Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Форма правления: понятие, виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже если оно ему принадлежит, он либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой… Читать ещё >

Форма правления: понятие, виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику (рис. 3.1). Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия. В переводе с греческого языка означает «единовластие». Однако монархия — это не просто власть одного лица. В современном понимании — власть наследуемая. В Средневековье становились монархами в результате выборов среди узкого круга, чаще насилия, изредка — приглашения. Эта власть нередко обожествляется. Так, в Японии до 1945 г. император считался сыном Солнца.

Монархии подразделяют на абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Его подданные юридически бесправны.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет. В качестве примера можно привести Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже конституции, которые в полном смысле таковыми не являются, поскольку не ограничивают власть монарха.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим.

Основные формы правления.

Рис. 3.1. Основные формы правления.

Ограниченная монархия бывает нескольких видов в зависимости от того, каким образом ограничена власть монарха (конституцией, парламентом, другими способами).

Конституционная монархия (рис. 3.2). Первоначальной формой ограниченной, или конституционной, монархии является дуалистическая монархия. Здесь можно наблюдать возникающее разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Виды конституционной монархии.

Рис. 3.2. Виды конституционной монархии.

Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т. е. без его утверждения закон не вступит в силу. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указания, имеющие силу закона и даже более высокую силу, а главное — может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись только в 1989 г.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя предоставленное ему право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот достаточно мощный, однако использовать его можно только один раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим. А сама дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в которой преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых странах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.).

Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента обычно выражается в том, что правительство, которое, как правило, назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или нижней его палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей большинство в парламенте (нижней его палате), либо лидера коалиции партий, располагающих таким большинством.

Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже если оно ему принадлежит, он либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх нс ответственен.

Главный политический признак парламентарной монархии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно сложить свои полномочия либо должно быть отправлено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.

При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа.

Следует при этом иметь в виду, что существуют извращенные разновидности республик, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или группу диктаторов. В этом случае форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, однако ее демократическая сущность выхолащивается.

Рассмотрим разновидности действительно демократических или либеральных по политическому режиму республик. Различие между отдельными видами республик состоит в характере взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.

В дуалистической (президентской) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов.

Главный признак данной формы правления — отсутствие у исполнительной власти ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может смещать должностных лиц органов исполнительной власти по мотиву отсутствия доверия. Только нарушение закона может стать основанием отставки члена правительства. Такие гарантии делают исполнительную власть более независимой и соответственно ослабляют власть законодательную.

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может затормозить законодательную деятельность, налагая на законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата имеет право воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц. Кроме того, она ратифицирует подписанные президентом международные договоры.

Парламентарная республика. Имеет много общих признаков с парламентарной монархией, за исключением главы государства — монарха.

Вместо слабого монарха при этой форме правления действует слабый президент, который обычно выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей в себя, наряду с парламентом, обычно депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Главный признак этого тина республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта зачастую солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.

В целом ряде стран при такой форме правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой