Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы и методы взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дежурные создаются для обеспечения производства неотложных следственных действий и ОРМ непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Они формируются из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда в соответствии с утвержденным графиком, и включают в себя следующих специалистов: следователя или дознавателя (в зависимости от подследственности совершенного… Читать ещё >

Формы и методы взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимодействие подразделений ОВД и органов следствия при раскрытии и расследовании преступлений осуществляются в различных формах и разными методами. Отметим наиболее типичные:

  • — создание следственно-оперативных групп;
  • — привлечение к работе следственной группы сотрудников оперативных подразделений в соответствии с УПК РФ (ч. 2 ст. 163);
  • — участие сотрудников, осуществляющих ОРД, в проведении следственных действий (ч. 7 ст. 164 УПК РФ), выполнение отдельных письменных поручений по проведению ОРМ (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ), розыск подозреваемых и обвиняемых (ст. 210 УПК РФ).

Порядок создания и работы следственно-оперативных групп и обеспечение деятельности следственных групп

Следственно-оперативные группы (СОГ) создаются в целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД[1].

С учетом характера, объема и специфики решаемых задач и продолжительности деятельности СОГ подразделяются на два вида: дежурные (при дежурных частях) и специализированные.

Дежурные создаются для обеспечения производства неотложных следственных действий и ОРМ непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Они формируются из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда в соответствии с утвержденным графиком, и включают в себя следующих специалистов: следователя или дознавателя (в зависимости от подследственности совершенного преступления); сотрудников полиции: оперативных подразделений, как правило, уголовного розыска, по обеспечению охраны общественного порядка, экспертно-криминалистических и иных подразделений, при необходимости инспектора-кинолога. Следователь осуществляет руководство СОГ.

Количество дежурных СОГ, их состав, график работы и отдыха с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов определяет начальник ОВД исходя из штатной численности, состояния оперативной обстановки и ресурсных возможностей.

Силами одной и той же СОГ в течение дежурных суток может быть осуществлено, как правило, не более 2—3 выездов. В условиях осложнения оперативной обстановки может создаваться несколько дежурных СОГ. Порядок очередности их выезда на места происшествий в таком случае устанавливается начальником ОВД.

Ответственный от руководящего состава ОВД в течение дежурных суток выезжает на места происшествий при совершении тяжких, особо тяжких преступлений и в иных случаях, требующих его присутствия, а также обеспечивает контроль за организацией деятельности дежурной СОГ.

Специализированная СОГ создастся приказом начальника ОВД по предложению руководителя следственного подразделения, начальников оперативно-розыскных подразделений для обеспечения взаимодействия сотрудников ОВД, но раскрытию и расследованию тяжких и особо тяжких преступлений как в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, так и по отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким, прошлых лег, серийным и другим, в том числе гем, по которым лица, совершившие преступления, не установлены.

Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании.

По инициативе начальника ОВД или по предложению руководства подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом в состав СОГ также могут быть включены сотрудники этих подразделений.

Руководитель СОГ, помимо участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и осуществляет его планирование во взаимодействии с членами группы, распределяет работу между ними, контролирует и координирует их действия, знакомится с относящимися к делу материалами ОРД и лично несет ответственность за надлежащее использование тех из них, которые предоставлены в установленном порядке органами, осуществляющими ОРД.

При поступлении сообщения о преступлении оперативный дежурный по ОВД с привлечением сил быстрого реагирования, дежурных нарядов принимает меры к возможному пресечению преступления: задержанию, перекрытию вероятных путей отхода, блокированию мест укрытия, установлению очевидцев и обеспечению охраны места происшествия. Он незамедлительно организует выезд на место происшествия дежурной СОГ, персональный состав которой определяет исходя из характера совершенного преступления. В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-, иожаротехники, а также организует привлечение дополнительных сил (группы немедленного реагирования, участковых уполномоченных и др.).

Взаимодействие сотрудников полиции и следствия с приглашением по необходимости иных специалистов, по сути, начинается с получения первичной информации о противоправном деянии. В связи с этим сотрудники полиции должны знать и руководствоваться предписаниями ведомственного нормативного правового акта — приказа МВД России от 29 а в ['уста 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». Данный нормативный правовой акт устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Следует отметить, что в соответствии с предписаниями указанной Инструкции выполняется работа по регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в специальной книге (КУСП), в которой обязательно отражаются сведения, определенные нормативным правовым актом. В их числе:

  • — результаты работы следственно-оперативной группы, дежурного наряда (сотрудника) на месте совершения преступления, административного правонарушения, месте происшествия;
  • — данные о руководителе, поручившем проверку заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;
  • — данные о сотруднике ОВД, которому поручена проверка заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, его подпись, дата и время получения;
  • — срок проверки, установленный руководителем, и срок, в который рассмотрено заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, данные о должностных лицах, продливших срок проверки;
  • — результаты рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

Взаимодействие сотрудников различных подразделений приобретает конкретный характер, но прибытии СОГ на место происшествия. В частности, следователь определяет порядок работы СОГ, обеспечивает согласованные действия всех ее членов, направленные на поиск и фиксацию следов содеянного, установление потерпевших, подозреваемых и очевидцев, изучает обстановку, обнаруженные следы и материальные объекты, имеющие отношение к происшествию, привлекает дополнительно к участию необходимых специалистов, дает поручения оперативным работникам, организует неотложные мероприятия по раскрытию преступления по «горячим следам». При необходимости привлекает к работе участкового уполномоченного, сотрудника ГИБДД и других специалистов. Выполняя процессуальную функцию, следователь несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, надлежащее применение средств и методов по изъятию и сохранности сравнительных образцов и иных предметов, за их доставку для проведения криминалистических исследований, пресекает попытки необоснованного вмешательства в свою процессуальную деятельность со стороны неуполномоченных должностных лиц. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, принимает решение о возбуждении уголовного дела.

Сотрудник оперативного подразделения осуществляет необходимые ОРМ по установлению и задержанию подозреваемых лиц, проверке вещей и материальных объектов по действующим информационно-поисковым системам. При необходимости взаимодействует с другими подразделениями ОВД и иных ведомств, на основании поручения руководителя СОГ проводит ОРМ. Обо всех результатах оперативной деятельности незамедлительно информирует руководителя СОГ и своего непосредственного руководителя. Участвует в разработке оперативно-розыскных и следственных версий криминального события.

Участковый уполномоченный полиции информирует руководителя СОГ об имеющейся и дополнительно полученной им информации, об особенностях обслуживаемой им территории, где произошло противоправное деяние, о причастных к нему лицах и возможных свидетелях, выполняя функции, возложенные на него соответствующим нормативным правовым актом[2].

Инспектор-кинолог принимает решение о применении служебнорозыскной собаки для обнаружения причастных к совершению преступления или находящихся на месте происшествия лиц, а также орудий преступления и других предметов, представляющих интерес по делу.

В случае особой сложности возбужденного уголовного дела или большого объема работ может быть создана следственная группа (СГ). К работе следственной группы привлекаются должностные лица органов, осуществляющих ОРД. В этой правовой ситуации оперативные работники занимаются активной ОРД, согласовывая с руководителем СГ общие направления работы по выполнению задач, определенных в согласованном плане следственных действий, и ОРМ. Взаимодействие направлено на обеспечение нормального хода предварительного расследования.

  • [1] См. приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495дсн «Об утверждении Инструкциипо организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений и органоввнутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел».
  • [2] См. приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой