Процесс обоснования стратегии
Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешние ограничения могут быть обусловлены законодательными нормами, инфляцией, поведением конкурентов, изменением экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовым состоянием должников и др. Внутренними ограничениями могут служить принципы… Читать ещё >
Процесс обоснования стратегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В любой сфере предпринимательской деятельности формирование эффективной стратегии начинается с новой идеи определения миссии и общей пели предприятия (схемы 3.17,3.17а, табл. 3.5). Без хорошей идеи в рыночной сре;
Схема 3.17. Цикл (этапы) разработки экономической стратегии предприятия
Схема 3.17а. Алгоритм разработки корпоративной стратегии.
де бизнес невозможен.
Предпринимательские способности как важнейший фактор производства выражаются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи (схема 3.18).
В самом общем виде идея — форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цели дальнейшего преобразования бизнеса.
Бизнес-идеи, как и другие идеи, — продукт мыслительной деятельности человека, они определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил: желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они являются результатом субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схемы 3.19, 3.20).
На зарождение и реализацию предпринимательских идей и решений оказывают влияние многие факторы, в том числе и личностные качества человека, отношения в его семье, религия и др. (схема 3.21).
Схема 3.18. Ценностные приоритеты в бизнесе
Схема 3.19. Внешние источники новых идей и их отражение в стратегии предприятия.
Мотивация продуцирования, накопления и реализации идеи проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем — в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутренняя побудительная сила, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определенным действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, целях жизни и средствах их достижения) и ценностных ориентации (устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремится достичь и которые служат ему ориентиром в поведении и действиях).
Схема 3.20. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей
Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентации общества собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия (схема 3.22).
Схема 3.21. Факторы, влияющие на процесс подготовки и реализации идей и решений
Схема 3.22. Основные источники предпринимательских ценностей.
Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление — практическое формирование стратегий и заложенной в них идеи.
Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей технологически проходит в общем четыре укрупненные фазы (см. табл. 3.5).
Таблица 3.5. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей при выработке стратегии предприятия.
Фаза | Основное содержание |
1. Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. | Мотивы, состояние рынка, достижения пауки и техники, неосознанный и неудовлетворенный спрос и т. п. |
2. Анализ потенциальной и реальной ценности идеи. | Выявление необходимых условий и наличия технологических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (цель, потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, показатели производства). |
3. Оценка риска. | Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. Разработка бизнес-плана проекта. | План действий по реализации идеи: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т. д. |
Формирование стратегии развития предприятия — итеративный поэтапный процесс.
Первый этап — это формирование идеи, о чем было сказано выше.
На втором этапе разработки стратегии определяется миссия (философия, видение) предприятия — краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (схема 3.23).
Предприятие в таком случае выступает в виде системы и понимается как:
- • производитель товаров (услуг, работ) для потребителей;
- • социальная организация, в которой сотрудники могут проявить и развивать свои потребности;
- • конкурент другим товаропроизводителям;
Схема 3.23. Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде
- • социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
- • часть рыночной многоукладной экономики. Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется очень просто и весьма прямолинейно — максимум прибыли! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того — их цели совсем иные. Прибыль — чисто внутренняя проблема предприятия, которую напоказ выставлять-то не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой, и успешно развиваться она может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами, — во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль — не цель, а средство достижения цели. Не случайно эффективные японские менеджеры получение прибыли считают не основной целью, а сопутствующим, побочным результатом своей деловой активности. Главное внимание они сосредотачивают на решении таких долгосрочных задач, в которых прибыль прямо не указывается:
- • проникновение на рынок с новым товаром;
- • освоение и удержание необходимых сегментов рынка;
- • своевременный уход с рынка с товарами, жизненный цикл которых находится на стадии спада;
- • создание привлекательного образа компании и товара; и др. Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить по крайней мере на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?» Например, Г. Форд, хорошо знавший значение прибыли, сформулировал миссию своей компании так: «Мы предоставляем людям дешевый транспорт!» При этом он всегда подчеркивал, что если кто это сделает, то прибыль не пройдет мимо него. Миссия определяется для себя — для предприятия, но она всегда ориентируется на клиента, на общество. Миссия известной фирмы «Сони» звучит так: «Осуществляя прогресс, служить всему миру». Или вот еще примеры определения миссии известными фирмами:
- • К миру через мировую торговлю.
- • Что хорошо для страны, то хорошо для фирмы.
- • Наши изделия делают мир более удобным для жизни.
- • Потребители — источник жизни организации.
Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных высших общественных требований к поведению сотрудников фирмы. Принципы предприятия включают в себя требования:
- • к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполняемым работам) и рынку;
- • к управлению — система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.;
- • к сотрудникам — творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.;
- • внешней среды — клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства.
Формулировка принципов должна быть, с одной стороны, как можно более общей, чтобы конкуренты не смогли детально раскрыть хозяйственные замыслы предприятия, а с другой — достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них легко сориентироваться.
Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести (чувства вины и гнева) бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам па рынке — отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение к предпринимательским интересам собственников инновационных идей.
Миссия предприятия во многом определяется также ее ценностными ориентирами, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентации (табл. 3.6).
Таблица 3.6. Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями.
Вид ориентации | Категория ценностей | Тины целей, предпочитаемых предприятиями | |||
Теоретические. |
| • Долгосрочные исследования и разработки. | |||
Экономические. |
|
| |||
Политические. |
| • Общий объем капитала, продаж, количество работников. | |||
Социальные. |
|
| |||
Эстетические. |
|
| |||
Религиозные. | Согласие со Вселенной. |
| |||
Миссия предприятия тесно связана и с его культурой — совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия.
В реальной жизни она выражается:
- • в поведении предприятия — единых принципах всех сотрудников;
- • коммуникациях предприятия — стиле передачи информации;
- • средствах наглядного представления предприятия — фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т. п.
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, а во внутренней — интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений предприятия, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, регионом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
Третий этап — определение целей развития предприятия. Цель — это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- • инициативы — сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- • критерия принятия решения — оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- • инструмента управления — руководящих требований к действиям, определения направлений бизнеса;
- • координации — обеспечения бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласования работ специализированных подразделений;
- • контроля — сопоставления оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с их целевым уровнем.
В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Различия между миссией и целями предприятия.
Показатели | Миссия | Цели |
1. Временной критерий. | Устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния. | Всегда предполагают сроки их достижения. |
2. Направленность информации. | Ориентирована на внешнюю среду предприятия — потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты. | Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов. |
3. Особенности формулировки. | Формулируется в общих терминах и отражает образ предприятия, его марку, стиль и т. п. | Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности. |
4. Измеряемость. | ІІреобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения. | В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными. |
Любое предприятие как сложная социально-экономическая система имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования предприятия наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (табл. 3.8).
Таблица 3.8. Примерная классификация целей предприятия.
Признаки классификации | Группы целей | |
1. Предмет (содержание). |
|
|
2. Размер |
|
|
3. Горизонт планирования. |
| • Краткосрочные (оперативные). |
4. Сфера действия. |
|
|
5. Иерархический уровень. | • Предприятие в целом. | • Структурное подразделение. |
6. Взаимные соотношения. |
| • Конкурентные. |
7. Измеримость. | • Количественные. | • Качественные (неметрические). |
8. Назначение. | • Коммерческие. | • Некоммерческие (общественные). |
9. Среда. | • Внутренние. | • Внешние. |
10. Субъект (персонификация). | • Индивидуальные (личные). | • Групповые (коллективные). |
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективное, состояние предприятия. В связи с этим при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (схема 3.24).
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом — собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (схема 3.25).
При постановке предприятием целей важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (схемы 3.26, 3.27).
Для упорядочения целей предприятия и его структурных подразделений специалисты рекомендуют моделировать их иерархию, т. е. использовать построение древовидного графа, основание которого образуют задачи нижнего уровня — рабочих мест (схема 3.28).
Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям, в том числе:
• по уровню декомпозиции или обобщения (корпоративный, средний и оперативный);
Схема 3.24. Требования к формулированию целей предприятия
Схема 3.25. Процесс постановки и изменения целей предприятия.
Схема 3.26. Связи между целями предприятия.
- • видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т. д.);
- • стратегическим направлениям (развитие, выживание, стабилизация и др.);
- • внутреннему содержанию и назначению (социальные, экономические и др.) (схема 3.29).
Схема 3.27. Разрешение конфликта целей и их изменение (пересмотр)
Схема 3.28. Дерево целей предприятия.
Схема 3.29. Пример структуризации целей предприятия.
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть следующими:
- • предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг;
- • достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
- • накопление необходимых средств для развития бизнеса;
- • увеличение доли рынка на _______ %;
- • повышение качества выпускаемой продукции;
- • сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на ______ дней (часов);
- • выход на новые рынки сбыта к ______;
- • снижение затрат па единицу товара на _______ %;
- • освоение новых видов товаров и услуг.
На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т. д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц (табл. 3.9).
Таблица 3.9. Примеры постановки целей функциональным службам предприятия.
Основная цель товаропроизводителя — создание высокорентабельного предприятия по производству конкурентоспособной продукции (изделий) мирового уровня качества и оказанию различного рода услуг потребителям на основе постоянного повышения личной заинтересованности, в том числе и материальной, непосредственных участников производства, сотрудников, а также акционеров.
Достижение этой цели невозможно без всестороннего учета возрастающих запросов потребителей, дилеров, поставщиков, государства и всех тех, чьи интересы близки к производителю. Поступая справедливо, добросовестно и разумно со всеми, с кем производитель имеет дело, можно наилучшим образом защищать интересы акционеров, сотрудников и обеспечивать долгосрочную рентабельность предприятия.
Если действовать по такой схеме, то предприятие может успешно и эффективно решать целую систему взаимосвязанных целей:
- • предоставлять потребителям разнообразную продукцию (изделия) и услуги высокого качества;
- • обеспечивать рост продаж и прибыли, добиваться устойчивого финансового положения предприятия и неуклонного повышения дохода с общего акционерного капитала;
- • сохранять конкурентоспособность за счет повышения качества выпускаемой продукции (изделий), снижения производственных издержек, совершенствования ценовой политики, постоянно сопоставляя достигнутые результаты с реалиями рынка;
- • непрерывно совершенствовать практику руководства как с точки зрения поставленных целей, так и с точки зрения оценки достигнутых результатов;
- • создавать и поддерживать на предприятии такую деловую атмосферу и такие взаимоотношения, которые будут способствовать достижению высокого уровня удовлетворенности результатами собственного труда каждым в отдельности и всеми работниками предприятия, чувства гордости за причастность к нему;
- • добиваться хороших дивидендов для акционеров за счет эффективного управления текущей деятельностью и постоянным поиском новых возможностей.
Если в работе производственного подразделения совершаются ошибки, то в большинстве случаев их причины кроются в том, что энергия, знания и опыт работников не были востребованы и использованы в должной мере. Необходимо призывать работников к участию в совершенствовании методов работы и достижению наилучших результатов, ибо это положительно отразится на деятельности предприятия в целом; необходимо, чтобы личная заинтересованность работников, в том числе материальная, была тесно связана с экономическим благополучием предприятия.
Необходимо:
- • во взаимоотношениях с персоналом руководствоваться положениями трудового законодательства РФ;
- • предоставлять только такую работу, которая является производительной и способствует достижению целей, поставленных предприятием;
- • разъяснять каждому работнику цель выполняемых им функций и настаивать па необходимости добросовестной и эффективной работы с его стороны;
- • создавать на предприятии благоприятные условия для изобретательской и рационализаторской деятельности персонала, совершенствования методов работы;
- • устанавливать справедливые и разумные нормы работы, предоставляя сотрудникам возможность наилучшим образом проявлять свои способности. Обеспечивать благоприятные условия работы для выполнения работниками установленных норм выработки (заданий);
- • обеспечивать достойный уровень заработной платы и ее стабильную выплату каждому работнику предприятия в зависимости от его личного трудового вклада и качества выполняемой работы;
- • поощрять стремление работников к повышению своего образовательного и квалификационного уровня, помогать им в совершенствовании приобретенных навыков в работе;
- • обеспечивать охрану здоровья и жизни работников па предприятии за счет внедрения в производство экологически чистых и безопасных условий труда;
- • своевременно предоставлять работникам информацию о деятельности и достижениях предприятия, а также о других, связанных с их работой и интересующих их вопросах;
- • делать все возможное, чтобы между предприятием и действующими профсоюзами устанавливались отношения, основанные на взаимном уважении и доверии;
- • придерживаться стабильной кадровой политики, нацеленной на долговременное процветание предприятия, стараться обеспечивать надежную занятость;
- • воздерживаться от принятия па работу лиц, состоящих в близком родстве с администрацией предприятия. Прием на работу родственников других сотрудников следует осуществлять только после изучения профессиональных и деловых качеств принимаемых;
- • принимать решения, по возможности па более низком административном уровне предприятия, там, где они могут быть компетентно выполнены;
- • создавать на предприятии рабочую обстановку, атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, побуждающую людей к работе. По возможности избегать бюрократических и других аналогичных процедур.
Как правило, предприятие располагает определенным объемом информации о своих сотрудниках, которая необходима для ведения документации в соответствии с действующим законодательством. Однако нежелательно вторгаться в личную жизнь сотрудников, необходимо проявлять максимальную объективность и обеспечивать конфиденциальность имеющейся информации.
Записи в личных делах сотрудников должны носить чисто фактический характер, относиться к выполняемой работе и быть предельно точными. Если какие-либо данные окажутся ошибочными, они должны быть исправлены и изъяты. Сотрудник вправе ознакомиться со всеми собранными о нем личными данными, за исключением особых, не подвергающихся разглашению сведений, относящихся, например, к планированию его профессионального и должностного роста.
В современных условиях важнейшим направлением инновационной стратегии предприятия является инвестирование в человеческий капитал (табл. 3.9а).
Таблица 3.9а. Планирование инвестиций в человеческий капитал.
№ п/п | Мероприятия | Результаты |
|
| |
в прибыли предприятия.
|
| |
• Создание информационных сетей коммуникаций и баз знаний. |
|
Человеческий капитал — это:
- • система знаний, умений и навыков, используемых для удовлетворения потребностей людей и общества;
- • интеллект, здоровье, знания, производительный труд и качество жизни;
- • интенсивный производственный фактор экономического развития людей, предприятий и страны.
Человеческий капитал подразделяется на три вида:
- • индивидуальный — личный каждого человека;
- • предприятия — совокупный персонал компании;
- • национальный — богатство всей страны.
Человеческий капитал формируется за счет затрат на питание, одежду, жилье, воспитание, образование, здравоохранение, культуру, информационное обеспечение, безопасность граждан и других государственных расходов.
Определение эффективности планируемых инвестиций в человеческий капитал рассмотрим на примере обучения студентов в институтах или колледжах. Для этого необходимо рассчитать затраты на обучение по всем статьям и ожидаемое (прогнозируемое) повышение (прибавку) доходов человека после получения новых знаний.
- 1. Инвестиции в обучение по голам и за весь период до окончания института (И0).
- 1.1. Прямая оплата в кассу института (П0).
- 1.2. Упущенная выгода (У"):
- а) возможная (не полученная, потерянная) оплата труда, если бы студент работал все время, затраченное на занятия (лекции, семинары и т. п.) в институте (Воп1);
- б) затраты па проезд (туда и обратно) в образовательное учреждение (3″);
- в) не полученная оплата труда за время проезда в образовательное учреждение (Воп2);
- г) возможная потерянная оплата труда за время, затраченное на изучение литературы, нормативных актов, подготовку курсовых и дипломной работ и их защиту (Воп3).
- 2. Ожидаемое (прогнозируемое) повышение оплаты труда (доходов) — добавленной стоимости после получения диплома за период, сопоставимый со сроком обучения, например за пять лет (П.,) и в среднем за один год (П.").
- 3. Все расходы по всем статьям и доходы необходимо продисконтировать, но обоснованным ставкам дисконта путем умножения соответствующей суммы денежных средств на коэффициент дисконтирования, определяемый по формуле
где I — ставка дисконта, например 0, 11; I — период учета (год, месяц).
4. Результаты инвестирования.
Срок окупаемости инвестиций (год, месяц, день).
Чистый дисконтированный доход (руб.).
Индекс доходности Ид =.
Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешние ограничения могут быть обусловлены законодательными нормами, инфляцией, поведением конкурентов, изменением экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовым состоянием должников и др. Внутренними ограничениями могут служить принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции и т. п. В связи с этим в процессе разработки миссии предприятия, целей и стратегий его развития на третьем этапе необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность.
Далее переходим к четвертому этапу исследований. Практическая эффективность стратегии предпринимательского проекта зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые предприятие, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические макроэкономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру и ряд других важных параметров (схемы 3.30, 3.31). Кроме.
Схема 3.30. Факторы, влияющие на выбор стратегии действий предприятия
Схема 3.31. Основные факторы развития предприятия.
того, важной для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на планируемые (или выпускаемые) либо аналогичные товары и услуги.
Одним из существенных факторов является представление о конкуренции и конкурентах. Полезным для его учета служит сопоставление предпринимательского проекта, его товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.
Анализ и сопоставление конкурентных преимуществ и возможностей (схема 3.32) охватывают оценку емкости рынка, возможности его сегментации, выгоды, которые предлагают потребителю конкуренты, и выгоды для потребителя, которые предполагает внедряемый проект, и должны дать ответ на вопрос о его перспективности в завоевании достаточного рыночного сегмента.
При анализе внешней среды предприятия все ее факторы объединяют в две большие группы.
- 1. Среда прямого воздействия па предприятие:
- • поставщики ресурсов;
- • покупатели (потребители);
Схема 3.32. Общий анализ положения предприятия на конкурентном рынке
- • законы и государственные органы и службы;
- • конкуренты;
- • профсоюзы.
- 2. Среда косвенного воздействия на предприятие:
- • научно-технический прогресс;
- • политико-правовые нормы;
- • макроэкономическое состояние в регионе и стране;
- • международная обстановка;
- • социокультурные факторы (изменяющиеся общественные ценности, установки, нравы и др.).
Для внешней среды предприятия присущи следующие особенности:
- • сложность — множество факторов и их вариативность;
- • взаимосвязь факторов — изменение одного из них может вызвать изменения многих других;
- • неопределенность — стратегические перспективные решения обычно принимаются в условиях недостатка информации, которая часто имеет вероятностный характер;
- • подвижность — изменения в окружающей среде предприятий происходят с нарастающей скоростью.
На пятом этапе выбора стратегии предприятия проводят анализ его внутреннего состояния во взаимодействии с внешней средой (см. схему 3.31). Одним из наиболее распространенных методов ее оценки является метод SWOT (CBOT), который основан:
- • на выявлении преимуществ и сильных сторон фирмы (S);
- • оценке узких мест (слабостей) в потенциале предприятий (W);
- • установлении возможностей, предоставляемых внешней средой (О);
- • выявлении возможных угроз со стороны внешнего окружения (T) (схемы 3.33, 3.34, 3.35).
Схема 3.33. Система матрицы СВОТ-анализа
Характеристики среды. | Возможности:
| Угрозы:
|
Сильные стороны:
| Поле «СИВ» — силы и возможности. Стратегия использования сильных сторон организации для получения отдачи от новых возможностей во внешней среде. | Поле «СИУ» — силы и угрозы. Стратегия использования силы организации для преодоления угроз. |
Слабые стороны:
| Поле «СЛВ» — слабости и возможности. Стратегия преодоления слабостей организации за счет появившихся возможностей. | Поле «СЛУ» — слабости и угрозы. Стратегия избавления от слабых сторон и предотвращения возникших угроз. |
Схема 3.34. Система матрицы возможностей: сила влияния — вероятность наступления (позиционирование возможностей).
Вероятность использования возможности | Степень влияния возможности на деятельность организации | ||
Сильная | Умеренная | Малая | |
Высокая. | ВС. | ВУ. | ИМ. |
Средняя. | СС. | СУ. | СМ. |
Низкая. | НС. | НУ. | ИМ. |
Парные комбинации вероятности использования возможностей и их влияния на результаты деятельности фирмы образуют три варианта сочетаний по три поля в каждом:
- 1) наиболее значимые — ВС; ВУ; СС;
- 2) несущественные — с низкой результативностью (т.е. нерациональные) — СМ; НУ; НМ;
- 3) средние —ВМ; НС; СУ, использование которых целесообразно при наличии у компании необходимых ресурсов.
Схема 3.35. Система матрицы оценки угроз СВОТ-анализа.
Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия для организации | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | Легкие (незначимые) | |
Высокая. | ВР. | ВК. | ВТ. | ВЛ. |
Средняя. | СР. | СК. | СТ. | СЛ. |
Низкая. | НР. | НК. | НТ. |
По степени опасности для деятельности предприятия угрозы принято объединять в четыре класса по три поля в каждом:
- 1) высокой опасности, которые необходимо срочно устранять, — ВР; ВК; СР;
- 2) устраняемые в первоочередном порядке — ВТ; СК; НР;
- 3) требующие внимания и ответственного подхода — ПК; СТ; ВЛ;
- 4) менее значимые, контролируемые — НТ; НЛ; СЛ.
При изучении внутреннего состояния предприятия необходимо учитывать его потенциальные возможности и наличие производственных резервов (табл. 3.10).
Таблица 3.10. Состав внутрипроизводственных резервов.
Факторы образования и использования резервов | Пути реализации резервов |
Создание производственных мощностей. | Обоснование капитальных вложений, ускорение создания и освоения мощностей. |
Использование производственных мощностей. | Рациональное планирование рабочих мест, оборудования; внедрение поточного производства; перевооружение и реконструкция производства. |
Обновление оборудования. | Внедрение высокопроизводительного оборудования; организация комплексно-механизированных (автоматизированных) участков, линий. |
Расширение технологических возможностей оборудования. | Оснащение оборудования дополнительными устройствами; модернизация оборудования. |
Совершенствование планирования и учета работы оборудования. | Повышение специализации рабочих мест: увеличение загрузки действующих мощностей; внедрение методов оперативно-календарного; учет использования оборудования. |
Совершенствование организации вспомогательного производства. | Совершенствование текшего обслуживания оборудования; рациональная организация транспортного обслуживания; улучшение ремонтного обслуживания; совершенствование энергетического хозяйства. |
Снижение простоев оборудования. | Ликвидация аварийности; повышение сменности оборудования. |
Совершенствование производства. | Использование прогрессивных технологий; внедрение безотходных методов обработки; повышение ритмичности производства и др. |
Совершенствование продукции (изделий) и технологии производства. | Технологичность изделии; минимизация габаритных размеров и массы изделия; использование материалов с заранее заданными свойствами, унифицированных узлов и деталей; применение высоких технологий. |
Совершенствование учета и хранения материальных ценностей. | Использование прогрессивных методов учета; оптимизация складских запасов, совершенствование организации хранения материальных ценностей. |
Сокращение потерь материалов. | Внедрение рационального метода раскроя; совершенствование складского хозяйства. |
Совершенствование использования тепловых и энергетических ресурсов. | Использование вторичных энергоресурсов: увеличение КПД устройств, использующих электроэнергию; устранение потерь при доставке и хранении топлива; его рациональный выбор |
Совершенствование организации рабочего места. | Оснащение рабочего места устройствами и приспособлениями, обеспечивающими наибольшее удобство расположения рабочего места. |
Совершенствование специализации и кооперации труда. | Освоение рабочими смежных операций поточной линии; углубление специализации. |
Совершенствование нормирования труда. | Повышение удельного веса технически обоснованных норм; совершенствование опытно-статистических норм; использование экономико-математических методов для нормирования. |
Совершенствование использования кадров. | Создание возможностей повышения квалификации, улучшения оборудования и перспективности роста; обеспечение материального стимулирования и др. |
Совершенствование материального и морального стимулирования. | Рациональное использование систем оплаты труда и материального поощрения; совершенствование моральных стимулов. |
Анализ получаемой информации при исследовании факторов влияния внешней и внутренней сред позволит объективнее оценить место предприятия на рынке, определить степень восприимчивости к внешним факторам и выработать эффективную стратегию (табл. 3.11).
Самая выгодная для предприятия ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности эффективного осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и корректирует в соответствии с ними все свои действия.
Таблица 3.11. Анализ стратегических возможностей предприятия.
Внешняя среда | Внутренняя среда предприятия | |
слабые стороны | сильные стороны | |
Возможности, предоставляемые внешней средой. | Устранение недостатков предприятия. | Укрепление преимуществ предприятия. |
Опасность со стороны внешней среды. | Возможность кризиса. | Подготовка к отражению неблагоприятной ситуации. |
При кардинальных переменах в деятельности предприятия (в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства) руководство должно немедленно реагировать, и прежде всего путем изменения стратегии и тактики предприятия.
Базовым принципом гарвардской модели стратегического анализа является поиск соответствия преимуществ и слабых сторон предприятия возможностям и угрозам, исходящим из окружающей среды, с учетом ценностных ориентации предпринимателей (схема 3.36).
Изучение стратегических альтернатив предприятия возможно также с помощью портфельного анализа известной Бостонской консультационной группы (БКГ). Матрица БКГ отражает четыре основные позиции бизнеса:
- • высококонкурентный бизнес па быстрорастущих рынках;
- • высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных рынках;
- • слабоконкурентные предприятия, действующие на перспективных рынках;
- • сочетание слабых конкурентных позиций с застойными рынками (схема 3.37).
Схема 3.36. Гарвардская модель стратегического анализа
Схема 3.37. Портфельная модель БКГ.
Возможности расширения отраслевого рынка (абсолютная доля рынка) | Позиция деловой единицы в конкуренции (относительная доля рынка) | |
1. Сильная. | 2. Слабая. | |
1. Высокая. | 1.1. Оптимизировать. | 1.2. Усилить или удержать. |
2. Низкая. | 2.1. Извлекать максимальную выгоду. | 2.2. Уйти. |
Эта матрица учитывает только два измерения — относительную и абсолютную (рост) доли рынка и предполагает самостоятельность деловых единиц предприятия.
Стратегия 1.1 «Оптимизировать» направлена на увеличение или поддержание доли предприятия на рынке и укрепление отличительных преимуществ его продукции в условиях нарастающей конкуренции.
Стратегия 2.1 «Извлекать максимальную выгоду» ориентирует на сохранение существующего положения как можно дольше. Основные задачи: предположение создания новых моделей товаров с целью стимулирования повторных покупок; периодические рекламные напоминания и применение новых ценовых скидок.
Стратегия 1.2 «Усилить или удержать» применяется, когда предприятие может лишь слабо воздействовать на рынок в развивающихся отраслях.
Стратегия 2.2 «Уйти» заключается в ослаблении усилий на рынке или сворачивании и прекращении поставок товаров в соответствующий сегмент. В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы:
- 1) существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества, связанного с низкими издержками производства;
- 2) присутствие на растущем рынке требует инвестиций для обновления и расширения производства.
Более широкие возможности для формирования стратегии предприятия открывает многофакторная матрица «Мак-Кинси» , которая состоит из девяти частей и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентной позиции деловой единицы бизнеса (схемы 3.38, 3.39).
Схема. 3.38. Основные стратегические альтернативы матрицы портфельного анализа «Мак-Кинси» .
Привлекательность отрасли | Конкурентоспособность | ||
низкая | средняя | высокая | |
Высокая. | Селективный рост. | Селективный рост. | Агрессивный рост. |
Средняя. | Селективный рост. | Укрепление достигнутого положения. | Снижение активности, уход с рынка. |
Низкая. | Деинвестирование. | Снижение активности, уход с рынка. | Низкая активность, уход с рынка. |
Схема 3.39. Правила выбора стратегической позиции по матрице «Мак-Кинси»
При анализе каждого рынка рекомендуется выделить факторы, в наибольшей степени отвечающие его специфике, оценить их с точки зрения данного предприятия по трем уровням — низкий, средний, высокий — и на этой основе определить место предприятия или его структурного подразделения в одном из квадрантов матрицы. Перечень факторов, определяющих особенности положения деловой единицы на отдельных рынках, может быть различным. Для ориентировки авторы матрицы «Мак-Кинси» рекомендуют использовать примерный список ключевых факторов успеха (табл. 3.12).
Матрица «Мак-Кинси» предусматривает следующие стратегические альтернативы:
- • инвестировать, чтобы удерживать запятую позицию и следовать за развитием рынка;
- • инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции, смещаясь по матрице вправо, в сторону повышения конкурентоспособности;
- • инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию. Такая стратегия труднореализуема, если привлекательность рынка слабая или средняя;
- • снизить уровень инвестиций и собрать «урожай» ;
- • деинвестировать и уйти с рынка.
Таблица 3.12. Факторы привлекательности рынка и стратегического положения бизнеса
Привлекательность рынка | Стратегическое положение |
Характеристика рынка (отрасли) | |
Размер рынка (внутреннего, мирового) Темпы роста рынка (желательно за последние 10 лет) Географические преимущества рынка. | Доля рынка, контролируемая фирмой Темпы роста стратегической единицы бизнеса Конкурентоспособность фирмы. |
Динамика цен, чувствительность рынка к ценам Размеры ключевых сегментов рынка Цикличность рынка (ежегодные колебания продаж) Важность внешних рынков Другие возможности и угрозы отраслевого окружения. | Характеристика продуктового ассортимента Эффективность системы маркетинга. |
Факторы конкуренции | |
Уровень конкуренции на рынке Тенденции изменения числа конкурентов Преимущества лидеров отрасли Чувствительность к товарам-заменителям. | Относительная доля рынка (обычно оценивается доля внутреннего рынка и доля рынка относительно трех главных конкурентов) Потенциал фирмы и се конкурентные преимущества. |
Финансовоэкономические факторы | |
Барьеры входа и выхода из отрасли Уровень загрузки производственных мощностей Отраслевой уровень рентабельности Структура отраслевых затрат. | Уровень использования мощностей фирмы Уровень рентабельности Технологическое развитие Структура затрат фирмы. |
Социальнопсихологические факторы | |
Социальная среда Юридические ограничения бизнеса. | Корпоративная культура Эффективность работы сотрудников Имидж фирмы. |
Консультационная группа «Мак-Кинси» рекомендует для анализа внутренних факторов предприятия, оказывающих существенное влияние на его положение на рынке в будущем, использовать модель 7С, характеризующую взаимодействие важнейших социально-экономических компонентов развития бизнеса (схема 3.40).
Схема 3.40. Модель 7С развития бизнеса
В модели 7С нет обобщенных готовых вариантов стратегий, она в большей степени служит ориентиром в исследовании основных внутрифирменных факторов, формирующих перспективные направления развития предприятия.
Стратегический выбор предприятия определяется также с учетом стадии жизненного цикла предполагаемого на рынке товара. На стадии внедрения основная цель — создать рынок для нового товара, обеспечить условия для увеличения объема продаж (табл. 3.13).
Таблица 3.13. Характерные стратегии предприятия на стадии внедрения и роста объема продаж товара
Стратегия | Цели и основное содержание |
1. Проникновения и покрытия издержек. | Проникновение на выбранные рынки, предоставление информации о товаре, покрытие издержек, выбор каналов продвижения, увеличение объема продаж. |
2. Выборочного проникновения. | Снижение маркетинговых расходов, максимизация прибыли. |
3. Широкого проникновения. | Освоение максимальной доли рынка, быстрое проникновение па рынок. |
4. Дифференциации или резкого различия. | Снижение заменяемости товара конкурентами и уменьшение чувствительности к цене за счет применения ноу-хау и значительной рыночной силы предприятия. |
5. Пассивного маркетинга. | Установление низкой цены — стимулирование быстрою признания рынком нового товара. |
6. Интенсивного маркетинга. | Проникновение на рынок с высокой ценой товара при значительных расходах на маркетинг. |
7. Резкого увеличения своей доли на рынке. | Снижение цен на товаров при активном маркетинге и интенсивной рекламе. |
На стадии роста и зрелости основная цель — быстрый рост объема продаж в течение длительного периода за счет применения различных способов, в том числе в результате модификации товара, снижения издержек и др. (табл. 3.14).
Таблица 3.14. Основные стратегии предприятия на стадии роста продаж и зрелости товара
Стратегия | Цель и основное содержание |
1. Расширения. | Ввод на рынок расширенного ассортимента товара одного вида, что позволяет продлить стадию роста и поддержать объем продаж на высоком уровне. |
2. Низких издержек. | Достижение конкурентных преимуществ за счет более эффективного производства и сбыта продукции. Снижение издержек в сравнении с конкурентами, создание барьера для вхождения их на рынок. |
3. Модификации товара. | Улучшение отдельных свойств товара (надежности, срока службы, внешнего вида и др.). Введениена рынок модифицированного товара в тот момент, когда спрос на основной вариант товара начинает снижаться. |
4. Поиска нетрадиционных рынков. | Расширение объема продаж, повышение доходности. |
5. Специализации. | Использование товара на сравнительно узких сегментах рынка. |
На стадии насыщения, когда прекращается рост продаж, цель предприятия — повышение рентабельности производства за счет снижения издержек и других факторов (табл. 3.15).
Таблица 3.15. Стратегии предприятия на стадии насыщения рынка определенным товаром
Стратегия | Цель и основные положения |
1. Поддержания объема сбыта. | Сохранение существующей рыночной доли и упреждение опасности захвата рынка конкурентами. |
2. Производственной диверсификации. | Расширение номенклатуры товаров и рост продаж за счет разработки улучшенных товаров. |
3. Добавления свойств товара. | Увеличение числа функций или характеристик товара, новых положений моделей. |
4. Диверсификации. | Изменение традиционной системы распределения товара одновременно с переходом на новые рынки и новые товары. |
На стадии спада происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли предприятия. В таких случаях на рынке возможны четыре основные стратегии:
- • снижение цеп па «затухающий» товар;
- • увеличение затрат на стимулирование сбыта;
- • ликвидация деловой активности не в ущерб своему имиджу и партнерам;
- • снятие товара с производства.
При спаде в отрасли в целом предприятия имеют выбор стратегии в зависимости от их возможностей (табл. 3.16).
Таблица 3.16. Стратегические альтернативы в отрасли на стадии ее спада
Структура отрасли на стадии спада | Предприятие в сравнении с конкурентами: | |
имеет особые преимущества | не имеет особых преимуществ | |
Благоприятная. | Лидерство или отобранный сегмент. | Максимизация денежных потоков или быстрый выход. |
Неблагоприятная. | Отобранный сегмент или максимизация денежных потоков. | Быстрый выход в начале стадии спада. |
Для предприятия стратегически важно остаться на рынке. |
На шестом этапе из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительной стратегии предприятия. Сам процесс стратегического выбора, но мнению специалистов, проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном — по интуиции, опыту, умению предвидеть будущую обстановку и т. п. Долгосрочные стратегические решения не всегда поддаются объективному количественному обоснованию, а прогнозы часто не сбываются. Тем не менее при выборе стратегических решений необходимо придерживаться определенных критериев.
- 1. Соответствие возможностям и угрозам внешней среды.
- 2. Соответствие целям предприятия и совместимость с его миссией.
- 3. Достижение конкурентных преимуществ:
- • использование сильных сторон предприятия и слабостей конкурентов;
- • нейтрализация или компенсация слабых сторон предприятия и сильных сторон (преимуществ) конкурентов.
- 4. Выполнимость стратегии:
- • наличие необходимых ресурсов;
- • совместимость стратегии с внутренней организацией;
- • возможные последствия.
- 5. Непротиворечивость стратегии:
- • достижение портфельного баланса всех структурных подразделений предприятия;
- • использование эффекта синергизма и эмерджентных свойств единой системы деловых единиц.
В методическом отношении выбор стратегии предприятия проводится по этапам, основные из которых приведены на схеме 3.41.
Анализ воздействия исследуемых альтернатив на экономику предприятия с помощью производственно-рыночных сценариев позволяет более обоснованно выбрать стратегию, наилучшим образом обеспечивающую достижение долгосрочных целей предприятия.
Сценарий — это описание (картина) будущего в виде взаимосвязанных событий, правдоподобных предположений и действий, ведущих с определенной вероятностью к прогнозируемому состоянию предприятия (схема 3.42). Сценарий состоит из двух частей:
- • характеристики действий, факторов и событий, обеспечивающих достижение целей и прогнозируемого состояния предприятия;
- • описания возможных последствий для предприятия.
Схема 3.41. Этапы, факторы и методы выбора стратегии предприятия
Схема 3.42. Сценарии как метод выбора стратегии предприятия.
Для разработки сценариев применяют различные методы исследований: корреляционный анализ, экстраполяция трендов, экспертный, расчетно-конструктивный, интервальное прогнозирование, качественный анализ и др.
На седьмом этапе выбранная стратегия воплощается в систему внутрифирменных долгосрочных (стратегических), среднесрочных и тактических планов и специальных программ развития предприятия, его производственных и функциональных подразделений (схема 3.43).
На восьмом этапе после разработки долгосрочных, тактических и оперативных планов начинается практическая реализация стратегии предприятия. Для этого устанавливается программа действий и специальных процедур (регламентов) — система выполнения отдельных мероприятий или составных частей стратегического замысла (схемы 3.44, 3.45).
Схема 3.43. Планы в системе выбора стратегии предприятия
Схема 3.44. Процесс реализации стратегии предприятия.
В ходе реализации стратегии предприятия могут возникнуть непредвиденные помехи, препятствия или сопротивления, которые вызывают необходимость своевременного внесения изменений и корректировок в соответствующие подсистемы организации. Изменение — это замещение одного или нескольких внутренних элементов предприятия (целей, структуры, технологии, персонала) другими по.
Схема 3.45. Основные инструменты реализации стратегии предприятия
содержанию компонентами под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Существует множество различных причин внесения изменений в саму стратегию или отдельные ее элементы:
- • невозможность предвидения на стадии разработки стратегии новых проектных решений, технологий, поведения и развития конкурентов, экономической конъюнктуры и др.;
- • неточное определение необходимых ресурсов, ошибки в их распределении и использовании;
- • отставание в осуществлении мероприятий по времени вследствие воздействия дестабилизирующих факторов;
- • несоответствие организационно-производственной структуры и менеджмента требованиям новой стратегии;
- • сопротивление персонала предприятия изменениям;
- • ошибки в выборе ответственных исполнителей и руководителей, недостаток у них знаний и способностей;
- • недостаточная взаимоувязка стратегических и оперативных планов;
- • недостаточно четкая постановка целей, низкая подготовленность и ответственность линейных менеджеров;
- • неконтролируемые изменения во внешней среде;
- • пересмотр стоимостных критериев;
- • срыв сроков поставок сырья и других ресурсов поставщиками.
Изменения оказывают существенное воздействие:
- • на продолжительность и сроки достижения стратегических целей;
- • качество выполнения работ и их стоимость;
- • мотивацию и поведение персонала;
- • уменьшение неопределенности состояния предприятия;
- • конкурентоспособность предприятия и соответствие интересам потребителей.
Каждое организационно-экономическое изменение проходит несколько этапов: прогнозирование возможных изменений; анализ причин возникающих проблем; нахождение нового решения и разработка мер по его выполнению; предположение и описание особенностей изменений; оценка последствий вносимых корректировок; проведение испытаний предполагаемых уточнений и выявление скрытых трудностей; одобрение новшеств и организация их выполнения; координация и контроль выполнения внедряемых изменений.
Задача руководителей предприятия состоит в том, чтобы вызвать у работников готовность к предстоящим изменениям и создать у них соответствующие мотивацию, понимание и заинтересованность, погасить возможное сопротивление. Основными причинами сопротивления персонала переменам являются:
- • инстинкт самосохранения и предубеждение, что вводимые перемены не принесут для них ожидаемых результатов;
- • увеличение неопределенности в условиях недостаточной информированности о социальных, экономических и трудовых последствиях изменений;
- • ожидание опасности и потерь: уменьшение полномочий, снижение доходов, ухудшение условий труда, повышение ответственности и т. п.
Для уменьшения или устранения сопротивления новшествам со стороны персонала предприятия целесообразно:
- • пересмотреть систему материального и морального поощрения работников и гарантировать сохранение занятости сотрудников;
- • осуществлять преобразования поэтапно, что позволит людям постепенно привыкнуть к новым условиям;
- • организовать при необходимости профессиональную переподготовку или повышение квалификации персонала;
- • шире привлекать сотрудников к обсуждению и принятию решений о предстоящих изменениях и ожидаемых последствиях;
- • быть готовым к принудительным формам воздействия: угрозе увольнения, снижения оплаты труда, непредоставления повой должности и др.
Оценка и контроль выполнения стратегии обеспечивают устойчивую обратную связь между достигаемыми результатами и целями предприятия. Сам контроль направлен на учет отклонений в ходе реализации стратегии, выяснение причин и внесение необходимых корректировок в достижение промежуточных целей, сроков проведения работ и других мероприятий.