Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этические инструменты международных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реалисты подчеркивают ограниченную применимость моральных норм к оценке международной деятельности, поскольку к такого рода нарушениям не могут быть применены юридические санкции. Этические нормы существуют лишь в сознании людей, культурно дифференцированы и поэтому способны нс только сглаживать, но и усугублять разногласия между государствами, провоцировать конфликты в международных отношениях… Читать ещё >

Этические инструменты международных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из первых попыток использовать мораль в качестве регулятора межгосударственных отношений отчетливо присутствует уже в упомянутом договоре между Лагашем и Уммой о государственных границах, нарушение которого предусматривало наказание со стороны богов. Цивилизационная теория собрата достаточное количество фактов, свидетельствующих о том, что до появления политико-правовых институтов общественный порядок регулировался с помощью обычаев, традиций и выросшей на этом фундаменте морали. Однако еще до появления международной политики с ее дифференцированным отношением к внутреннему и внешнему, своему и чужому проблема недостаточности моральных категорий добра и зла присутствовала в философских дискуссиях об устроении человеческих отношений.

В теории международных отношений нашли применение три воззрения на мораль. Первое связано с фигурой Н. Макиавелли, постулировавшего неприменимость морально-этических критериев к политической деятельности, эффективность которой зависит от рационального выбора средств достижения поставленных целей. Второй подход — о первичности морали по отношению к праву, государству и политике — был разработан И. Кантом, тем не менее более полагавшимся на «дух торговли, который рано или поздно подчиняет себе каждый парод», и «силу денег» — наиболее надежный инструмент государственной власти, более эффективно принуждающий государства «содействовать благородному миру»[1].

Третий — компромиссный — подход предложил германский социолог Максимилиан Вебер (1864−1920). Он ввел понятия " этика убеждений" и " этика ответственности" . Эти инструменты нашли применение в теории международных отношений для оценки моральных качеств человеческого ресурса, в основном государственных деятелей, принимающих внешнеполитические решения.

Реалисты подчеркивают ограниченную применимость моральных норм к оценке международной деятельности, поскольку к такого рода нарушениям не могут быть применены юридические санкции. Этические нормы существуют лишь в сознании людей, культурно дифференцированы и поэтому способны нс только сглаживать, но и усугублять разногласия между государствами, провоцировать конфликты в международных отношениях. Морально-этические нормы создаются в определенном культурном контексте и вне его могут быть источником двойных стандартов.

В либерально-идеалистической парадигме сложилось противоположное мнение. Выдвигая этические нормы в качестве основного механизма, либеральный институционализм и транснационализм используют два способа воздействия морали на принятие внешнеполитических решений. Один из них — влияние на индивидуальное сознание методом убеждения, второй — через общественное мнение, склонное по своей природе к оценкам политических решений с морально-этических позиций.

В доглобальных международных отношениях, в которых реалистский подход был доминирующим, использование механизма общественного мнения имело ограниченный характер. Решающую роль в использовании общественного мнения па международной арене сыграли высокие технологии и средства перемещения информации, представленные в современных теориях сознания как мосты в отношениях между феноменологией и базовыми физическими процессами, продуцирующие явление осведомленности[2].

Мировое общественное мнение изготавливается с помощью high-hume[3], качественно отличается от «традиционного» общественного мнения своим медийным характером. Технологическое сопровождение процесса обмена мнениями в мировом информационном пространстве способно в определенных условиях оказывать влияние на активность социальных групп, международных организаций и принятие внешнеполитических решений в отдельных государствах.

" Стремительный рост коммуникаций привел к соответствующему росту не столько первичной информации (основанной на прямом восприятии человеком существующего помимо него мира), сколько информации вторичной — информации, основанной на восприятии не самого физического мира, а уже созданной другими людьми информации о нем.

Увеличение объема вторичной информации привело к сгущению между человеком и физическим миром своего рода «информационного облака, — „информационного“ или „виртуального“ мира, представляющего совокупность накопленных человечеством восприятий. Спецификой и одним из важнейших результатов информационной революции стало почти полное погружение критически значимой части человечества в этот „информационный мир“, во многом отгораживающий от него реально существующий мир»[4].

Примеров, подтверждающих влияние виртуально сконструированных представлений на международную практику, набралось достаточно много: постсоветские «цветные революции», Югославия, Ливия, «арабская весна» и т. д. Очевидной особенностью становится использование интернет-технологий для реализации внешнеполитических целей. Этот ресурс использует косовское правительство для получения статуса признанного государства. В настоящее время его усилия направлены на достижение суверенного статуса в медийном пространстве социальных сетей, торговых площадок и университетов. Обращение через специально созданные интернет-сайты к частным зарубежным компаниям и общественному мнению в не признавших независимость Косово странах привело к неожиданным результатам: самостоятельность этой территории признали Google, Facebook, Twitter и Linkedln.

Таким образом, апелляция к моральным нормам воздействия на международные отношения как к механизму глобальной солидарности и коллективного управления планетарными ресурсами, которая особенно характерна для либералов и транснационалистов, выглядит скорее традицией, скрывающей увеличение масштабов управляющих систем, технологически недоступных многим современным государствам. Поэтому решающая роль в обеспечении стабильности и безопасности современного мира по-прежнему принадлежит принципам и нормам международного права.

  • [1] Кант И. К вечному миру (Сочинения на немецком и русском языках подготовлены к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург". М.: KAMI, 1994. С. 425.
  • [2] Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории: пер. с англ. М.: УРСС; Книжный лом «Либроком», 2013. С. 282.
  • [3] High-hum (англ.) — высокие гуманитарные технологии — совокупность методов передачи информации, организующей и побуждающей людей к определенной коллективной деятельности.
  • [4] Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 82.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой