Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическое обеспечение диагностики и измерения стрессов на работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструкция: внимательно прочитайте представленные ниже утверждения и оцените степень вашего согласия с ними, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно». ОС меньше 39 баллов — высокая толерантность к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «В» — «иммунному» типу поведения. В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня… Читать ещё >

Методическое обеспечение диагностики и измерения стрессов на работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шкала организационного стресса

Маклин [14],.

русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой

Вводные замечания

Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера [1]. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А» [13].

Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:

  • • способность самопознания (когнитивность);
  • • широта интересов;
  • • принятие ценностей других;
  • • гибкость поведения;
  • • активность и продуктивность деятельности.

Опросник ОС

Инструкция: внимательно прочитайте представленные ниже утверждения и оцените степень вашего согласия с ними, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно».

№.

п/п.

Утверждение.

Абсо лютно верно.

(всегда).

Верно в большинстве случаев.

Нечто среднее.

Не совсем верно / скорее неверно.

Абсо лютно неверно.

(никогда).

При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать.

После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах.

№.

п/п

Утверждение

Абсо

лютно

верно

(всегда)

Верно в большинстве случаев

Нечто

сред

нее

Не

совсем верно / скорее неверно

Абсо

лютно

неверно

(никогда)

Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения.

Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе.

В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения.

Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы.

На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег.

Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения.

Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время.

В выходные дни я активно отдыхаю.

Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня.

№.

п/п

Утверждение

Абсо

лютно

верно

(всегда)

Верно в большинстве случаев

Нечто

сред

нее

Не

совсем верно / скорее неверно

Абсо

лютно

неверно

(никогда)

Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы.

В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи).

На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я.

Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы.

В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество…).

Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу.

Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах.

Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач).

Я часто не согласен (а) с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается общее количество баллов — общий индекс ОС. Чем меньше его величина, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.

ОС больше 50 баллов — высокая восприимчивость к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «А» (по Фридману).

ОС в интервале 49—40 баллов — средняя стресс-толерантность и предрасположенность к поведению типа «АБ» (промежуточный тип поведения).

ОС меньше 39 баллов — высокая толерантность к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «В» — «иммунному» типу поведения.

Полезную информацию для разработки антистрессовых мероприятий, направленных на коррекцию персональной восприимчивости организационных стрессов, может дать сравнительный анализ показателей пяти субшкал.

Общий «ключ».

Утверждение.

Абсолютно верно.

(всегда).

Верно в большинстве случаев.

Нечто среднее.

Не совсем верно / скорее неверно.

Абсолютно неверно.

(никогда).

  • 1. Способность самопознания (когнитивность): утверждения 4, 9, 13, 18.
  • 2. Широта интересов: утверждения 2, 5, 7, 16.
  • 3. Принятие ценностей других: утверждения 3, 8, 14, 20.
  • 4. Гибкость поведения: утверждения 1, 11, 17, 19.
  • 5. Активность и продуктивность: утверждения 6, 10, 12, 15.

Ответы на утверждения субшкал оцениваются также в соответствии с общим «ключом».

Пример использования шкалы ОС

По результатам исследования Е. В. Жукиной [3] инженерно-технических работников (ИТР) в количестве 84 человек (55 мужчин и 29 женщин) были получены средние значения общего индекса ОС для разных возрастных групп (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Показатель организационного стресса на разных возрастных этапах профессионализации.

Среднее значение общего индекса ОС для возрастных этапов профессионализации.

Индекс ОС для всех возрастов.

1-й этап 24—35.

2-й этап 36—45.

3-й этап 46—55.

4-й этап 56—65.

5-й этап 66—75.

48,45.

44,58.

48,11.

48,00.

48,83.

47,65.

Сравнительный анализ индекса организационного стресса на возрастных этапах профессионализации достоверных различий не выявил (рис. 3.1). Однако видно, что самый низкий показатель стресса имеют ИТР на 2-м этапе профессионализации (36—45 лет), а самый высокий — на 5-м этапе. Автор связывает это с особенностями восприятия профессионально-трудных ситуаций и профессиональным опытом преодоления стрессовых ситуаций. Очевидно, возраст 36—45 лет — период «расцвета» по классификации А. К. Марковой [8] — является наиболее устойчивым к стрессам на работе.

ИТР 1-го и 5-го этапа профессионализации имеют относительно высокие показатели организационного стресса. У первых это связано с недостаточным профессиональным опытом, а у последних, очевидно, — с состоянием здоровья и ожиданием прекращения трудовой деятельности.

Показатель организационного стресса на разных возрастных этапах профессионализации.

Рис. 3.1. Показатель организационного стресса на разных возрастных этапах профессионализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой