Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование в европейских странах и России в контексте устойчивого развитии на национальном и региональном уровнях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что организаторы европейского образования осознают существующие проблемы и трудности, которые сопутствуют сближению образования отдельных европейских стран, отличающихся как по уровню социально-экономического развития, так и образовательным традициям. Они осознают, что формирование основных направлений образовательной политики стран ЕС осуществляется в условиях преобладания… Читать ещё >

Образование в европейских странах и России в контексте устойчивого развитии на национальном и региональном уровнях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные положения Концепции устойчивого развития не могут быть внедрены в реальную практику только на основе соглашений различного уровня, стимулирующих мер воздействия на население различных стран. Ее реализация невозможна без изменения ценностных ориентиров, мышления, культуры, потребления, отношения к среде обитания индивидов. Важнейшую роль в этом процессе играет образование.

В конце XX — начале XXI веков пришло осознание того, что именно человек, с его знаниями, умениями, навыками, способностями и желаниями реализовать эти способности является главным богатством общества, а критерием развития любой социально-экономической системы является уровень развития человека и удовлетворение его потребностей, а уровень развития человека во многом определяется уровнем развития образования.

В стратегии «Европа 2020» были определены ключевые политические решения в сфере образования, среди которых [27]:

  • 1. Увеличение доступа к высшему образованию (взаимопризнанис и признание предыдущего образования, снижение численности студентов, не заканчивающих ВУЗы и др.).
  • 2. Улучшение качества образования и его соответствия требованиям рынка груда (повышение уровня трудоустройства выпускников, создание и использование в образовательном процессе разнообразных моделей обучения, мотивация и награждение выдающихся преподавателей, разработка образовательных программ исходя из потребностей рынка).
  • 3. Повышение качества образования через мобильность и международное сотрудничество (специальные семестры для обучения за рубежом и возможность перевода в зарубежные вузы, признание обучения за рубежом, создание необходимых условий доступа к образованию и трудоустройству для студентов и ученых вне стран ЕС).
  • 4. Образование, исследования и бизнес для развития региона (стимулирование предпринимательских, творческих и инновационных знаний; поощрение партнерских отношений вуза с бизнесом; вовлечение вузов в планы устойчивого развития региона).
  • 5. Управление и финансирование для поддержки стратегических планов развития (достаточное, эффективное и целевое финансирование, стимулирование вузов использовать сильные стороны своего развития).

Все это привело к изменению структуры программ в странах ЕС, к преобразованию существующих программ в новые после 2013 года (рис. 25).

Совершенствование образования в странах ЕС направлено на усиление образовательной мобильности, межвузовского сотрудничества и реализуется посредством государственной и политической поддержки со стороны как правительств, так коллегиальных органов стран ЕС.

Открытость стран ЕС предоставляет молодым европейцам возможность получить высшее образование в любой стране европейского содружества. Унифицированные требования, предъявляемые вузами к абитуриентам из любой страны, привели к тому, что каждое государство само стремится привести свою систему образования в соответствие с едиными европейскими требованиями и занять достойное место в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.

Новые образовательные программы в странах ЕС после 2013.

Р и с. 25. Новые образовательные программы в странах ЕС после 2013.

Следует отметить, что организаторы европейского образования осознают существующие проблемы и трудности, которые сопутствуют сближению образования отдельных европейских стран, отличающихся как по уровню социально-экономического развития, так и образовательным традициям. Они осознают, что формирование основных направлений образовательной политики стран ЕС осуществляется в условиях преобладания глобальных процессов, порождающих устойчивые противоречия между глобальным и локальным, всеобщими и тактическим, традициями и современностью, стратегическими и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, духовным и материальным. При всем многообразии культур и социальных систем актуальной и общей для всех стран остается проблема формирования демократического идеала, способного генерировать и поддерживать чувство солидарности всех людей.

В соответствии с положениями Маастрихтского трактата, положившего начало Европейскому Союзу (в 1993 г.), образование нс подлежит процессам полной унификации, навязывающей необходимость введения одинаковых для всех стран изменений. Организация сферы образования, включающей структуру образовательной системы и содержание образования, остается в компетенции каждой страны. Это положение зафиксировано в статьях 126 и 127 Трактата о Европейском Союзе.

Вместе с тем, из этого вовсе не следует, что в объединенной Европе отсутствует единая образовательная политика.

В настоящее время образовательные системы европейских стран содружества перестраиваются на основе европейской модели образования, имеющей целью подготовить молодежь к эффективной реализации идеалов и задач интеграции. Эта модель базируется на четырех фундаментальных принципах, сформулированных в докладе, подготовленном для ЮНЕСКО независимой Международной комиссией по образованию для XXI века во главе с бывшим Председателем Европейской комиссии Ж. Делором «Образование: сокрытое сокровище» (The Treasure Within): учиться познавать; учиться делать; учиться сосуществовать и учиться жить.

В докладе предлагается новый подход к ступеням обучения и связям между ними, в рамках которого возможности получения образования становятся более разнообразными, а ценность любого образования возрастает. 11ри сохранении обязательности всеобщего базового образования, среднее образование, по мнению авторов доклада, должно играть ведущую роль в приобретении знаний каждым молодым человеком и в развитии общества. Нужны самые разные высшие учебные заведения для того, чтобы они могли выполнять функции центров знаний, профессиональной подготовки и обучения на протяжении всей жизни, а также партнеров в рамках международного сотрудничества.

В рамках трансформации европейских образовательных систем происходит сближение их структур.

Наиболее распространенной является структура образования, включающая:

  • — начальное или основное образование (в разных странах эта школьная ступень называется по-разному, что мешает ее идентификации), длительностью от 5 до 6 лет;
  • — ступень низшего среднего образования продолжительностью от 3 до 5

лет;

— старшую ступень среднего образования от 2 до 3 лет.

Таким образом, продолжительность школьного обучения в странах ЕС складывается по одной из следующих схем (в годах): 6 + 3 + 3 = 12 (наиболее распространенная схема); 5+ 4 + 3 = 12 или 6 + 5 + 2= 13. В ряде стран Евросоюза (Дания, Швеция, Финляндия) начальное или основное образование нс выделяется в виде самостоятельной ступени. Первый уровень школьного образования продолжительностью 8−9 лет характеризуется как базовое (основное образование).

Важной тенденцией, наметившейся в направлении сближения европейских образовательных систем является снижение возраста начала обучения (с 7 до 6 и менее лет) и увеличение продолжительности обучения. В большинстве с гран (Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Исландии, Норвегии, Португалии, Румынии, Словакии, Чехии, Эстонии и многих других) в школу поступают дети в возрасте 6 лет. В возрасте 5 лет идут в школу дети в Голландии и сгранах Соединенного Королевства — Англии, Шотландии и Уэльсе. В Северной Ирландии обучение начинается с 4 лет. В возрасте 7 лет идут в школу дети Болгарии, Латвии, Литвы, Швеции, Финляндии и Эстонии.

Обязательной предшкольной подготовкой охвачены дети пятилстнсго возраста в Венгрии, Голландии, Дании, Латвии, Польше и других европейских странах.

В 2009 году почти 90% семнадцатилетних европейцев продолжало обучаться в школе. Суммарная продолжительность общего среднего образования в Европе составляет от 11 до 13 лет, при этом более чем в 80% стран, она составляет 12 лет. Тринадцатилетний срок обучения введен в Великобритании, Германии, Италии, Чехии и Румынии [38].

Процесс трансформации школьных систем значительно затронул систему среднего образования. В настоящее время оно преодолевает инерцию национальных традиций, культурно-цивилизационные барьеры, вызванные неравномерностью социально-экономического развития стран — членов ЕС, спецификой национальных ценностных систем, недостаточной согласованностью образовательных стандартов, отсутствием необходимой гибкости и открытости для окружающей среды.

Традиционная средняя школа ряда европейских стран освобождается от наиболее очевидных пороков старой иерархической структуры, ограничивающей многим школьникам получение полноценного среднего образования. В первом десятилетии XXI века 20 % молодых людей в возрастной группе от 18 до 24 лет ежегодно отсеивались из школы, не завершив полный курс обучения. Предполагается, что в третьем десятилетии XXI века 85% молодых европейцев в возрасте 22 лет станут обладателями свидетельств об окончании средней школы, по сравнению с 76% в 2002 г. [38].

Новый тип среднего учебного заведения формируется на основе сближения исторически сложившихся различных неполных средних школ практического и теоретического профиля. Появление заведений такого типа способствует демократизации образования, ликвидации традиционной для многих стран кастовости и обособленности разных направлений образования, разрушению разрыва между учебными программами, барьеров на нуги преемственной связи между ступенями школьной системы.

Высшее образование шрает важнейшую роль в жизни человека и общества. Оно способствует социальному, культурному и экономическому развитию, становлению активной гражданской позиции, а также укреплению нравственных ценностей.

На европейском уровне образование в целом и высшее образование в частности не являются предметом «общеевропейской политики». Содержание и структура образования определяются на национальных уровнях. Тем нс менее, согласно положениям статьи 149 Амстердамского соглашения, Европейское Сообщество «призвано содействовать развитию качественнот образования на основе укрепления сотрудничества между государствами — членами», а также посредством широкого спектра таких мер, как поощрение мобильности граждан, разработка совместных учебных программ, создание телекоммуникационных сетей, обмен информацией и преподавание языков Европейского Союза. В соглашении также предусмотрены обязательства по содействию развитию системы непрерывного образования для всех граждан Евросоюза.

Таким образом, Европейское Сообщество призвано играть вспомогательную роль, обеспечивая привнесение европейского измерения в образование.

способствуя развитию его качества и созданию системы непрерывного образования.

На всех последних европейского саммитах, начиная с Лиссабонского саммита (2000 г.), подчеркивалась важность образования в процессе создания европейского общества знаний. В области высшего образования основным инструментом для практической реализации этой стратегии призвана стать ведущая европейская программа по финансированию образования и профессиональной подготовки «Образование в течение всей жизни».

Образование способствует изменению взглядов людей, давая им возможность делать мир более безопасным, здоровым и процветающим, тем самым повышая качество жизни [41]. Многие европейские страны активно включились в деятельность по реализации стратегии образования для устойчивого развития, в том числе в рамках Болонского процесса, а также реализации ряда международных программ. Так, программа «Жан Монне» поддерживает исследования в области европейской интеграции, программы «Эразмус» и «Эразмус Мундус» призваны развивать мобильность студентов, преподавателей и исследователей, «Темпус» — способствовать успешному проведению институциональных реформ в «третьих странах», рамочные программы ЕС по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности — вносить вклад в создание единого европейского научного пространства.

Одним из наиболее успешных проектов является программа «Жан Монне». Она нацелена на стимулирование исследований в области европейской интеграции и преподавание соответствующих дисциплин в учреждениях высшего образования, но всему миру. Около 250 тыс. человек оказываются ежегодно вовлеченными в проекты, реализуемые под эгидой данной программы, открытой в 1990 г. А в 2007 г. программа была значительно расширена и выведена на тот же уровень значимости для ЕС, которым обладают программы «Эразмус» и «Леонардо да Винчи» за счет включения в программу «Образование в течение всей жизни» [21, с. 64].

Следует отмстить, что программы «Тсмпус» и «Жан Монне» успешно реализуются в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарёва:

«Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with En Standards» (Улучшение российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС") координатором проекта является университет Альберты (Португалия). Основная цель проекта заключается в разработке и внедрении магистерской программы в области компьютерного дизайна, согласованной с европейскими университетами и основанной на стандартах европейских вузов.

«Modern Education Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia» («Современные образовательные технологии в обучении математики в рамках инженерного образования в России»). В этом проекте участвуют более десяти европейских вузов (университет Саарланд, технологический университет Темпере, университет Касселя, открытый университет Нидерландов, Венский университет, университет Монпелье и др.), а также ряд российских вузов, в том числе ЛЭТИ, КНИТУ и др. Цель проекта состоит в том, чтобы дать студентам-иервокурсникам возможность обнаружить проблемы в их математических знаниях и устранить их. Система обучения является многоязычной и мультикультурной, адаптированной к условиям страны, в которой проживает обучаемый; единая поисковая система и база знаний позволит поддерживать академическую мобильность студентов инженерных специальностей в рамках Болонского проекта.

Разработка совместной магистерской программы «Предпринимательство для будущего» («Entrepreneurs for Tomorrow»). Координатор проекта Zuyd University of Applied Sciences (Netherlands). В реализации проекта, кроме координатора, участвуют еще 3 европейских вуза из Бельгии, Финляндии и Германии, а также три российских вуза: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Нижегородский архитектурно-строительный университет и Самарский архитектурно-строительный университет. Целями проекта являются:

  • 1. Создание новой магистерской программы «Предпринимательство для устойчивого развития» по направлению менеджмент.
  • 2. Развитие сетевого взаимодействия российских и зарубежных вузов в рамках образования через всю жизнь для устойчивого развития.
  • 3. Формирование профессиональных и языковых компетенций выпускников программы.
  • 4. Апробация предпринимательских навыков и готовых бизнес-идей в реальном секторе экономики Приволжского федерального округа.

Вес вышеперечисленные проекты реализуются при поддержке грантодателя Еврокомиссии (КЭС) в рамках программы TEMPUS.

Помимо названных проектов, в Мордовском госуниверситете реализуются проекты при поддержке фонда Жана Моннс: «Европейский и Евразийский союзы как стратегические партнеры в Европейском процессе интеграции: на пути к „Большой Европе“ от Лиссабона до Владивостока», а также проект «Организация и проведение международной конференции „Образование через всю жизнь для устойчивого развития“». Второй проект был реализован в апреле 2014 года. Число гостей и участников конференции превысило триста человек, среди которых представители высших учебных заведений, органов власти, работодателей и студенчества из России и зарубежных стран — Болгарии, Латвии, Малайзии, Сербии, Финляндии, Республики Беларусь, Москвы, СанктПетербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Пензы, Самары, Саратова, Тамбова, Тольятти, Саранска. В рамках конференции состоялись конкурсы научно-практических работ школьников «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» и конкурс студенческих медиа-проектов «Живем сегодня — думаем о будущем». Целью этих конкурсов стало привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам устойчивого развития планеты Земля, распространение знаний и мирового опыта в данной области, повышение ответственности за мир на Земле, социальной активности и экономической культуры.

Результаты конкурса продемонстрировали тревогу за состояние среды обитания на Земле, осознание и понимание социальной ответственности за результаты деятельности человека. Это ярко проявилось в работах, представленных на конкурсе: «Переработаем старое, получим новое. Раздельный сбор и переработка отходов», «Голубой планете — жить!», «Экологическое производство», «Бабочки. Борьба за выживание», «Человеку дорог каждый цветок», «Школа моей мечты», «Правила здорового образа жизни» и др. Всего на конкурс было представлено 30 работ школьников. Их выступления продемонстрировали серьезную озабоченность не только своим будущим, будущим близких, но и будущим еще не родившихся поколений. Результаты конкурса вселяют надежду, что наше будущее в надежных руках.

Однако следует отметить, что большая часть работ, представленных на конкурс, была посвящена лишь одной составляющей устойчивого развития — экологической. Проблематика экономической и социальной сфер практически вышла из поля зрения как самих учеников, так и их руководителей [11, с. 19]. Все это свидетельствует о необходимости включения в образовательные программы начальной и средних школ дисциплин, отражающих экономические и социальные аспекты устойчивого развития. Изучение опыта ортнизации и содержательных аспектов системы образования в странах Европейского союза позволит повысить качество подготовки подрастающего поколения.

В настоящее время в университете реализуются проекты:

  • 1. Jean Monnet Modules — Human Resource Management for Sustainable Employment («Управление человеческими ресурсами для устойчивой занятости»).
  • 2. Jean Monnet Modules — European Union: Global foresight into accessible and quality food («Роль ЕС в обеспечении доступности и качества продовольствия»).
  • 3. Jean MonnetProjects — Lifelong education without dimension: opportunities in the Russian-Europcan integration («Непрерывное образование для устойчивого развития»).

Крупный международный проект в области образования для устойчивого развития реализуется в рамках «Программы Балтийского университета», который координируется Уппсальским университетом в Швеции. В этом международном проекте участвует около 150 университетов из четырнадцати государств. Именно в рамках этой программы в 1997 году на английском языке была опубликована серия из десяти учебных пособий по вопросам устойчивого развития [40, с. 61]. В 2005 г. Бергенское коммюнике подчеркнуло необходимость развивать систему высшего образования в Европе на принципах устойчивого развития [57]. Реализация положений, приведенных в вышеперечисленных документах, проходила параллельно с созданием и развитием общеевропейской сети университетов Copernicus Alliance с целью продвижения идей образования для устойчивого развития. Свою приверженность принципам устойчивого развития за период с 1994 по 2005 годы подтвердили 326 европейских университетов, подписавшие хартию Copernicus.

Активизировались фундаментальные и прикладные исследования российских ученых в этой области по следующим направлениям [4; 14; 34; 37]:

  • — осмысление зарубежного опыта становления образования для устойчивого развития (ОУР) и близких образовательных парадигм;
  • — исследование основных путей экологизации, гуманизации и социализации образования — формального и неформальною, от дошкольного до послевузовскою;
  • — разработка инновационных моделей ОУР в форме учебных программ, образовательных дисциплин, учебно-методических разработок;
  • — адаптация потенциала ОУР к вызовам времени и образовательной специфике.

В реальной действительности идея образования для устойчивого развития РФ находится преимущественно на стадиях осознания и понимания. В 2005 году была разработана «Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации». Она предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития…" [26]. Подобное положение встречается и в статье 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002 г. №*7-ФЗ, где отмечено, что «в целях формирования экологической культуры… устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование…, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т. д.» [28].

В настоящее время в России кроме Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации разработан План действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации. Краткий обзор механизмов реализации ОУР на разных уровнях приведен в таблице 26.

Однако до сих пор наблюдается достаточно низкая осведомленность основной части населения РФ о состоянии окружающей природной среды, низкая экологическая культура, а это означает, что в современных условиях базовые социальные институты не способны в полной мере сформировать уровень экологической грамотности, необходимой для перехода к коэволюционному (устойчивому) развитию.

Императив устойчивого развития подтверждает также взаимосвязь разума с нравственностью. Необходимы нормы морали, права, культуры в целом, ограничивающие спонтанное развитие человеческого общества. Понятно, что все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен, поэтому на передний план выходят вопросы социализации подрастающего поколения, изменения ориентации и содержания образовательных систем как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций устойчивого развития [20].

Изначально идея ОУР воспринималась крайне настороженно одними и негативно другими людьми. Абсолютное большинство специалистов не видело в ней реальной перспективы для отечественной образовательной системы. Профессионалы воспринимали ОУР как нечто случайное, возможно даже спекулятивное или насильно внедряемое со стороны [13, с. 41].

В настоящее время наметилась тенденция активизации действий в области ОУР во всех звеньях системы образования России, особенно в средней школе и в вузах. В ряде отечественных университетов (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургокий государственный университет, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева и др.) осуществляется преподавание основ устойчивого развития в рамках бакалаврских и магистерских программ.

В образовательные программы российских вузов включены дисциплины, отражающие различные аспекты устойчивого развития.

В процессе подготовки к проведению международной конференции «Образование через всю жизнь для устойчивого развития» при поддержке Фонда Жана Монне на базе Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (далее — Мордовский университет) было проведено прикладное исследование состояния образования для устойчивого развития.

Анализ содержания образовательных программ бакалавриата и магистратуры, реализуемых Мордовским университетом, показал, что в 45 из них рассматриваются различные аспекты устойчивого развития [39, с. 14] (табл. 27).

Из таблицы 27 видно, что в настоящее время в вузе преподается 73 курса, в которых рассматриваются различные составляющие устойчивого развития: экологическая, экономическая и социальная. При этом значительная их часть связана с реализацией программ бакалавриата. 17 дисциплин преподаются на магистерских программах по направлениям «Строительство», «Биология», «Биотехнология», «Экология и природопользование», «Агроинжснсрия», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Химия», «Социальная работа», «Социология», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление».

В области образования для устойчивого развития можно выделить четыре основных организационно-педагогических подхода.

  • 1) ОУР как часть программы обучения, но отдельным (преимущественно естественнонаучным) дисциплинам;
  • 2) ключевые аспекты устойчивого развития (экологические, социальные, политические и правовые, экономические);
  • 3) программы перехода к устойчивому развитию;
  • 4) реализация принципов устойчивого развития в основных секторах народного хозяйства.
  • -J

OO.

Табл и ц, а 26

Участники и механизмы реали зации образования для устойчивого развития [15]

Уровень ОУР.

Участники процесса ОУР.

Механизмы реали зацим ОУР.

Ситуация в России.

Международное сообщество.

• Межправительственные организации (СЮН, ЮНЕСКО и др.) и рабочие групп, международные общественные организации.

  • • Сбор, анализ и распространение информации об инициативах в области ОУР во всем мире
  • • Рекламная, правовая и информационная поддержка Десятилетия ОУР
  • •Организация двустороннего и многостороннего партнерства стран в области ОУР
  • • Внедрение ОУР в национальные учебные планы и государственные бюджеты; проведение научных исследований в облает ОУР
  • •Включение вопросов ОУР в повестку дня Комиссии ООП по устойчивому развитию; организация международных и межрегиональных конференций и обучающих семинаров
  • • Школы, кафедры ЮНЕСКО вовлечены в деятельность по реализации нр01рамм ОУР
  • • Россия участвовала в разработке Стратегии ОУР ЕЭК ООН
  • • Общественными организациями и органами управления образованием Санкт-Петербурга, Томска, Омска, Новосибирска, Владивостока, Сахалинской облает, Екатеринбурга в партнерстве с некоммерческими организациями из Великобритании, Финляндии, Дании реализованы международные проекты, направленные на повышение знаний российских педагогов и разработку методических материалов и образовательных программ

Регион, государство.

•Министерство образования л науки РФ. обществен неполитические организации и твижения, средства массовой информации и информационные агентства, бизнесассоциации.

  • • Разработка национальной пол1гшки в сфере ОУР
  • • Бюджетное и внебюджетное финансирование ОУР
  • • Просвещение населения в области устойчивого развития
  • • Распространение информации об опыте устойчивого развития нреднрщпий, организаций, населенных пунктов, регионов
  • • Организация общественного форума для обмена успешным и негативным опытом, для выявления проблем устойчивого развития и путей их решения, в том числе средствами образования
  • • Проведение научных исследований и совместных проектов в области ОУР
  • • Разработка индикаторов устойчивого развития, проведение объективного мониторинга в области ОУР

«Примером продвижения ОУР на уровне региона может быть деятельность кафедры экологического образования Санкт-Петербургской академии Постдипломного Педагогического образования.

• Кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского Открытого Образования, которые вовлекают школы региона в экспериментальную работу, но программам ОУР, ищут пути интеграции ОУР в существующие образовательные системы школ 'Подобная работа на муниципальном уровне была проведена по ииициатпе общественной ор1анизации «Байкальская 'Экологическая Волна» в Иркутской области.

Окончание табл. 26

Местное сообщество.

* Общественные (детские, молодежные, женские) организации, учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, клубы), комитеты общественного самоуправления, рслишозныс общины.

• Выявление местных примеров устойчивости, способов устойчивого природопользования; обмен практическим опытом в области ОУР.

• Примеры ведущих общественных организаций. работающие в области разработки методологии ОУР, а также реализации проектов: Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию (за 1996;2010 годы в рамках проектов згой организации пропит обучение по ОУР более 5000 педагогов из различных районов России); «Байкальская экологическая ваша», СанктПетербургская Федерация экологического образования.

Школа, вуз.

•Преподаватели, учащиеся, студенты.

• Интеграция ОУР в действующие учебные планы и программы.

  • • Существует ряд вузов, в которых созданы кафедры устойчивого развития, курсы «Устойчивое развитие» включены в учебные планы. Как правило, это происходит по инициативе заинтересованных преподавателей на уровне кафедры, факультета
  • • В основной массе школ ОУР если и реализуется, то через дополнительное образование, проектную деятельность учащихся, вовлечение учащихся в проекты, организованные некоммерческими негосударственными организациями

Таблица 27.

Включение аспектов устойчивого развития в основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, реализуемые в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва по ФГОС третьего поколения.

Показатель.

Бакалавриат.

Магистратура.

Итого.

Программы, включающие курсы, ориентированные на рассмотрение различных аспектов устойчивого развития.

П.

Курсы, ориентированные на различные аспекты устойчивого развития, всего.

17*.

В том числе курсы, рассматривающие экологическую составляющую устойчивого развития.

Г

*Данныс приведены без умета дисциплин, реализуемых в рамках магистерской программы «Экология и природопользование».

В нашей стране имеет место в основном первый подход (в грех вариантах: многопредметная модель — содержание ОУР изучаегся отдельными темами в различных предметах; однопредметная модель — изучается отдельный курс в области устойчивого развития; смешанная модель — сочетание однои многопредметной). В настоящее время инициативные проекты в сфере ОУР как возможные элементы будущей системы ОУР реализуются в Российской Федерации на всех уровнях образования.

Однако большая часть преподаваемых курсов (53 из 73 дисциплин) отражает лишь одну составляющую устойчивого развития — экологическую. Программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Социальная работа», «Социология», «Менеджмент», «Торговое дело» содержат курсы, раскрывающие социальную составляющую. К ним можно отнести дисциплины «Корпоративная социальная ответственность», «Социальная ответственность и социальная отчетность», «Современные теории социального благополучия» и др.

Экономические проблемы устойчивого развития находят отражение лишь в курсе «Экономика природопользования». Всего 4 дисциплины, преподаваемые в вузе, исходя из их названия, предполагают реализацию комплексного подхода к изучению всех аспектов устойчивого развития. Среди них: дисциплина «Зеленая химия и устойчивое развитие» направления бакалавриата «Химия, физика и механика материалов»; курсы «Устойчивое развитие», «Устойчивое развитие территории», «Менеджмент устойчивого развития» направлений магистратуры «Экология и природопользование», «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент», соответственно. Проведенный анализ свидетельствует о том, что, несмотря на включение экологической проблематики, реализуемые в университете программы бакалавриата и магистратуры, осознание и понимание идеи устойчивого развития находятся на относительно невысоком уровне в сравнении с передовыми странами. Об этом свидетельствуют данные полученные в процессе проведенного учеными Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва исследования в рамках подготовки к Международной конференции «Образование через всю жизнь для устойчивого развития» при поддержке фонда Жана Монне. В процессе исследования был проведен опрос представителей разных ipyini населения регионов РФ (Республика Мордовия, Новосибирская, Тамбовская, Московская, Пензенская, Ульяновская области). В группу респондентов входили: школьники, студенты, преподаватели, работодатели, представители органов власти. Совокупная выборка составила 286 человек, из них 7,5% - школьники, 7,4% - представители органов власти, 36,8% - студенты, 27,7% - преподаватели и 20,6% - работодатели (рис. 26).

Структура социальной принадлежности респондентов.

Р и с. 26. Структура социальной принадлежности респондентов Распределение респондентов, но гендерной принадлежности представлено Таблица 28.

Гсндсрнан принадлежность респондентов.

Целевые группы.

Пол.

муж.

жен.

Студенты.

33,3.

66.7.

Преподаватели.

34,2.

65.8.

Работодатели.

45,8.

54,2.

Органы власт и.

59,1.

40,9.

Школьники.

19,1.

80.9.

Среднее значение, но группам.

38,3.

61,7.

в таблице 28 [54].

Более высокая доля респондентов женщин в общей совокупности обусловлена их более высоким откликом на предложение поучаствовать в опросе.

Возрастная структура респондентов характеризовалась высокой долей лиц в возрасте от 18 до 30 лет (30,1%) и лиц среднего возраста от 31 до 40 лет (33%).

По уровню образования респонденты распределились следующим образом: лица с высшим гуманитарным образованием — 26,2%, высшим техническим — 15,7%, имеющие ученую степень — 25,6%.

Опросный лист включал в себя 32 вопроса, касающихся различных аспектов организации, содержания и качества образования в России.

Опрос респондентов был направлен на оценку уровня зрелости целевых аудиторий в области устойчивого развития.

В таблице 29 представлены ответы респондентов на вопрос «Знакомо ли Вам понятие «устойчивое развитие».

Таблица 29

Ответы респондентов на вопрос

«Знакчнмо ли Вам поннтис „устойчивое развитие экономики“?», %

Целевые группы.

Никогда не слышал.

Что-то слышал.

Имею некоторое представление.

Я хорошо знаком с содержанием данного понятия.

Студенты.

5.7.

37,1.

50,5.

6.7.

Преподаватели.

2,5.

21,5.

45,6.

30,4.

Работодатели.

5,1.

20,3.

49,2.

25,4.

Органы власти.

4,5.

13,7.

54,5.

27,3.

Школьники.

Среднее значение по группам.

3,6.

22,3.

52,4.

21,7.

Анализ данных, представленных в таблице 29, свидетельствует о том, что наиболее знакомы с содержанием понятия «устойчивое развитие» преподаватели (30,4%), органы власти (27,3%) и работодатели (25,4%). Некоторое представление об этом понятии имеют 62% школьников, 54,5% представителя органов власти и 50,5% студентов. В то же время никогда нс слышали об этом понятии 5,7% студентов, 5,1% работодателей и 4,5% представителей органов власти.

Результаты ответа на вопрос «Что является важнейшей задачей устойчивого развития экономики?» представлены в таблице 30.

По мнению большинства респондентов, важнейшей задачей устойчивого развития является «обеспечение сбалансированного развития экономики, социальной сферы и экологической безопасности». Данной точки зрения придерживается 79,0% студентов и 77,3% представителей органов власти. На втором месте по количеству ответов стоят «улучшение качества жизни, искоренение бедности и нищеты, сглаживание социального неравенства». Этого мнения придерживаются 72,2% преподавателей, 72,9% работодателей и 61,9% школьников.

В то же время понимание необходимости «обеспечения баланса интересов нынешнего и будущих поколений» самое высокое у представителей органов власти (36,4%) и у преподавателей (32,9%). Среднее значение данного показателя по всем целевым группам (25,7%) является одним из наиболее низких из 7 отмеченных задач. Самое низкое среднее значение (11,6%) имеют «экологизация сознания и мировоззрения, предупреждение ухудшение состояния окружающей среды».

Таблица 30

Ответы респондентов на вопрос

«Что является важнейшей задачей устойчивого развития экономики?»2

Целевые группы.

Улучшение качества жизни, искоренение бедности и нищеты, сглаживание социального неравенства.

Экологизация сознания и мировоззрения, предупреждение ухудшения состояния окружающей среды.

Обеспечение сбалансированного развития экономики, социальной сферы и экологической безопасности.

Развитие правового государства, рыночного хозяйства и гражданского общества.

Развитие международного сотрудничества и глобального партнерства.

Обеспечение баланса интересов нынешнего и будущих поколений.

Сохранение малых народов.

этносов.

Студенты.

61.9.

7.6.

79.0.

44,8.

45.7.

19.0.

0.0.

Преподаватели.

72,2.

16,5.

70,9.

40,5.

27,8.

32,9.

3,8.

Работодатели.

72,9.

5.1.

66.1.

61,0.

22.0.

20,3.

0.0.

Органы власти.

63,6.

13,6.

77,3.

31,8.

36,4.

36,4.

0,0.

Школьники.

61,9.

52,4.

38,1.

33,3.

14,3.

4,8.

Среднее значение по группам.

67,0.

11,6.

71,0.

43,8.

33,0.

25,7.

1,4.

11ри ответе на вопрос «Как Вы оцениваете проблемы устойчивого развития экономики России?» респонденты должны были проранжировать обозначенные в анкете проблемы от 1 до 7 (1 — очень важно; 7 — совсем нс важно). По результатам ответов, полученных в процессе опросов, выяснилось, что большинство респондентов в качес тве основных проблем устойчивого развития считают «чрезмерное расслоение общества, низкий уровень жизни большей части населения» (среднее значение 2,9) и «необходимость технического перевооружения, замена действующего оборудования и технологий средствами производства новых поколений» (среднее значение 3,2). Меньшие рант респондентами установлены по проблемам: «недостаточное внимание к защите окружающей среды, к сохранению среды обитания для будущих поколений», а также «социальная ответственность бизнеса» (среднее значение соответственно 4,9 и 5.1).

Программы дополнительного профессионального образования реализу-; Респондент должен был выбрать три наиболее значимых, с сто точки зрения, задачи.

ются в основном в форме краткосрочного повышения квалификации: «Управление природопользованием и охрана окружающей среды» (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), «Глобальное устойчивое развитие и обращение с отходами» (Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет), «Мировая экономика и устойчивое развитие» (Международный независимый экологополитологический университет — Академия МНЭПУ).

Можно отметить ряд инициатив вузов в сфере неформального образования. Например, в Российском государственном гидрометеорологическом университете реализован проект-круиз Learn Coast (Learning network on coastal sustainable living in Baltic Sea region — «Учиться совместно устойчиво жить в Балтийском регионе»). В рамках морской летней школы для студентов из России, Эстонии, Дании, Швеции разработано пять образовательных модулей: прибрежные сообщества и стиль жизни, прибрежная среда обитания, устойчивый туризм, комплексное управление прибрежной зоной, анализ и предупреждение рисков.

Активная работа, но повышению квалификации специалистов, работающих в области устойчивого развития, на уровне дополнительного профессионального образования ведется в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках международной программы сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента. Разработан курс повышения квалификации «Устойчивое развитие и экологический менеджмент», включающий в себя семь модулей:

  • 1) концептуальные основы устойчивого развития;
  • 2) ключевые аспекты устойчивого развития (экологические, социальные, политические и правовые, экономические);
  • 3) программы перехода к устойчивому развитию;
  • 4) реализация принципов устойчивого развития в основных секторах народного хозяйства;
  • 5) управление процессом перехода к устойчивому развитию;
  • 6) профессиональная деятельность в области устойчивого развития и подготовка кадров;
  • 7) практическая реализация проектов в области устойчивого развития (примеры успешных и тиражируемых проектов по переходу к устойчивому развитию в различных секторах народного хозяйства; мастер-классы для слушателей курса; комплексный практикум на примере проекта в области устойчивого развития).

Таким образом, проведенное в рамках конференции исследование проблем образования для устойчивого развития показало, что в России их решение не в полной мере соответствует мировым тенденциям. Образование и воспитание подрастающего поколения для устойчивого развития общества скорее декларируются, чем реализуются. Изменение сложившейся ситуации возможно при условии глубокого осознания потребности в устойчивом развитии всеми слоями общества, государственными органами власти и бизнесом на всех уровнях (глобальном, национальном, региональном, а самое главное — на организационном) в их тесном взаимодействии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой