются врученными путем отправки документов заказным письмом или экспресс-почтой по последнему известному месту ведения деятельности, регистрации, нахождения (проживания), обычному месту проживания или адресу для корреспонденции, а также вручения другими способами, способными подтвердить попытку вручения, включая вручением через нотариуса.

Закон допускает возможность объединения нескольких исковых требований в одном деле. Так, истец вправе обратиться с исковым заявлением о проведении одного арбитражного разбирательства в случае, если споры связаны с несколькими договорами. Однако при этом должны быть одновременно соблюдены следующие условия: 1) существует зависимость между договорами или в договорах участвуют одни и те же лица; 2) спор вытекает из одной сделки или одной серии сделок; 3) установлено одинаковое или схожее содержание арбитражного соглашения в нескольких договорах.

Закон содержит ряд требований к процедуре подаче искового заявления в арбитражную комиссию. Так, помимо искового заявления истец должен представить арбитражное соглашение. Что касается искового заявления, то при его составлении должны быть соблюдены обязательные требования, в частности, реквизиты сторон, требование, доказательства и т. д.

До начала арбитражного разбирательства арбитражная комиссия должна провести подготовительную работу. После получения заявления истца арбитражная комиссия в течение пяти дней рассматривает вопрос о его принятии либо отказе в принятии, о чем уведомляет истца и ответчика.

В случае принятия дела к производству ответчик должен представить третейскому суду отзыв на иск, который передается истцу.

Закон возлагает на арбитражную комиссию требование провести устное слушание. Впрочем, это правило не является императивным. Стороны своим соглашением вправе предусмотреть разбирательство спора на основе документов. При этом устное слушание сторон не проводится.

Отсутствие одной из сторон в арбитражном заседании не является препятствием для его проведения. Если стороны были надлежащим образом уведомлены о времени и месте арбитражного разбирательства, но не явились в заседание, арбитраж вправе провести разбирательство.

В целом арбитражное разбирательство построено на основе принципа состязательности: каждая из сторон обязана представить доказательства, которыми обоснованы ее требования. В то же время среди особенностей ведения арбитражного разбирательства следует отметить то обстоятельство, что закон предусматривает активную роль арбитражной комиссии. В частности, арбитраж вправе самостоятельно собирать доказательства по делу. Кроме того, арбитраж может потребовать от сторон обязательного проведения экспертизы. Эти полномочия третейского суда, предусмотренные китайским законом, не характерны для института арбитрирования и являются анахронизмом инквизиционных начал в судопроизводстве, не характерным для арбитража развитых правопорядков.

Одной из стадий арбитражного разбирательства являются прения. Прения проводятся на основе ходатайства сторон. Окончание прений завершается заключительным мнением сторон.

В ходе арбитражного разбирательства сторонам предоставлено право прибегнуть к иным способам альтернативного разрешения споров. В частности, стороны могут заключить мировое соглашение, прибегнуть к медиации, подписать примирительное соглашение.

В случае достижения сторонами мирового соглашения, арбитраж принимает решение на его условиях. Кроме того, заключение мирового соглашения может быть завершено отзывом искового заявления.

Другим способом примирения сторон является медиация. До принятия решения арбитражная комиссия вправе провести медиацию. Однако это возможно только на основании добровольного волеизъявления сторон. Если стороны в ходе медиации не примирились, арбитражная комиссия должна принять решение по результатам третейского разбирательства. В том случае, если стороны примирились, результатом медиативных процедур является подготовка примирительного соглашения или решения, основанного на результатах соглашения. Оба этих документа имеют равную юридическую силу. Примирительное соглашение вступает в законную силу после вручения его окончательного текста, утвержденного арбитражной комиссией, сторонам. Если одна из сторон отказывается выполнять примирительное соглашение, арбитраж принимает решение.

Основной формой завершения арбитражного разбирательства является принятие третейским судом арбитражного решения.

Решение принимается по результатам рассмотрения дела большинством голосов арбитров. Однако если большинство голосов не достигнуто, решение принимается в соответствии с мнением председательствующего арбитра. В соответствии с законом в решении должен содержаться ряд сведений: информация об арбитраже; дата принятия решения; указание предмета спора; основания, в соответствии с которыми принято решение; существо решения; распределение между сторонами расходов, понесенных в связи с арбитражным разбирательством. Сторонам предоставлено право заключить соглашение о том, чтобы арбитраж не составлял мотивированной части решения. Обязательными реквизитами решения являются подписи арбитров, а также печать арбитражной комиссии, рассмотревшей спор. Если арбитр не согласен с принятым решением, ему предоставлено право отказаться от заверения этого документа своей подписью.

Арбитражное решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Законодательство КНР содержит особенности в регулировании процедуры оспаривания и исполнения арбитражных решений. К числу таких особенностей относится то, что Гражданский процессуальный кодекс КНР устанавливает различные правила отмены арбитражных решений по внутренним и международным спорам. Арбитражные решения по внутренним спорам согласно могут быть отменены не только по процедурным основаниям. Государственному суду предоставлено право отменить арбитражное решение в связи с важными обстоятельствами, которые касаются существа дела. Так, например, если доказательства, положенные в основу решения, сфальсифицированы либо другая сторона скрывает важные доказательства, которые существенны для рассмотрения дела, компетентный государственный суд вправе пересмотреть состоявшийся арбитражный акт. Арбитражное решение может быть отменено, если имели место взяточничество, коррупция, действия из корыстных побуждений, а также «превратное толкование закона». Кроме того, арбитражное решение может быть отменено, если оно «противоречит общественным интересам».

Таким образом, компетентный государственный суд вправе пересматривать арбитражное решение как вследствие нарушений норм материального права, так и основываясь на переоценке доказательств.

Процедура отмены арбитражного решения включает создание по инициативе народного суда комиссии, которая выявляет наличие указанных оснований для отмены решения.

Если решение отменено, то оно считается юридически недействительным. В то же время народный суд в случае отмены арбитражного решения вправе направить дело на повторное рассмотрение.

Регламентация процедуры признания и исполнения арбитражных решений дифференцировано в зависимости от того, является ли арбитраж внутренним или международным. Регулирование исполнения решений внутреннего арбитража осуществляется в соответствии со ст. 213 ГПК КНР.

Что касается признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, то соответствующая процедура основана на положениях ст. 258 ГПК КНР и Нью-Йоркской конвенции 1958 г.

Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решений международного коммерческого арбитража в целом совпадают с основаниями для отмены арбитражных решений и оснований для отказа в признании и приведении в исполнение решений внутреннего арбитража. Вместе с тем есть и особенности. В частности, стороны лишены возможности требовать признания и исполнения решения, принятого международным коммерческим арбитражем, в случае, если оно принято против Китайской Народной Республики.

В целом законодательство Китая соответствует тем стандартам регулирования арбитража, которые разработаны мировой практикой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой