Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внешность оратора, паралингвистические средства воздействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое впечатление является определяющим и носит устойчивый характер. В биологии и психологии используется понятие «импринтинг» (от англ, оставлять след, запечатлевать). Его будет уместно применить и в коммуникационном процессе. Когда аудитория в первый раз видит оратора, она составляет о нем мнение за несколько секунд — отсюда рекомендации не показываться публике перед выступлением. Обычно… Читать ещё >

Внешность оратора, паралингвистические средства воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Даже на интуитивном уровне мы прекрасно ощущаем, какое большое значение для восприятия человека человеком имеет впечатление о внешности, которая обычно определяется как внешний облик, наружность. Внешний облик оратора — это важная составляющая публичного выступления. То, как он стоит, как держит голову, что делает со своими руками, во что одет, какое у него выражение лица, в значительной степени определяет отношение к нему аудитории.

При оценке внешности оратора важным оказывается наше понимание красоты.

Как эстетическая категория красота обозначает совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, вызывающее эстетическое наслаждение. В культуре Ренессанса не разделялись эстетические и этические начала красоты: «Красота — залог величия и благородства, уродство — залог низменности и злодейства»1.

Известно, что восприятие физической красоты носит социально-исторический характер.

Давайте сравним несколько описаний красивой женщины.

Идеалом красоты в Древнем Египте «слыла стройная женщина, обладающая полными губами и большими выразительными миндалевидными глазами. Как и нынешние модницы, египтянки шли на хитрости: форму лица подчеркивали специальными контурами, а чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, они использовали сок растения, называемого „сонная одурь“. Хочется надеяться, что глаза от этого не становились сонными и одурманенными. Самым красивым считался зеленый цвет глаз, но он же был и самым редким. И здесь предприимчивые египтянки ухитрялись обойти природу — они красили глаза специальным зеленым пигментом из окиси меди. Озеленению поддавались также ногти на руках и даже ступни ног. Но едва ли не самым важным параметром древнеегипетской красоты, впрочем как и сейчас, оставалась пропорциональность лица и фигуры»2.

А вот этот пример из анонимного произведения «В восхваление дам и их красоты», созданного в эпоху Ренессанса, который приводит А. Д. Чернова в книге «Все краски мира, кроме желтой»3:

  • 1 Чернова А. Д. Все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1985. С. 178.
  • 2 Эталоны женской красоты в разнос время. URL: http://www.lady.webnice.ru/ beauty/?act=article&v=263.
  • 1 Чернова А. Д. Все краски мира, кроме желтой. С. 206.

«Три вещи белых: кожа, зубы и руки;

Три вещи черных: глаза, брови, ресницы;

Три розовых: уста, щеки и ногти;

Три длинных: талия, волосы и руки;

Три невеликих: зубы, уши и ступни…"

Любопытно, что у разных народов (например, у майя или жителей острова Борнео) признаком женской красоты считались черные зубы. Малоизвестно, что «русские девушки так же чернили зубы, для того чтобы казаться желанными невестами. Так как сахар был дорог, а значит, позволить его могли лишь зажиточные семьи, девушки красили зубы углем, чтобы показать, что целыми днями едят сахар. Хрупкие японские девушки покрывали зубы черным лаком и выглядели при этом очень модно. Легко представить, как выглядела бы голливудская улыбка по-японски»[1].

Яркий пример социального и даже классового отношения к красоте мы можем найти в трудах Н. Г. Чернышевского. Для этого русского писателя и литературного критика красота крестьянки более привлекательна, потому что она естественна, обусловлена природным течением трудовой жизни.

Поскольку стандарты привлекательности отличаются не только в разных эпохах и обществах, но и в разных социальных средах, культурных ареалах, непривлекательная внешность сама по себе не является проблемой. Конечно, неопрятность или излишний эпатаж вряд ли вызовут симпатии. Однако важно помнить, что не только универсальные рекомендации (одевайтесь сдержанно, не злоупотребляете аксессуарами, выбирайте подходящий фон и Т.П.), но и требования ситуации должны быть учтены. Не всякое выступление проходит в подготовленном для этого зале. Оратор может выступать на улице перед собравшейся толпой людей. В этом случае строгий костюм, скорее всего, будет неуместен, а незастегнутый ворот рубашки, растрепавшиеся волосы добавят речи ощущение динамики, энергии[2].

Первое впечатление является определяющим и носит устойчивый характер. В биологии и психологии используется понятие «импринтинг» (от англ, оставлять след, запечатлевать). Его будет уместно применить и в коммуникационном процессе. Когда аудитория в первый раз видит оратора, она составляет о нем мнение за несколько секунд — отсюда рекомендации не показываться публике перед выступлением. Обычно зритель очень быстро оценивает выступающего в довольно простых категориях: красивый — некрасивый, умный — глупый, уверенный — неуверенный, сильный — слабый и т. д. Преодолеть это сложившееся впечатление чрезвычайно трудно, прежде всего потому, что оно спонтанно и формируется на подсознательном уровне. Но и тут возможны исключения. Опытный оратор может произвести неизгладимое «второе впечатление». Представим, что из зала выходит невзрачный человек невысокого роста, по пути роняет конспект с подготовленной речью, наклоняется, чтобы поднять упавшие листки, при этом из его кармана вываливается авторучка… Специалисты оценят такое начало, как провал всей речи: знаменитые семь секунд истекли, впечатление уже сложилось и никой «кредит сцены» уже не поможет, ибо он исчерпан еще до начала выступления. Однако наш герой поднимается на трибуну, устремляет взгляд в зал, выдерживает продолжительную паузу и начинает пламенную убедительную речь, от которой у многих из собравшихся побежали мурашки по коже. Примером такого оратора может быть, например, Бенито Хуарес, первый демократически избранный президент Мексики.

Оратор, который понимает, как использовать неречевые средства выразительности, обладает серьезным оружием в борьбе за свою аудиторию. Наука паралингвистика (от греч. para — около) изучает именно такие невербальные средства, также их взаимодействие с вербальными в общем процессе передачи информации. Интонация, мимика, жесты, выражение лица выступающего могут сказать не меньше, а иногда даже больше, чем его слова. Подтексты, эмоциональное отношение, дополнительные смысловые окраски компенсируют то, что было недосказано. Часто жест, движение, наклон головы предшествует фразе, подготавливая к ней слушателя.

Рассмотрим некоторые из невербальных средств, неизбежно используемых в публичном выступлении.

1. Кинесика (от греч. kinesis — движение) занимается изучением телодвижений, определяет, каким интенационным моделям, словестным оборотам они соответсвуют. Так, жесты можно различить по их целевому предназначению.

Иллюстрирующие — непосредственно подкрепляют словестное определение. Например: «В этом вопросе мы ходим с вами по замкнутому кругу». При этом оратор очерчивает в воздухе круг указательным пальцем. «А теперь возмьмем и соединим эти аргументы». Оратор делает движение руками, будто сдвигая две части целого. Сжатые у запястья и раскрывающиеся на манер пасти крокодила ладони живописуют алчного и опасного врага.

Аффективные — передют эмоции выступающего. Всплеск руками, удар кулаком по столу, хлопок по лбу, пожимание плечами и т. п. — все это выражает наши переживания (радость, восторг, досаду, огорчение, недоумение и т. д.).

Ритмические жесты задают темп, облегчают членение на небольшие смысловые отрезки, указывают на логическое ударение. Указательные жесты направляют внимание аудитории, например если следует обратиться к слайдам, графикам и т. п.

Символические жесты являют собой некий знак, понятный аудитории. Так, поднятая вверх рука с открытой ладонью символизирует призыв к тишине, равно как и поднесенный к губам указательный палец, а положенная на область сердца рука засвидетельствует искренность, обхваченная руками голова говорит о том, что произошла какая-то неприятность или беда. Каждый поймет, например, символический жест отказа, когда говорящий совершает ладонью руки отталкивающее движение.

Оценочные жесты показывают отношение к происходящему или услышанному. Например, покачивание головой может продемонстрировать скепсис, неодобрение.

Указательные жесты сопровождают просьбу или приказ. Они могут выражаться движение руки, головы, тела, взглядом. Например, при словах «Открой окно!» Что одновременно и усиливает императив, и выделяет то окно, которое и следует открыть среди других, находящихся в помещении. Указательные жесты обычно бывают понятны лишь в контексте и дополняют основное высказывание. Например, оратор говорит: «Мне конспекты не нужны. У меня все здесь!» При этом он указывает на свою голову. Таким образом становится понятен смысл слов.

Отдельно следует выделить такесику — научную область, которая занимается изучением жестов-прикосновений. Пожатие руки, похлопывание по плечу, поглаживание, прикосновение могут выражать одобрение, поддержку и др. Такесические средства служат и для обозначения статусноролевых позиций.

Мимика также имеет большое значение в практике коммуникационного взаимодействия. И это неудивительно, ведь ученые выделили порядка двадцати тысяч различных мимических выражений, передающих различные эмоциональные состояния. Первыми учеными, которые целенаправленно занялись изучением лицевой экспрессии, были Э. Боринг и Э. Титчепер. Впоследствии П. Экманом был разработан широко известный ныне метод FAST (Facial Affect Scoring Technique). Атлас составленных фотоэталонов классифицирует варианты лицевой экспрессии для разных эмоций — страха, отвращения, печали, удивления, радости, гнева. Отдельно рассматриваются три уровня лица: брови — лоб, глаза — веки, нижняя часть лица. Работа с этим атласом напоминает работу с фотороботом.

Трудно себе представить оратора с каменным лицом, которое ничего не выражает. Сколько информации было бы потеряно для слушателей! То же касается и позы выступающего, его походки, осанки, манеры держаться.

Позы принято делить на открытые и закрытые. Первые, при которых руки и ноги не скрещиваются, создают атмосферу психологического конфорта, доверия, готовности к позитивному диалогу. Вторые (перекрещенные руки, ноги, откинутое назад тело) настраивают на волну отрицания, критики. В них чувствется недоверие, готовность противостояния или желание защититься.

Ученые провели классификацию различных типов поз, выделяя среди них позы раздумья, критической оценки, заинтересованности и т. д. Походка тоже открывает внимательному наблюдателю много секретов, явными становятся намерения и внутренний настрой. Наше тело во многом говорит за нас. Об этом публичному человеку всегда надо помнить.

  • 2. Проксемика (от англ, proximity — близость) занимается изучением простраственного положения и влияния пространственных параметров на межличностные отношения. Речь идет не только о расположении людей относительно друг друга во время коммуникационного процесса, но и том, где находятся предметы, мебель, элементы декора, архитектурные элементы. Одним из основателей проксемики стал американский ученый Э. Холл.
  • 3. Фонация (от греч. phone — звук, голос) изучает интонации речи, которые так же, как и кинесические средства, являются паралингвистическими инструментами оратора. Степень громкости, распределение пауз, темп, мелодика речи, особенности артикуляции и т. п. помогают или мешают оратору донести свои мысли и переживания до аудитории, дают слушателелям важную информацию о самом ораторе. Например, громкость говорит о степени уверенности в себе, решимости; отчетливость свидетельствует о собранности, самоконтроле; скорость речи — показатель темперамента, степени волнения, повышение тона тоже может говорить о повышенной возбужденности, гневе, раздражении и т. д.

Интонация — одна из важнейших составляющих устной речи. Она дополняет речевое сообщение, подготавливает к его восприятию, предопределяет оценку. Часто интонация может сказать больше, чем слова. Благодаря интонации расставляются смысловые акценты, привлекается внимание слушателя.

Аудитория — это не просто скопление людей, слушающих некое выступление. Аудитория имеет свой характер, настрой, ее восприятие и реакция подчинены законам психологии внимания. Опытные ораторы понимают это и используют в своих интресах. Неопытные — становятся жертвами своих собственных ошибок.

Практикум

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какие основные жесты, используемые ораторами, выделяет кинесика? Как они помогают или мешают при выступлении? Приведите примеры.
  • 2. Какие из неречевых средств выражения кажутся вам наиболее важными, если оценивать их с позиции риторики? Почему?
  • 3. Какие преимущества оратору дает понимание законов проксемики?

Кейсы 1. Джеймс Хьюмз. Сила вступительной паузы[3]

Для большинства будущих лидеров внешний облик — это актив номер один. Еще Бенито Хуарес, первый демократически избранный президент Мексики (и первый, который не был диктатором) был ростом меньше пяти футов и отличался на редкость непривлекательной внешностью. «Бедняга Хуарес похож на жабу», — говорили друг другу мексиканские богачи. Кроме того, Хуарес был первым президентом — не испанцем по происхождению, а чистокровным индейцем.

В возрасте 26 лет Хуарес попал в законодательное собрание Мексики. Когда этот невзрачный низенький индеец поднялся, чтобы произнести свою первую речь, большинство слушателей смотрели на него с презрением. Однако у него уже был собственный стиль выступлений. Он не сразу начал говорить, а какое-то время молча стоял, всматриваясь в лица слушателей, спокойно встречая взгляды тех, кто глядел на него снисходительно и недоброжелательно. Шум в зале постепенно стих, установилась полнейшая тишина. Хуарес, зная, что многие из его слушателей сомневаются в том, что он свободно владеет испанским, специально начал с длительной паузы, подогревая ожидание зала, потом произнес первые слова своей речи: Libertad, Dignidad, Humanidad

Эти громкие слова ясно и четко прозвучали в притихшем зале.

2. В. Вересаев. Записи для себя (фрагмент)[4][5]

Глаза — зеркало души. Какой вздор! Глаза — обманчивая маска, глаза — ширмы, скрывающие душу. Зеркало души — губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы… Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут.

3. В. И. Ленин. Что такое Советская власть?[6]

Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которой не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал. Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Вот почему, как ни клевещут на Россию представители буржуазии во всех странах, а везде в мире слово «Совет» стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих, для всех трудящихся. И вот почему Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире.

Мы хорошо знаем, что у нас еще много недостатков в организации Советской власти. Советская власть не чудесный талисман. Она не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма. Но зато она дает возможность переходить к социализму. Она дает возможность подняться тем, кого угнетали, и самим брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством.

Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому — верный и потому — непобедимый.

Вопросы и задания к кейсам

  • 1. Согласны ли вы с мнением писателя В. Вересаева, что глаза не могут рассказать правду о человеке, только губы раскрывают его истинную сущность? Каково ваше мнение? Подготовьте небольшое выступление по этому поводу.
  • 2. Почему человек с такой далекой от эталонов красоты внешностью, как у В. Ленина, обладал такой властью над аудиторией? Как ему удавалось увлечь и покорить своих слушателей и в залах для собраний, и на улицах?
  • 3. Как удалось Бенито Хуаресу завоевать внимание своих слушателей? Насколько «рискованным» был его метод?

Творческие задания

  • 1. Разделитесь в группе на пары и проведите диалоги на выбранную тему. Потом сев в круг, повернитесь к его центру спиной и проведите круглый стол с обсуждением злободневной проблемы. Было ли легко вести беседу, дискуссию, не видя своего собеседника (собеседников)? Почему?
  • 2. Подготовьте небольшую речь на тему «Успех — красноречивейший в мире оратор». Пусть остальные члены группы оценят соответствие вербальной и невербальной составляющей выступления. После обсуждения подумайте, что вы могли бы изменить для того, чтобы конечный результат больше соответствовал поставленной вами цели.
  • [1] Эталон красоты. Какая красота спасет мир? URL: http://wvw.lookatme.ru/flov/posts/fashion-radar/70 133-etalon-krasotyi-kakaya-krasota-spasetm-ir.
  • [2] О роли одежды, аксессуаров, прически и макияжа в процессе речевого общения см.:Ятманова М. Г. Ведение переговоров. Стратегии и тактики: учебио-метод. пособие. СПб. :Изд-во СПбГУ, 2012. С. 71−73.
  • [3] Хьюмз Дж. Секреты великих ораторов: говори, как Черчилль, держись, как Линкольн.С. 9—10. URL: http://knigi.ws/psihologia/16 542-sekrety-velikih-oratorov-govori-kak-cherchill-derzhis-kak-linkoln-dzheyms-hyums.html.
  • [4] Свобода, достоинство, человечность (исп.).
  • [5] Вересаев В. Записи для себя // Новый мир. 1960. № 1. С. 163.
  • [6] URL: http://vlastitel.com.ru/multimedia/text/Lenin_whatisso.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой